https://cont.ws/@bernardshaw17... - Феномены РАЗУМА. Часть 1
Уважаемые читатели. Как бы вы отнеслись к человеку, который, представившись вам знаменитым пианистом или скрипачём, на деле оказался бы всего лишь трепачём, который имеет в лучшем случае поверхностное знание этих инструментов, а владеет ими на уровне бродячего музыканта? К сожалению, многие люди именно на таком уровне имеют понимание того инструмента, который им дала матушка Природа. Я говорю о Разуме. Владеют же им, увы, гораздо меньше людей, чем того хотелось бы. А в совершенстве им владеют только лишь просветленные люди. Понятно, что все в мире относительно и совершенству нет предела, а природа физической жизни и в этом вопросе накладывает свои ограничения.
Можно ли жить счастливо и обрести все лучшие человеческие качества, если не знаешь и не понимаешь того совершенного инструмента, которым тебя наградила Природа и не владеешь им?
Уже давным-давно существуют методы практического изучения и овладения этим совершенным инструментом Природы. Но прежде чем перейти к описанию этих методов необходимо хотя бы познакомиться с базовыми основами, терминами и определениями Разума. Иначе говорить о его овладении не приходится. Поэтому предлагаю вам посмотреть хотя бы некоторые элементы ТОГО, чем, каждый из нас пользуется в своей повседневной жизни.
Уважаемые читатели должны отдавать себе ясный отчет в том, что если человек не владеет в должной мере Разумом, то он всегда может стать игрушкой в руках того, кто владеет им лучше. Что нам и приходится наблюдать в повседневной жизни часто и густо. На кого же тогда нам жаловаться и обижаться?
Предлагаю вам познакомиться с описанием этого вопроса единственным в своем роде великим ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ-ПРАКТИКОМ Шри Ауробиндо. Имея блестящее западное образование, он применял в своих практических исследованиях все известные научные принципы.
Следует так же отметить, что Разум это универсальная СИЛА - Энергия и каждая часть разума, если выражаться техническим языком работает на своей частоте. Говоря о том, что та или иная часть разума находится в ГЛУБИНЕ или ЗА(то есть, выше), или НИЖЕ другой части, Шри Ауробиндо имел ввиду именно частотное разделение этих частей разума. В эзотерике вместо термина «частота» принято применять термин «вибрации».
ФИЗИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Физический разум — это та часть человеческого разума, которая
связана исключительно с физической сферой. Физический разум
находится в зависимости от чувственного разума и способен воспри-
нимать лишь чувственные, внешние объекты и предметы. Идеи физи-
ческого разума имеют в своей основе информацию, полученную от
восприятия внешнего окружающего мира; физическому разуму неве-
дома никакая другая Истина, если только он не достигает озарения
свыше. [22:327]
Физический разум сосредоточен на физических предметах и явле-
ниях, помимо которых он ничего не видит и не понимает. Отношения
физического разума с окружающим миром определяются природой
материальных объектов. К воздействию высших сил физический ра-
зум, практически, не восприимчив. [22:347]
Собственно физический разум представляет собой поверхностный
воспринимающий интеллект, выполняющий две основные функции:
во-первых, в ходе своего практического взаимодействия с внешним
миром физический разум придает ему упорядоченный характер и, во-
вторых, служит каналом и средством передачи и претворения в жизнь
динамической воли мыслящего разума. [22:328]
Термин «физический разум» обладает определенной двусмыс-
ленностью, поскольку может означать как внешний, поверхност-
ный РАЗУМ, так и ментальные проявления на физическом уровне.
[22:326]
ФИЗИЧЕСКОЕ ВИТАЛЬНОЕ
Подобно тому, как существует ФИЗИЧЕСКИЙ РАЗУМ, так же
есть и физическое витальное, которое представляет собой определен-
ную часть витального существа, целиком и полностью поглощенного
миром физических вещей и преисполненного всевозможных желаний,
страстей и стремлений к получению удовольствия на физическом
уровне бытия. [22:344]
Витальность это ЖИЗНЕННАЯ СИЛА, присущая любой форме проявления Жизни, в растениях животном или человеке. Где есть Жизнь, там есть и жизненная Сила (Энергия). Без витальности не может быть жизни и её проявления в материи.
Физическое витальное и Витальное физическое
Физическое витальное — это существо, исполненное мелкими же-
ланиями и страстями; витальное физическое — это нервный «конверт»
человека. И то, и другое тесно связаны друг с другом. [22:344]
ФИЗИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Когда я говорю о физическом сознании, я имею в виду ФИЗИЧЕС-
КИЙ РАЗУМ и ФИЗИЧЕСКОЕ ВИТАЛЬНОЕ, а также собственно
СОЗНАНИЕ ТЕЛА. [24:1443]
ФИЗИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО
Существует ... «Я» физического тела, истинное и чистое физиче-
ское существо, которое можно осознать в результате самоотчуждения
от своего тела, его потребностей и деятельности, погрузившись в без-
молвие ФИЗИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, наблюдающего за проявле-
ниями его энергий. [19:906]
Физическое «я», или физическое существо — ПУРУША, АТМАН,
(Дух - санскрит) — немыслимое без существования тела и тесно
связанное с любыми витальными и даже ментальными проявлениями,
— это то, что мы прежде всего осознаем. Присутствие этой физической души
наблюдается повсюду в Природе; оно пронизывает наше тело, незримо
приводит его в движение и является основой любого нашего физичес-
кого опыта. [20:442]
Физическое Существо
Разум состоит из многих частей, каждая из которых представляет
собой определенную силу с присущими ей свойствами, функциями,
интересами и средствами выражения; эти силы могут вступать в про-
тиворечие друг с другом. [22:322]
Собственно разум подразделяется на три части: мыслящий разум,
динамический разум и внешний разум. Первый имеет дело с идеями
и процессом познания, второй — с применением ментальных сил, на-
правленных на реализацию идей, и третий — с формами выражения
этих идей в жизни, причем не только с использованием речевых
средств, но любых возможных. [22:326]
Человек обычно прочно стоит на самом низком уровне сознания
интеллекта; можно также назвать этот уровень сознания физическим
ментальным, поскольку его чувственное восприятие объективной ре-
альности зависит от физического мозга, чувственного разума и орга-
нов чувств. На этом плане бытия человек придает большое значение
объективным фактам окружающей действительности и своей внешней
жизни, его внутренняя субъективная жизнь не отличается большой на-
сыщенностью и интенсивностью и в значительной степени подчинена
требованиям и условиям внешнего существования. ...
Выше уровня физического разума находится витальный разум,
который по отношению к разуму физическому расположен в глубине
нашего существа. Он обладает динамичностью, открытостью, жиз-
нестойкостью, хотя все еще остается закрытым для влияния психиче-
ского существа и способен лишь к формированию подобия души,
своего рода поверхностного витального Пуруши. ... Витальный разум
поддерживается нашим витальным существом и может легко вступать
в контакт с витальным миром, его силами и реалиями, запредельными
материальной Вселенной. ...
Над уровнем витального разума и еще глубже по отношению к на-
шему внешнему сознанию простирается ментальный уровень чистой
мысли и интеллекта, для которого реалии ментального уровня бытия
по своей значимости затмевают физический и витальный миры.
Под непосредственным влиянием ментального уровня сознания нахо-
дятся философы, мыслители, ученые, интеллектуалы, писатели и ора-
торы, идеалисты и мечтатели, те, кто достиг доступных на сегодняш-
ний день человеку высот мысли. [19:717—19]
ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
Подсознательное в человеке является пограничной областью на-
шего скрытого внутреннего бытия, где оно соприкасается с БЕССОЗ-
НАТЕЛЬНЫМ; это тот уровень человеческого существа, на котором
Бессознательное обретает полусознательную форму. Поверхностное
ФИЗИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ также, в свою очередь, погружаясь
с бодрствующего до бессознательного уровня, попадает в промежуточ-
ную подсознательную область. Другими словами, подсознательное —
это та нижняя часть нашей природы, которая служит преддверием
Бессознательного, представляя собой переходную ступень, через кото-
рую проходят, поднимаясь на уровень ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО СУ-
ЩЕСТВА, образы и формирования Бессознательного. [18:422—23]
В обычном человеке к области подсознательного относится боль-
шая часть ВИТАЛЬНОГО СУЩЕСТВА и ФИЗИЧЕСКОГО РАЗУМА,
а также скрытое СОЗНАНИЕ ТЕЛА. [23:898]
Эту часть нашей природы мы можем, строго говоря, назвать под-
сознательной, ибо она лежит ниже уровня разума и сознательной жиз-
ни, представляя собой низшую мрачную сферу, охватывающую чисто
материальные и витальные элементы нашего физического существа,
не затронутые влиянием разума и не подвластные его контролю в сво-
их проявлениях и действиях. Сфера подсознательного включает в себя
безмолвное, скрытое, динамическое, не воспринимаемое нами созна-
ние, которое проявляется на уровне физических клеток тела и нервов,
регулируя их жизненные процессы и непроизвольные реакции на
внешние раздражители. Подсознательное охватывает также низшие
функции ЧУВСТВЕННОГО РАЗУМА, сильно выраженные на живот-
ном и растительном уровнях. [19:733—34]
В нашей йоге под подсознательным мы подразумеваем скрытую
часть нашего существа, лишенную бодрствующей сознательной мыс-
ли, волевого импульса или чувства, или упорядоченной реакции
но способную все же смутно воспринимать внешние впечатления от
вещей и явлений и накапливать их, что, в свою очередь, служит осно-
вой, порождающей привычные повторяющиеся движения, которые
могут, принимая самые причудливые формы, проявляться как в бодр-
ствующем состоянии, так и во сне. Ибо, если подобные подсознатель-
ные впечатления всплывают на поверхность сознания главным обра-
зом во сне в хаотичной и невнятной форме, то они могут подниматься
и на уровень бодрствующего сознания в виде непроизвольно повто-
ряющихся мыслей, старых ментальных, витальных и физических при-
вычек или в виде побудительных импульсов к определенного рода
ощущениям, действиям и эмоциям, которые берут свое начало вовсе
не на уровне сознательной мысли или воли, но скорее противоречат
им, их желанию и склонностям. На подсознательном уровне находит-
ся соответствующий уровень разума, наполненный живучими впечат-
лениями и ассоциациями, устоявшимися мнениями и привычными
реакциями, уцелевшими из прошлого, мрачная область витального
сознания, таящая в себе ростки привычных желаний, чувств и нервных
реакций, а также мрачная сфера сознания материального, управляю-
щего большей частью телесных функций. Подсознательная область
является основным источником наших болезней. Хронические или
повторяющиеся заболевания обязаны, главным образом, своим проис-
хождением нашему подсознанию и его упрямой памяти, заставляющей
раз за разом воспроизводить то, что однажды имело место на уровне
сознания тела. Подсознание не следует путать со скрытыми тонкими
частями природы нашего существа, такими как тонкое, или внутрен-
нее физическое сознание, внутреннее витальное и ментальное сущест-
ва, скрытые от нашего внешнего сознания и не имеющими никакого
отношения к мрачной и сумбурной природе подсознательного. На по-
верхности сознания мы постоянно воспринимаем какие-то отголоски
или импульсы, проникающие из недр нашего существа и пытающиеся
воздействовать на нас; но по большей части источник их происхожде-
ния нам неизвестен. [22:353]
Подсознательное и Внутреннее Витальное и Физическое
Подсознательное расположено ниже уровня бодрствующего физи-
ческого сознания и представляет собой механистическую, мрачную,
полубессознательную сферу хаоса, в которую с трудом проникает луч
света и сознания. Внутреннее витальное и физическое относятся со-
вершенно к другому уровню бытия и обладают значительно более пла-
стичным, тонким, богатым и свободным сознанием по сравнению
с внешним, поверхностным витальным и физическим. Внутреннее ви-
тальное и физическое в гораздо большей степени открыты Истине
и находятся в непосредственном контакте с универсальными силами.
[22:354]
Подсознательное и Внутреннее существо
Настоящее подсознательное есть низшая полусознательная сфера,
граничащая с Бессознательным. Сознание же тонкого внутреннего су-
щества превосходит наше поверхностное бытие. Но и то, и другое от-
носятся к внутренней области нашего существа, плохо осознаваемой
внешним разумом, поэтому подсознательное в обычном разговорном
языке часто путают с внутренним тонким сознанием. [18:223]
Термин «подсознательное» очень часто употребляется европейски-
ми психологами для обозначения всех уровней сознания, кроме бодр-
ствующего, поскольку они не видят никакой разницы между тонким
внутренним сознанием и подсознательным. Используя термин «под-
сознательное», я всегда имею в виду то, что лежит ниже уровня обыч-
ного физического сознания, а не то, что стоит за ним. В этом смысле
внутреннее ментальное, витальное, физическое и психическое не от-
носятся к сфере подсознательного. [22:354]
На самом деле сфера внутреннего тонкого сознания человека со-
ставляет большую часть его природы и является скрытым источником
и основой его поверхностной активности. А нижняя часть подсозна-
тельного витального, которая является исключительным предметом
исследования психоанализа Фрейда, исследования, не ушедшего даль-
ше рассмотрения лишь его отдельных мрачных областей, есть не более
чем ограниченная часть низших областей всего внутреннего сознания
человеческого существа. [24:1606]
ОКРУЖАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ (ВОКРУГСОЗНАТЕЛЬНОЕ)
Незримые связи человека с окружающим его внешним миром оп-
ределяются на уровне окружающего сознания. [19:959]
Под окружающим сознанием я подразумеваю нечто, что каждый
человек, даже не сознавая того, несет вокруг своего тела, и с помощью
этого «нечто» он соприкасается с другими людьми и универсальными
силами. Через окружающее сознание нам передаются мысли и чувства
других людей; через него волны универсальных сил, такие как жела-
ния, сексуальные импульсы и др., проникают в вас и завладевают ва-
шим разумом, витальностью и телом. [24:1602]
Сознательное формирование внутреннего существа человека прое-
цируется за пределы ментальной, витальной, тонкой и грубой физиче-
ских оболочек, образуя окружающее сознание, через которое наше
внутреннее существо входит в контакт с окружающим миром и осозна-
ет и воспринимает внешние силы и импульсы прежде, чем они про-
никнут в нас. [18:541]
Окружающее Сознание и Подсознание
Подсознание и окружающее сознание — это две совершенно раз-
ные вещи. Все, что накапливается в подсознании — впечатления, вос-
поминания, — поднимается на уровень бодрствующего сознания.
В окружающем сознании не происходит никакого накопления и кон-
сервации чего бы то ни было, хотя в окружающем сознании и на
блюдается циркуляция самых различных вещей. Окружающее созна-
ние отличается большой мобильностью и представляет собой свое-
образную буферную зону, через которую проходят различные силы.
[22:314]
ЦЕНТРЫ СОЗНАНИЯ (ЧАКРЫ)
ДУША, согласно нашей психологии, связана с поверхностной,
внешней личностью с помощью определенных центров сознания,
которые мы начинаем чувствовать в результате занятий йогой... Внут-
ренние центры сознания по большей части закрыты или пребывают
в спящем состоянии; одна из целей йоги — раскрыть их и привести
в активное состояние. [24:1165]
Существует семь центров сознания или Чакр:
1. Тысячелепестковый лотос в области макушки головы.
2. В центре лба — Аджня Чакра (центр воли, внутреннего видения,
активной мысли).
3. Горловой центр — заведует внешним разумом.
4. Сердечный лотос — эмоциональный центр. Психическое суще-
ство находится непосредственно за этим центром.
5. Пупочная область — высшее витальное (собственно витальное
существо).
6. Область, расположенная ниже пупка, — низшее витальное.
7. Муладхара — центр физического сознания.
Все эти центры сознания расположены вдоль вертикальной оси на-
шего тела, по позвоночному столбу, хотя, фактически, они принадле-
жат не физическому, а тонкому телу, сукшма деха(санскрит), несмотря на то,
что в состоянии пробужденного сознания их активность ощущается на
уровне физического тела. [22:364-65]
В процессе йоги каждый из центров сознания выполняет опреде-
ленное психологическое назначение наряду с общими функциями,
на которых основаны проявления силы чакр. Муладхара чакра управ-
ляет сферой ФИЗИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ вплоть до ПОДСОЗНА-
НИЯ; абдоминальный центр, свадхистхана, управляет низшим ВИ-
ТАЛЬНЫМ; пупочный центр, набхипадма или манипура, отвечает за
все ВИТАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО; сердечная чакра, хрит(падма) или
анахата, контролирует ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО; горловой
центр сознания, вишуддха, контролирует сферу самовыражения чело-
века и его внешний разум; межбровная чакра, аджня-чакра, управляет
активной мыслительной деятельностью, волей, внутренним видением
и образованием ментальных форм и образов; тысячелепестковый
лотос, сахасрадала, заведует высшими регионами МЫСЛЯЩЕГО РА-
ЗУМА и ОЗАРЕННЫМ РАЗУМОМ, а в высших своих проявлениях
способен воспринимать интуитивные озарения и откровения ВЕР-
ХОВНОГО РАЗУМА. [22:365]
В этой статье я привел обзор лишь некоторых элементов тех составных частей Разума, которые наиболее близки в жизненных ощущениях большинству людей и вместе с тем представляют собой наиболее сложные для трансформации элементы Сознания.
Фото Шри Ауробиндо
Источник: Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий.
Все публикации можно посмотреть по ссылке:
https://cont.ws/@BernardShaw17
Продолжение следует
Оценил 1 человек
1 кармы