Понятия ЛЮБОВЬ и СЧАСТЬЕ в мировосприятии просветленных людей. Часть 2

0 503

https://cont.ws/@bernardshaw17... - Понятия ЛЮБОВЬ и СЧАСТЬЕ в мировосприятии просветленных людей. Часть 1

Уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию вторую часть высказываний Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы (Матери) о любви.

Первые выражения Любви и ее вершина (Смысл творения)

Любовь, что муки крест несет с восторгом,

Вдруг облаготворила горе мира,

Исполнив счастьем тяжкий груз Времен,

Постигнув тайну Божьей благодати.

Бессмертный смысл являя в беге дней,

Она обосновала труд светил

И укрепила дух в его стремленьи,

Экстаз заветный подтверждая в жизни.

Шри Ауробиндо. Савитри.

Уже говорилось о том, что потребность тигра в пожирании жертвы – это одно из первых выражений любви в мире. Я полагаю, что задолго до тигра в морских глубинах должны были существовать примитивные создания, которые имели только одну функцию – желудок. Они существовали только как желудки. И они были заняты поглощением – это и было их единственное занятие. Очевидно, то был один из первых результатов проникновения Силы Любви в Материю, так как до того не существовало вообще ничего – лишь совершенное несознание, полная неподвижность, без единого трепета. С приходом Любви началось движение – пробуждение сознания и движение трансформации. Так вот, можно сказать, что первые формы были первым выражением Любви в Материи. Таким образом, мы можем восходить от потребности поглощения как единственной формы сознания – потребности поглощения, объединения – вплоть до… Простите, мы говорим, что Любовь – это сила всемирная; так вот, через поглощение и усвоение пищи происходило объединение с нею, примитивным, но очень непосредственным способом; если, например, говорить о тигре, то он действительно получает от этого огромную радость. Так что уже проявляется радость, и это уже довольно высокая форма любви. Вы можете восходить все выше и выше и закончить одним из высочайших выражений любви в человеческих существах: всецелой самоотдачей тому, к чему испытывают любовь, то есть, умереть за свою родину или отдать свою жизнь, чтобы защитить кого-то, и т. п. Это действительно уже… весьма высокий уровень. К этому все же примешивается какая-то грязь, это не наивысшая форма, но это уже что-то. И вы видите все шаги, не правда ли? Так что от этого уровня нужно взбираться еще весьма высоко, чтобы достичь подлинного выражения Любви, достичь того, что я описала как вершину восхождения. (Мать берет свою работу «Четыре вида аскезы» и читает:) «Любовь в своей сути есть радость тождества; она находит свое выражение в блаженстве единения». Вначале, прежде чем возникает эманация любви, существует что-то, что мы можем очень грубо описать как «радость тождества». Это действительно очень трудно понять, потому что человеческая мысль может понимать что-либо только через его противоположность, в то время как наивысшая фаза возникает, когда любовь проходит весь круг вселенной, для того чтобы подняться обратно к своему источнику; тогда она обладает результатом всего опыта, который приобрела, и она возвращается к своей начальной точке. Она возвращается к своей исходной точке, приобретя что-то, чего она не имела до начала: опыт проявления во вселенной. И в фундаментальном отношении это представляет собой весь смысл творения. Ведь сознание не было бы тем, чем оно является, если бы не выразило себя в виде творения. Так вот, возвращение из сотворенного мира – что, заметьте, не является чем-то, что имеет место во времени, – это очень трудно понять, потому что наши представления обусловлены временем и пространством и для нас явления образуют последовательность, одно следует за другим; но если бы было возможно представить себе всеобъемлющее движение, которое охватывало бы все и было бы одновременно и началом и концом, тогда это возвращение, которое не было бы возвращением во времени, но было бы возвращением в сознании – как вам объяснить это? – возвращение любви к своему источнику, вместо того чтобы быть просто радостью тождества, становится экстазом единения – и очевидно, что, если смотреть с чисто психологической точки зрения, происходит обогащение сознания благодаря опыту, почерпнутому во вселенной; то есть возникает богатство содержания и изобилие сознания, которого не было бы, если бы не было проявленной вселенной. И это, очевидно, является наиболее логичным объяснением, наиболее логичной причиной для творения.

В действительности, для того чтобы чувство разобщенности исчезло, вы должны реализовать внутри себя совершенное тождество; и когда это совершенное тождество реализовано, то… история заканчивается, сказать больше нечего. Вот почему говорят, что, если бы мир, если бы творение реализовало свое совершенное тождество с Божественным, никакого творения больше бы не было… Так что решение заключается в том, чтобы найти Ананду (Божетвенное блаженство) даже в игре, в этом взаимообмене, в котором и даешь, и принимаешь, в котором одно кажется двумя; и вот почему они сохраняют двойственность. Иначе в условиях тождества ничего не остается кроме тождества. Если тождество является полным и совершенным, то объективизации больше не остается. Я где-то рассказывала об этом, когда говорила об истории любви… Я сказала, что она начинается с Анандой тождества и что после полного кругооборота творения она завершается в Ананде единения. Так что, если бы не было этого кругооборота, не было бы и Ананды тождества. Если бы не было кругооборота, не было бы и единения[1]. Возможно, это достаточно тонкое различие, но это факт, и быть может именно для того, чтобы Ананда тождества могла обрести своего рода кульминацию в Ананде единения, и был предпринят весь этот кругооборот… Не пытайтесь понять это на словах и своей головой, так как две этих фразы (совершенное тождество и совершенное единение) выражают два совершенно разных опыта. И тем не менее результат остается одним и тем же, но одно состояние обогащено всем, чего не было в другом, – богатством всего приобретенного опыта, всего вселенского опыта. Мать.

Любовь не разрушает, она преобразует

Вселенной всей единственная Личность,

Собою оставаясь, стала всем,

Лелея пульс Природы сладостный и грозный,

Что сделался божественным и чистым.

Любя без воздаянья за любовь,

Приемля зло, чтобы найти в нем благо,

Она уврачевала скорби мира,

Весь опыт обращая в наслажденье…

Шри Ауробиндо. Савитри.

…Любовь, очевидно, является самой могущественной и всеохватной из всех сил – всеохватной в том смысле, что она применима во всех случаях. Она могущественнее даже чем сила очищения, которая растворяет всякую ложную волю и которая является, так сказать, владыкой над враждебными силами, но которая не имеет прямой силы трансформации. Сила очищения сначала растворяет, чтобы затем позволить совершиться трансформации. Она разрушает одну форму, чтобы иметь возможность создать лучшую форму, в то время как любви не нужно растворять, чтобы трансформировать; она обладает прямой силой трансформации. Любовь подобна пламени, которое преобразует твердое в податливое и даже сублимирует то, что сделала податливым, в своего рода очищенный пар – она не разрушает, она преобразует. В своей сути, в своем истоке любовь подобна пламени, белому пламени, которое преодолевает всякое сопротивление. Вы можете испытать это сами: с каким бы затруднением вы ни встретились в своем существе, каким бы ни было бремя накопившихся ошибок, неведения, неспособности и ложной воли, одна-единственная секунда этой чистой, сущностной, верховной любви рассеивает все это словно всемогущее пламя; одно мгновение – и все прошлое может исчезнуть; один момент, в который вы касаетесь любви в ее сути, – и все ваше бремя сгорает без следа. 

Любовь Божественного несет с собой силу Трансформации… В тот момент, когда вы открываетесь ей, вы получаете также ее силу Трансформации. Но не в терминах количества вы можете измерить ее – что необходимо, так это подлинный контакт с нею; ведь вы обнаружите, что подлинного контакта с нею достаточно, чтобы сразу же наполнить все ваше существо.

И когда придет время для проявления верховной любви, для кристаллизованного, концентрированного нисхождения верховной любви, это поистине будет час трансформации. Ибо ничто не будет в силах противиться Тому. Но поскольку она всемогуща, некоторая восприимчивость должна быть приготовлена на земле, с тем чтобы последствия ее пришествия не были разрушительными. Шри Ауробиндо объяснил это в одном из своих писем. Кто-то спросил его: «Почему она не нисходит немедленно?» Он ответил нечто вроде следующего: если бы божественная любовь должна была проявиться на Земле в своей сути, это напоминало бы взрыв бомбы; поскольку Земля не является ни податливой, ни восприимчивой в достаточной мере, чтобы расшириться до масштабов этой любви. Ей нужно не только открыться, но и расшириться и стать более податливой – Материя все еще является слишком жесткой. И даже субстанция физического сознания – не только наиболее материальная Материя, но и субстанция физического сознания – является слишком неподатливой.

Поскольку я люблю только Тебя, о Господи, во всем и в каждом я люблю только Тебя одного; и благодаря тому, что я люблю Тебя в них, я помогаю им хоть немного осознать Тебя. Настоящая вещь для них – это научиться, как позволить себе быть любимыми без всяких предпочтений и препятствий. Но они не только не хотят быть любимыми, кроме как по-своему, но и не хотят также открываться любви, если она не приходит к ним благодаря их выбору… и то, что можно было бы сделать за несколько часов, несколько месяцев или несколько лет, требует столетий для своего осуществления. Мать.

II. Человеческая форма любви

Истинная любовь и то, что зовут любовью люди

Дыханье в мысль развив и плазму в чувство,

Он трудится скептичным, тяжким мозгом

В неверном свете проблесков рассудка,

Чтоб мысль и волю обратить вратами

К познанью, что изгонит мрак из мира,

К любви, что сменит власть вражды и злобы.

Шри Ауробиндо. Савитри

Существует только одна любовь – Божественная Любовь, вечная, универсальная, равная по отношению к каждому и ко всему. Это человек называет все виды чувств «любовью»: все желания, влечения, витальный взаимообмен, сексуальные связи, привязанности, даже дружбу и, кроме того, много других вещей. Но все это не является даже тенью любви, даже ее искажением. Все это – лишь ментальная и витальная, сентиментальная или сексуальная активность, и ничего больше. 

…лучше вообще не спрашивать себя, любимы вы или нет, это вам должно быть совершенно все равно, тогда ваша любовь будет приближаться к истинной любви: вы любите просто потому, что любите, а не потому, что получаете что-то за свою любовь, например любовь любимого вами человека. Если ваша любовь предполагает какие-то условия – это уже не любовь. Настоящая любовь – это когда вы любите, потому что не можете иначе, не можете не любить. Любите просто потому, что любите. Вас нисколько не заботит и не тревожит, что произойдет в будущем, вам вполне достаточно уже одного того, что вы сами любите, одного этого чувства. Любите во имя самой любви. Все прочее – это торги, а не любовь. Есть совершенно достоверный признак истинной любви: как только вы обретаете ее, вам и в голову не приходит задавать вообще какие-то вопросы, заниматься подобными рассуждениями. Всякому, кто познал истинную любовь, такие вопросы кажутся по-детски смешными и совершенно несущественными. Как только вы приобщаетесь истинной любви, вы обретаете всю полноту счастья и совершенство реализации и вам просто ничего не нужно в ответ на это. Вы сами и есть любовь, вот и все. Это совершенно самодостаточное состояние, взаимности не требуется.

И, повторяю вам, до тех пор, пока в уме ли, в чувствах ваших есть хотя бы какой-то расчет – осознанный в той или иной мере или безотчетный, – истинная любовь будет чужда вам, вы не любите, вы торгуетесь. … Да-да, человеческая любовь пропитана духом торгашества; если любовь божественная совершенна в том смысле, о котором только что говорилось, то человеческая любовь во всех ее проявлениях – это искажение, извращение божественной, она уродлива, и еще более уродливо все, что с ней неизбежно связано, – такие совсем не красящие человека чувства, как, например, ревность, зависть, а у склонных к насилию дело доходит и до ненависти. И все начинается с малого: с безобидного, вроде бы, желания, чтобы предмет вашей любви – каким бы он ни был – знал, что он любим вами. То же самое многими людьми переносится и на отношение к Божественному: человек любит Божественное и требует, чтобы Оно непременно знало об этом! А это уже начало падения в духовном смысле. О том, что его любовь – не настоящая любовь к Божественному, человек часто и не задумывается. Ему и в голову не приходит ни то, что это ложное отношение к Божественному, ни то, каким оно должно быть на самом деле. А на самом деле, если ваша любовь истинна, вы просто любите без всяких колебаний и рассуждений, вы не требуете обязательной взаимности, вы даже не думаете о таких вещах. Человек полон любви и безграничной радости от возможности так любить, и ему больше ничего не нужно. Долог, очень и очень долог путь от того, что люди называют «любовью», до любви истинной.

Милая Мать, почему, отдавая что-то, чем-либо поступаясь, люди всегда хотят получить что-то взамен?

Потому что обычно человеческое существо и сознание замкнуто само в себе. Люди ощущают свою ограниченность, и у них есть безотчетное убеждение, что для преуспевания в жизни, для своего развития, роста, благополучия в каком бы то ни было отношении, да, наконец, просто для выживания, для поддержания собственного существования в этом мире им обязательно нужно брать что-то извне – таково следствие ограниченности их индивидуального сознания. Когда они что-то отдают, в их замкнутом мирке образуется прореха, которую необходимо заделать, чтобы, по крайней мере, сохранить свое прежнее состояние, а для этого им непременно нужно взять что-нибудь из окружающего мира!.. Разумеется, думать и жить так – это ошибка. Истина состоит в том, чтобы оставить узкие рамки своего бытия, преодолеть ограничения своего скудного поверхностного существа, расширить свое сознание до такого уровня, чтобы не только уметь с помощью самоотождествления проникать в любой из индивидуальных миров таких же ограниченных человеческих существ, каким были вы сами, тем самым достигая полного знания о них, но пойти дальше, расширить свое сознание до беспредельности вселенной, сделать его вездесущим, достичь единения с единым вселенским Сознанием, а тем самым и с любой частицей вселенной, только тогда вы окончательно избавитесь от всех своих ограничений, не раньше. Пока человек ощущает свою ограниченность, он всегда, при любых обстоятельствах, будет стремиться взять от жизни все, что возможно, из страха потерять свое, остаться обделенным. Он тратится, и он хочет во что бы то ни стало окупить свои затраты. Вот, дитя мое, откуда у человека это отношение к окружающему – взять как можно больше, – особенно если он что-то отдает. Если бы человек стремился достичь такого состояния сознания, когда весь мир стал бы частью его существа, если бы среди доступных ему вибраций преобладающими стали бы те, что отражают потребность всем своим существом слиться с окружающим миром, с каждой его частицей, развить, расширить сознание, преодолев его ограничения, до высшей степени, то есть до полного самоотождествления с миром, со всем сущим в нем, то тогда – если бы он исполнил это свое стремление – ему вообще нечего было бы терять, потому что он имел бы в себе все. Но обычно люди не знают об этом. А раз не знают, то и не могут осуществить. Поэтому они стараются брать и брать от мира как можно больше, но всего ведь все равно не объять и полного обладания не достичь. Для этого есть только один путь – самоотождествление. Но поскольку этим путем люди не идут, то и получается так, что, отдавая крупицу, они немедленно требуют равноценной, с их точки зрения, замены: подав дельную мысль, идею, они требуют уважения к себе, всеобщего признания, делая добро ближнему, они обязательно требуют от него того же по отношению к себе, но возвыситься до глубокой мысли, которая была бы благодеянием для всего сущего, они не могут, распространить свою доброту, свою любовь на весь мир они не в состоянии. Обычный человек, чувствуя свою ограниченность, зная, что того, что он считает своим, у него не так уж много, боится потерять хотя бы что-то из этого «своего» и, в конце концов, растерять себя полностью, он боится «обеднеть» или, хуже того, остаться вовсе ни с чем. В то же время, если бы он сумел достичь самоотождествления с миром, у него, естественно, сама собой отпала бы потребность что-то присваивать. Чем больше вы расширяете свое сознание, единство с миром, тем больше имеете. Чем больше самоотождествление, тем больше, шире ваше существо. И наступает время, когда вместо того, чтобы брать, вы начинаете отдавать, и чем больше вы отдаете, тем больше растете в духовном отношении. Мать

Любовь между двумя людьми

Сокровище, чей блеск запятнан тленьем,

Любовь приходит в сердце редкой гостьей,

И красота нисходит в час волшебный,

И радость раскрывает взор его,

И широта вдруг осенит на миг,

Даря от самого себя свободу,

И свет мечты о сладости нетленной

Манит его и тает, как мираж.

Шри Ауробиндо. Савитри

Может ли человек истинно любить другого, прежде чем наша природа будет трансформирована?

Любить другого? Я уже говорила, что это невозможно. Я говорила, что если вы хотите узнать, что такое любовь, вы должны полюбить Божественное. Тогда у вас есть шанс узнать, что такое любовь. Я сказала, что человек уподобляется тому, что он любит. Так что, если вы любите Божественное, вы постепенно, благодаря этому усилию любви, все больше и больше уподобляетесь Божественному, и тогда вы можете отождествиться с божественной любовью и познать, что это такое; в противном случае это невозможно. Любовь между двумя людьми, чем бы она ни была, всегда состоит из неведения, отсутствия понимания, слабости и этого ужасного чувства разобщенности. Это похоже на то, как если бы вы хотели войти в присутствие уникального Великолепия, и первое, что вы бы сделали, это повесили завесу, две завесы, три завесы между собой и этим Великолепием, а потом вы удивляетесь, что получаете лишь смутное впечатление от него, а не само Великолепие. Первое, что вы должны сделать, – это убрать завесы, отодвинуть их, пройти сквозь них и оказаться в присутствии Великолепия. И тогда вы познаете, что это такое. Но если вы будете вывешивать завесу за завесой между ним и собой, вы никогда не увидите его. У вас, возможно, будет смутное ощущение, что там что-то есть, но и только.

 Матушка, какого рода любовь родители имеют к своим детям? 

Какого рода? Человеческую любовь, не так ли? Такую же, как любая человеческая любовь, – ужасную смесь всевозможных вещей. Потребность обладания, чудовищный эгоизм. Прежде всего, я должна сказать вам, что была нарисована прекрасная картина… написано много книг, сказано много прекрасных вещей о любви матери к своим детям. Уверяю вас, что за исключением способности говорить об этом предмете цветистыми фразами, любовь у высших животных, вроде… например, млекопитающих, к своим детям в точности той же природы: та же преданность, то же самозабвение, то же самоотречение, та же забота о воспитании потомства, то же терпение и т. д. Я видела абсолютно чудесные примеры, и если бы их записать применительно к женщине, а не, скажем, к кошке, получились бы прекрасные истории, люди бы сказали: «Что за человек! Какая чудесная самоотдача у этих женщин в их материнской любви!» В точности то же самое. Только кошки не могут пользоваться цветистым языком. Вот и все. Они не могут писать книги и произносить речи – в этом единственное отличие. Но я видела совершенно поразительные вещи. И такая самоотдача и самозабвение! Но люди… Я искренне верю, исходя из всего, что я узнала и изучила, что в животных, пожалуй, больше чистоты, потому что они не думают, в то время как люди со своей ментальной силой, своей способностью мышления, рассуждения, анализа, изучения – со всем этим – о! они портят самое чудесное движение. Они начинают подсчитывать, рассуждать, сомневаться, организовывать. Возьмите, к примеру, родителей. Рискуя устранить множество иллюзий из вашего сознания, я должна сказать вам кое-что об источнике любви матери к своему ребенку. Она существует потому, что этот ребенок создан из самой ее субстанции, и в течение довольно длительного времени, относительно долгого, материальная связь, связь субстанции между матерью и ребенком, является чрезвычайно близкой, словно бы часть ее плоти была взята у нее и помещена на некотором расстоянии от нее, – и только гораздо позднее эта связь между ними полностью обрывается. Эта связь является своего рода тонким чувством, таким, что мать ощущает в точности то же, что ощущает ее ребенок, словно бы она переживала это в себе самой. Вот что является материальной основой привязанности матери к ребенку. Это основа материального тождества, и ничто иное. Чувство возникает гораздо позже, оно может возникнуть и раньше, это зависит от людей, но я говорю о большинстве: чувство приходит только гораздо позднее и оно обусловлено… но все же нельзя смешивать это с любовью. Именно материальное самоотождествление позволяет матери очень конкретно и осязаемо ощущать то, что ощущает ребенок: если ребенок испытывает потрясение, то и мать ощущает его. Это продолжается по меньшей мере в течение двух месяцев.

Такова основа. Остальное обусловлено природой людей, их уровнем развития, их сознанием, воспитанием и образованием и способностью восприятия. И затем существуют все коллективные внушения… Все это не имеет ничего общего с истинным сознанием, с психическим существом, ничего общего… Мать

Источник: Шри Ауробиндо, Мать. ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ

Продолжение следует

Все публикации можно посмотреть по ссылке:

https://cont.ws/@BernardSha...

Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
  • Hook
  • Сегодня 09:59
  • В топе

Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

Поджигатели вертолета

Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...