Подробно. Гомосексуализм и педофилия как разновидности сексуального девиантного поведения

2 4297

Цитируется по: Дерягин Г.Б. "Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов", М., Московский университет МВД России, из-во "Щит-М", 2008 г., стр.437-472.

Гомосексуализм и педофилия.  14.1. Общие понятия
Понятие "сексуальное меньшинство" культурально и исторически относительно. Так, в древности, в античном мире бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, а отрицающие гомосексуальность (в том числе, иудеи) - к сексуальному меньшинству. Древние восточные славяне также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть немало свидетельств в литературе того времени. Сами же гомосексуалы всегда были сексуальным меньшинством и всегда будут им. Выделяют два основных термина, характеризующих формы полового поведения относительно пола объекта влечения: гомосексуальность и бисексуальность.


    1. Гомосексуальность. Термин происходит от соединения двух слов: греческого homos (тот же самый, одинаковый) и латинского sexus (пол). Гомосексуалами называют мужчин и женщин, которых на протяжении длительного времени (более 6 месяцев) привлекают в сексуальном плане только лица одного с ними пола. Как термин слово "гомосексуализм" было впервые предложено в 1869 году венгерским врачом Бенкертом. Для гетеросексуально ориентированных лиц, случайно или по необходимости вступивших в гомосексуальную связь, Р. Крафт-Эбинг предложил термин "псевдогомосексуалист".
    Гомосексуалы - это мужчины и женщины, которых на протяжении длительного времени (более 6 месяцев) привлекают в сексуальном плане только лица одного с ними пола.
В последнее время не принято употреблять окончание "ист", так как оно обычно указывает на принадлежность к какой-либо политической партии или политическому блоку, объединению, носит презрительно-дискриминационный оттенок, поэтому употребляются термины "гетеросексуал", "гомосексуал", "бисексуал". Синонимом термина "гомосексуализм" является термин "гомоэротизм".
    2. Бисексуальность. Термин происходит от латинского bis, т. е. дважды и имеет два разных значения:
   - первое - обладание соматическими, психическими или поведенческими свойствами обоих полов (гермафродитизм, соматическая андрогиния);
   - второе - особый тип психосексуальной ориентации на представителей обоих полов.
   Еще Ч. Дарвин пришел к убеждению о бисексуальности полов "Большинство, а может быть и все вторичные признаки, свойственные одному полу, есть и у другого пола в покоящемся состоянии". Естественно, потому что раздельнополость произошла от смешаннополости в процессе эволюции.
   В наследственном коде человека сохраняются гены всех этапов эволюции, о чем свидетельствуют метаморфозы в процессе внутриутробного развития, поэтому андрогинная стадия развития заключена в каждом человеке, но у большинства андрогиния находится в подавленном состоянии. Особи каждого пола вырабатывают мужские и женские гормоны; так, при недостатке мужских гормонов общий женский облик строения тела приобретают и мужчины. Каждый пол заключает в себе потенциальные возможности развития другого пола. Реализация признаков пола зависит от среды, от генетических и эндокринных факторов. Таким образом, с биологической точки зрения, бисексуальны все существа, размножающиеся половым путем, в том числе и человек.
социокультуральной точки зрения, бисексуальность - особое явление в жизни человека, имеющее биологическую основу, но подверженное мощному социальному воздействию в рамках определенной культуры» либо поощряемое, либо осуждаемое, не обязательно проявляемое и не всегда осознаваемое. Бисексуалы стоят посередине между гетеро- и гомосексуалами, нередко тяготея к тому или иному полюсу. Этому способствуют как естественные биологические причины, например, врожденная гомосексуальность, возрастное снижение уровня андрогенов, так и социальные факторы, например, отрицательный опыт гетеросексуального общения с положительным восприятием гомосексуальных контактов, снимающих психосексуальное напряжение; и наоборот.
    3. Фрэйд однозначно высказывался за изначально бисексуальную природу человека. Он писал, что "все люди способны на выбор сексуального объекта своего пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном", например, в своих снах, фантазиях. "Отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии". "Ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности". "Не отдавая должного бисексуальности вряд ли можно будет понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчин и женщин". "Поучительно, что ребенок под влиянием соблазна может стать полиморфно-перверсным, что его можно соблазнить на всевозможные извращения". Проявлениям бисексуальности препятствует "прежде всего, сдерживающий авторитет общества".
    Относительно гетеросексуальной направленности либидо у мужчин 3. Фрэйд высказал следующее мнение: "Можно допустить, что детские воспоминания о нежности матери, других женских лиц содействуют тому, чтобы направить свой выбор на женщину, между тем как испытанные в детстве со стороны отца сексуальное запугивание и положение соперника с ним отвращают от одинакового с ним пола". В Древнем мире воспитание мальчиков мужчинами при минимальном участии матерей способствовало проявлениям гомосексуальности. Люди обычно, так или иначе, демонстрируют окружающим свою мужскую, женскую или кроссгендерную позицию, например, своими высказываниями, поведением, внешностью и т. п. При гомоэротизме или транссексуализме человек может испытывать конфликт между гендерной идентичностью и гендерной ролью. Тем не менее, биологически архетип человека определяется как бисексуальный. В принципе, любой человек изначально бисексуален, что особенно хорошо проявляется в детстве, вплоть до подросткового возраста. В нашем обществе существует невидимая, но значительная группа не идентифицированных бисексуальных людей, живущих в стандартном браке, но в то же самое время периодически вступающих в гомосексуальные связи. Большинство этих лиц не имеет никакого желания изменить образ своей жизни, более или менее успешный брак вполне устраивает их, так как они нашли удачный способ минимизировать конфликт их гомо- и гетеросексуальных импульсов.
    Некоторые бисексуалы в дальнейшем мигрируют в сторону гомосексуальности, некоторые остаются бисексуалами всю свою жизнь, некоторые бисексуалы становятся исключительно гетеросексуалами.
    В господствующем гетеросексистском обществе, клеймящем гомосексуальные желания и поведение, рамки стандартного брака являются хорошей и удобной маскировкой.
Вообще, существует две модели бисексуального функционирования: "модель конфликта" (рассматривается вытекающей из конфликта осознаваемых гомоэротических потребностей и социальных требований гетеросексуальности. Это может повлечь за собой психологические проблемы, склонность к суициду, злоупотребление алкоголем или иными токсическими веществами, асоциальное поведение. Данная модель рассматривается как промежуточная на пути к гомосексуальной ориентации) и "модель гибкости" (рассматривает бисексуальность как бесконфликтное сосуществование гетеро- и гомоэротизма. Является успешной интеграцией в двойную сексуальную ориентацию. Считается целесообразным различными мерами помогать личностям с гомоэротическими потребностями овладевать этой моделью поведения как наиболее функциональной и конструктивной.)
    3. Термин "андрогиния" происходит из двух греческих слов: andros - мужчина и gyne - женщина. Различают соматическую андрогинию - собственно гермафродитизм, и социальную, относящуюся к лицам обоих полов, не имеющим генетической и эндокринной патологии. При чтом лица мужского пола отличаются своим несколько феминным поведением, отсутствием выраженных маскулинных свойств психики, а лица женского пола - наоборот. Социальная андрогиния является продуктом воспитания и женской эмансипации.
     В последнее время в развитых мировых культурах прослеживается тенденция роста андрогинии у мужчин, различия мужских и женских поведений нивелируются. Этому способствует система домашнего и школьного воспитания, подавляющая, в целом, агрессивность (агрессивность - признак маскулинности), вырабатывающая альтруистические установки, стимулирующая компромиссность, что облегчает адаптацию к общественной и семейной жизни. Традиционная" мужественность с присущей ей агрессивностью в современном развитом обществе не всегда остается востребованной, удобной, а гипертрофированная мужественность даже является опасной из-за повышенной конфликтности и склонности преступать законы общества. Однако среди общей массы "мужественных" преступников наиболее андрогиничны лица, совершившие половые преступления, треть из них осознает свои гомоэротические потребности. Социальная андрогиния проявляется в соответствующем поведении как в социальной жизни, так и при проявлениях либидо, а также в стиле одежды (например, "унисекс"). В странах Запада около 30% населения проявляют черты андрогинии, причем это касается как мужчин, так и женщин. Андрогиничные мужчины и женщины наиболее приспособлены к жизни в обществе, проявляя в достаточной мере свою мужественность или женственность в зависимости от ситуации.
   Мировая медицинская общественность впервые признала гомосексуальность вполне естественным, непатологическим явлением в 1974 г., сначала в DSM-III, затем и в Международной статистической классификации болезней (МКБ), регулярно пересматриваемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Действующая ныне МКБ-10 не содержит такой психической патологии, такого "сексуального извращения", как гомосексуализм или бисексуальность. В МКБ-10 записано: Сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство". Следовательно, неверно утверждать, что гомосексуальная ориентация сама по себе является половым извращением, т. е. парафилией. К медицинской патологии относится только невроз по поводу своей сексуальной ориентации, развивающийся в результате фрустрации из-за того, что естественная гомосексуальная ориентация человека входит в противоречие с социальными требованиями, берущими начало в религиозных воззрениях.
    Таким образом, без учета сакральных воззрений (а РФ является светским государством), исходя из МКБ-10, гомосексуальные взаимодействия партнеров не являются противоестественными, они - вариант нормы, их нельзя рассматривать как "половое извращение". Конечно, гомосексуальные действия могут быть проявлениями патологии психики, но не обязательны для всех лиц, которые имеют патологию психики. Для болезненных, навязчивых извращений половых чувств характерен симтомокомплекс, позволяющий диагностировать психическую патологию. Если его нет, то гомосексуальность расценивается как вариант медицинской нормы. Но в зависимости от общества гомосексуальность принимается в конкретном обществе как вариант социальной нормы или как отклоненное от социальной нормы явление.
    4. Понятие "педофилия" в узком смысле - любовь к мальчикам но в обычном широком понимании и в определении Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) - расстройство сексуального предпочтения, выражающееся в сексуальной тяге к детям обычно препубертатного или раннего пубертатного возраста.
   В научных кругах существуют дискуссии, можно ли педофилию рассматривать не как расстройство психики, а как обычную сексуальную ориентацию, т. е. естественное явление. В принципе, можно говорить о существовании какого-либо типа гомо- или гетеросексуального влечения. Например, о преимущественно эфебофильном или партенофильном типах гетеросексуального влечения и т. п. Педофилом можно признать только лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Различают следующие варианты педофилии: педофилия (любовь к мальчикам, не достигшим 16 лет), эфебофилия (любовь к юношам, достигшим 16 лет), корефилия (любовь к девочкам, моложе 16 лет) и партенофилия (любовь к девушкам, достигшим 16 лет).
    Все эти варианты встречаются в гетеро-, гомо- и в бисексуальном вариантах. То есть некоторых педофилов привлекают только девочки, других - только мальчики, а третьи интересуются детьми обоего пола. Указанный возраст - 16 лет является относительной величиной, так как темп полового созревания у детей по различным причинам разный. Некоторые уже в 14 лет выглядят на все 16-17, а при задержке полового созревания и 16-летние могут внешним обликом соответствовать возрасту 12-13 лет. Педофилов же привлекает внешний облик ребенка.
    5. Некоторые понятия уголовного права.
    Российское законодательство не содержит положений о защите людей от дискриминации по признаку сексуальной ориентации. Понятие сексуальной ориентации отсутствует во всех перечнях запрещенных оснований для дискриминации в различных отраслях права, в том числе и в У К РФ. Это понятие, хотя и не упомянуто в ч. 2 ст. 19, но очевидно, что подпадает под категорию "других обстоятельств". Однако только прямое включение в перечень дискриминирующих признаков ст. 136 УК РФ "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина" понятия "сексуальной ориентации" способно обеспечить реальную и универсальную защиту гомо- и бисексуалов от дискриминации во всех областях общественной жизни.
    Аналогично можно было бы поступить и в отношении ст. 282 УК РФ "Возбуждение национальной расовой или религиозной вражды". Указанная статья гласит, что "действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются"... Поскольку сексуальность является неотъемлемой и важной стороной жизнедеятельности и здоровья людей, возбуждение "сексуальной вражды", т. е. вражды на основе гомофобии, сексизма (дикриминации по поводу отклонений от сексуальных стереотипов большинства), должно бы наказываться аналогично оскорблению религиозных чувств представителей конкретных конфессий. Ученые с начала XX века выдвигали различные теории развития гомосексуальности: 1.генетическая, 2. неврогенная, 3. эндокринная, 4.нейроэндокринная, 5. психоаналитическая.
    В последнее время появилась и все более о себе заявляет БИОЭВОЛЮЦИОННАЯ теория развития гомосексуальных потребностей. Данная теория в какой-то степени примиряет вышеуказанные. Следует понимать, что генетические модификации, выработанные в процессе эволюционного развития популяции, тесно связаны с гормональной регуляцией и биохимическими процессами, формирующими то или иное половое предпочтение. На формирование же сексуальных стереотипов и конкретного полового поведения большое влияние оказывают социальные факторы, что хорошо видно на примерах многих культур.

14.2. Гомосексуализм у животных
    Гомосексуальное поведение широко распространено у животных в их естественной среде обитания. Многочисленными наблюдениями этологов (ученых, изучающих поведение животных) над приматами установлено, что гомосексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не только для людей, среди приматов они выполняют социализирующую роль. Гомосексуальное поведение наблюдается среди подростков и взрослых особей приматов как среди самцов, так и среди самок. Например, при изучении сексуального поведения японских макак установлено, что они одинаково легко и без внешне видимых причин могут вступать как в гетеросексуальные, так и в гомосексуальные
контакты даже при наличии доступа к партнеру противоположного пола. Таким образом, японские макаки ясно демонстрируют архаичное бисексуальное поведение, присущее приматам.
    Гомосексуальное поведение распространено среди орангутангов. При этом, как и у людей, сексуальное поведение определяет социальную иерархию особи. Кроме того, оно наблюдалось и описано как повседневное явление у павианов гамадрилов, при общении молодых самцов макак резусов, зеленых мартышек, карликовых шимпанзе (бонобо). Например, карликовые шимпанзе часто применяют взаимную мастурбацию, чтобы снять социальное напряжение или восстановить нарушенный мир после ссоры.
    Не только между самцами, но и между самками у павианов, макак и бонобо также существуют гомосексуальные отношения. Если в первых двух случаях действия напоминают садки самцов на самку и доставляют удовольствие преимущественно активной партнерше, то в случае  с самками шимпанзе речь идет о взаимном трении гениталиями, явно доставляющим огромное удовольствие обеим участницам. Генитальные трения - важнейший элемент социальной жизни самок. Они способствуют снятию напряжения в моменты дележа пищи, снимают тревожность в ситуации социальной неопределенности, восстанавливают нарушенные конфликтом дружеские связи. Наконец, они помогают малознакомым самкам освоиться в новой группе, а это немаловажно, так как у шимпанзе самки по достижению половой зрелости переходят в другую группу (М.Л. Бутовская).
    Таким образом, гомосексуальное поведение - специфическая форма поведения у приматов, имеет врожденную основу. Следует отметить, что в процессе эволюции приматов отдельные элементы их сексуального поведения стали ритуализироваться и использоваться вне контекста собственно сексуального поведения как самцами, так и самками. Примерами могут быть ритуализованное "подставление" зада побежденного самца под победителя как проявление подчинения. Победитель с эрегированным половым членом (признаком агрессии у приматов), наскочив на побежденного сзади, совершает над ним коитальные движения, применительно к человеческому уголовному миру - "опускает" побежденного.
    В поведении человека и животных можно выделить целый ряд поведенческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только не способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему, однако они возникают в процессе эволюции и продолжают сохраняться в популяции на протяжении тысячелетий. Такими признаками в рамках традиционных эволюционных представлений являются гомосексуальная ориентация и сексуальные взросло-детские отношения, широко распространенные как у приматов, так и практически во всех человеческих культурах. Во многих случаях они играют важную роль в успешном выживании индивида и группы в целом.
   Действительно, сексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не только для людей, среди приматов они выполняют социализирующую роль. Так, наблюдения за обезьянами Масаса arctoides показали частое, длительное и интенсивное возбуждение гениталий при взаимодействиях между особями того же самого пола, взрослых и младенцев. Эти гомосексуальные взаимодействия сопровождались положительными эмоциями, и было очевидно их преобладание над гетеросексуальным поведением. Первые копуляции подростков выполнялись со взрослыми того же самого или противоположного пола, при этом старшие партнеры явно обучали младших сексуальным взаимодействиям. Авторами исследования сделан вывод, что при половой социализации приматов, гомосексуальные взросло-детские контакты как и гетеросексуальные, являются базисным образцом сексуальной социализации, присущим всем приматам, не исключая человека. Более того, одна треть "социосексуальных" контактов взрослой особи с детенышем инициируется у приматов самим детенышем.
   E.M. Miller склонен объяснять гомосексуальность как результат необходимости выживания в естественных, природных условиях не только индивидов, но и целой популяции. Гомосексуальность является продуктом биологического механизма феминизации мозга лиц мужского пола (самцов). Это связано с личностными качествами индивида (склонностью к дружелюбности и компромиссам, пониженной агрессивностью, большей чувствительностью и заботливостью), делающими мужчину (самца) более привлекательным для женщин (самок), хорошим помощником и отцом. Кроме того, при проявлении феминности в младших, позже рожденных сыновьях, снижается межсамцовая агрессия, что важно для сплоченности группы в условиях борьбы за выживание. Гомосоциальное поведение гоминоидов и древних мужчин способствовало взаимной поддержке и кооперации, обеспечивало более надежный доступ к ресурсам и таким образом способствовало выживанию. Гомосексуальное поведение должно было усиливать эффективность гомосоциальных связей.
   Из исторических и этнографических данных становится очевидным, что бисексуальное поведение является скорее нормой для человека, чем исключением и патологией. Гомосексуальность является итогом индивидуального отбора на конформность, альтруизм, дележ ресурсами и снижение межсамцовой агрессии. Поэтому, что характерно для многих видов приматов (павианы, мартышки, макаки, гориллы, орангутанги, шимпанзе и пр.), подростки и молодые самцы могут занимать социально периферическое положение, т. е. выжить.
    Таким образом, отбор связан с поведенческими реакциями, склонность к гомосексуальному поведению имеет под собой генетическую базу и проявляется у разных особей (и людей) в различной степени. Генетическая вариабельность обеспечивает формирование определенной доли более фемининных в своем поведении, бисексуальных по своей ориентации самцов. В естественных условиях поведение таких самцов привлекательно для самок, поскольку оно коррелирует с пониженной агрессивностью и опасностью убийства детенышей, более эффективным отцовским поведением. Поэтому в эволюции человека шел достаточно последовательный отбор на бисексуальность у мужчин; т. е. гомосексуальное поведение с его нейроэндокринной основой является продуктом эволюции. На протяжении длительного периода человеческой истории проявление бисексуальности было социально выгодным. Современное же преобладание гетеросексуального поведения у изначально бисексуальных по природе мужчин является следствием культурных ограничений, общественных и религиозных стереотипов. В современных цивилизованных обществах речь идет о влиянии мощных культурных ограничений, действующих вразрез с эволюционными предрасположенностями.
Так как бисексуальность изначально естественна, то следует ожидать, что повышение социальной терпимости, кроме влияния биологических факторов, может привести к большему ее проявлению. Современные исследования, проведенные в Австралии в возрастных группах 20-24, 40-44, 60-64-летних женщин (7447 объектов), показали снижение уровня  гетеросексуальности с возрастанием гомоэротизма в младших возрастных группах. Сексуальная ориентация не выбирается людьми, а обнаруживается. Однако проявления гомосексуальности тесно связаны с социальными и культуральными факторами, запрещающими или допускающими подобную практику в конкретном обществе.
 14.3. История гомосексуализма в мире людей.
    В отличие от животных, люди обычно обладают отчетливым или частичным осознанием своей принадлежности к мужскому или женскому полу по анатомическому строению тела. Дело усложняется при осознании несоответствия своих сексуальных потребностей своему ооциально одобряемому биологическому предназначению в качестве производителя потомства, что бывает при гомо-, бисексуальности, транссексуальности.
   В древних обществах и во многих современных нам примитивных сообществах бисексуальность выходила и выходит на первый план. Обряды инициации мальчиков, введения их в мир взрослых, воинов обычно включают в себя гомосексуальные орально-генитальные и анально-генитальные контакты. Есть достаточно оснований утверждать что древние обряды наделения мальчиков мужским началом через гомосексуальные контакты и однополый секс были распространены не только на Востоке, но и по всей древней Европе, в том числе и у славянских племен. Это был повсеместный индо-европейский обычай, существовавший до распространения христианства, проявлявшийся еще в Средневековье.
    Уже во времена палеолита были созданы изображения андрогинов (гермафродитов), символически совмещавших в себе мужские и женские атрибуты, что можно рассматривать как архаичный способ выражения идеи "человека вообще". Андрогины - двуполые божества существуют в древних мифологиях множества народов, а в некоторых примитивных мифологиях (например, у австралийских аборигенов) налицо образы вовсе бесполых существ - предков. Сотворение Евы из ребра Адама также может отражать древнейшую мифическую идею бесполости первых людей.
    Платон на основании древних мифов утверждал, что прежде существовали люди трёх полов: мужской происходил от Солнца, женский - от Земли, а двуполые - от Луны, поскольку Луна совмещает оба начала; третий пол ныне "исчез и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогинны" (Пир 189-193). Зевс осерчал на людей и разрезал их пополам. "Итак, - писал Платон, - каждый из нас - это половинка человека, рассечённого на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей двуполого прежде существа (андрогина), охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своём принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечёт ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. ...В зрелые годы только такие мужчины обращаются к государственной деятельности. Возмужав, они любят мальчиков".
   Вероятно, несколько позднее в древнегреческой мифологии появился сын Афродиты - Гермафродит с женской грудью и длинными волосами. Гермафродит отличался от архаичного андрогина, имевшего хорошо выраженные женские и мужские половые органы, неоднозначностью своих гениталий. Как религиозная идея они оба могли возникнуть в период перехода от матриархата к патриархату. Необходимость наличия андрогинов как мифологических образов можно объяснить тем, что мир был сотворен путем самооплодотворения. Так, например, по гелиопольекому мифу, египетский бог Атум (Ра) оплодотворил себя путем ауто-фелляции и породил первых богов Шу и Тефнут. Андрогинам, ввиду их исключительного отличия от остальных людей, приписывались повышенные, сверхъестественные способности взаимодействия с духами, управляющими круговоротом жизни и смерти, всеми взаимодействиями бытия. Это имеет параллель с бисексуальностью шаманов.
   Культовое использование гомосексуальности имело, а может быть и сейчас имеет место у малых народностей русского Севера и Сибири. У сибирских народов предполагалось, что умение изменять свой пол свидетельствует об особых колдовских способностях. Такие люди обычно становились шаманами. Нарушение сексуальных норм шаманами при гомосексуальных сношениях с божеством (как и нарушение табу инцеста правителями) лишь подчеркивало их избранность, придавало им магическое значение и власть во многих культурах. Самые древние литературные свидетельства о существовании гомосексуальности в Древнем мире появились до изобретения письменности, т. е. более 5 тысяч лет назад, которая лишь зафиксировала древние мифы, эпосы и законы. Например, египетские папирусы свидетельствуют о том, что гомосексуальные контакты не только были широко распространены в Древнем Египте, но и принималась как само собой разумеющиеся. В литературе Вавилонии и Древней Ассирии нет осуждений однополого секса. Первые упоминания о мужском гомосексуализме в Китае относятся к ХУ1-Х1 векам до н. э. Индуистский пантеон изначально бисексуален, и гомосексуальность в Индии расцветала до английской колонизации, хотя в настоящее время в Индии об этом не принято говорить. Бисексуальности американских индейцев удивлялись еще в XIX веке. Впрочем, взгляды индейцев на сексуальность всегда были мягкими и достаточно свободными. Сексуальные игры детей и подростков, гомосексуальные связи рассматривались представителями коренного населения Америки как закономерное явление и даже поощрялись. Среди современных американских индейцев бисексуальность также более распространена, чем среди "белых" североамериканцев.
    Как мы видим, каждая культура конструирует особую форму сексуальности, а сексуальное поведение людей определяется той культурой, в которой они живут.
    Древняя Греция. Корни любовных отношений греков с мальчиками теряются в доисторических временах, в обрядах инициации; греческая мифология вся пронизана рассказами о гомосексуальной педофилии. Греки сделали начало тех древнейших времен своей легендарной историей. Происхождение однополой любви упомянуто у Аполлодора: "...Клио родила сына Гиакинта (Гиацинта), в которого влюбился Тамирис, ...положивший начало однополой любви" (1. 3.3). К тому же Гиакинт был возлюбленным самого Аполлона и погиб от того, что ревнивый ветер Зефир, отвергнутый мальчиком, направил диск Аполлона ему в голову (Лукиан. Разговоры богов. 14). Гомер (Илиада XX. 233-234), описывая отношения Зевса и Ганимеда, писал про мальчика: "Истинно был на земле он, прекраснейший сын человеков! Он-то богами и взят в небеса, виночерпием Зевесу". Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность не только в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам, но популярен и по сей день. Имя "Ганимед" с течением времени стало нарицательным. Считается, что от этого имени в латинском языке произошло слово catamitus, которое трансформировалось в английское catamite (пассивный гомосексуал). Эта страсть, охватившая античные общества, ещё больше подчёркивала победу патриархата над матриархатом. Греческая философия и мужское времяпрепровождение превратились в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин. Геродот (1. 135) утверждал, что и "персы предаются всевозможным наслаждениям и удовольствиям по мере знакомства с ними. Так, они заимствовали у эллинов любовное обращение с мальчиками". Напротив, А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи считали, что однополая любовь была первоначально распространена в древней Персии, откуда перекинулась на Грецию, когда между этими странами завязались прочные отношения. Гомоэротизм эллинов принес представления о высшей красоте, воплощённой в мужском теле. Мужчина был мыслителем, законодателем, воином. Женщина же в греческом классическом обществе
была бесправна, она была нужна лишь для производства детей для правонаследия. Лишь гетеры, по сути дела, стояли вне официального общества.
   Считалось, что высшая красота была воплощена в атлетически прекрасном теле юноши, и однополой любви покровительствовала Афродита Урания ("Небесная") (Платон Пир. 181). Афродита Пандемос ("Всенародная", или "Пошлая"), в отличие от Афродиты Небесной, помогала любви к женщине - существу низшему, способному лишь рожать детей. Афродита Небесная олицетворяла любовь идеальную, возвышенную, которая возможна лишь между равными (то есть между мужчина ми), в отличие от любви похотливой, приземленной, бытующей в отношениях между неравными существами - мужчиной и женщиной. Так как имелось две Афродиты, то и Эротов было два. Эрот Афродиты Урании восходит к богине, которая причастна только к мужскому благородному началу.
    Платон писал (Пир. 181): "Потому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому что сильней от природы и наделено большим умом. ...Любят они не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум появляется обычно с первым пушком. ...Такой человек не обманет юношу, воспользовавшись его неразумием, не переметнётся от него, посмеявшись над ним, к другому. Надо бы даже издать закон, запрещающий любить малолетних, чтобы не уходило много сил неизвестно на что ведь неизвестно заранее, в какую сторону пойдет духовное и телесное развитие ребенка - дурную или хорошую".
    То есть мы имеем дело с совершенно иным, чем ныне, взглядом - закон должен быть призван охранять время и силы взрослого от пустой их растраты в общении с неразумным ребенком. Гомоэротические отношения были мало распространены лишь "в Ионии и в других местах, повсюду, где правят варвары" (Платон. Пир. 182). В проблеме гомосексуальной
педофилии не все так просто. Здесь следует учитывать культуральные влияния, берущие истоки в обрядах инициации и в процессе воспитания детей в Древнем мире, в частности в Классической Греции, где гармония души и тела в юноше, гражданине была государственным идеалом. Для греков наиболее простым и естественным способом приблизиться к этому идеалу была любовь к воспитуемым мальчикам. По Платону, гармничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика - высшее проявление любви (так называемая "платоническая любовь" гомосексуальна; понятие подверглось искажениям и современной трактовке в христианское время).
    Общество способствовало тому, чтобы каждый мужчина выбрал себе юношу в качестве воспитанника и возлюбленного. Юношу, который не мог найти себе старшего друга, порицали, относя эту неспособность к чрезмерной заносчивости, противопоставлении себя обществу. Поскольку старший партнер, т. е. наставник, отвечал за поведение младшего, любовь к мальчикам поощрялась и стала той силой, которая поддерживала государство и формировала общественную мораль. Мужчина без подопечного считался избегающим выполнения гражданского долга.
    Считалось, что взаимная любовь учителя и ученика учит юношей стремиться к красоте, вообще к прекрасному, и быть мужественными: "Совершенно очевидно, что нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов" (Ксенофонт. Киропедия. 7. 1, 30). Возлюбленный, "будучи уличён в каком-либо неблаговидном поступке, стыдится больше всего тех, кто его любит. И если бы возможно было образовать из влюблённых и их возлюбленных государство или, например, войско, такие люди даже и в малом числе побеждали бы любого противника: ведь покинуть строй или бросить оружие влюблённому невозможно при любимом, и нередко он предпочитает смерть такому позору", - писал Платон (Пир. 178-179). Всё было весьма серьезно - за бегство партнера с поля боя его любовник отвечал перед обществом смертью. Плутарх же смеялся над спартанцами, у которых женатые мужчины открыто жили со своими друзьями, а своих жён, в соответствии с обычаями, навещали изредка и тайно под угрозой наказания.
 Вообще же, в древних Афинах сексуальные объекты подразделялись не на мужчин и женщин, а на активных и пассивных, если речь шла о педагогическом покровительстве старшего (erastes) над младшим (eromenos); а также на агрессивных и покорных, если речь шла об унижении, наказании, например, врагов. Вспомним, что сексуальное насилие издревле применялось как практика устрашения, покорения, унижения, определения социальной иерархии. Греческая керамическая роспись донесла до нас изображения сексуального насилия победителей над побежденными персами. Ежедневное созерцание юношеских и мужских обнаженных тел, борьба подростков в обнаженном виде с умащенными оливковым маслом телами, несомненно, способствовало тотальму поклонялись в различных вариантах. Более того, фаллос являлся оберегом от всевозможных бедствий, колдовства и порч, поэтому сохранилось множество фаллических амулетов, которые дети носили на щее как средство защиты от сглаза и других неприятностей. В Скандинавии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквями вплоть до XII века.
     Стремление к прекрасному, воплощенному в юношеском теле, в античном мире достигли своего апогея. Поэт Стратон писал: "Я наслаждался с двенадцатилетним мальчонкой. Тринадцать лет наступило ему - он вожделеннее стал. Годом позднее пришел еще более сладостный возраст, И привлекательней всех был он пятнадцати лет. Шестнадцать лет - это возраст богов, а семнадцатилетний Юноша не для меня: создан для Зевса лишь он. Если тебе и постарше милей - то уже не забава: время настало, и долг твой - за него отвечать".
    По всей Греции справлялись праздники, прославлявшие красоту мальчиков и юношей:
   - в Мегаре весенний праздник Диоклей включал в себя соревнования поцелуев мальчиков и юношей;
   - в Феспах проходили праздники, посвященные Эроту, на которых распевались любовные песни, посвященные мальчикам;
   - в Спарте проходил праздник обнаженных мальчиков - gymnopaedia, а также hyacintia;
   - на острове Делос обнаженные мальчики собирались и водили хороводы под восторженные взгляды присутствовавших мужчин.
   Древний афинянин был амбициозно подражателен. В таком маленьком обществе, где все друг друга знали в лицо, достаточно было одному-двум знаменитым гражданам появиться на людях в сопровождении молодого и красивого ученика, чтобы этот обычай вошёл в моду. Чем красивее был ученик, тем благороднее считалась его душа и тем большими достоинствами должен был обладать мужчина, которого он выбрал себе в учителя. С другой стороны, чем более выдающимся был мужчина, тем большими достоинствами должен был обладать мальчик, ставший его учеником.
    На древнегреческих вазах старший партнёр изображается обычно на переднем плане, в умоляющей позе, иногда стоящим со склонённой головой и плечами, иногда - склонив колени, дотрагиваясь до полового члена мальчика. Подростки или юноши, напротив, стоят прямо? ровно. Подобные отношения вечны, существовали до нас, будут существовать и после нас. Любая культурально обусловленная истерия поэтому поводу временна, явление преходящее. Так же и мы представляем себе в наше время немолодых мужчин, ищущих половой связи молодыми людьми, юношами.
    Извращения сексуальных чувств в Древнем мире (в смысле медицинской патологии), в античности, несомненно, имели место, о чем свидетельствуют не только Ветхий Завет, но и Геродот, Аристотель, Элиан и другие классические авторы. Но, вероятно, по сравнению с современной жизнью, они встречались относительно редко. Для древних греков было естественно воспевать мальчишескую и юношескую красоту, поэтому греческая литература насыщена восторженными стихами и рассуждениями о красоте мальчиков, о том, чей поцелуй лучше - мальчика или девушки и т. п. Позже некоторые римские поэты переняли этот обычай, пока аскетизм и фанатичное мракобесие средневекового христианства не изменили идеалы и мировоззрение. Постепенно, на многие века заглохли споры о любви, о различиях и идеалах красоты, даже о том, круглая или нет наша планета, о ее месте во Вселенной - все стало определяться церковными догмами. Общественная психопатология Запада, замешанная на новой религии, навсегда погубила идеалы Античности, привела к извращению естественных чувств, сформировала новые понятия. Но это был естественный, следовательно, необходимый процесс динамики общественного сознания.
     Да и сейчас более в чести кровавые бойни, культ насилия, уголовных взаимоотношений, нежели проявления естественных любовных чувств, особенно если они потенциально не репродуктивны. Примитивизм, цинизм и жестокость, лужи крови, изощренные убийства на экранах кинотеатров и телевизоров, смакование чужих несчастий в новостях и всякого рода программах воспринимаются большинством людей в нашей стране спокойно, для них такая реальность есть норма, они не знают другой жизни. Целое поколение людей в нашей стране
выросло, впитав в себя "ценности" бандитских телесериалов. Но стоит промелькнуть на экране половому члену, как, благодаря "блюстителям нравственности", тут же поднимается паника относительно "разврата". Это ли не деградация и извращение естественных человеческих чувств?!
     Гомосексуальная любовь древних к мальчикам является для современных и малообразованных людей шокирующей загадкой. Однако всё достаточно просто. Открытая бисексуальность и педофилия древних основывалась на:
   1) архаичных инстинктах, способствовавших консолидации общества;
   2) стратегической необходимости военных походов;
   3) сформированных под этим влиянием эстетических и нравственных ценностях;
   4) политеизме античной культуры, достигшей невероятных высот во всех направлениях научной и общественной мысли.
   Религиозно-политические преобразования этого фундамента, естественно, привели и к изменениям в проявлениях сексуальности, к многовековому застою в развитии науки и искусств.

Древние законы
   Говоря о греческой любви к мальчикам, не следует забывать, что речь идет не о детях препубертатного возраста, а о мальчиках подросткового и юношеского возраста, находящихся в пубертатном возрасте или даже уже достигших половой зрелости. Половые сношения с допубертатными мальчиками, не достигшими возраста начала полового созревания, т. е. подросткового возраста (менее 12 лет), были так же, как и у сейчас у нас незаконными. Вообще, существовала широкая сеть законов, касавшихся взаимоотношений между мужчинами и мальчиками. В начале VI века до н. э. Солон постановил карать смертной казнью любого взрослого мужчину, обнаруженного в помещении школы для мальчиков, не достигших подросткового возраста и не имеющего на это особого разрешения.
     За сексуальное насилие над мальчиком к началу IV века до н. э. стали предусматривать наказание в виде изгнания из государства с конфискацией имущества. Это было довольно суровое наказание, так как человек, став вне общества, лишался защиты со стороны общества,
его могли безнаказанно убить, принудить к рабству и т. д. По законам Солона, раб не имел права вступать в связь со свободным мальчиком; мужчина, побудивший свободного мальчика к профессиональной проституции, лишался гражданских прав до конца своих дней. Ранее же, в древности среди храмовых проституток можно было встретить как женщин, так и мальчиков. Еще Гомер рассказывал об интенсивной торговле мальчиками, которых по Средиземному морю развозили финикийские мореплаватели, чаще всего, похищая их, чтобы заполнить ими гаремы или продать в иное рабство.
    Как уже говорилось, Солон законодательно запретил педерастию для  рабов на том основании, что превосходство свободнорожденного не должно принижаться интимными отношениями с рабами, а также ввел наказание для тех, кто торговал своей красотой. Считалось, что кто продает свое тело за деньги, может с легкостью продать интересы государства. Однако законы Солона относились только к афинским гражданам, в то время как масса иммигрантов не афинского происхождения имела в этом отношении полную свободу. Следовательно, эти законы очень рано перестали исполняться. Например, закон гласил: «Владельцы гимнасиев не должны допускать, чтобы кто-то старше возраста самих мальчиков проникал в гимнасии вместе с ними на праздники Гермеса; в противном случае он должен быть наказан в соответствии с законом о насилии над телом».
    То, что этот закон существовал только "на бумаге" и обычно не исполнялся, явствует из обычая греков проводить большую часть времени сплетничая в гимнасии или палестре. Этот закон также относился лишь к запрету на определенное время, то есть на время празднования Гермеса. Схолиаст так объясняет упомянутый запрет: «Во внутренних частях школ и палестр были колонны и капеллы с алтарями музам, Гермесу и Гераклу. Здесь же находились краны с питьевой водой, и многие мальчики под предлогом утоления жажды приходили сюда заниматься аморальными вещами». Эти законы неоднозначно касались рабов и свободных граждан, так как в тех же Афинах, в портовых городах со времен Солона существовали дома терпимости, которые в Афинах открыл все тот же муд-
рый Солон для дохода в государственную казну. В них можно было за деньги провести время не только с девушкой, но и с мальчиком, при этом обитателями публичных домов, как правило, оказывались молодые люди, проданные в рабство, однако свободные юноши иногда также посещали публичные дома с целью заработать деньги проституцией. Один из известных афинских публичных домов с мальчиками размещался на вершине горы Ликабетт, которая поднималась на 900 футов над Афинами. Одновременно это место было своего рода "плешкой", там мальчики добровольно занимались сексом с такими же мальчиками, как, впрочем, и со всеми другими желающими (Г. Лихт). Несмотря на законы и общественное мнение, судя по многочисленным литературным источникам, в Афинах подростковая проституция среди свободных граждан процветала. Мальчика можно было нанять на час или заключить с ним долгосрочный контракт на совместное проживание. Проституирующие мальчики не только посещались их лю-
бовниками в публичных домах, но и приходили в их собственные дома, чтобы иметь возможность быть в распоряжении одного хозяина или обслуживать гостей хозяина на званых обедах. Особо знатные или красивые мужчины едва ли могли противостоять всем свободным мальчикам, которые им себя предлагали. Например, Каристий в своих "Воспоминаниях" говорит: «Все мальчики Афин настолько ревновали к Диогниду, особенному любимчику Деметрия, чьего знакомства они добивались, что самые красивые мальчики в городе, когда он выходил на прогулку, все и приходили туда, чтобы он обратил на них внимание».

Женские отношения
 

В отличие от современности, античная культура была полностью мужской. Женщина была нужна лишь как сосуд для вынашивания плода, для целей патриархального правонаследия, поэтому мы мало знаем о жизни женщин в Античности. Обделенные вниманием мужчин, женщины вынуждены были обращать внимание друг на друга для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Отношения образо-
ванных женщин с ученицами были аналогичны мужским отношениям Учителя с учениками, и это также не считалось чем-то греховным и запретным.
    В Древней Греции педагогический Эрос (педерастия) возводился в систему образования, это был своеобразный социальный институт, через который проходили все, при этом получение реального образования было лишь уделом мальчиков, хотя бывали и исключения из общественных правил. Ремесленник обучал ремесленника, воин - воина, философ - будущих государственных деятелей, аристократов, философов, ораторов и пр. Гармония достигалась слиянием духа и тела, но это было возможно только между равными, т. е. лицами мужского пола. Так как для грека женщина, независимо от ее возраста и социального Положения, была всего лишь гиной (gyne) - маткой, сосудом для вынашивания детей. Жила она в гиникее - отдельной части дома, куда мужчинам зазорно было заходить. Брак же считался обязательством перед богами, заключался с целью деторождения и для правонаследия, которое в те времена уже было не матрилинейным, а шло по отцовской линии. В Спарте брак был еще обязанностью и перед законом.
   В Афинах мудрый Солон отказался ввести такие законы, считая, что женщина не должна быть грузом в жизни мужчины, хотя к супружеской неверности со стороны мужчин общество относилось весьма спокойно. Старые девы и бездетные холостяки обычно усыновляли сирот и заботились о них, чтобы кто-то впоследствии приносил жертвы и дары на родительские могилы. Детской беспризорности практически не было, отчасти из-за обычаев усыновления, отчасти из-за работорговли.
   В некоторых местностях было принято, чтобы девушки до замужества вели вольный образ жизни, но, вступив в брак, они обязаны были жить скромно и блюсти супружескую верность. Перед женщиной стояли две первостепенные задачи - вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Девочки воспитывались до замужества, а мальчики лишь до той поры, пока они сами не начинали осознавать свои духовные и сексуальные потребности, т. е. до подросткового возраста. Далее воспитание мальчика уступалось его мужчинам.
    Гомосексуальная педофилия Классической Греции может быть понята лишь как неотъемлемая часть древнегреческой культуры с её понятиями героизма, идеального воина-героя, гражданина и патриота, эталонов мужской этики. Все это нашло отражение в античной литературе.
 
Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

Обсудить
  • Прочитал, сделал вывод. Склонность к педерастии - общий признак приматов и либералов !
  • очень познавательная статья....