Легенды и мифы древнего Киева. Или не такого уж и древнего

36 1900

Киев — город древний и загадочный, и с его историей связано, конечно же, множество мифов и легенд. Причём происхождение этих мифов зачастую совсем не историческое, а вполне современное. Что поделать — издержки всеобщего образования.

Разумеется, перечислить все мифы, связанные с историей и географией города, в рамках одной статьи невозможно. Но пробежаться хотя бы поверхностно по некоторым легендам стоило бы.

1. Киеву 1500 лет

Действительно, в 1982 году было торжественно отмечено 1500-летие города. Вполне возможно, тем более что в районе исторического центра Киева (Старокиевская гора и Подол) люди селились издревле.

Однако есть устойчивая практика привязки основания города к первому письменному упоминанию. В соответствии с Повестью временных лет Киев был основан в 860 году. При этом надо понимать, что уже для Нестора Летописца это была седая древность (он сам жил, как считается, примерно в 1056-1114 годах), а сообщение было чисто легендарным.

Первый письменный документ, относящийся к истории Киева (письмо киевских иудеев к единоверцам с просьбой помочь в сборе средств для освобождения Яакова бен Ханукки, попавшего в тюрьму за долги), датируется началом X века.

В соответствии с польской хроникой Матея Стрыйковского, Кий основал укреплённый городок в 430 году. Опять же следует отметить, что польский историк жил в XVI веке. Он, правда, опирался на довольно солидный корпус источников, в значительной части до нас не дошедших.

Археологические данные свидетельствуют о появлении укреплённого посёлка не ранее VIII века.

В целом на основании относительно надёжных источников можно сказать, что Киеву (именно как городу с названием) всё же немногим больше 1200 лет.

2. Киев основали Кий, Щек, Хорив и Лыбедь

Это опять-таки легенда, рассказанная нам преподобным Нестором и уже при его жизни бывшая «преданьем старины глубокой».

Понятно, что об этом загадочном семействе неизвестно вообще ничего. Даже имена у них какие-то странные. Ряд исследователей полагают, что имена эти имеют иранское происхождение, и тогда вообще становится непонятно, кто это, откуда они появились и зачем.

За Лыбедь вообще обидно — некоторые считают её не женщиной, а некоторые — даже не человеком.

Не исключается, кстати, что закрепившиеся в городе топонимы (названия холмов и реки) были привязаны к легендарным персонажам задним числом. Причём тут тоже есть моменты загадочные — Хоревица, например, в той части, где она выделена как холм (выступает на Подол), осваиваться начала только в XVIII веке. В княжеские времена это был далёкий загород. Почему бы это ему называться в честь брата князя?

3. К основанию Киева был причастен апостол Андрей Первозванный

Это тоже летописная легенда. Как предполагают, данная запись явилась следствием идеологической борьбы своего времени — Нестор обосновывал первенство Киева среди русских городов по сравнению с Новгородом.

Современные исследователи полагают, что апостол вёл проповедь на берегах Чёрного моря, а вверх по Днепру не поднимался.

Первым же христианским святым, попавшим в Киев (в виде мощей), стал Климент — Папа Римский, останки которого привёз из Херсонеса и поместил в Софии Владимир Креститель.

4. Князь Владимир крестил киевлян в Днепре

Мало кто знает, что Киев вообще-то был основан не на Днепре. Историческая часть города стала прилегать к Днепру в 1830-1840 годах.

Сам же Киев был основан на реке Почайне (она и сейчас существует, хотя полноводностью не отличается). Река эта берёт начало в озёрах вокруг нынешнего жилмассива Оболонь и впадает в гавань около завода «Ленинская кузня». Но ещё в начале XIX века она была отделена от Днепра довольно широкой песчаной косой, сливаясь с ним около устья Крещатицкого ручья. Сейчас напротив этого места находится памятник Магдебургскому праву.

Большинство историков полагает, что массовое крещение киевлян происходило примерно в этом месте или немного выше по течению (тут надо помнить, что в те времена Крещатик был местом княжеской охоты, а нынешнего Владимирского спуска и близко не было — его прорыли при Петре I).

Кстати, в Киеве всего порядка трёх десятков рек и ручьёв. Большей частью они загнаны под землю, но частью их течение проходит на поверхности и даже относительно благоустроено (как фрагмент Почайны в районе Петровки или значительная часть течения Лыбеди).

5. Киев — город на семи холмах

На самом деле в мире существует порядка десятка городов, которые находятся на семи холмах (например Москва), и Киев к ним явно не относится.

Киевских лёссовых холмов (гор, как их называют в Киеве), разделённых глубокими балками, в самой старой части города примерно пять штук — это Детинка, Андреевская гора (почти срытая при строительстве Андреевской церкви), Замковая гора, Уздыхальница и Киянка. Эти возвышенности (по сути — отроги Старокиевской горы) окаймляют урочище Гончары-Кожемяки и проходящий рядом Андреевский спуск, а также выходят на Подол.

Всего же в правобережной части Киева около полутора десятков более или менее определённо выделяемых холмов.

6. Киев был основан на Старокиевском холме

На самом деле самой населённой частью города, вплоть до XVIII века, был Подол. Конкретней — та его часть, которая расположена между Почтовой площадью и улицей Верхний и Нижний Вал (это одна улица с бульваром, традиционно считающаяся двумя, — ещё в XIX веке они находились на противоположных берегах реки Глыбочицы, которая сейчас течёт в коллекторе).

Некоторые археологи полагают, что исторический Киев был изначально основан именно внизу — на пересечении дорог (они в древности шли вдоль рек) и возле переправы через Почайну и Днепр (вспомним летописное упоминание о том, что Кий был перевозчиком). На горе же был поставлен детинец — княжеский замок. Постепенно он разросся и охватил территорию между Золотыми, Лядскими (современный майдан Незалежности) и Жидовскими (Львовская площадь) воротами.

Но после Батыевого погрома и вплоть до XVIII века там постоянно жили только монахи Святой Софии и Михайловского Златоверхого монастыря. На позднем этапе добавились слободы московского гарнизона крепости, от которых на современной карте остались Стрелецкая и Рейтарская улицы.

Василий Стоякин

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Можно к этому добавить, что "Киевов" в славянских землях, хоть пруд пруди, что в переводе со старославянского - "переправа". "Киевы" есть в Польше, в Словакии (то что я помню) и еще порядка десятка созвучных городов у рек. Вообще он, по идее, был основан выше по течению, в районе порогов , а нынешний город расположен на месте окраинной (опять "краина") тюркской крепости, если не ошибаюсь, Манкерман, хотя встречал и другое название. Само расположение Киева как столицы, явно было задумано, как временное, для нападения на Византию, ибо более отрешенного места от коммуникаций найти невозможно, что и проявилось впоследствии.
  • Еще один упорный миф про "Киев - мать городов русских". Почему-то никто, из тех, кто повторяет эту фразу, не удивляется, отчего же это русский князь путает мужской и женский роды и называет город Киев не отцом, а матерью? Нет, в самом деле. Вот Ростов- папа, а Одесса - мама. Тут всё на месте по родам. Отчего же вдруг Киев - мать? А ведь ответ прост. Что сказал князь? Он просто перенес княжеский престол из Новогорода в Киев и об этом так всем прямо и объявил: отныне столица будет здесь, в Киеве. Метрополия, столица - это калькированный перевод с древнегреческого в котором столица - "матэр-полис" это буквально "город мать". Итак, князь объявил своим подданным, что отныне столицей назначен Киев. Только и всего.
  • Мутная история с этим Киевом. Копают сто лет, а внятного и убедительного не выкопали НИЧЕГО. Непонятный фундамент обозвали Десятинной церковью не заморачиваясь даже минимальными доказательствами. "Древние" церкви (София и т.д.) на поверку оказываются новоделами 16 - 17 веков. Никаких остатков княжьих хором, казарм, оборонительных сооружений и остального, присущего столице государства не накопали. Ни один гетман никогда не объявлял "древний" Киев своей столицей, отираясь по Батуринам да Чигиринам. Единственный письменный источник - иудейская малява, в которой указан город Куйяб. Да и та у канадийского профЭссора по фамилии Прицак.
  • - "...Лядскими (современный майдан Незалежности) и Жидовскими (Львовская площадь) воротами..." - Какие говорящие названия! :joy:
  • Существует мнение, что упоминание об ап. Андрее в Киеве относится не к этому Киеву, а к тому, что стоит (до сих пор) на Мораве. Поскольку Андрей это делал «по дороге в Рим». Тогда «дорогой в Рим» был Дунай. И это как раз больше соответствует Киеву на Мораве. И, кстати, там именно горы ‒ Высокие Татры. Исходя из этого, история Киева, который «мать», похожа на компиляцию из разных источников ‒ для создания весомой и основательной легенды.