6 декабря - Память святого благоверного великого князя Александра Невского.
Великие князья Даниил и Александр были современниками. Вершили судьбами страны на переломе её истории. Перед ними стояли практически одинаковые задачи. Но «прочтение» сей роли вышло у них разное.
Сегодня украинские шовинисты и российские либералы принимают ту точку зрения (не случайно впервые принятую польскими историками), что князь Александр, мол, совершил ошибку, предпочтя союз с азиатской ордой против европейского ордена, а не наоборот.
Что же, обратимся к примеру Даниила Галицкого. После долгих метаний между Сараем (ставкой хана) и западными столицами он по наущению папы Иннокентия IV попытался развязать войну против Золотой Орды. Авантюра эта закончилась в 1259 г. позорной капитуляцией. А чтобы новоявленному королю (за свой «европейский вектор» Даниил успел получить этот титул от папы) и впредь неповадно было, нойон Бурундай принудил его сровнять с землей главнейшие крепости Галицко-Волынской земли: Данилов, Львов, Кременец, Луцк, Владимир.
Как следствие, через 90 лет тогдашние «адвокаты Украины» Польша и Литва по сути без единого выстрела разделили беззащитное Галицко-Волынское княжество между собой. Литва позже прихватила и Киев, разоренный благодаря Даниилу татарами, а Польша через 250 лет позарились и на душу народа, навязав галицким русинам католическую унию (условия которой, кстати, обсуждал с папой Иннокентием IV ещё Даниил).
Лишь после того, как Александр охладил водами Невы и Чудского озера пыл «римлян» (так в летописях иногда именуются крестоносцы) и очистил от «поганых иноплеменников» (это также о латинянах) северные города, папа предложил русскому князю союзнические отношения. Но – в случае признания Александром Невским «Святого престола». Но это означало отречься от Православия.
В своём ответе Риму Александр Ярославич открылся не только как блестящий политик и непобедимый полководец, но и как богослов. "Совещавъ съ мудрецами своими" он показал, что на Руси досконально знают не только всю библейскую историю «от Адама до потопа», не говоря уже о новозаветной её части. Папе было заявлено, что «целомудрствуют» на нашей земле, руководствуясь установлениями Вселенских соборов – «От Перваго и до Седьмого». И на сей основе, папского учения «не приемлют и словес не слушают».
«Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра, – пояснял Вернадский. – Православие для него не на словах, а на деле было – "столп и утверждение истины". Раз основа была неколебимая и прочная, Александр уже не боялся искать любых исторических союзников (выделено здесь и везде мной – Авт.).
Такими союзниками и стали монголы, не посягавшие на духовную основу русского этноса. «Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу», – читаем в апологии Вернадского «Два подвига св. Александра Невского». Но был ли в данном утверждении Георгий Владимирович абсолютно корректен по отношению к Орде. Ведь сам же Георгий Владимирович цитирует далее письмо Батыя к Александру Невскому: «Внимай убо себе; аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене, и узриши честь и славу царствия моего себе же и земле твоей полезная приобрящеши". То есть, монголы не зарились не только на душу, но на землю и на власть русских князей. Вряд ли такие отношения можно назвать «рабовладельческими». Это, скорее вассалитет.
«Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра Невского — его борьба с Западом и его смирение перед Востоком — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы народа», — безусловно прав Вернадский, - пишет.
Оценили 26 человек
44 кармы