Праздник Рождества Христова является одной из самых важных христианских дат. Его отмечание уходит своими корнями глубоко в века. В этот день христиане всего мира восславляют рождения Иисуса Христа. Верующие некоторых направлений христианства, в частности католики и протестанты, отмечают Рождество 25 декабря, а в ряде православных стран, из-за календарных различий, дата этого светлого праздника выпадает на седьмое января. Вне зависимости от дня, когда отмечается этот праздник, все верующие люди с нетерпением и радостным ожиданием встречают Рождество, которое несет в себе теплоту, любовь, веру в добро, счастье и благополучие.
В Молдове, где православие исповедует более 90% населения, этот праздник отмечают в ночь с 6-го на 7-е января по канонам Русской православной церкви. В этот же день Рождество празднуют ряд православных церквей, сохранивших у себя старый стиль (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие переход на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме и не только. В 2014 году к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 года о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.
К сожалению, в РМ этот светлый праздник стал объектом нападок и так называемых «реформ» со стороны представителей антироссийских политических кругов, которые не могли смириться с тем, что пастырем православных Молдовы является Патриарх Московский и всея Руси. Именно это и стало причиной того, что молдавские политики решили попробовать сделать православные праздники более «европейскими».
Первую попытку отпраздновать Рождество «по-европейски» в Молдове предпринял кишиневский мэр Дорин Киртоакэ, представлявший унионистскую Либеральную партию. В 2007-м и 2008-м годах этот прозападный политик пробовал начать отмечать праздник 25 декабря, но все эти поползновения пресекались центральной властью в лице президента Воронина.
Все изменилось в 2009 году, когда к власти пришел «Альянс за евроинтеграцию». В ноябре 2009 года правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днем. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть свое решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные даты определяются по церковному календарю.
«Если власти приняли это решение с учетом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным», — говорилось в заявлении Молдавской митрополии РПЦ.
Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что не был ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Молдавская митрополия РПЦ, и Бессарабская Румынской православной церкви в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. «Мы живем в стране, где люди чтут праздники и традиции, которые характеризуют нас как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность», — подчеркивалось в заявлении Молдавской митрополии.
Было очевидно, что предпринятый правительством Филата шаг являлся обыкновенным «прогибом» перед западными странами.
Впоследствии правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днем. А кишиневская мэрия во главе с Дорином Киртоакэ вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали свое решение: «Празднование Рождества было ознаменовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами, 7 января никаких мероприятий не будет».
Окончательную точку в вопросе празднования Рождества в Молдове поставил парламент в 2013 году. 20 декабря законодательный орган в окончательном чтении утвердил поправки в постановление о праздничных днях и датах отдыха, согласно которым 25 декабря было объявлено официальным выходным днем наряду с 7 и 8 января.
Таким образом, Молдова уже более десяти лет официально празднует Рождество два раза в год, но это не является чем-то уникальным. Точно так же решили «рождественские споры» и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и на Украине — там, где наряду с православными христианами есть и значительные по численности общины католиков и других ветвей христианства. Причем позже всех к такому решению пришли на Украине — в 2017 году, и тоже исключительно из политических соображений.
Нынешней молдавской власти не пришлось ничего менять в плане дат празднования Рождества в республике, раскол был начат задолго до них. Однако действующее руководство углубляет его, продвигая Бессарабскую митрополию Румынской церкви. Каждый год 25 декабря Санду в специальном обращении поздравляет граждан Молдовы с Рождеством, но никакой религиозности в этом нет, только политика. Антинародные проевропейские власти республики пытаются навязать гражданам неолиберальные ценности, основанные на разобщении людей и расколе общества. К счастью, для молдаван, как и для россиян, уважение к традиционным ценностям является фундаментом общественного согласия. Выходной день 25 декабря остается для них просто еще одной нерабочей датой, а настоящее Рождество Христово отмечают в Молдове, как и положено, 7 января, вместе с другими православными христианами в России, Беларуси и других братских странах.
Оценили 10 человек
17 кармы