В связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне в СМИ всё чаще появляются материалы о вкладе в достижение этой победы Русской православной церкви. Однако акцент делается не на весомые дела церкви в разгроме немецко-фашистских захватчиков, а на экзотические легенды, подлинность которых опровергают православные историки.
Был ли облёт Москвы с иконой на борту в декабре 1941-го
Самая оригинальная и распространённая версия, от которой открещиваются даже историки РПЦ, - это «облёт» Москвы самолётом с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы 8 декабря 1941 года по личному приказу Сталина. Безусловно, версия возникла в лихие 90-е, когда можно было писать всё что угодно, не прибегая к документам и проверенным фактам.
Откуда «ноги» растут
Для начала расскажем о том, как появилась легенда, которая уже неоднократно была опровергнута. Историю о том, как 8 декабря 1941 года произошёл облёт Москвы с чудотворной иконой, запустил в свет протоиерей Василий Швец. Ещё в последние годы СССР в самиздате ходили его рассказы о чудесах в годы Великой Отечественной войны. В 1992-м легенды повторил историк П.Г. Паламарчук в книге «Сорок сороков». С 1993 года рассказы увеличили свою известность, войдя в сборник «Россия перед вторым пришествием» православного журналиста и писателя Сергея Фомина.
Позже эту историю писатель и священник Николай Блохин включил в свой роман «Рубеж» (издан в 2015 году), в интервью подтвердив, что она основана на реальных событиях. Блохин пишет, что в детстве, в 1952 году, на Московском ипподроме он услышал фантастическую историю от непосредственного участника того события - главного маршала авиации А.Е. Голованова. Именно Голованову «изрядно смутившийся» Сталин якобы поручил облететь на американском «Дугласе» Москву с чудотворной Тихвинской иконой Богоматери из Тихвинской церкви в Алексеевском, и Москва была спасена от врага.
Но дело в том, что только в декабре 1941 года постановлением Государственного комитета обороны Голованов был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования. Дивизия действовала по немецким тылам с аэродрома Монино. И уж никак не облетала с православной миссией Московскую область.
В 2017 году, в преддверии 72-й годовщины Победы, информагентства распространили рассказ 92-летнего ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, заявившего, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина - облёта Москвы самолётами с иконами на борту. Однако, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трёхместных» самолётов И-16 и 12 священников с небольшими иконами в руках.
Сразу заметим, трёхместные И-16 никогда не строились, учебно-тренировочные УТИ-4 были двухместными.
Серьёзные историки утверждают, что облёт Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери был попросту невозможен: «Доподлинно известно, что в 1941 году православная святыня находилась в Тихвинском краеведческом музее, поскольку все городские храмы ранее были закрыты. Немцы захватили Тихвин 8 ноября 1941 года, перед оставлением города они вывезли икону в тыл и передали её в Риге главе Псковской православной миссии митрополиту Сергию (Воскресенскому). После окончательного отступления гитлеровцев икона покинула нашу страну и вернулась в Россию лишь в 2004 году».
«Историки облёта» нашли выход: «дескать, в воздух поднимался список иконы из Тихвинского храма в селе Алексеевском». Это известная церковь ныне в Москве на проспекте Мира рядом со станцией метро «ВДНХ». Храм не закрывался и работал все годы советской власти.
И такой интересный факт. Иерей Николай Савченко в своей статье «Был ли облёт Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года?» приводит множество доводов, доказывая, что вся история является вымыслом. Он анализирует и архивные данные о погоде, состав экипажа самолёта, установленные в нём радиостанции, состояние здоровья Голованова на тот момент, отношения Сталина с подчинёнными и многое другое. Подводя итог, автор статьи категорически отрицает как факт облёта Москвы Тихвинской иконой, так и версию о том, что Сталин после нападения немцев внезапно уверовал в Бога. С иереем солидарен историк РПЦ Михаил Шкаровский.
Вряд ли Сталину был нужен крестный облёт
Давайте подумаем, зачем Сталину, несмотря на то, что в юности он учился в семинарии, заниматься организацией такого необычного дела, вместо того чтобы сосредоточиться на более важных вопросах?
Итак, 8 декабря - 170-й день войны, третий день контрнаступления советских войск под Москвой. К этому времени части Красной Армии освободили станцию Крюково. Немецко-фашистские войска начали отход в этом районе в западном направлении, к Истринскому водохранилищу. От немецко-фашистских захватчиков была очищена Красная Поляна. Главное командование фашистской армии издало приказ о переходе немецких войск к обороне на всём советско-германском фронте. В этот же день СНК СССР принял постановление «О развитии добычи угля в восточных районах СССР».
Вряд ли, думается, Сталин, получавший информацию об успешном контрнаступлении под Москвой и рассматривавший важные хозяйственные вопросы, был так напуган, что отдал приказ о воздушном крестном ходе - облёте Москвы с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.
Если рассуждать логически, то эту операцию нужно было провести либо в середине октября 1941 года, когда над Москвой нависла серьёзная угроза, либо в середине ноября, когда началось второе «генеральное наступление» вермахта. Однако стоит отметить, что эта история не нашла подтверждения в подлинных документах или в надёжных воспоминаниях очевидцев.
Митрополит гор Ливанских Илия и Сталин
Расхожей является неподтверждённая ничем легенда Василия Швеца об участии в «спасении России» патриарха Антиохийского Александра III (митрополит гор Ливанских Илия) и путешествии Казанской иконы Божией Матери по стране. Именно из-за такой подачи материала в истории о «воздушном крестном ходе» 1941 года впоследствии возникло много путаницы. В легендах по сей день фигурируют то Тихвинская икона, то Казанская.
Антиохийский патриарх якобы обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России... На это его благословила сама Божия Матерь. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда - сдавать его нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».
«Митрополит Илия Владыка, - продолжает Василий Швец, - связался с представителями Русской церкви, с советским правительством и передал им всё, что было определено... Сталин вызвал к себе православных иерархов и попросил исполнить предложения митрополита Илии, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение». «Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасён». Затем икону перевезли в Сталинград. Она стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали». «Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин», - утверждает протоиерей Василий Швец.
Так ли было. И можно ли верить Швецу, но история - совокупность фактов. А они свидетельствуют. Митрополит Гор Ливанских Илия Карам в 1947 году, во время его визита в СССР сказал:
«Народ ваш - народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжёлые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий Русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингисхана, Тамерлана, Карла Двенадцатого, Наполеона пытались завладеть Русской землёй и поработить её народ, не раз орошалась православная земля кровью её верных сынов, но всё это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов. Все эти попытки поработить Русский народ, навязать ему другие государственные идеи, другую веру ни к чему не привели.
Гитлер со всеми своими полчищами, наёмниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. И в данном случае вера в Бога поддержала многострадальный Русский народ на его кровавом крестном пути. И ваше доблестное правительство отметило блестящую и полезную работу духовенства в самые тяжёлые часы военной страды.
Я считаю себя счастливым, находясь в Москве - наследнице Православия, полученного от Византии. Да! Я счастлив! И это не удивительно!
Наши предки, взирая на великие и славные деяния Русского народа, - всегда восхищались ими… Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей... достиг и достигнет небывалого ещё в мировой истории могущества и расцвета».
Исторически не много лет прошло с тех пор. Но слова митрополита Гор Ливанских свидетельствовали об Истине - миссия России нести Божий Крест спасения рода человеческого.
А какой «крест» несёт Василий Швец?
Два сержанта Павлова
Ещё один миф связан со знаменитым героем Сталинграда сержантом Яковом Павловым, который, дескать, взял да и ушёл в монастырь, не смог жить без Бога. Эта легенда обежала многие СМИ опять-таки в 90-е годы. На экранах начали показывать старца, который якобы возглавлял гарнизон в Сталинграде, названный его именем. «Дом Павлова» стал неприступной крепостью на пути гитлеровцев к Волге, отражая атаки противника на протяжении 58 дней. Его гарнизон продержался в годы Второй мировой войны дольше, чем Париж. Имя Якова Павлова в когорте самых известных героев Великой Отечественной войны, таких как Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Алексей Маресьев, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Александр Маринеско, Василий Зайцев...
Яков Федотович Павлов родился 17 октября (по новому стилю) в деревне Крестовая Валдайского района Новгородской области. Детство его было таким же, как у тысяч мальчишек из крестьянских семей. Окончил начальную школу, приобщился к крестьянскому труду, работал в колхозе. В возрасте 20 лет, в 1938-м, был призван на действительную службу в Красную Армию. На фронтах Великой Отечественной войны Яков с июня 1941-го. Отличился он, будучи гвардии сержантом, командиром пулемётного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии.
В период уличных боёв в Сталинграде в ночь на 27 сентября 1942 года возглавляемая им разведгруппа захватила 4-этажный дом в центре города, позже названный Домом Павлова, и удерживала его до прибытия подкрепления под руководством лейтенанта И.Ф. Афанасьева. 25-26 ноября 1942 года гарнизон дома предпринял ряд контратак. Во время штурма «молочного дома» Павлов был ранен и эвакуирован в госпиталь.
После излечения участвовал в боях за Гдыню, Гданьск, Штеттин. Войну Яков Павлов окончил под Берлином в звании гвардии младшего лейтенанта. Был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями. 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
После демобилизации в 1946 году работал на заводе «Комета» в Новгороде, директором типографии в городе Валдай Новгородской области, был третьим секретарём райкома КПСС. В этот период окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР от Новгородской области. В 1951 году написал воспоминания «В Сталинграде (фронтовые записки)». Яков Павлов неоднократно посещал город на Волге и общался с его жителями, которые пережили войну и восстанавливали город из руин. В конце 1960-х годов он был удостоен ордена Октябрьской Революции. В 1980-м Яков Павлов стал почётным гражданином города-героя Волгограда. Он ушёл из жизни 29 сентября 1981 года и был похоронен в Великом Новгороде.
Могила на аллее Героев на Западном кладбище является памятником истории республиканского значения. На доме по улице Щитной, где проживал герой с 1975-го по 1981-й год, открыта памятная доска. В музее-панораме «Сталинградская битва» хранятся награды, воспоминания, фотографии Героя. Дом его имени в Волгограде по улице Советской, со стороны площади Ленина, украшен рельефом (скульптор А.В. Голованов).
Вся жизнь, как на ладони, прослеживается день за днём. И вдруг… С начала 1990-х, когда всё начинает подвергаться сомнению, появляется и начинает множиться версия, что Яков Федотович Павлов ушёл в монастырь, стал монахом. Казалось бы, загляни на кладбище в Великом Новгороде, где с 1981 года покоится герой и где ему установлен колоритный памятник, посмотри на памятную доску на доме, где он жил, и всё будет ясно, но…
К возникшей легенде прямое отношение имеет один из старцев Русской православной церкви, духовник Троице-Сергиевой лавры Кирилл, ушедший из жизни в феврале 2017 года в возрасте 97 лет. Принявший монашество в 1954 году старец Кирилл не любил светских разговоров, и потому циркулирующих вокруг себя слухов, даже в интервью, не опровергал. И с 1990-х некоторые журналисты стали прямо утверждать: да, это тот самый сержант Павлов. Путаницу создавало то, что старец Кирилл действительно воевал в Сталинграде в звании сержанта. Однако он был лишь однофамильцем знаменитого героя, не более того. И он не скрывал и не пытался использовать имя героя в своих целях.
Православные ходы Сталина
22 июня 1941 года, в день нападения нацистской Германии на Советский Союз, фактический глава Русской православной церкви, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) по собственной инициативе обратился с воззванием к православным жителям страны. «Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания, - говорилось в нём. - С Божьею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».
Советская власть сразу же оценила призыв церкви внести свой вклад в дело борьбы с врагом. С июля 1941 года на страницах советских газет стали публиковаться положительные материалы о религиозной жизни в Советском Союзе. А 4 сентября 1943 года состоялась историческая встреча Иосифа Сталина и иерархов РПЦ, во многом изменившая жизнь Церкви: ей было дано разрешение на избрание патриарха (им стал Сергий), открыты церковные учебные заведения, началось издание религиозной литературы, учреждён Совет по делам РПЦ, без согласия которого местные власти не могли закрывать храмы.
Сталин пошёл навстречу РПЦ не только из-за проявленного ею патриотического порыва или собственного обращения к Богу. В разные периоды своей жизни он был и революционером, и партийным деятелем. Однако в историю он вошёл как выдающийся государственный лидер. Свои отношения с РПЦ он выстраивал как государственник.
Давайте остановимся на дате встречи Сталина с иерархами Русской православной церкви. 31 августа 1943 года офицер НКГБ Георгий Карпов (будущий первый председатель Совета по делам РПЦ) доставил в Москву патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) и его сотрудников из Ульяновска, где церковное руководство патриархии находилось в эвакуации с октября 1941 года. А поздно вечером 4 сентября 1943 года состоялась встреча председателя СНК СССР И.В. Сталина с иерархами РПЦ. Через четыре дня Собор епископов избрал митрополита Сергия патриархом Московским и всея Руси и одобрил учреждение Синода.
Это было сделано после того, как 23 августа взятием Харькова триумфально завершилась Курская битва. Наступал период полного освобождения страны. И Сталину было важно определиться, как строить отношения с большой частью освобождённого народа, который посещал церковь при немецких властях, и противодействовать немецкой политике по переманиванию православного духовенства на свою сторону на оккупированных немцами территориях. Как известно, на захваченных землях немцы проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству.
Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.
Кроме того, хорошие отношения между государством и церковью сильно облегчали налаживание советским руководством сотрудничества с западными державами, чья общественность уже давно была обеспокоена религиозной политикой СССР. Шаги Сталина здесь были выверенными и точными.
«Димитрий Донской» и «Александр Невский» громили врага
В том же 1943-м патриарх Сергий обратился к Сталину с предложением открыть в Госбанке специальный счёт для сбора пожертвований на нужды Красной Армии. Сталин дал своё согласие, отправив ему в ответ благодарственное письмо.
Благодаря этой инициативе РПЦ была создана танковая колонна «Дмитрий Донской», названная в честь московского князя, разгромившего в 1380 году монголов на Куликовом поле. 7 марта 1944 года у тульской деревни Горелки советским войскам торжественно передали 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34, распределённые в дальнейшем по дивизиям. Один из немногих сохранившихся до наших дней танков находится сегодня на территории Донского монастыря в Москве.
На пожертвования верующих Новосибирска была создана воздушная эскадрилья «За Родину». В честь новгородского князя Александра Невского, защищавшего северо-западные рубежи Руси от немецких крестоносцев в XIII веке, названа другая эскадрилья, также построенная при содействии Русской православной церкви.
Церковь собирала средства на протяжении всей войны. Эти деньги шли на производство боевой техники и вооружения. Священники даже жертвовали серебряными окладами с икон, драгоценными наперсными крестами. В общей сложности на нужды фронта РПЦ собрала более 200 млн рублей.
В 1943 году РПЦ выступила со своими первыми международными инициативами, призвав христиан всего мира к борьбе против фашистских захватчиков, её представители участвовали в работе Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков.
Многие священнослужители были призваны на фронт, где сражались в рядах Красной Армии. Другие в это время участвовали в рытье окопов или организации противовоздушной обороны в тылу. Десятки из них были награждены медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», а также «За доблестный труд во время войны».
Следует отметить подвиг православных священников в тылу врага. На оккупированной территории СССР гитлеровцы пытались использовать РПЦ в своих целях. Однако в целом духовенство РПЦ не пошло на сотрудничество с оккупантами. Многие рядовые священнослужители на оккупированной территории сотрудничали с партизанами, укрывали мирных жителей и спасали от репрессий гитлеровцев, в проповедях выражали уверенность в победе советского оружия.
Наиболее смелые священнослужители уходили в партизанские отряды. Там они не только проводили службы, исповедовали и причащали бойцов, но и сами участвовали в диверсионных операциях и боевых столкновениях. Многие из них впоследствии были награждены медалями «Партизану Великой Отечественной войны».
Немцы жестоко карали православное духовенство за помощь партизанам и подполью. В Полесской епархии на территории Белоруссии было расстреляно более половины всех имевшихся там священников. Настоятеля церкви в Старом Селе Ровенской области Украины отца Николая Пыжевича заживо сожгли в его доме вместе с семьёй за то, что он укрывал партизан и тяжелораненых солдат Красной Армии.
Ярким проявлением благодарности советской власти к Русской православной церкви за её вклад в Победу стало приглашение высших церковных иерархов на Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Они стали почётными гостями этого исторического события.
Так что, думается, «мнимые» заслуги Русской православной церкви в Великой Победе не нужны. Она своей патриотической деятельностью в 1941-1945 годах заслуживает всяческого уважения без всяких вымыслов. Церковь строится Господом не на легендах и мифах, а на реальных делах своих верных адептов.
А когда открылись врата, народ хлынул в открытые двери. Ну а как ещё?
Оценили 10 человек
16 кармы