Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

36 13703

   Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку. 
   Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*. 

До 1930 годов их называли вогулами. 

И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам. 

Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. 

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные. 

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России. 

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. 

Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой. 

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями. 

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера. 

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту. 

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани. 

Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Род - основа основ для народов ханты и манси. 

Один род считает своим предком медведя, другой - лося или волка. 

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится - для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян - всегда мужчина, а женщина - его верная спутница. 

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей. 

Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме. 

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник». 

Его устраивал один род и созывал гостей из других родов. 

Священные обряды, танцы, застолье - это и важное событие, и грандиозное зрелище,

 но в первую очередь - таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка - медведя. 

Отношение к мясу священного животного - особенное. 

Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. 

Рвать медвежатину зубами за столом - значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски. 

Эти кусочки даже руками брать нельзя - только специально сделанными деревянными палочками. 

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. 

В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. 

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. 

Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место - за очагом, напротив входа. 

 За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя. 

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. 

Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».

Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи. 

 После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать - то только хорошее!

Но так было отнюдь не всегда, ещё пару столетий  назад эти два народа были самыми воинственными на всём русском Севере...
В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси

Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. 

К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. 

Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «...тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них… соболей и шуб собoльих…» 

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. 

Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. 

Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. 

Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту ** хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и с самоедами. 

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. 

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. 

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. 

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. 

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». 

Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. 

При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. 

Археологические находки под Сургутом 

в могильнике Сайгатский-4 и 5  позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными? 

Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». 

Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. 

Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. 

Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами. 

Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. 
Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели человечину. 

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. 

То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. 

Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. 

Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. 

    Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. 
    Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками. 

Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».

Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре. 

Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души. 

После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая - перейти в мир мертвых.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов. 

Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра. 

А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки. 

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*... Манси-народ...

Самым известным представителем народа манси является Мэр г.Москвы С.Собянин, 

хотя в своей  автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту...

-Шерт (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

***...Самоеды...

Самоеды, они же Самодийцы  — общее название коренных малочисленных народов России: 

ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)

Башни Кремля и секретная касса, без регистрации и СМС

Дуракам интернет вреден. Они от него тупеют. Дураки для интернета вредны. Он от них тупеет. Двойной парадокс Роджерса, сформулирован в 2003 году Какие вам ещё нужны пруфы?!!11адинадин Объя...

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...

Обсудить
  • Моя сестра двоюродная уже более 40 лет живет в тех краях среди этих индейцев. Говорит, что есть у них места (капища, или как там их называют правильно - не знаю), куда чужим ход заказан. Поймают "туриста" - убьют и ничего им за это не будет. А еще у них есть такое понятие как "родовые земли" - ренту получают с добытчиков углеводородов. И немалую. Им хватает для безбедной жизни. Но живут очень недолго, в основном, т.к. бухают, а ферментов нету...
  • :thumbsup:
  • вот они и грохнули группу Дятлова.Такой народ.
  • :blush: настоящие индейцы! И даже наш мэр Собянин...
  • от ты пиздабол !