Усех приветствую сердешно! По случаю трансмутации писателя-иверолога Антона Благина в знатока обработки камня, в качестве заметок по поводу и без повода (для повышения эрудиции) предлагаю ознакомиться с предметом, о котором Антон выразился так:
Не способен мурманский бывший радист ни проницанием эфира, ни морзянкой, ни поисковиком и никаким другим путем обнаружения точной информации в нашем мире узнать, шта "полимерный мрамор" вдруг оказался полностью идентичен природному камню конкретных месторождений. Одним словом, балда!
Сердобольские граниты Санкт-Петербурга: откуда родом атланты Эрмитажа?
"На протяжении XVIII — начала XX века в Санкт-Петербурге сложилась уникальная для России традиция использования природного камня как строительного, архитектурного и декоративного материала. Однако лишь одна разновидность камня получила универсальное распространение: в строительстве (опоры мостов, стены домов), архитектурном декоре (малые архитектурные формы, интерьеры дворцов), скульптуре (атланты Нового Эрмитажа и кариатиды Бельведера в Петергофе). Общеупотребительное название этого камня — сердобольский гранит. Однако даже беглое знакомство с его внешними особенностями («рисунок», текстура и структура) однозначно свидетельствует, что данное название распространяется на множество разновидностей, объединенных внешним сходством и, возможно, даже в большей степени контрастом с наиболее известным гранитом Петербурга — ярким розовым финским гранитом рапакиви на его набережных.
Обладающие сдержанной расцветкой и скромным рисунком (почти монотонный, от светло-серого до черного), неброские на фоне других видов камня сердобольские граниты применялись архитекторами для создания фона (стены Мраморного дворца) или общей композиции (колонны Эрмитажа). Как правило, сердобольские граниты использовались для цоколей зданий, пьедесталов памятников, что придает им образ второстепенного материала, не привлекающего особого внимания. В итоге сам термин «сердобольский гранит» в единственном числе стал подразумевать их типовой характер, не вызывающий вопросов о деталях происхождения камня. Если же оценить географию мест его добычи (десятки малых и средних каменоломен, разбросанных на десятки километров друг от друга на территории северных берегов Ладожского озера), то даже теоретически трудно допустить возможность появления в природе идентичных по своим особенностям горных пород, образовавшихся столь независимо друг от друга.
Действительно, «монотонность» сердобольского гранита каждого отдельного архитектурного памятника объяснима, поскольку необходимое количество материала, как правило, можно получить на отдельной каменоломне, в пределах которой характер гранита выдержан. Неравнозначность сердобольских гранитов становится очевидной, если она сознательно использована архитектором для создания архитектурной композиции, примером чего является портик Нового Эрмитажа с десятью фигурами атлантов. Цвет гранита скульптур варьирует от светло-серого до почти черного. Наиболее темные фигуры расположены по краям композиции, если рассматривать портик со стороны Дворцовой площади. Таким образом, сердобольские граниты разнообразны и не всегда могут заменять друг друга, следовательно, идентификация их типов и определение исторических мест добычи (их использование в архитектуре прекратилось в первой половине XX века) являются актуальными вопросами для практики сохранения исторического облика города.
Во время полевых исследований 2006-2011 годов нами собрана уникальная по разнообразию коллекция сердобольских гранитов из всех основных известных исторических каменоломен (острова Тулолансаари, Ваннисенсаари и Риеккалансаари, мыс Импиниеми). Образцы пород были подвергнуты петрографическому исследованию (текстура и структура — «рисунок» камня в крупных полированных срезах), минералогическому анализу (оптическая и электронная микроскопия, электронно-зондовый микроанализ), химическим анализам (породообразующие и примесные элементы выявлялись методами рентген-флуоресцентного анализа и масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой соответственно).
Визуальное сравнение гранитов скульптур с имеющимися образцами позволило надежно установить соответствие гранитов для 7 из 10 скульптур. Впервые установлено, что материалом для изготовления фигур атлантов послужили граниты из трех различных каменоломен: главного карьера и карьера «Шведская гора» на острове Тулолансаари, а также карьера на мысе Импиниеми. Выявлены количественные минералогические и геохимические признаки, позволяющие объективно различать граниты данных типов. Тем не менее один тип гранита, содержащий скопления темной слюды, не выявлен среди исследованных месторождений. Возможно, данная разновидность полностью выработана, либо, что более вероятно, ее добывали на одной из не выявленных к настоящему моменту каменоломен.
Морозов М.В., Кемпе У., Борисов И. В. Сердобольские граниты Санкт-Петербурга: откуда родом атланты Эрмитажа? //Опыт сохранения культурного наследия/ М.В.Морозов, У. Кемпе, И. В. Борисов, СПб., 2014 С. 192-193
Оценили 22 человека
41 кармы