ЗЛО В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ! «Философия Зла» как развивающаяся наука по Л. Свендсену

0 293

В своих размышлениях по тематике растущих угроз биологического терроризма и скорых биологических в мире во имя спасения Земли от начавшегося теплового и иного разрушения ее биосферы в силу избыточного мирового населения в 8 млрд жителей приходится думать о планах некого тайного Мирового правительства по резкому спаксительному  сокращению этого населения до 1-2 млрд человек уже к концу нашего XXI века. Ожидаются такие жестокие удары новым биологическим оружием и по России. Вроде бы такой "геноцид" - это большое Зло? Однако, кажется, иного пути для спасения нашей человеческой Цивилизации уже нет, а "спасителями станут какие-то секретные военные и агенты из спецслужб"!

Итак, несколько тезисов о "Зле" в нашей жизни.

Научная справка: "Зло — антагонизм добра, нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию «добро», обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба, страданий[1][2][3]. В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния[4]. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами[5]. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/....

1. КПРФ – это явное опасное «Зло»

Последние гонения правоохранительных структур России на лидеров КПРФ можно понять и принять.

Коммунистическая идеология Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, как показала многолетняя практика СССР, является безусловным Злом и источником опасных запретов, гонений, репрессий.

В новых условиях российской жизни: 1) ускоряющегося климатического потепления и уже видимого разрушения биосферы Земли; 2) нового обострения мировых геополитических и экономических противоречий, где Россия уже между базовой «наковальней» агрессивного Запада и растущим «молотом» соседнего Китая; 3) роста усилий тайного внешнего и внутреннего врага по дестабилизации российского государства и власти Кремля и других растущих угроз – «агрессивная и злая» КПРФ должна быть быстрее запрещена и распущена. Однако ее бывшие члены партии и сторонники имеют демократическое право на воссоздания левоцентристской политической партии без упоминания в Уставе и Программе обновленной партии слов «коммунизм», «социализм», «пролетарский интернационализм» и др.

Россия должна быть ближе к системе «общеевропейских ценностей» нашего «белорасового мира» и признания пользы для государства и общества активной деятельности не экстремистских «коммунистов», а миролюбивых «социал-демократов».

Итак, вроде бы «КПРФ» - это наше «Зло», мешающее ускоренному росту и развитию политики, экономики, обороны, национальной безопасности, культуры и др. Но здесь возникает вопрос: «А что такое само по себе Зло и каковы его цивилизационные миссии?» И разве властвующие пока «либеральные демократы» - не являются также Злом на российской политической арене?

2. Некоторые тезисы книги: Свендсен Л. Философия зла / Пер. с норв.// М.: Прогресс-Традиция, 2008, 352 с. (Platona.net›load…i…svendsen_l_filosofija_zla_2008…)

Книга заслуживает популяризации на «КОНТ».

В пространном предисловии шведский философ пишет: «Понятие «зло» не пользовалось особой популярностью, но, судя по всему, сейчас для него наступил «ренессанс»:

1 Долгое время это понятие было не чем иным, как отзвуком мифологического, христианского прошлого, однако сейчас оно получило новую жизнь, но при этом изменилось его качество. Сейчас оно является не только серьезной проблемой, но обладает, ни много ни мало, притягательностью;

2 Эта «притягательность» не в последнюю очередь связана с тем, что зло стало скорее объектом эстетики, нежели морали. Зло превратилось в нечто иное и вследствие этого действует как противовес скучной повседневности.

Мы видим все более экстремальные примеры злодеяний в фильмах, однако это зло не в полной мере относится к категории нравственности. Зло - как и многое другое в нашей культуре - подверглось эстетизации».

Однако мне не все понравилось в книге Л. Свендсена. В ряде случаев он ушел из сферы философии как метафизики в сферу популярной современной политологии. Это касается и оценок смысла нацистской практики в гитлеровском Рейхе и свершенных немцами масштабных геноцидных преступлений. Автор при этом мало коснулся порочной практики репрессивного сталинского режима в СССР.

Отмечу крупные базовые разделы этой оригинальной книги:

1. Теология зла (с. 45-94);

2. Антропология зла (с. 95-250);

3. Проблема зла (с. 251-292).

Л. Свендсен резюмирует: Вымышленное зло живет благодаря этому вымыслу. Зло в вымысле контрастирует с серыми буднями, по отношению к которым зло является трансценденцией. Когда же в восприятии зла преобладает элемент эстетизации, теряется самое страшное, поскольку чисто эстетический образ не включает в себя жертву.

Здесь с чем-то можно согласиться, а с чем-то – нет. Но некоторые аспекты «зла» и для него остались не изученными, тогда как в реальной жизни известные яркие акты терроризма, типа успешной антиамериканской воздушной атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 2 сентября 2002 г., предстают порой полезными для коррекции нашего морального и правового воззрения, нужных протестов против провальной политики государства и порой вызывают симпатию к ним. См.: Доклад Национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 г. / с англ. // М.: Институт экономических стратегий, 2004, 832 с.

Но на мой взгляд, именно отчаянный и жестокий «исламский терроризм» ныне нуждается во всеобщем осуждении и особо в «христианском» и «еврейском» мире.

Зло в человеческой цивилизации исторично, случается всюду и имеет много своих особенностей для анализа и далее реализации каких-либо защитных мер, включая проведение новой положительной политики и изменение устаревших этических норм и обычаев для вхождения в наступающий «Новый дивный мир».

3. Бог как создатель природы и вселенской жизни и понятие «теодицея»

Шведский философ рассматривает понятие «теодицея». Это греческое слово состоит из двух слов «teos» - Бог и «dike» - справедливость.

Теодицея призвано оправдать Бога и справедливость его действий. В природе и обществе многое, особо старым и новым коммунистам в КПРФ, предстает как «зло и несправедливость», однако с точки зрения Бога все это все же есть «благо».

По классической формулировке «De ira dei» Лактанса:

1. Бог хочет покончить со злом, но не может;

2. Бом может покончить со злом, но не хочет;

3. Бог не может и не хочет покончить со злом;

4. Бог может и хочет покончить со злом.

Теодицея признает существование Бога за аксиому и делает попытку показать возможность этого Его существования наряду со злом.

Для облегчение жизненного положения самих простых верующих людей в ряде мировых религий используется понятие «Сатана» (иначе «Дьявол»), который и является творцом (актором) вселенского Зла. См.: Рассел. Дж. Б. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства (пер с англ.). // СПб.: «Евразия», 2001, 408 с.

Многоопытный философ Л. Свендсен пишет: «Причина, по которой мне так важно показать несостоятельность теодицей, заключается в том, что они, на мой взгляд, годятся лишь на то, чтобы оправдывать или отрицать существующее зло, тогда как с ним необходимо бороться». См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 54.

«Зло» может иметь идеалистическую трактовку.

Согласно Эрнесту Беккеру, «естественное и неизбежное стремление человека к отрицанию собственной смерти и к достижению героического образа Я, является корнем человеческого зла». На взгляд Свендсена, это заявление весьма умозрительно и нуждается в подкреплении убедительными примерами. Я не думаю, что люди, в большинстве своем, ощущают сильную потребность чувствовать себя «героями», и к тому же мы не отрицаем смерть, а в общем скорее принимаем ее как неизбежный факт, который хотелось бы испытать на себе как можно позже. С другой стороны, Беккер точнее подходит к сути вопроса в нижеследующей цитате:

«Люди – несчастные создания, поскольку они осознали смерть. Они могут увидеть зло в том, что их ранит, что вызывает болезнь, или даже в том, что лишает удовольствия. Осознание несет за собой также озабоченность, связанную со злом, даже в случае отсутствия непосредственной опасности; их жизнь превращается в размышление о зле, планомерную деятельность по контролю над ним и его предотвращению. Результатом является одна из величайших трагедий человеческого бытия, то, что можно назвать потребностью к «фетишизации зла», к локализации угрозы жизни в особые зоны, где ее можно ослабить и держать под контролем. Трагедия в том, что очень часто все зависит просто от случая: люди воображают, что зло есть там, где его нет, видят его во всем и уничтожают себя и других, сея вокруг бессмысленные разрушения». См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 160.

Такие субъективные представления породили больше еще зла. Стремление к преодолению иллюзорного и реального зла явилось причиной зла гораздо большего, нежели стремление к совершению зла. И человеческая агрессия в большей степени питается воображением, а не гормонами. Человек – существо, движимое потребностью в осмыслении, и, находясь в поисках смысла, закладывая его, человек формирует представления, на основе которых начинает действовать. Центральные представления – «добро» и «зло», зачастую воспринимаются как различие между «мы» и «они» соответственно.

В одном из своих сочинений Новалис пишет, что дурные люди совершают зло из-за ненависти ко злу, они видят его во всем и именно поэтому они столь деструктивны. Эта деструктивность оборачивается против них самих и, таким образом, подтверждает правильность их мироощущения. Пытаясь побороть зло, мы сами его порождаем. Это не следует понимать так, словно все зло – это лишь игра воображения, ведь наши поступки приводят к реальному злу, и мы сами подвергаемся реально существующему злу. Я считаю, что бороться со всем этим злом – наш долг, однако трагедия в том, что зачастую мы следуем ошибочному мнению и, таким образом, привносим в мир еще больше зла. См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 161.

История не раз демонстрировала нам катастрофические последствия того, что Норманн Кон описал как «стремление очистить мир, стерев с лица Земли определенную категорию людей, которые воспринимаются как пособники разрушения, олицетворение зла». См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 162. Это ныне весьма актуально для России, попавшей по воле «либеральных реформаторов» в видимый цивилизационный тупик.

Можно понять, как трудно сегодня трудиться, например, в ФСБ России.

Преемственность между средневековыми преследованиями ведьм и еретиков и массовым истреблением, совершенным нацистами, заставляет задуматься. Кон писал: «Организованное преследование ведьм фактически можно рассматривать как идеальный пример массового убийства невинных людей, совершенного бюрократией, действующей в соответствии с религиозными воззрениями, которые не были известны и которые были отвергнуты в предшествующие столетия, однако сегодня взяты за аксиому Это ясно показывает как способность людей проводить стереотипизацию, опираясь на вымысел, так и нежелание поставить под сомнение ее обоснованность, как только она получила всеобщее признание. Наше столетие, век, в котором мы живем, еще никогда прежде не предъявлял нам более ужасающих воплощений и последствий демонизации». См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 162.

Сотни тысяч невиновных людей, осужденных за колдовство и вольнодумство, были сожжены своими преследователями, которые были уверены в том, что действуют во имя блага. Тираны, как правило, считают себя приверженцами блага, борющимися за правое дело, – несомненно, это можно сказать и о крестоносцах; то же касается и сегодняшних террористов.

Разумеется, с точки зрения жертвы, все предстает в ином свете.

Ницше писал, то, что делается из любви, находится по ту сторону добра и зла. В подавляющем большинстве случаев зло совершается из-за любви – к самому себе, к семье и друзьям, к стране, к абстрактному идеалу или к вождю. Ни один из наших поступков, независимо от мотивации, не находится по ту сторону добра и зла, а некоторые благие замыслы являются злом. См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 163.

4. «Мы» и «они».

«Мы» структурируем окружающий мир и относим себя к определенной группе из множества пар понятий, таких, как христианин-язычник, мужчина-женщина, норвежец-иностранец, ариец-еврей, эллин-варвар, белый-негр и т.д. Эти пары понятий разделяют прежде всего «нас» и «их». Используемые понятия содержат историческую, географическую и социальную переменную

Разграничение «мы» и «они» очень важно для самоидентификации. Изначально в таком разграничении нет ничего предосудительного, пусть даже отдельные критерии бесспорно более условны, чем другие. Серьезная проблема заключается в склонности к неравнозначной оценке составляющих пару понятий, что является основой для разного отношения к ним.

Немецкий юрист и философ Карл Шмитт отмечал: «Всякое религиозное, нравственное, экономическое, этническое или иное противопоставление превращается в политическое, если оно достаточно сильное и может способствовать эффективному разделению людей на друзей и врагов». Шмитт полагает, что это имеет драматические последствия. Согласно Шмитту, разделение «друг-враг» является политическим. См.: Свендсен Л. Философия зла, с. 163.

Детализируя эти тезисы Л. Сведсона, здесь можно обратиться к аналогиям из Библии и психоанализа.

У ряда психологов есть мнение, что библейские понятия “Сердце”, “Душа” и “Разумение” — это три составляющие человеческой психики, которые сопоставимы с психоаналитическими понятиями «Сверх-Я», «Оно» и «Я» соответственно. Сопоставимы, но не идентичны. Если в психоанализе Сверх-Я (сопоставимое с библейским “Сердцем”) выполняет положительную функцию по обузданию и окультуриванию “диких” душевных страстей, а Оно (сопоставимое с библейской “Душой”) является убежищем скрытых демонических сил, то в учении Христа эти области человеческой психики имеют прямо противоположную ценность. Так "Душа" в учении Христа является безусловной ценностью, а источником скрытых демонических сил является "Сердце".

Иисус говорит: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мк.8,36). Про сердце человеческое Иисус говорит: “Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф.15,19). Психоанализ говорит, что внутрипсихические конфликты являются неразрешимыми. Иисус же говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен Сердцем, и найдете покой Душам вашим" (Мф.11, 29). См.: https://www.business-gazeta.ru/article/465593.

Учение Христа, вроде бы, дает уникальные сведения о природе и сущности человека. При этом единственным верным способом разрешения внутренних психических конфликтов и удовлетворения природных потребностей, якобы, является любовь как «совершенный закон человеческого общежития».

Однако, на мой взгляд, в этом древнем учении есть явная недооценка агрессии и зла, как иного эффективного способа разрешения социальных конфликтов. Войны в истории человечества имеют огромное значение для развития, любовь же к ближнему менее значима в этом процессе. Во многих случаях проще и экономичнее убить своего «врага», чем пытаться сделать из него «друга».

Действие господствующей политики, также в современной России, заключается в сохранении собственного существования и уничтожении тех, кто ему угрожает, и нет почти никакой возможности преодолеть это противопоставление путем переговоров. Это – привилегия государства, и, чтобы защитить себя самое, государство должно также устранять всех внутренних врагов, т.е. всех, кто нарушает однородность целостности.

Отсюда и мое понимание некоторой несовершенности формируемого «военно-полицейского государства» в России. Отсюда и моя рекомендация по реформированию весьма слабой по задачам и функциям «ФСБ России» в сильное многопрофильное «МГБ России». См.: PRoAtom - О преобразовании «ФСБ России» в мощное...proatom.ru›modules.php…Впервые эта идея автора о «МГБ России» была изложена для обсуждения в марте 2021 г.: Юрий Бобылов. ... Сегодня атомщики России с восхищением и благодарностью вспоминают крайне секретную эпопею создания первой атомной бомбы и целостной атомной промышленности в военные... Читать ещё

5. «Рационализация Зла»

В заключение есть смысл привести окончание текста Дмитрия Губина «Рационализация зла» от 3 октября 2021 г. на сайте международного культурологического журнала «Лебедь» (США, Бостон).

Библиографическая справка: Дмитрий Павлович Губин (22 марта 1964, Иваново) — советский и российский журналист, радио- и телеведущий. Как пишущий журналист и колумнист работал в журналах «Аврора», «Огонёк», «GQ», «Elle», был главным редактором мужского журнала «FHM» (For Him Magazine). Как радио-журналист вёл ток-шоу на «Радио России», «Маяке», «Вести-FM». Как тележурналист вёл программы на РТР и ТВЦ. Лауреат премии «Золотой микрофон», а также премий журналов «Огонёк» и «Elle». Работает в Москве, живёт в Петербурге. https://ru.wikiquote.org/wiki/Дмитрий_Павлович_Губин.

Ниже цитата Дмитрия Губина:

«…Меня с рационализаторами зла роднит одно: я признаю наличие зла в России. Однако в принятии решений я исхожу из трех принципиальных моментов.

1.Вся логика зла ⁠в том, что ему нужно питаться и размножаться. И для реализации этих потребностей ⁠оно ⁠не ⁠остановится ни перед чем, потому ⁠что цивилизационные нормы ⁠и правила для ⁠него не существуют. И уж если злу так необходимо придерживаться какого-то закона (не потому, что в этом есть моральная потребность, а потому, что с законодательства кормится множество ветвей зла), то такой закон примут. Евреев при Гитлере превращали в нелюдей не по беспределу, а в соответствии с «Nürnberger Rassengesetze», нюрнбергскими расовым законами.

2.Зло вовсе не определяется волей одного человека, пусть и самодержца. Зло скорее напоминает морскую звезду, у которой отсутствует мозг, а решения принимаются независимо каждым щупальцем. Когда решения Путина начинают угрожать существованию зла, зло прекрасно их игнорирует: так, например, была провалена административная реформа. Кроме того, Путин никак не может решить важнейшую для себя проблему преемника. А вот Патрушев, Рогозин и сотни других, пристроив своих детей куда надо, проблему с преемственностью власти и капитала решили полностью. Поэтому пытаться залезть в голову Путину нет никакого смысла. Достаточно понимать, хватает ли у зла еды и что считает зло угрозой своему размножению. Сейчас угрозой считается любое инакомыслие: не важно, политическое, интеллектуальное или эстетическое. Поэтому инакомыслие уничтожается вместе с его носителями. Еще раз держу пари: через несколько лет у россиян не будет ни «Эха Москвы», ни Republic, ни фейсбука, ни ютьюба, а за подключение к VPN будут давать срок. Когда же вся оппозиция будет разгромлена, а кормовая база сузится в силу развития зеленой энергетики на Западе, начнутся войны одних щупалец с другими. Они уже и сейчас идут: кто все эти люди, периодически сажающие коррупционеров и воров? Не другие ли коррупционеры и воры?

3. Зло будет существовать в России долго, и с исчезновением Путина не исчезнет. В некотором смысле русское зло вечно: я не знаю ни одного периода русской истории, когда бы именно зло не составляло основу русской жизни. Я люблю цитировать Пелевина, что смысл русской цивилизации состоит в превращении солнечной энергии в народное горе. Но иногда у зла наступает бескормица, и приходится обращаться к технологической помощи Запада. Тогда в России наступает оттепель, но на короткое время, и не всегда». См.: http://lebed.com/2021/8232.htm.

Такова, по мнению Бобылова Юрия, политологическая трактовка "Зла" смысла и большой пользы для общества и государства.


Трамп назначил спецпосланника по урегулированию конфликта России и Украины

Избрание Дональдом Трампом Кита Келлога на пост специального посланника по Украине и России знаменует собой потенциальный сдвиг в американской политике в отношении продолжающегося конфликта. Это назна...