В тяжелом военном 1942-м в СССР случилось небывалое - в лучших театрах поставили спектакль «Фронт» с жесткой критикой советских генералов, воюющих по-старому, за счет героизма солдат, а не хорошей разведки, современной связи и военной хитрости.
Театры не закрыли. Наоборот - пьесу перепечатали в газете «Правда»!
А следом вышел и большой фильм - тоже «Фронт». Его доверили снять авторам «Чапаева» - режиссерам Васильевым. Звезды советского экрана Борис Бабочкин и Борис Жуковский сыграли очень разных генералов - командарма Огнева, который берег бойцов и следовал новым веяниям военной науки, и командующего фронтом Ивана Горлова - героя Гражданской войны, считавшего, что любая лихая атака, пусть и безрассудная, опрокинет врага.
Генералитет в Москве был в шоке от «Фронта». А в народе пошла молва, что спектакль и фильм вышли по личному указанию Сталина, недовольного своими военачальниками.
Что здесь правда, а что миф, «КП» спросила у историка и у потомка генерала, освобождавшего Киев.
Вождь умел учиться на ошибках
Алексей Плотников, доктор исторических наук, член Ассоциации историков Второй мировой войны.
- Говорят, Сталин не только заказал пьесу «Фронт» писателю Корнейчуку, но и сам ее правил?
- Это лишь устойчивое мнение. Но оно никак не подтверждено документально. А аргументы понятны: пьесу очень быстро поставили, а фильм быстро сняли. И в них клеймили очковтирательство и шапкозакидательство со стороны «старого генералитета», которое приводило к катастрофам в начале войны. Все, чем болела наша армия.
- Но без одобрения вождя такие смелые пьесы и кино вряд ли могли бы выйти?
- Конечно, Сталин пьесу прочел. И понял: это то, что сейчас нужно. Советское руководство не было так идеологически зашорено, как сейчас представляют. Сталин умел учиться на ошибках. А тема была крайне востребована. Именно потому пьесу сразу поставили, а фильм быстро экранизировали.
«В ОЦЕНКЕ ПЬЕСЫ ВЫ НЕ ПРАВЫ»
- Пьеса «Фронт» не случайно вышла в августе 1942-го?
- Да, после провала маршала Тимошенко в Харьковской операции и в разгар боев за Сталинград. После публикации пьесы в «Правде» Тимошенко направил телеграмму Сталину.
- Что в ней было?
- Там было так: «Опубликованная в печати пьеса тов. Корнейчука «Фронт» заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять, автора привлечь к ответственности. Виновных в связи с этим следует разобрать».
- А вождь что ответил?
- Дал маршалу от ворот поворот: «В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной армии, и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной армии». То есть поддержал автора и обновление генералитета.
НЕ ВИНА, А БЕДА
- Сталин хотел фильмом «Фронт» пригрозить старым генералам?
- Не думаю, что «злой Сталин» такой пьесой «грозил» генералам - героям Гражданской войны. Грозил он по-другому. Пока «Фронт» шел в театрах, во второй половине 1942-го, такие командующие были заменены.
- Не репрессированы?
- Против них репрессий не было - за исключением тех, кто совсем провалил свои направления. Лихие кавалерийские атаки Гражданской, которые продвигались генералами старой школы, - это не их вина - это была их беда. Пьеса и фильм «Фронт» отражали этот нерв и боль эпохи.
НУЖНЫ ЛИ КОМИССАРЫ
- В фильме блистает талантливый командарм Огнев, антипод замшелого генерала Горлова - кого авторы имели в виду?
- Возможно, Огнев - это собирательный образ Рокоссовского, Ватутина, Черняховского. Война - вещь жестокая, но она вскрывает те язвы, которые накопились, непрофессионализм «старой гвардии», мешавший побеждать. Начиная с 1942-го как раз пошла смена кадров.
- А что говорил народ?
- Корнейчук писал пьесу как раз на волне общего мнения. Был такая потребность в обществе - услышать правду. И эти настроения совпали с мнением Сталина. Он понимал, что героическая личность - это хорошо. Но истина дороже.
НУЖНЫ ЛИ КОМИССАРЫ
- В фильме член Военного совета (комиссар) в итоге идет против своего командующего фронтом и вручает ему приказ об отставке.
- Ну, член Военного совета Хрущев вряд ли мог указывать командующему фронтом Буденному, как тому вести бои на Украине. Вообще политкомиссары были хороши в Гражданской войне. Но в армии Второй мировой нужно было единоначалие. Оно к 1942 - 1943 годам и начало возвращаться в Красную армию.
- Но политкомиссаров не убрали.
- Нет, но они все больше занимались пропагандой в войсках. А командовал военный начальник.
- То есть политруки и члены военсовета как око партии уже не работали эффективно?
- Они были эффективны в начале войны, в 1941 - 1942-м, когда нередко лично в атаку поднимали полки. Но в ходе войны стало понятно: если хочешь - можешь давать советы, но ты не должен подменять командующего. Единоначалие в армии непреложно.
Генералы новой карьеры
Александр Ватутин, историк и журналист, внук генерала Николая Ватутина, освободителя Киева и Советской Украины.
- Ваш дед относился к тем военачальникам, образ которых воплощает генерал Огнев в фильме «Фронт»?
- Да, дед относился к той когорте молодых генералов, вместе с Рокоссовским, Черняховским, которые придавали большое значение новейшим достижениям военной науки. Ватутин, как и Огнев, был человеком глубоко начитанным. Много штудировал немецких авторов.
- В фильме Огнев упирает на важность данных разведки перед наступлением...
- Дед сильно заботился о глубокой разведке. И всегда требовал и танковой, и авиационной поддержки в наступлении. Дед исходил из суворовской притчи: солдат всегда должен быть одет-обут, накормлен-напоен и хорошо обучен. Он уважал Суворова и многие его фразы, ставшие пословицами, старался воплотить в жизнь - как и генерал Огнев в фильме.
- В фильме Огнев советует командующему кавалерией: отдай солдатский хлеб коням, у которых нет овса.
- Дед так же поступил бы. Он попросил бы политработников своих объяснить солдатам - сегодня надо отдать ваш паек коням, чтобы завтра смогли совершить бросок. Это военная философия.
- Генерал Горлов - обобщенный образ героя Гражданской войны в фильме «Фронт», собрал вокруг себя старых товарищей, несмотря на их слабый профессионализм.
- Ватутин подобных людей в своем штабе не держал. Мог отчитать сурово. Мой дядя Виктор видел 12 июля 1943-го, как Ватутин разговаривал с командующим танковой армией Ротмистровым. Был очень резкий разговор. Это был день начала битвы под Прохоровкой. Ватутин всех генералов поставил на место - а Ротмистров тогда собирался отступать.
- В фильме начальник разведки фронта с фамилией Удивительный проспал переброску немецких танков.
- Ватутин не терпел людей, которые все время поддакивают. К нему приезжал генерал Рыбалко - и они с дедом часто спорили. Дед любил генерала Черняховского, они были друзья, но Черняховский был более упертый, а Ватутин пытался его иногда осадить.
- Считается, что генералы любят поддакивающих?
- Дед не любил. А любил штабные посиделки, когда к нему приезжали командующие армиями и родами войск, - и они все обсуждали. Он верил в интеллект хорошего генерала, а не в то что «ура и все вперед».
- В фильме «Фронт» - и в реальной жизни - в 1942-м стали назначаться командующими люди с новым мышлением. И сейчас так?
- Есть сейчас такое ощущение. Жаль, что фамилии новых генералов большинство из нас не знает. А может, и слава богу, что не знает. Все-таки военные действия сегодня совсем другие.
Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ
Оценили 16 человек
22 кармы