В Россию, кажется, снова пришло "СМУТНОЕ ВРЕМЯ", где опять "ЦАРЬ НЕНАСТОЯЩИЙ".
Я понимаю значимость написанного, но как сторонник с начала 2021 года воссоздания в России "мощного многопрофильного МГБ России" должен ПРОДОЛЖАТЬ звать Кремль и Президента РФ к спасительному "МГБ" вместо ослабленной либералом и даже "агентом Запада" Б.Н. Ельциным в 1992 г. ФСК/ФСБ России.
Идущую СМУТУ я вижу в опасных диверсионных действиях нового российского "политического мистика и мага", бывшего профессора МГИМО МИД РФ Валерия Соловья. И ПОЧЕМУ ЖЕ ЕГО НЕ АРЕСТОВЫВАЕТ НАША ФСБ РОССИИ?
ФЕНОМЕН "ЛЖЕДМИТРИЯ" НУЖДАЕТСЯ В НАШЕМ НОВОМ ОСМЫСЛЕНИИ!
ЧАСТЬ 1. СТАТЬЯ О. Шанель. Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть. 26 августа 2022 // https://dzen.ru/a/YvvXHsHGWS5a...
(Достоинство это публикации в том, что автор привел десяток красочных иллюстраций)
Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.
ЛЖЕДМИТРИЙ 1 — один из наиболее известных самозванцев в отечественной историографии, был правителем русского государства c 1605 по 1606 г., однако триумф незаконного царя закончился заговором и жестоким убийством. Историки до настоящего времени спорят, кем был на самом деле Лжедмитрий I. По официальной версии, считается, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Григорий Отрепьев принял постриг и стал монахом Чудова монастыря, откуда сбежал, предположительно, в 1601 году. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был активно поддержан польскими аристократами, а также католической церковью.
Незаконный государь был первым из череды авантюристов, которые представлялись потомками династии Рюриковичей. Его встречали как наследника престола, чудом спасшегося сына Ивана Грозного, который скончался в Угличе при очень таинственных обстоятельствах. Исторические условия, тяжелый всесторонний кризис сыграли в пользу самозванца. Видя в нем законного правителя люди едва ли не на руках внесли того в царские палаты. Однако необычные для русского общества манеры, спорные решения, которые он принимал, настроили большую часть простых людей и верхушку общества против авантюриста. Конец самозванца был предсказуем и довольно скор: назрел заговор. Бояре жестоко убили незваного гостя. Хотя на этом история и не закончилась.
После смерти Ивана Грозного власть в свои руки взял слабоумный и хилый сын правителя, Федор. Он не годился для государственной службы. При нем был создан регентский совет, в который входили представители виднейшей аристократии, крупных родов. Единственный реальный претендент на престол был слишком мал для официальных дел: того звали Дмитрием и он приходился Грозному сыном. Однако мальчик скончался при невыясненных обстоятельствах. Народная молва приписывала смерть наследника Борису Годунову: честолюбивому и амбициозному выходцу из не слишком родовитого семейства. Как бы то ни было, со смертью Федора регентский совет распался, а сам Годунов расправился с политическими конкурентами и сел на трон. Правил он совсем недолго: государя не признавал ни народ, ни боярство. Его не любили и за глаза называли "рабоцарем". Когда же до народа дошла молва о чудом выжившем царевиче Димитрии, все охотно поверили в эту версию. Ненависть к царю, сложная социально-экономическая обстановка и тотальный кризис сделали свое. Люди были готовы хвататься за соломинку. В таких условиях самозванец и начал действовать. Кем именно был Лжедмитрий — точно историки сказать не могут. Вопрос остается дискуссионным до сих пор. Существует несколько представлений его происхождения и истинной личности.
В отечественной историографии основная точка зрения гласит, что настоящее имя Лжедмитрия 1 — Григорий (или Юрий до пострижения в монахи) Отрепьев. Наиболее популярная и правдоподобная версия появилась еще в годы правления Бориса Годунова. Сложно сказать, проводили ли царские люди расследование, чтобы развенчать миф о чудесном спасении, или многое из сказанного правительством царя выдумка. Тем не менее, у этой точки зрения достаточно доказательств. Сходятся как факты, так и обстоятельства и свидетельства. Если верить версии, Отрепьев был из знатного рода Нелидовых. В свое время поступил в услужение к Романовым. А когда Годунов решил расправиться со всеми политическими конкурентами, не желая принимать смерть, Отрепьев подался в бега. Чтобы спасти свою жизнь молодой человек постригся в монахи. Однако же быт аскета его вовсе не привлекал. Он перебрался в Москву, попал в местный зажиточный монастырь, а дальше начал делать стремительную чиновничью карьеру
По рассказам современников, будущий самозванец отличался непомерными амбициями и даже хвастался, что однажды сам сядет царствовать, за что был сослан подальше от центра. В какой именно момент у него возникла идея назваться царевичем Дмитрием, сказать сложно. Однако он заручился поддержкой части аристократии, а также крупного духовенства. Благодаря чему смог привлечь на свою сторону немало народа. Поляком он не был, но использовал поддержку польской аристократии, чтобы облегчить себе задачу и захватить власть в обмен на кое-какие уступки шляхтичам. Несмотря на то, что эта версия считается наиболее правдоподобной, далеко не все исследователи ее придерживаются...
Оксана Шанель. Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть // https://dzen.ru/a/YvvXHsHGWS5a9zdI
ЧАСТЬ 2. Более содержательна и научна статья в «ВИКИпедии» (в России признана опасным информационным источником англоязычного Запада)
Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем — царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (лат. Demetrius Imperator, XVI век, Москва — 27 мая 1606, Москва) — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии наиболее распространённому мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из нескольких самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного и претендовавших на российский престол. См.: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лжедмитрий_I
Гибель царевича Дмитрия
Основные статьи: Дмитрий Углицкий и Угличское дело
Царевич Дмитрий погиб при невыясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло. Его мать обвинила в убийстве Дмитрия пребывавших в Угличе «людей Бориса» Данилу Битяговского и Никиту Качалова, которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату. Вскоре после гибели царевича в Углич явилась правительственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским, которая после допроса многих десятков свидетелей (следственное дело сохранилось) пришла к выводу о несчастном случае: царевич якобы проколол себе горло ножом, играя в «тычку» (кидая нож в землю), когда с ним случился эпилептический припадок. Несмотря на это, в народе продолжали ходить упорные слухи о причастности к убийству Бориса Годунова и его посланцев, а также о том, что царевич чудесным образом спасся, что и послужило основой для появления в скором времени первого Лжедмитрия.
Экономические и социально-психологические предпосылки появления
По мнению историков, успех или неудача любого самозванца, претендующего на высшую роль в монархическом государстве, основывается на нескольких факторах. Это — готовность высшего класса принять его (например, противопоставив скомпрометировавшему себя правителю), вера угнетённых в «доброго царя», «избавителя», по неким причинам связанная с претендентом, и способность собрать и подчинить себе вооружённую силу, готовую поддержать высказанные притязания. У Лжедмитрия I — по крайней мере, на первом этапе его деятельности — все эти факторы, несомненно, присутствовали.
Борьба за власть в кремлёвских верхах началась с момента восшествия в 1584 году на престол слабого телом и духом царя Фёдора. Уважения к нему не испытывали ни бояре, ни народ — об этом существует, среди прочего, свидетельство шведского короля: по его словам, «русские на своём языке называют его „durak“». Известно, что победителем в этой борьбе оказался Борис Годунов, ставший фактическим правителем государства. Это повлекло за собой умаление власти Боярской думы.
Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора привели к династическому кризису. Несомненно, выбранный в 1598 году новым царём Борис Годунов пользовался поддержкой служилого дворянства и был, возможно, лучшим из кандидатов на высшую роль в государстве как умный и дальновидный правитель.
(РЕПЛИКА БОБЫЛОВА ЮРИЯ: БОРИС ГОДУНОВ НЕ ПОНИМАЛ РОЛИ МОЩНОЙ ОПРИЧИНЫ, ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРРАЗВЕДКИ В РОССИИ, ПОТОМУ НЕ ПОШЕЛ НА НУЖНОЕ ОБОРОННОЕ СОЗДАНИЕ АНАЛОГА "МОЩНОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО МГБ РОССИИ")
В то же время, избранный царь с точки зрения людей того времени не был равен наследному, ставшему правителем «божьей волей, а не человеческим соизволением». Также ему упорно ставили в вину гибель царевича Дмитрия, и Борис оказывался виноват вдвойне — как «погубитель царского корени» и «самовластный восхититель трона». Реальное положение дел не соответствовало желаемому, и этим не преминула воспользоваться боярская верхушка.
Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца не обошлось без их содействия.
В последние годы правления Борис перестал выходить из дворца, не принимал челобитных и вёл себя «как вор, боящийся быть пойманным» (!).
Пытаясь царствовать не только над имуществом и жизнью, но и над умами подданных, он разослал по всей стране особую молитву, которая должна была читаться в каждом доме в момент, когда поднималась заздравная чаша за царя и его семейство. Понятно, ненависть к Годуновым к моменту его кончины была всеобщей.
Тяжёлый экономический кризис, разразившийся в России в 1560—1570-е годы, сменился временным оживлением в начале 1590-х. Постепенная потеря крестьянином личной свободы, введение «заповедных лет», когда крепостному было запрещено менять владельца, привело к огромному увеличению количества беглецов, тянувшихся в южные части страны, пополнявших ряды казачества. Уменьшение количества налогоплательщиков и сравнительная маломощность крестьянских хозяйств привели к увеличению налогового бремени, в частности, «царского тягла». В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжёлыми поборами, произволом местных чиновников и непоследовательностью правительства в городовой политике. Столкновение интересов феодального государства и дворянства, с одной стороны, закрепощённых крестьян, тяглых посадских людей, холопов и других групп зависимых людей — с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту.
Страшный голод 1601—1603 годов, поразивший всю страну за исключением южных её областей, вызванный тремя неурожайными годами подряд, привёл к гибели около 240 тысяч людей; цены на зерно поднялись в десятки раз. В народном сознании и это воспринималось как «божья кара» по грехам царя. В подобных условиях не могли не оживиться слухи о «добром царевиче», убитом или, может быть, скрывшемся от посланных Борисом палачей. Почва для появления самозванца была готова.
Григорий Отрепьев
Основная статья: Григорий Отрепьев
В настоящее время эта версия исторически имеет больше всего сторонников.
Несмотря на то, что посылаемые в Польшу «грамоты» Годунова несут на себе следы явной тенденциозной фальсификации (в частности, в них говорилось о том, что як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы… и далее, будто Отрепьев отступил от Бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от Бога у него выняли) — причина этих подтасовок совершенно ясна. Польское правительство пытались убедить, что за самозванцем нет и не может быть никакой реальной силы, и потому не стоит поддерживать замысел, заранее обречённый на провал[17].
Подлинный Юрий (в иночестве — Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку «Отрепьев». Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Родился в Галиче-Мерьском. Отец Юрия, Богдан, вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (брата жены Ивана Грозного и деда будущего царя Михаила), чьё имение находилось тут же по соседству. Богдан Отрепьев погиб в пьяной драке, когда оба его сына — Юрий и его брат Василий, были ещё малы, так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причём успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову, сыну вышеупомянутого соседа Никиты Захарьина, брату будущего патриарха Филарета, ставшему позднее дядей первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Спасаясь от «смертныя казни» во время расправы с романовским кружком, осуществлённой царём Борисом Годуновым, Юрий постригся в Железноборовском монастыре, расположенном неподалёку от родительского поместья. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он в конечном итоге вернулся в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни поступил в аристократический Чудов монастырь. Там грамотного монаха довольно быстро замечают, и он становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».
Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл о нём. Тем временем, неизвестно кем предупреждённый Григорий бежал сперва в родной Галич, а затем в Муромский Борисоглебский монастырь в селе Борисоглеб.
В 1602 году, гуляя по Китай-городу, Отрепьев повстречал другого монаха, Варлаама Яцкого, и договорился с ним в компании 3-го чернеца — Мисаила Повадина — идти вместе на богомолье через Киев в Иерусалим.
(ЭТО БЫЛИ ДВА ЕВРЕЯ?)
Действительно ли Отрепьев собирался ехать на богомолье, соврал ли Варлааму, или же приукрасил позднее события в своем сохранившемся письменном «Извете» сам Варлаам — доподлинно неизвестно. По словам Варлаама, «И шед мы за Москву-реку и наняли подводы до Болхова, а из Болхова до Карачева, и с Карачева до Новогородка Сиверского». Из Новгорода-Северского Отрепьев с Варлаамом и Мисаилом добрался до Киева, принадлежавшего Речи Посполитой, где и начались первые похождения Отрепьева в качестве самозванца.
Отмечается, что поездка Отрепьева из Москвы в Киев подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.
Серьёзным доводом в пользу тождественности Лжедмитрия I с Отрепьевым считается акварельный портрет самозванца, обнаруженный в 1966 году в Дармштадте американским исследователем Ф. Бабуром. На портрете стоит латинская надпись «Demetrius Iwanowice Magnus Dux Moschoviae 1604. Aetatis swem 23», то есть «Дмитрий Иванович Великий Князь Московии 1604. В возрасте своём 23». Надпись сделана с характерными ошибками — теми же, на которые обратил внимание ещё С. Л. Пташицкий — путаницей между буквами «z» и «e» при написании польских слов, что реальному царевичу, останься он жив, в 1604 году исполнилось бы 22 года, в то время как Отрепьев был на год или два его старше.
Обращают внимание также на письмо Лжедмитрия к патриарху Иову, обильно уснащённое церковнославянизмами (что указывает на церковное образование его автора) и наблюдениями, которые, как считается, могли быть сделаны только человеком, лично знакомым с патриархом.
Со своей стороны, противники такого отождествления обращают внимание на «европейскую образованность» первого самозванца, чего трудно было бы ожидать от простого монаха, его умение ездить верхом, легко владеть конём и саблей. Также известно, что будущий царь Московский возил с собой некоего монаха, которого выдавал за Григория Отрепьева, доказывая таким образом, что грамоты царя Бориса лгут на том основании, что «названный Отрепьев» показал себя в конце концов пьяницей и вором, за что был сослан самозванцем в Ярославль — то есть, по соседству с городом, где подлинный Отрепьев начинал свою монашескую карьеру — место, более чем неподходящее для его «двойника».
Отмечают также, что Отрепьев был достаточно известен в Москве, лично знаком с патриархом и многими из думных бояр. Кроме того, в Кремлёвский дворец во времена царствования самозванца был вхож архимандрит Чудова монастыря Пафнутий, которому ничего не стоило бы изобличить Отрепьева. К тому же специфическая внешность первого самозванца (большие бородавки на лице, разная длина рук) также усложняла обман.
Окончание этой статьи в ВИКИпедии: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лжедмитрий_I
Оценили 0 человек
0 кармы