Фантомас против Советского Союза. Как преступник стал героем подростков

2 1553

4 ноября 1964 года во французский прокат вышел фильм Андре Юнебеля «Фантомас» с Жаном Маре в роли преступника в маске — первая часть пародийной трилогии, которую в СССР восприняли слишком серьезно.

Режиссер Андре Юнебель пришел в кино, уже прожив почти полвека и заработав приличную репутацию в качестве мастера-стеклодува. Время для такого поворота в судьбе он выбрал не самое благоприятное: начало 1940-х, половина страны оккупирована нацистами, оставшаяся часть занята Режимом Виши, — где он, собственно и оказался, когда уехал из Парижа. Поначалу Юнебель работал продюсером, в конце 1940-х переключился на режиссуру и двадцать лет был одним из самых успешных французских постановщиков. Его фильмы собирали миллионы зрителей, он открывал новые имена: среди них, например, Бурвиль, Жан Маре и Луи де Фюнес, актеры, которые сейчас известны всему миру. Юнебель снимал комедии, фильмы «плаща и кинжала», а уже в 1960-е обратился к одному из культовых персонажей, придуманных во Франции.

Книжный Фантомас

Таких персонажей во французской истории вообще было много: вспомнить хотя бы «Трех мушкетеров» Александра Дюма (про них, кстати, Юнебель тоже снимал). Но в данном случае речь идет о Фантомасе: таинственном преступнике, который умел менять свой облик и эту способность использовал для дискредитации своих оппонентов. Основным занятием Фантомаса было совершение преступлений, — убийств, краж, отравлений — и в этом он может считаться предшественником Джокера из комиксов DC или любого технически подкованного антагониста из любых комиксов (и не только комиксов, честно говоря).

Придумали Фантомаса два французских писателя — Марсель Аллен и Пьер Сувестр — в самом начале 1910-х годов. Книги о проделках этого преступника быстро стали популярными, и новинки выходили чуть ли не ежемесячно: за три года Аллен и Сувестр написали 32 романа. В 1914 году Сувестр скончался, а через десяток лет Аллен решил продолжить серию и выпустил до своей смерти (в 1969 году) еще 12 томов.

На экране Фантомас появился почти сразу: первые фильмы, еще немые, были выпущены в 1913 году (их, кстати, показывали и в России). К тому моменту, когда на Фантомаса обратил внимание Юнебель, у этого персонажа была внушительная фильмография, хотя, разумеется, не все версии были приняты публикой с восторгом.

Комедийный Фантомас

Впрочем, Юнебель делал своего «Фантомаса» не как дословную экранизацию популярных романов. Он мастерски перефразировал недавние фильмы о Джеймсе Бонде (к тому времени уже вышли «Доктор Ноу» и «Из России с любовью», а на подходе был «Голдфингер») и наложил их стилистику на знакомый французам сюжет. Фактически получилась очень хорошая и смешная пародия, особенно с учетом того, что актер Луи де Фюнес превратил своего инспектора Жюва, главного охотника на Фантомаса, в настоящего комического героя. Самого Фантомаса — а также еще несколько ролей — сыграл Жан Маре.

Во Франции «Фантомас» Юнебеля вышел 4 ноября 1964 года и предсказуемо стал кассовым хитом: его посмотрели 4,5 миллиона человек. За первым фильмом последовали два продолжения: «Фантомас разбушевался» (1965) и «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1968). Но с каждой частью интерес зрителей падал, Маре надоело мучиться с гримом и резиновой маской, да и у де Фюнеса появились собственные творческие планы. А на семидесятилетнего Юнебеля в конце 1960-х начали нападать представители новой волны, и он вообще на какое-то время ушел из кино.

Но параллельно с провалом ««Фантомаса против Скотланд-Ярда» созданный Юнебелем и Маре персонаж проживал вторую, совсем не пародийную жизнь вдали от Франции, в Советском Союзе, где с французским кино были, разумеется, знакомы. В прокат уже выходил, например, «Фанфан-тюльпан» Кристиан-Жака, один из самых ярких фильмов «плаща и кинжала». Именно его смотрели пионеры в картине Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Преступный Фантомас

«Фантомас» до нас добрался намного позже французской премьеры: в 1967 году его выменяли (все три части) на «Анну Каренину» Александра Зархи. Первый фильм стал хитом советского проката, его посмотрело 45,5 млн зрителей, и он произвел неизгладимое впечатление на подростков, правда, не совсем такое, которого ожидала власть. Дело в том, что массовый советский зритель ни о каком Бонде даже не слышал, книг о Фантомасе он тоже не читал (их переведут только в 1990-е), поэтому весь пародийный посыл картины Юнебеля пропал втуне. К тому же фильм в нашем прокате совсем не позиционировали как комедию, хотя над незадачливым инспектором Жювом все смеялись. Поэтому главным героем (безо всяких приставок «анти-») методом исключения был выбран Фантомас.

Ему подражали, его поступки копировали, и на СССР обрушилась волна подростковой преступности: малолетние «фантомасы» начали грабить киоски, оставляя, как было показано в фильме, визитные карточки. Подписывались, разумеется, не собой, а тем самым «Фантомасом». Пошла мода натягивать на головы капроновые чулки или колготки: матери на таких последователей французского преступника ругались жутко, поскольку эти колготки были дефицитом. Грабежом дело не ограничилось: подобно киногерою подростки совершали поджоги и кражи.

И не только подростки: «Фантомас» впечатлил вполне взрослых людей, часто психически нездоровых, и они совершали те же поджоги, кражи, только совсем в других масштабах. Самый серьезный случай был в Ростове-на-Дону: двое братьев Толстопятовых организовали вооруженную банду, члены которой носили капроновые чулки в качестве масок. Банда действовала до 1973 года, на ее счету было двое убитых, Толстопятовых суд приговорил к расстрелу.

Проблема с подражанием Фантомасу была настолько серьезной, что совещание по этому поводу провели в самых верхах уже весной 1968 года, а МВД настаивало на запрете фильмов. Но отменить показы не решились, всё же «Фантомас» и его продолжения были очень популярны в народе и прилично зарабатывали, а с эксцессами боролись в общем порядке. Так, был выпущен фильм «Вас вызывает Фантомас», где подросткам в доступной форме пытались рассказать, что их герой — обычный преступник и что подражать ему не следует.

В 1970 году «Фантомасов» в СССР всё же запретили: все три части и на три года. А о том, какое воздействие оказывал этот персонаж на детей, рассказал фильм «Анискин и Фантомас» 1973 года, вторая часть трилогии о деревенском детективе в исполнении Михаила Жарова. В ней Анискин изобличал киномеханика, подговорившего подростков надеть маски и ограбить кассира. Но в целом «фантомасомания» к началу 1970-х уже пошла на спад, хотя интерес к фильму сохранялся. Со временем у советских подростков появлялись новые герои: то Робин Гуд, то мушкетеры во главе с бравым Боярским. Они то мастерили луки, то бегали с деревянными шпагами. Но, к счастью, новые герои своих фанатов на преступления не вдохновляли.

Игорь Карев


Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Назван идеальный вариант завершения Россией спецоперации на Украине

Политолог Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал свое видение идеального завершения спецоперации, а также предстоящую в Швейцарии «мирну...

Ликвидация при задержании: уничтожен украинский агент в России

Публикуем информацию о ликвидации при задержании одного из агентов Украины, причастного к организации террористического акта в «Крокусе» и планировавшего другие теракты на территории России. ...

Обсудить
  • 99.999999% народу все поняло правильно, не стоит сюда отморозков пихать.И никто в 70-х фантомаса не запрещал, так что выбирайте источники
  • В детстве ОЧЕНЬ нравилось! А пересмотрел в возрасте 55 лет - наивно и туповато :laughing: