Гуляют Наташа и поручик Ржевский вдоль пруда.
- Скажите, поручик, а вы хотели бы быть лебедем?
- Что вы! Увольте! Голой жопой, да в холодной воде!..
Да... Каждый советский человек, да и россеяне отчасти знакомы с этим персонажем - балагуром, кутилой, бабником и отчаянным рубакой...
Большинство наших дражайших сограждан уверено, что поручик Ржевский действительно существовал и лихо рубал француза под Смоленском, Вязьмой, Бородином и Малоярославцем... Въелся бравый гусар в массовое сознание настолько, что некоторые умудряются почитать его за героя романа Льва нашего Николаевича, да... Если слегка абстрагироваться от мировосприятия невежественной части населения страны, то поручик Ржевский – действительно уникальнейшее явление в устном народном творчестве. Это пласт, скажу я вам, в отсутствие-то секса в СССР!))
При подготовке данного материала на ресурсе "Я плакал" мной был обнаружен коллекционер, собравший коллекцию народных шедевров за поручика в количестве более 1000 экземпляров, да...
Поручик Ржевский катает Наташу на лодке.
Наташа:
— Ой, поручик, на правом берегу олени, как бы я хотела стать оленем!
Поручик в воду смотрит.
— Поручик, что вы там нашли?
— Да нет, так, ничего...
Плывут дальше...
— Ой, поручик, посмотрите, там, за камышами лебеди плывут, как бы я хотела стать лебедем!
Поручик в воду смотрит...
— Поручик, что вы все в воду да, в воду?!
— Нет, ну право, где же раки?!
Ну вы в курсе, я думаю, да...
Байки о бесшабашных кавалеристах были популярны в позапрошлом веке, будь то безымянный улан или прославленный гусарский офицер - герой войны с Наполеоном Денис Давыдов. Поручик Ржевский в анекдотах того времени замечен не был.
Так кто ты будешь такой, поручик Ржевский?
Принято считать, что запущен образ беспардонного гусара в народ с лёгкой руки режиссера Э. Рязанова через его музыкальную комедию «Гусарская баллада». Однако данный киношедевр является лишь экранизация пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». В ней впервые появляется поручик Дмитрий Ржевский. Пьеса создавалась в 1940-м - начале 1941 года, а премьера состоялась 7 ноября 1941 года в осажденном Ленинграде. Спектакль неоднократно прерывала воздушная тревога, актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище, а после отбоя возвращались на сцену и продолжали играть.Тогда Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию.
Зрители приняли пьесу очень тепло, ее продолжали ставить и после войны. И всё же свою истинно народную, на века популярность, ставшую явлением массовой культуры поручик Ржевский обрёл непосредственно после выхода на экраны «Гусарской баллады».
Итак, нам удалось установить, что по-настоящему народные массы познакомились с фольклорным поручиком Ржевским 07 сентября 1962 года в связи с выходом в честь 150-летнего юбилея Бородинского сражения кинофильма «Гусарская баллада», снятого по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно».
Драматург написал пьесу, впечатлившись еще в детстве книгами «Война и мир» и «Дети капитана Гранта». Александр Гладков также признавался, что самого поручика Ржевского он придумал под влиянием поэзии Дениса Давыдова, который и сам мог бы стать прототипом для персонажа пьесы.
В «Дневнике партизанских действий» Денис Давыдов рассказывал о встрече в ноябре 1812 года с подполковником Павлом Ржевским и его отрядом. Но и только. Как пишет историк Олег Кондратьев:
«По-видимому, драматург взял у реально существовавшего подполковника Ржевского понравившуюся фамилию, изменил имя и «понизил» гусарского офицера в звании (и это понятно, ведь «его» Ржевский достаточно молод и высоких чинов не достиг)».
По словам же самого Гладкова, «весь Ржевский вышел из стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер»:
Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид* на покой!
А завтра — черт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньею
И с радости пропью прогоны** с кошельком!
* Абшид — увольнение со службы, отставка.
** Прогоны — прогонные деньги, выдававшиеся офицерам из казны на расходы на проезд по почтовым дорогам.
Как и задумывалось Гладковым, произведение о событиях времен Отечественной войны с Наполеоном получилось ярким и веселым, а характер поручика и образ жизни ясен с его первых слов:
«С дороги бы недурно закусить, а то влюбляться на пустой желудок я как-то не привык».
Эпиграф пьесы тоже под стать:
«Роскошествуй, веселая толпа, в живом и братском своеволье!»
Кинокартина получилась на славу, с блистательным Юрием Яковлевым и задорной дебютанткой Ларисой Голубкиной в главных ролях конечно же... Да, Яковлев - гусар, можно в это поверить, однозначно!))) Юрию Васильевичу удалось создать анекдотичный образ дамского угодника, хвастуна игрока и бравого воина.
Но и Голубкина не отстаёт! Чем не гусар, ась?)))
В конце 1970-х годов персонаж попал и в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.
Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал повесть «Честь имею, поручик Ржевский!» и т.д...
Обратился к прославленному к гусару и художник. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский».
Ну и пиво, да....
Среди тезок гусара также наблюдается музыкальный коллектив «Поручик Ржевский», дебютировавший со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.
Есть в этой забавной истории ещё один интересный факт... Главным местом действия картины - усадьбой майора Азарова послужила Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Удино Дмитровского района Московской области.
На кадре два окна не светятся, так как они ложные. На самом деле там кирпичная кладка. Современное состояние конечно удручает...
Церковь была перестроена в главный дом усадьбы , где по сюжету фильма жила главная героиня фильма Шурочка Азарова.
Производство кинокартины происходило как в павильонах студии "Мосфильм" в Москве, так и в ближайшем Подмосковье. Долгие поиски натуры привели ассистента режиссера и оператора на Рогачевское шоссе, что в Дмитровском районе. Во время поездки по Рогачевскому шоссе оператором Леонидом Крайненковым и художниками были найдены русские пейзажи в северной части Московской возвышенности, а точнее в Клинско-Дмитровской гряде. Вот один из них. Дуб в с. Ольгино.
И всё же целью моего расследования является установления факта существования натурального, живого поручика Ржевского. А он таки был и мало того, являлся родственником Пушкина А.С., приходившись поэту прапрадедом. Первый в истории Российской империи поручик Ржевский по имени Юрий служил в Преображенском полку во времена царствования Петра I, а затем стал нижегородским вице-губернатором.
Кроме того, на стыке XVII и XVIII веков император Петр I пожаловал капитану лейб-гвардии Преображенского полка Василию Ржевскому участок под усадьбу, ныне так и именующуюся - Усадьба Ржевских в Черниговском переулке. Сегодня это прекрасно сохранившееся в центре Москвы домовладение конца XVII - начала XVIII веков. С 1992 года здесь размещается Международный фонд славянской письменности и культуры.
Достоверно известным владельцем усадьбы также являлся поручик конной гвардии Илья Ржевский, упомянутый под 1744 годом. При нём были поставлены каменные палаты - основа существующего дома; одновременно сформировалась композиция усадьбы с передним двором и садом позади дома.
Сам поручик, правда, не отличался буйным нравом и вел вполне пристойный образ жизни – умеренно волочился за женщинами, мог выпить в компании друзей, но ни разу не был замешан в публичных скандалах.
Дворянские фамилии, заканчивающиеся на - ий часто образовывали от топонимов - по владению или происхождению. Первые Ржевские упомянуты в письменных источниках уже в XIV веке. Считается, что они ведут род от смоленской ветви великокняжеской династии Рюриковичей. А вот города Ржева, или Ржевы (в женском роде), на Руси было два - верхневолжский, который сохранил название, и Ржева Пустая близ Пскова, ныне Новоржев. Впрочем, в XIX веке многочисленные дворяне Ржевские проживали не только в Тверской и Псковской губерниях, а по всей Империи.
Два Ржевских – родные братья Александр и Евгений – были участниками Отечественной войны 1812 года и проявили себя на поле брани настоящими героями, однако ни один из них не был поручиком. Об их частной жизни историкам ничего не известно.
Считается также, что Ржевский служил в одном полку с Денисом Давыдовым. «Поэт и партизан» Давыдов - прототип полковника Давыда Васильева, под началом которого сражается Ржевский в пьесе и кинофильме. Васильев числится в Ахтырском полку, как и Давыдов в 1812–1814 годах.
«Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском», — говорит этот персонаж Ржевскому в пьесе Гладкова.
Однако цвета доломана (форменной суконной куртки) и ментика (верхней накидки с рукавами) ахтырцев — коричневые.
Далее по тексту поручик заявляет:
«Красивей голубого нет!», - имея в виду свое обмундирование.
В 1812 году элементы отделки голубого цвета (при темно-синих доломанах и ментиках) были характерны для гусаров Гродненского полка.
В фильме «Гусарская баллада» Ржевский одет в цвета Мариупольского полка, доломан и ментик — темно-синие. Возможно и драматург имел в виду униформу Мариупольского полка. Правда, в пьесе она «полиняла», из синей став голубой, чтобы, вероятно, вписаться в стихотворный размер.
А вообще, в принципе, для общего развития, вот:
Полки 1-ой Гусарской дивизии (верхний ряд):
— Лубенский (1),
— Сумский (2),
— Гродненский (3),
— Ольвиопольский (4);
Полки 2-ой Гусарской дивизии (средний ряд):
— Ахтырский (5),
— Белорусский (6),
— Александрийский (7),
— Мариупольский (8);
Полки 3-ой Гусарской дивизии (нижний ряд):
— Изюмский (9),
— Елизаветградский (10),
— Павлоградский (11),
— Иркутский (12).
Интересно, что в украинском городе Павлограде в 2006 году установлен памятник поручику Ржевскому, хотя к Павлоградскому гусарскому полку поручик по тексту пьесы отношения не имеет, только узнает его цвета на форме Шуры Азаровой.
Наиболее реальным поручиком Ржевским можно считать дворянина и подпоручика Сергея Ржевского, жившего в середине 19-го века в Веневском уезде Тульской губернии.
Молодой человек прослужил в армии всего пару месяцев, а затем был с позором демобилизован, так как отказывался подчиняться уставу и обожал проказничать, подшучивать над старшими по чину...
...в общем, «из него вышел позорный гвардеец», резюмирует в мемуарах его племянница Надежда Петровна Ржевская (урождённая Волконская) по поводу не задавшейся дядиной военной карьеры.
После окончания военной службы родители чуть ли не насильно женили непутевого сына и сослали в родовое имение под Тулой, где Ржевский принялся безобразничать с новой силой.
Так, однажды он явился на маскарад в картонном костюме печки, надетом на голое тело, с дверцами на самом «интересном» месте. На дверцах была надпись: «Не открывайте печку, в ней угар». Открыв задвижки, чего делать категорически не следовало, участники маскарада увидели голый зад Ржевского. Публика была настолько эпатирована, что праздник пришлось прервать, а виновника нарушения спокойствия забрала полиция.
По словам современников, молодой повеса «безобразничал напропалую», зачастую весьма скабрезно и вульгарно и его ещё не раз успокаивала полиция. Выходки веневского гуляки частенько становились достоянием московской бульварной прессы. Вот только самая безобидная из них, описанная в мемуарах племянницы:
Как-то раз подпоручик пошел к обедне в женский монастырь. Выбрал хорошенькую монахиню, стал сзади нее так близко, что, делая крест и поклон, ударялся ей лбом в спину. Монахиня отошла, Ржевский приблизился снова. Так повторилось несколько раз, пока отступать стало некуда. Игуменья приказала двум монахиням вывести его. Ржевский прижал их руки к своим бокам и кинулся с ними бежать до площади с песней: «Вот мчится тройка удалая!» Публика аплодировала, монахини падали, а он их все тащил и все пел. Скандал вышел полный!
И всё же моё расследование, можно сказать, увенчалось успехом. Я таки нашёл того самого, характерного Ржевского, который мог бы являться абсолютным прототипом, правда не экранного героя, а героя тех самых анекдотов.
Этот факт и послужил основанием размещения данной статьи в журнале "Дорогами побед".
Наш герой не носил фамилию Ржевский, им является уроженец Царицына Николай Ашинов, и он, как и герой анекдотов удивительным образом совмещал в себе самые противоположные качества. Он был известным ловеласом и пьяницей, заядлым картежником и шутником и при этом совершенно отчаянным воином и патриотом.
При этом Ашинов отличался удивительной отвагой, за что неоднократно представлялся к наградам. Правда, далеко не все геройские поступки Ашинова были по достоинству оценены его начальством.
Николай Иванович Ашинов родился в семье пензенского купца в 1856 году. Отец его обанкротился и жил с земельного надела под Царицыном. Николай учился в Самарской гимназии, но закончить ее так и не удалось - за буйный нрав его исключили. Закончил учебу Николай Ашинов в царицынском училище. Карьеру начал присяжным поверенным, но не срослось у него с адвокатурой. И Ашинов едет на Кавказ выращивать табак, но и тут дела не налаживаются. Николай придумывает авантюру и тут же бросается ее осуществлять.
На приеме у сухумского командующего князя Дондукова-Корсакова в 1883 году Николай Ашинов рассказывает князю о потомках сосланных казаков, которые ныне обитают в турецких горах и, несмотря на это, хранят верность царю, вере, России. Ашинов представляется атаманом сотни и просит дозволения князя на создание силами вольных казаков пограничной станицы для защиты южных рубежей государства. Дондуков-Корсаков дает добро, и Ашинов, набрав под Полтавой охочих крестьян, основывает станицу Николаевскую, назвав ее якобы в честь престолонаследника Николая Александровича. Завладев казенной ссудой на развитие поселения, атаман прикарманил весь бюджет. А когда об этом узнали и потребовали отчета – спешно уехал в Москву, где занимается агитацией в пользу казачьих поселений, явно узрев в этом выгоду.
Однажды, после очередного кутежа Ашинов поклялся товарищам, что завоюет Африку и подведёт её под руку императора Александра ІІІ, после чего из Москвы исчезает.
В 1886 году в столицу приходят вести об атамане из Абиссинии (ныне Эфиопия). Ашинов призывал к организации русской миссии в Эфиопии в связи с необходимостью помочь народам с родственной религией в борьбе с колонизаторами-католиками. Атаман просил аудиенции у негуса Иоанна, но без рекомендательного письма от царя, правитель Эфиопии посланника видеть не пожелал. Ашинов вернулся в Россию агитировать на создание колонии.
Эту авантюрную идею поддерживают высокопоставленные чиновники, преследуя свои интересы. Морской министр Шестаков считает целесообразным организовать на восточном берегу Африки базу для поддержки российского мореходства. Санкт-Петербуржский митрополит Исидор, разрешил построить православный храм в новой колонии. А любимчик Александра ІІІ нижегородский губернатор Баранов поддерживал эту затею, надеясь стать наместником на африканской земле.
В конце марта 1888 года из Одессы во Владивосток отплывает пароход "Кострома", командиру которого поручено приглядеть удобную гавань, берег которой чист от других европейских колонистов. Бухту нашли в Таджурском заливе. Капитан заключил договор о сотрудничестве с местным вождем и оставил Ашинова с отрядом казаков осваивать территорию.
Однако уже в июне атаман появляется в Киеве на 900-летии крещения Руси с двумя единоверцами из Абиссинии, якобы посланными самим негусом Иоанном просить помощи у русского царя в нелегкой борьбе с прочими европейцами.
Авантюра Ашинова заходит на новый виток. В Одессу направляют оружие и боеприпасы для экспедиции. Из Афонского монастыря привлекают схимонаха Паисия, срочно назначив его архимандритом. Но тут в ноябре приходит депеша от посла в Константинополе, что никаких посланцев негус не посылал, а Ашинов свою команду кинул, двое из нее об этом и донесли. В связи с этим русское правительство уже не спешит с помощью, а сам Ашинов с Паисием собирают пожертвования для финансирования своей авантюры. Сбор средств поддерживает генерал Лермонтов, который даже учредил специальный фонд. А генерал-губернатор Москвы, сам великий князь Сергей Александрович милостиво берется этот фонд возглавить. Для дополнительных инвестиций в фонд Ашинов даже публикует русско-абиссинский разговорник и абиссинскую азбуку.
10 декабря 1888 года из Одессы отправляется пароход "Корнилов". В Александрии бравые казаки во главе с атаманом пересаживаются на корабль "Лазарев", шедший до Порт-Саида. А уже оттуда до Таджуры атаману приходится нанимать австрийский пароход "Амфитрида", который уже 6 января 1889 года прибывает по назначению. 150 россиян высадилось в Таджуре, где их встретили четверо казаков, оставленных с прошлого путешествия и абиссинские священники. Последних, как и нескольких монахов, взятых в попутчики в Порт-Саиде, Ашинов и отец Паисий направляют с посланием к негусу.
В ожидании вестей экспедиция устраивается в заброшенном египетском порту-крепости Сагалло, где закладывают поселение со звучным названием Новая Москва. Потихоньку станица обустраивается - казаки строят дома, высаживают деревья, возводят парусиновую церковь. Но вскоре двое недовольных дезертируют и бегут во французскую факторию Обок. Там они поведали о несносной жизни в новой русской колонии и указывают местоположение Новой Москвы. Незамедлительно в станицу прибывает французский офицер, требуя сдачи, но Ашинов отказывает. Иного французы и не ожидали, поэтому используют другой подход. Отправляют в Россию дипломатов на переговоры с Александром ІІІ, точно так же поступают и дипломатические корпуса других стран-колонизаторов - Англии и Германии, которых так же обеспокоило появление российской базы в таком стратегическом месте.
Александр во избежание конфликта открестился от атамана-авантюриста. Это и дало французам "зеленый свет" для более радикальных мер. 5 февраля в Таджурский залив прибывает эскадра адмирала Ольри. В ответ на предоставленный ультиматум, Ашинов отвечает приглашением на обед. Но у французского адмирала иной приказ. Начинается артиллерийский обстрел станицы. Убитыми оказываются невинные люди, среди которых дети и женщины. Казаки предлагают дать бой французам на суше, но атаман отказывает, чтоб уберечь оставшихся. Казаки сдаются. Французы отправляют заключенных домой.
В марте 1889 года горе-колонизаторы прибывают в Россию на кораблях "Чихачев" и "Забияка". Несмотря на то, что экспедиция взяла все необходимое на создание православного храма и ожидала лишь одобрение местной власти, религиозное направление проекта посчитали прикрытием. Возникли абсурдные данные о перевозке казаками крупной партии оружия. Документы экспедиции были конфискованы. Выходка Ашинова, к счастью, не имела серьезных международных последствий, но на этом военная карьера молодого пропойцы и авантюриста была бесславно завершена.
Далее судьба Ашинова известна лишь по слухам. Царь сослал Николая с семьей в имение жены под Черниговом. Но вскоре он вернулся в родные места, где захватил один из волжских островов и объявил его своим владением. Также имеются сведения, что на собранные сочувствующими средства он поехал в Париж кутить и, мол, присылал царю письма с прошением о новой экспедиции в Африку. Умер атаман в родной Саратовской губернии в 1902 году.
Кто знает, какое бы развитие получили государства Сомали и Джибути, имея на своей территории русскую колонию. Возможно, нынешние сомалийские пираты щеголяли бы в папахах и черкесках, пряча в газырях патроны.
Таким образом, можно констатировать, что поручик Ржевский, чей образ был так блестяще воссоздан в кинофильме и полюбился публике, – отнюдь не историческая персона. В России наверняка нашлась бы еще не одна сотня таких поручиков, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть Ржевским. Но в кино этот образ является собирательным. И это - факт.
Источники:
https://deadokey.livejournal.c...
https://kinoistoria.ru/blog/43...
http://www.yaplakal.com/forum2...
https://24smi.org/person/98-po...
https://www.rutraveller.ru/pla...
Оценили 56 человек
101 кармы