Здесь мёртвые оживают, а немые разговаривают.
(Надпись на университетских библиотеках Средневековья).
Память формирует личность
У древних греков была богиня раздора Эрида. А у неё была дочь и звали её Лета. Понятное дело, Лета тоже была богиней, при этом символично, что дочерью раздора было забвение, то бишь, потеря памяти, ибо Лета была богиней забвения. В царстве мёртвых по имени Леты была названа река, через которую Харон перевозил души умерших. Логика здесь заключается в том, что воды Леты давали умершим забвение их прошедшей земной жизни.
Из этого следует, что умершие люди – это те, кто потерял память.
Человек, который близок нам и которого мы знаем много лет, в материальном плане меняется за годы не просто кардинально, но на все 100 процентов. Практически все клетки его организма за это время умерли и были заменены новыми, причём, не единожды. Более того, он вырос, возмужал, постарел, но, тем не менее, мы знаем его, как прежнего человека и как ту же самую личность. Конечно, мы фиксируем в нём изменения, но это не влияет на то, чтобы усомниться в его идентичности. Это связано с тем, что, воспринимая человека как личность, мы связываем нашу систему координат не с его физической сущностью, а с его разумом.
Но основой разума является память. Идентичность человека связывается с памятью; она – наша путеводная нить в движении из прошлого, через настоящее – в будущее. Будущему суждено стать настоящим, а затем прошлым, и этим определяется значение памяти, нанизывающей на себя все эти звенья, одно за другим. Развитие личности методом постижения жизненного опыта, возможно только посредством памяти.
Без памяти человек перестаёт быть личностью, перестаёт быть человеком.
Историческая память народа
Джордж Оруэлл в книге «1984» писал, что кто «контролирует прошлое – контролирует будущее, кто контролирует настоящее – контролирует прошлое».
Значение исторической памяти люди понимали со времён глубокой древности. В Китае описание прошлого страны имело конкретную функцию. Около середины I тысячелетия до нашей эры в Китае имело признание положение о том, что знание истории совершенно необходимо правителю государства.
А древние греки так вообще не отделяли прошлого от настоящего. Они считали, что прошлое находит своё осуществление в настоящем, живёт в нём, а настоящее являлось частью прошлого.
Как известно, общность того или иного народа идентифицируется на основании общего языка и общей истории. Таким образом, история – это социальная память, которая формирует народ и служит средством идентификации общества.
Поэтому справедливым будет утверждение, что если нет исторической памяти, то нет и народа.
Смена образа
В качества способа формирования исторической памяти длительное время использовались устные легенды, сказания, предания, личное общение людей.
Затем устные источники информации сначала стали дополняться письменными, а затем и вовсе были ими заменены. Письменные каналы информации находились в руках церкви, поэтому можно утверждать, что историческая память народов формировалась служителями религиозного культа.
В последующую эпоху в создании исторической памяти на первую роль стали выдвигаться наука и образование.
А в XIX – XX столетиях эту роль взяла на себя массовая культура. Следствием увеличения количества информационных источников посредством средств массовой информации стала мифологизация исторической памяти.
Историческая память в динамике может быть показана следующим образом: изучение исторических источников – знание; анализ источников – представление; завершающий этап – формирование исторического образа.
Сила современных информационных каналов заключается в том, что они формируют исторический образ, не всегда основанный на изучении и анализе исторических источников. Итогом становится замена естественного исторического образа на образ искусственный.
Таким образом, есть историческая наука, которая реконструирует картины нашего прошлого, а есть наука история, которая это прошлое не изучает, а создаёт.
Итак, история народа есть его историческая память, представляющая собой образ. Истинный, либо мнимый.
Исторический опыт
Исторический образ, созданный учёными историками, преподаватели передают слушателям учебных заведений. Но, читая учебник истории и слушая учителя, молодёжь не копирует исторический образ, а создаёт его в своей голове.
Это значит, что при изучении истории и составлении собственного исторического образа, обучаемый со своей позиции оценивает его, переосмысливает – и в этом заключается процесс обучения, обоснования принятия тех или иных решений в тех или иных условиях. Таким образом, историческое образование создаёт условия для того, чтобы заново прожить, на мысленном уровне, исторический отрезок, пройденный предками, войдя в культурный мир своего народа.
Выводы
Формируя образ будущего и разрабатывая пошаговый план для его реализации, человек опирается на свои знания, полученные в виде исторического опыта его предшественников.
Таким образом замыкается круг и находит своё обоснование утверждение о том, что без прошлого нет будущего. Без исторического прошлого нет народа.
Так, с практической целью формирования будущего на основе изменения настоящего, осуществляется оживление истории, чей образ, далёкий или близкий, мы видим постоянно не только рядом с собой, но и впереди – там, куда нам ещё предстоит дойти.
Олег Варягов, 03 августа 2019 г.
Оценили 0 человек
0 кармы