Апостол Иаков, проделавший путь от ученика и друга Иисуса, как об этом пишется в Евангелиях: «Вы друзья мои, если исполняете то, что я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца моего», – апостол Иаков, говорим мы, закончил сей путь всё же рабом: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа».
Это та отправная точка, в которой необходимо чётко определиться!
Иисус назвал своих учеников не рабами, а друзьями, более того, Учитель обосновал своё заявление: раб не знает, что делает его господин, в то время как ученики знают цели и средства Иисуса. Следовательно, Иаков либо оказался непонятливым учеником, что, впрочем, противоречит опять же словам Иисуса, который считает, что ученики всё же знают дела его, – либо Иаков и в самом деле является рабом, дел своего господина не знает, словам Иисуса не противоречит, а своё послание пишет без ошибок.
Но тогда господином Иакова является не Иисус.
Впрочем, открытия здесь нет, это просто констатация и подтверждение того, что было заявлено автором уже выше: имя Иисуса эксплуатируется троицей падших богов, свидетельством чему является самоуничижение Иакова, бывшего раба Саваофа, потом ученика и друга Учителя по имени Иешуа – а ныне раба Иисуса Христа. Вот только имя Иисуса теперь есть образ, за которым прячется та же самая троица падших богов. Вопрос же, кто принимает иногда этот образ, кто скрывает своё лицо в минуту необходимости за маской образа Иисуса – есть вопрос вторичный, это может быть Ангел или Дух, а быть может, здесь нет системы и в разное время разные боги из троицы, управляющей иудеями, примеряют эту маску на себя.
Наконец, анализируя эту начальную фразу послания Иакова, нельзя не прочувствовать, не посмаковать весь юмор сложившейся ситуации… В самом деле! Разве апостол Иаков, пишущий сие послание братии, не является сам учителем для паствы? И что же это за учитель, позвольте спросить, сам признающий себя рабом, сиречь человеком, согласно тезису Иисуса, не знающему путей своего господина? Чему может научить человек, не знающий, чему он учит?
Уважая чувства верующих, автор пытается осветить вопрос, подбирая наиболее корректные выражения, но в голове всё время сидит вопрос, который никак не удержать в себе и который рано или поздно необходимо излить на страницах не одной, так другой своей книги: мне интересно, люди, читающие Священное Писание и распространяющие его среди паствы, – эти люди дают ли себе хотя бы малейший труд задуматься о прочитанном?
Обращаясь за знаниями к учителю математики, мы вправе ожидать от него знания математических формул, от учителя географии – знания названий материков и океанов, но вот учитель закона Божьего цитирует послание Иакова – но он есть раб, не знающий дел господина своего и следовательно, не знающего, чему он учит!
И вот здесь в самый раз вспомнить, что само слово «апостол» означает «посол, посланник», а следовательно – посредник, ибо не учат посланники, а всего лишь передают слова пославшего их. Короче и точнее говоря, это почтальоны.
Причём почтальоны недобросовестные, ибо Учитель передал им письма и указал адресат: погибшее стадо дома Израилева. Но почтальоны перепутали адресат, сбившись с пути и придя к язычникам, да вдобавок ещё и самым натуральным образом проспали момент, когда у них письма Учителя изъяли, а вместо них вложили письма иные. В общем, почтальоны отнесли не то письмо не тому адресату.
Рассмотрим это на примере Иакова.
Своё послание апостол адресует двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, следовательно, иудеям, живущим в иных землях – это кивок в сторону Павла, решившего, что обращение Учителя, которого Павел сам и в глаза никогда не видел, можно менять по собственному разумению, руководствуясь лишь ночными видениями привидений, выдающих себя за Иисуса. Но к Павлу мы ещё вернёмся, обратимся пока к Иакову.
От иудеев рассеяния Иаков требует терпения, ибо это путь к совершенству: «испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
У кого не хватает мудрости, пусть просит её у Бога – это перепев истории Соломона, просившего мудрости; богатый будет унижен, а бедный возвысится своим унижением – а здесь Иаков использует тезис Иисуса, говорившего, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное.
Переходя от материального плана в духовный, Иаков сообщает, что человек должен переносить искушения, так как пройдя это испытание, получит в итоге венец жизни, однако уточняя, что искушение есть не испытание, посланное Богом, но борьба с собственной человеческой похотью, каковая рождает грех, который приводит к смерти. Здесь Иаков призывает не обманываться, но понимать, что свыше, от Отца, идёт только лишь доброе, лишь совершенный дар, из чего следует, что плохое есть не испытание, но следствие собственных человеческих грехов. А чтобы их не допустить, надо быть скорым на «слышание», но медленным на слова, медленным на гнев, «ибо гнев человека не творит правды Божией».
Посему, продолжает Иаков, необходимо принять в кротости насаждаемое слово… стоп!
Слово «посему» является уводом в сторону, лёгким и незаметным. На Украине для подобного случая есть поговорка: «в огороде бузина, а в Киеве – дядька».
Разберёмся.
Иаков перефразирует просьбу Соломона о даровании ему разумного сердца, ставя это в пример братии; Иаков далее черпает мысли Иисуса о богатстве, об искушениях и похоти, он говорит правильные слова, после чего делает вывод: посему надо принять слово. Но этот посыл неверный, ибо «насаждаемое слово» надо принять потому, что оно верное и учит хорошему.
А можно сказать и так: слово надо принять, если оно учит доброму. А если учит плохому, то это слово надо отвергнуть. А вот уже для того, чтобы определить, хорошее это слово или плохое, надо разбираться не с просьбами о мудрости и не с унижением богатых, а с самим этим словом, которое «насаждается» – так?
Да, именно так. Одно с другим не связано. Повествование первой главы послания Иакова больше похоже на предвыборные выступления современных кандидатов в президенты: они говорят правильные слова, главное – говорят то, что от них ждут, что зарплаты и пенсии будут повышаться, а цены понижаться – поэтому за них надо голосовать. На самом деле за них надо голосовать не поэтому, а потому, точнее, если, – если их конкретная программа будет отвечать текущему моменту.
Так и у Иакова набор правильных слов завершается переходом «посему», – и далее упоминается слово, «насаждаемое» среди братии. Но правильное ли это слово, соответствует ли оно учению Иисуса?
Пока различимо лишь одно соответствие – это адресат. Иаков обращается не к язычникам, а к иудеям, то есть тем, к кому был послан Иисус. Что же хочет им сказать апостол помимо унижения богатых?
Иаков учит: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Нет, ответим мы Иакову, Отец избрал не бедных, но праведных. Другое дело, что согласно учению Иисуса, богатому войти в Царство Небесное труднее чем бедному, но труднее – не значит невозможно. Иаков искажает тезис Учителя, отрицая возможность продажи богатым имущества, отрицая, наконец, тех не бедных людей, которые сопровождали Иисуса.
Вера, не подкреплённая делами, мертва сама по себе, учит Иаков.
Золотые слова! Ну как не процитировать фразу, под которой лично я готов подписаться тысячу раз! Вот это место из второй главы: «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». И далее: «…как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Всё верно, всё правильно. Теперь сделаем вывод: апостол построил красивую оболочку для своего учения, претензий к каковой, по существу, мы не имеем. Теперь посмотрим, что именно эта оболочка укрывает, какие конкретные дела может привести в качестве примера апостол Иаков, ученик Иисуса, чтобы продемонстрировать на примере пропагандируемую им веру, которая подобно душе, существует в теле, сиречь в делах.
Вот это дело: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим».
В этой цитате что ни слово, то ошибка. Во-первых, Авраам попыткой убить своего сына не оправдался, а наоборот, дискредитировал себя. А заодно и свою веру. Не может нормальный человек принять веру, в которой верность божеству проявляется в готовности исполнить любое приказание, вплоть до убийства родного сына! Возразят: преступления Авраама – это дела давно минувших дней, тогда люди были другие, другой была и их нравственность, то, что сейчас является аморальным, тогда было в порядке вещей, как например жертвоприношения, в том числе человеческие. Однако такое возражение, помимо всего прочего, опровергается не столько ветхозаветной историей о жертве Авраама, сколько похвалой этого поступка в новозаветном документе, послании Иакова, а также тем, что в наши дни в церквях читается Новый Завет, куда это послание и включено. Поэтому данное возражение можно будет принимать лишь после того, как современная Церковь осудит поступок Авраама, а похвалу этого поступка в устах Иакова из текста Нового Завета удалит.
Во-вторых, если мы вынуждены признать, что вера Авраама в своего бога действительно содействовала успехам его, то привело сие не к совершенству, а к деградации патриарха – в этом легко убедиться, даже просто посчитав годы жизни его и его далёких и близких предков.
В-третьих, вера Авраама действительно вменилась ему в праведность, но, однако, эта «праведность» является таковой лишь с точки зрения бога, «курирующего» деятельность Авраама и его потомства, с точки же зрения нормального человека попытка убить собственного сына есть проявление не праведности, но порочности, причём вне всякого сомнения, термин «порочность» следует отнести не только к исполнителю, Аврааму, но и к тому, в чью порочную голову могла прийти самая такая мысль о проверке преданности себе таким гнусным способом.
Но главная ошибка здесь, то есть в высказывании Иакова, заключается в том, что не другом Божиим был Авраам, но рабом: «Владыка! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».
О том что Авраам считал себя рабом Иеговы, мы знаем, а вот если Иаков считает, что еврейский патриарх был не рабом, а другом этого бога, хотелось бы узнать источник его информированности. В Ветхом Завете Иаков прочитать этого не мог, ибо другом Иеговы Авраам там не назван.
Подведём итог: не споря с апостолом по форме и соглашаясь с ним в том, что вера без дел есть тело без души, мы оспорим его по содержанию – такое дело, как попытка убийства родного сына, как не изворачивайся, является красноречивым свидетельством существа той религии, которую проповедует Иаков.
Но помедлим торопиться осуждать Иакова за проповедование им религии, мягко говоря, имеющей мало общих точек с нравственностью нормальных людей. В конце концов, вместо него мог быть любой другой человек, им мог быть автор этой книги или ты, читающий сейчас эти строки – не будем забывать, какая огромная сила стоит за стремлением «насадить» слово среди народов! Сила эта продемонстрировала свою мощь в Египте, явив разрушительные египетские казни, в Содоме и Гоморре, в уничтожении первой цивилизации Адама, в конце концов, той обработке в течение сорока лет в пустыне, которой подвергся народ, от самих этих падших богов узнавший, что он оказывается, избранный! Избранный для того, чтобы повелевать остальными народами Земли. Кто устоит против такого метода кнута и пряника? Ты избран богами – иди и управляй рабами! Тех же, кто находил в себе силы протестовать, Моисей при помощи опять же падших богов, безжалостно уничтожал. И народ не устоял – но кто считает, что смог бы устоять под этим прессом психологического и идеологического давления, тот пусть и кинет в иудеев камень.
Вот почему, учитывая вышеизложенное соображение, автор ставит перед собой иную цель: не осудить, но разобраться, исследовать, выяснить причины этого нравственного падения народов.
В этом формате автор и предлагает рассматривать и оценивать, в частности, поучения Иакова, осуждая не носителя идеологии, но саму эту идеологию. Ибо носитель есть раб, и не скрывает этого. А раб, как сказал нам Иисус, не знает путей господина своего. Итак, мы выясняем сущность идеологии и определяем её слабые места.
Вот и Иаков, проповедуя слово, искренне верит, что творит добро, разъясняя братьям, сиречь иудеям, что обетованный Мессия уже явился. Однако поскольку Иаков, в отличие от Павла, всё же был учеником Иисуса, то от сего апостола мы можем узнать не только о том, что учение Иисуса относится к иудеям, но и некоторые дополнительные сведения.
Например, Иаков довольно близко ходит вокруг одного из основополагающих законов мироздания. Так, в главе третьей он сообщает, что «язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть».
Вспомним, что об этом говорит Иисус? Матфей, глава пятнадцатая: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят… помыслы…» Нам здесь интересно, что из уст исходят помыслы человеческие. Иаков, таким образом, рассуждает о помыслах, исходящих из сердца. Они могут быть добрые и злые, пишет апостол, из чего закономерно возникает мысль о необходимости сбалансированности помыслов в сердце своём. Тогда один и тот же человек, находясь в одних и тех же условиях, скажем так, имея одно, определённое отношение к окружающему его материальному миру и образно говоря, молясь одному богу, может распространять вокруг себя дурные либо хорошие помыслы – это зависит от того, совладает ли он со своими помыслами – желаниями – энергиями.
Но Иаков несвободный человек, а потому искажает эту мысль, и в его трактовке человек обладает мудростью не потому, что господствует над комплексом своих энергий, а потому что получил сию мудрость свыше: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна».
Дурные же помыслы есть не результат несовладания со своими энергиями, но по мысли Иакова, приобретение плодов земных: «если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…»
Таким образом, функции человека, являющегося управителем собственных энергий, и следовательно, обязанного гармонично сочетать в сердце ВСЕ свои энергии, апостол Иаков трансформирует в два противоположных источника, один из которых даёт человеку хорошее, а другой – плохое. Не объединение, но разъединение несёт проповедуемое им учение в сердце человеческое, привнося в него образ врага, от которого надо отрешиться и отказавшись от мирского, вмещать в себя слово духовное. Надеюсь, читатель уже догадался, что духовным и идущим от Бога само собой, будет объявлена Церковь, в которой проповедь апостолов расставит всё на свои места…
Казалось бы, сам Иаков понимает этот закон мироздания, ибо не ошибается по поводу баланса энергий внутри самого человека: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете» (глава 4). Но путь к совершенству апостол указывает нелогичный: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (там же).
Казалось бы, чего проще: поскольку Творец создал человека и поставил перед ним задачу обладания, сиречь управления, животным миром, населяющим планету, но также и самой Землёй, постольку надо полагать, что человек должен для начала совладать с теми энергиями, из которых он сам, человек, состоит, и посредством контроля которых он и должен осуществлять предназначенное Творцом управление всем живущим. Но Иаков поёт свою песню, первая ошибка которой в том, что имеющий не просит, но разбирается сам в себе. Между прочим, Борис Пастернак об этом сказал точнее:
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.
Вторая ошибка заключается в том, что вместо объединения Иаков пропагандирует противоположное направление движения, он, наоборот, разделяет человеческие энергии на хорошие и плохие, на свои и чужие.
А из этого в свою очередь, вытекает его следующая концепция: плохое находится на земле, хорошее – за облаками. То, что окружает нас здесь, в земной жизни, мы видим и осязаем, ибо сами находимся на земле. От этого надо отречься, учит Иаков: «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?». Возлюбить же надо то, что исходит с небес, то есть оттуда, где нас сейчас нет, и о чём почерпнуть информацию мы можем лишь от учителей… роль которых на себя и берут христианские проповедники.
У этих же последних запев постоянный и предсказуемый: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас». В общем, прекратите бороться с самим собой, прекратите объединять свои энергии, добиваясь их баланса и неизбежного в связи с этим совершенства собственной души, – но сделайте часть своих помыслов врагами себе, изгоните их от себя, после чего не будете иметь другого выхода, как просить, сокрушаться о собственной слабости и как следствие – покоритесь.
Такая пропаганда именно и уводит человека от перспективы восстановления своего совершенства, как следствие, восстановления способности управления Землёй, и приводит к тому, что свободный человек делается рабом. Что и требует иудейская идеология, не силой (первая цивилизация Адама), так словом добивающаяся власти над народами: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое…»
Эта идеология раба изложена в той самой Библии, где всё так красиво начиналось: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Таким образом, боги и богини, созданные Отцом и повелевающие Землёй, на протяжении тысячи страниц Священного Писания трансформируются в рабов некоего господина; их жизнь, являющаяся бесценным даром, венцом Природы, целью и смыслом создания этого материального мира, у апостола Иакова преобразуется в ничего не значащий пар!!! Наконец, способность и необходимость принятия самостоятельных решений, что неизбежно вытекает из предназначения человека – владычествовать над землёй и всем населяющим её, – у христианского проповедника обращается в тщеславие и зло: «Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».
Здесь как говорится, комментарии излишни…
Однако созданная Иаковом концепция окажется незаконченной, если в неё не будет добавлен ещё один элемент. Согласимся, ведь если нам говорят, что всё мирское есть зло, что просить и получать надо от бога, что надо признать себя рабом, что, впрочем, неизбежно следует из указания просить, ибо просит неимеющий, – то в этом случае необходимо предупредить неизбежно возникающий закономерный вопрос: ради чего это всё? Чтобы назвать человека рабом и сделать его послушным орудием в своих руках, надо:
1. Пообещать ему блага, которые он получит взамен этого своего пожертвования.
2. Объяснить, почему эти блага до сих пор ему не достаются.
И если в первом случае проблем с обещаниями нет, для того ведь и создана теория о загробной жизни, в которой праведники, то есть послушные рабы, будут пребывать в блаженстве, разумеется, в течение вечности, то для обоснования второго пункта Иаков выдвигает требование о терпении: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня».
Это есть концепция о вторичном приходе Иисуса, она нужна для того, чтобы взывать о терпении и скором избавлении паствы от ярма рабства. Но рабом надо быть сейчас и потом, поэтому «пришествие Господне приближается»:
– Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судия стоит у дверей.
Впрочем, тема второго пришествия и его скорого ожидания на протяжении всей истории господства христианства заслуживает того, чтобы поговорить об этом предмете отдельно. А пока проштудируем послания апостолов, чтобы узнать их взгляды и оценить ту пропасть, которая разделяет их психологию раба от учения Иисуса о совершенстве.
Исходя из того, чему учит в своём послании Иаков, мы понимаем, что необходимость самостоятельного поиска и исправления ошибок апостолу не подойдёт, ибо это есть прерогатива опять же таки, свободного человека. Если свободный человек совершает ошибки, если он усваивает вредные для его организма привычки, то неизбежным следствием этого будут болезни, которые поразят его. Нет смысла лечить болезнь, не устранив причину её появления, поэтому наряду с непосредственным лечением необходимо находить и перекрывать пути проникновения недуга, для чего отказываться от вредных привычек, и возвращаться к здоровому образу жизни: вместо курения – пробежка, вместо просмотра порно – приложение усилий ради овладевания знаний и т.п. В общем, если имеются препятствия на пути здорового образа жизни, необходимо эти препятствия находить и устранять, другими словами, делать то, что является прерогативой человека, самостоятельно принимающего решения.
Вот почему Иаков заменяет подобные действия тем, что присуще рабу: не лечиться, но просить об излечении, не бороться, но покорно ожидать избавления, которое может придёт, а может и нет, если придёт, то неизвестно когда:
– Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Рабу этого достаточно, но свободный человек знает, что грехи надо не прощать, а исправлять, не передавая вожжи управления своего «я» в чужие руки.
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы