• РЕГИСТРАЦИЯ

25 Особый образ Христа

Олег Варягов
И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио
20 октября 16:27 0 119

Апокалипсис и по своему стилю,

как и по своему характеру, является

чужеродной книгой в Библии,

принадлежащей к определённому

литературному жанру определённой

эпохи. Однако она включена в Библию

как её органическая часть, существенно

необходимая.

(Прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна)

Апокалипсис написан в 68 г. нашей эры, пишет Э. Ренан.

А. Мень считает, что он написан не ранее гонений при Нероне в 64 году и не позже правления Домициана, то есть 95 год плюс минус 10 – 15 лет.

Фридрих Энгельс называет датировку написания Откровения достаточно определённо: это 68 г. или январь 69 г. нашей эры.

Эта дата не исключает, однако, возможности того, что некоторые фрагменты книги Откровения могли быть написаны позже и что сама книга может включать позднейшие вставки, которые не входили в первоначальный текст, и этим запутать вопрос об определении даты написания книги. Например, упоминание в трёх местах книги имени Иисуса Христа, в то время как в остальных местах речь идёт о некоем безымянном агнце, может дать повод для предположения о том, что фрагменты, в которых фигурирует имя Иисуса, как раз и могли быть вставлены в 90-е годы первого столетия, к каковому времени отдельные исследователи и относят дату написания всей книги. Всё же в настоящее время считается, что дата 68 – 69 гг. остаётся непоколебленной.

Есть мнение, что читать Откровение не просто необязательно для верующего, но и может быть опасно для его духовного здоровья.

Однако давайте посмотрим, что об этом пишет апостол Павел, во втором послании которого к Тимофею имеются следующие слова: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…»

Следовательно, по мнению апостола, Откровение так же необходимо для чтения, как и остальные книги Библии.

В тексте Апокалипсиса нередко ищут зашифрованный в символах смысл, но весьма показательным в этом отношении является указание А. Меня по поводу обращения автора к семи церквям:

– То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

А. Мень по этому поводу разъясняет, что имеющая место точка зрения об упоминании семи церквей как символов различных эпох в истории христианства, несостоятельна, т.к. упомянутые автором Апокалипсиса церкви существовали в описываемую эпоху и ничего символического в них не было. Вследствие этого, разъясняет А. Мень, «если бы послания к этим церквам мы стали прилагать к различным эпохам, то всегда нашли бы нечто общее, и это не случайно, ибо все послания относятся к каждой церкви, к каждому веку и к любому из нас».

На этом примере автор и предлагает оценить текст Апокалипсиса так, как он написан, не ломать голову над расшифровкой того, что в нём могло и не зашифровываться, т.к. оценивать эту последнюю книгу Священного Писания считаю, необходимо с позиции её рассмотрения именно как составной части Библии, не противоречащей, но гармонично сочетающейся с остальными книгами как Ветхого, так и Нового Заветов.

С этой целью оценим направленность книг Ветхого Завета. Разве в них заметна попытка что-либо зашифровать? Напротив, в них видна обратная направленность: не скрыть, но донести до иудеев информацию об их избранности, разъяснить, что взамен бог требует от них покорности и заставить их соблюдать условия договора, сиречь бороться за господство над язычниками и одновременно склонить голову перед богом. Не скрыть, но донести требования, и заставить их исполнять.

То же самое мы видим и в книгах Нового Завета. Теперь требования о покорности доводятся до язычников, которые должны осознать свою греховность, покаяться – и быть покорными своим начальникам, как светским, так и духовным.

На этом фоне попытка ввести в состав Библии книгу, где в виде символов зашифровывалась какая-либо информация, выглядела бы нонсенсом! В самом деле, людям рассказывают о новом учении, разъясняют требования, которые те должны исполнять и вдруг, в последней книге, дают некое зашифрованное послание – что, конечно же, дисгармонирует с общей направленностью всех предыдущих книг Священного Писания.

Но даже если это и так, мы невольно сразу же зададим вопрос: зачем? Что и зачем зашифровывать в Библии, идеологию которой распространяют среди людей с целью обращения их в новую веру? Разве можно себе представить такую ситуацию, когда в школе учитель, обучая детей грамоте, станет давать им среди прочих правил одно такое, смысл которого откажется им разъяснить? Наоборот, учебник будет составлен таким образом, чтобы ученики смогли освоить материал, а учитель видит свою задачу в том, чтобы разъяснить непонятные в правилах места.

Таким же образом и Библия составлена для того, чтобы приобщить людей к вере, а священники видят свою задачу в разъяснении непонятных мест Священного Писания – не так ли?

Другое дело, что обладая некоторым уровнем знаний, автор Откровения изложил материал таким образом, что мы, современные люди, не понимаем его, поэтому стараемся увидеть тайный смысл и конечно же, находим его…

Поэтому, исходя из вышеизложенного, автор предлагает в первую очередь изучить сам текст книги, авторство которой приписывают Иоанну Богослову, и только во вторую очередь оценить, насколько раскрывшейся картине соответствуют комментарии других авторов относительно смысла изложенного в Откровении материала.

В то же время необходимо, помимо идеологического обоснования содержания Апокалипсиса, вернуться к датировке написания этой книги и бросить взгляд на события того времени, которые могли оказать своё влияние на пророчества, излагаемые автором Откровения.

Легко догадаться, что историческая обстановка была такова, что уже сама по себе могла, а точнее говоря, не могла не оказать влияния не только на содержание, но и на весь дух и идею написания пророческой книги. В это время шла Иудейская война – жесточайшая кровопролитная борьба иудеев с Римом. Легко догадаться поэтому, какой был высокий накал антиримских настроений среди иудейского народа, которые не могли не стать источником настойчивых ожиданий о каре завоевателей, этой «вавилонской блудницы», само собой, в результате божественного вмешательства того, кто, собственно, и избрал иудейский народ для завоевания язычников и кто обещал дать иудеям царя, мессию, который и приведёт избранную нацию к победе.

Кстати, укажем по этому поводу, что в период между Ветхим и Новым Заветом была создана огромная масса апокалипсической литературы и т.о. книга Откровения Иоанна Богослова отнюдь не является чем-то исключительным или оригинальным, что выходило бы за рамки иудейской идеологии об их избранности и следовавшей из этого уверенности, с которой они ждали прихода царя из рода Давида, который приведёт их наконец к мировому господству.

Фактически книга Откровения есть квинтэссенция, вобравшая в себя дух ненависти к Риму, а также неукротимое желание мести и ожидание гибели Рима в самом ближайшем будущем.

Надежды эти, впрочем, не оправдались. Пророчества о конце света и гибели Рима не стали реальностью и ранним христианским общинам пришлось решать задачу мирного сосуществования с Империей. А заодно и решать задачи идеологического обоснования нового учения, связанного с именем Иисуса. И вот в этом, идеологическом обосновании учения и стала необходимой книга Откровения, т.к. в ней идёт речь про Иисуса Христа и жертву искупления, т.е. об идее, ставшей краеугольным камнем христианства.

Прот. Сергий Булгаков в своей работе «Апокалипсис Иоанна» пишет, что Откровение вошло в состав Священного Писания несмотря на то, что по своему стилю и характеру она является чужеродной книгой в Библии.

Причина этому заключается в следующем: «Однако она включена в Библию как её органическая часть, существенно необходимая. И это включение как известный библейский догмат сделалось настолько органическим, что оно заставляет позабыть исторические и специфические особенности Апокалипсиса».

Итак, книга Откровения включена в состав Библии на основании библейского догмата и с учётом требования о необходимости забыть её историческое содержание. Ради чего? Ради упоминания об Иисусе и жертве искупления, во-первых, ради догмата о Страшном Суде и гибели грешников – во-вторых, ради упоминания о рае, который теперь, в противоречии с книгой Бытие Ветхого Завета, перемещается с Земли на небо, – в-третьих.

Идеология иудаизма, изложенная в Апокалипсисе, была использована творцами христианства, приспособлена под создание своего, Нового Завета, корнями уходящего в Ветхий, о чём Сергий Булгаков ниже и пишет: «Эта юдаистическая по стилю книга синкретического характера восприняла черты христианского откровения, стала христианской книгой, органически войдя в состав Нового Завета как откровение о Христе и Церкви Его. Язык и образы его ассимилировались и преобразились здесь до полного перерождения, и мы, читая эту книгу, как часть христианского откровения Нового Завета, забываем об этом её происхождении и особых свойствах».

Но мы ни о чём забывать не будем, а подвергнем анализу книгу, ставшую учебником новой идеологии, наряду с Евангелиями и посланиями апостолов, и найдём ответ на вопрос: зачем «чужеродное» творение использовали создатели христианства?

Задумаемся. Имеются ранние христианские общины. Их создают апостолы, ученики Иисуса, которые рассказывают о его жизни, притчах и его казни иудеями. Христианство, с одной стороны, развивается, но с другой – апостолы вскоре оставят этот мир, следовательно, появляется необходимость составления письменного памятника, во-первых, о жизни Иисуса, во-вторых – о его учении. Так появляются книги Нового Завета: ученики пишут воспоминания, в которых излагают события и притчи Учителя, запавшие им в память. Они пишут далее, послания общинам, в которых также излагают догматы христианского учения. Но вот появляется необходимость включения в состав Нового Завета и книги Откровения, причём необходимость сия так велика, что преодолевает «чужеродность» стиля последней. Причину этой «снисходительности» нам указывает опять же С. Булгаков: «Есть синоптические евангелия, содержащие, хотя каждое со своими отличительными особенностями, единый синоптический образ Христа, есть и Иоанновский образ Христа, свойственный четвёртому Евангелию.

Но есть и свой особый образ Христа, хотя и Иоанновский, но имеющий свои собственные черты, отличающие его даже от Иоанновского же, но Евангельского. Такого особого образа Христа не имеют апостольские писания, хотя им и присущи отдельные черты догматического о Нём учения».

Вот оно что! В Апокалипсисе содержится образ Христа, и он таков, что подобного ему нет ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов, и наличие этого особого образа и стало тем фактором, который перевесил чужеродность книги, который заставляет забыть, а если называть вещи своими именами, проигнорировать конкретно-историческую обстановку, к которой, собственно, и привязывалось содержание книги – и всё это ради того, чтобы вырвав таким образом упоминание в Откровении имени Христа из контекста, показать этот самый особый образ Учителя, которого мы не найдём на в Евангелиях, ни в посланиях.

За скобками обсуждении мы оставляем такой щекотливый вопрос, как исключительность видения Иоанна. По логике повествования выходит, что сей апостол видел видение, с ним говорил бог, и вполне естественно, что Иоанн записал увиденное им и что книга его вошла в состав книг Нового Завета. Обоснование более чем аргументированное.

Но дело в том, что скажем, апостол Пётр тоже стал свидетелем Откровения, в котором Иисус шёл в сопровождении своих учеников, перед ними открывались картины рая и ада, а Учитель давал толкование увиденного. И тогда у нас возникает закономерный вопрос: почему Апокалипсис Петра не вошёл в состав Нового Завета вместо или вместе с Откровением Иоанна?

Потому что два Откровения на одну тему – неизбежного Страшного Суда будут мешать друг другу. Достаточно и одной книги. Но из этого следует, что Апокалипсис включён в Новый Завет не в силу откровения бога перед избранными им апостолаМИ, а в силу того, что христианское учение нуждалось в картине Страшного Суда, из нескольких вариантов был избран один, который и вошёл в состав Библии. А факт откровения бога с избранником – получается, не аргумент. Из чего в свою очередь рождается вопрос: а было ли откровение?

Быть может, Апокалипсис Петра был признан ложным, и Откровение Иоанна истинным? Но кто и посредством какого инструментария это определил?

В апокалиптическом жанре составлено также произведение «Пастырь» Гермы, относящееся ко II в., в котором явившиеся ангелы разъясняют христианину массу непонятных вещей. Первые христиане почитали «Пастырь» Гермы священным и боговдохновенным, на его авторитет ссылались Ириней, Ориген, Климент Александрийский.

И только в IV в. против канонизации «Пастыря» выступил Евсевий Кесарийский, который отнёс это сочинение в число подложных. Наиболее разумным обоснованием для такого решения автор настоящей книги видит аргумент, приведенный выше: христианское учение создано не Иисусом, а учителями Церкви после смерти Учителя; им нужна была книга, авторитетом Бога утверждающая неизбежность будущего Страшного Суда; из нескольких книг был выбран Апокалипсис Иоанна, следовательно, «Пастырь» Гермы автоматически становится подложным.

Наличие этого произведения в Синайском кодексе, древнейшем дошедшем до нас списке Нового Завета, для Евсевия не аргумент. Позиция отца Церкви понятна, и вопросов не вызывает.

Откровение Иоанна не было чем-то из ряда вон выдающимся произведением, написанным так сказать, по случаю, – в рассматриваемом случае, по поводу видения бога, сошедшего для беседы с апостолом.

Касаясь вопроса апокалипсической литературы, Э. Ренан, насчитывая не менее пятнадцати апокалипсисов, пишет: «при каждом критическом положении Израиля появлялся особый апокалипсис. Гонения Антиоха, римское завоевание, светское царство Ирода порождали пламенных ясновидцев. Неизбежно было, чтобы и царствование Нерона и осада Иерусалима вызвали против себя апокалиптический протест…» 

Олег Варягов.

И в небе и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио

Страшная космическая ракета, дырявые скафандры и новый робот ARTEM

✔ На этой неделе в мировой космонавтике произошло три важных события, которые напрямую связаны с соперничеством ведущих держав за лидерство в космосе. В настоящее время это соперничеств...

Главный итог 2019 года – Россия сломала МВФ

На этой неделе разрешилась, пожалуй, главная интрига 2019 года – Правительство решилось распечатать «кубышку» резервного фонда и направить средства на внутрироссийские ...

С чего начинается предательство Родины

Мы с детства знаем, с чего начинается Родина. О том, с чего начинается предательство этой самой Родины, мы задумываемся гораздо позже. Но, к сожалению, все чаще...События 2014 года на У...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Олег Варягов 3 ноября 16:17

    Маршал Тухачевский: а был ли заговор?

    Официальная версияДо сегодняшнего дня продолжаются споры о репрессиях в Красной Армии в 1937 г. Спусковым крючком и центральным событием стал арест Тухачевского и других военных, обвиняемых в создании антисоветской военной группы, ставившей целью свержение Сталина и установление в СССР военной диктатуры. После расстрела Тухачевского и его «подельников» в армии разверн...
    173
    Олег Варягов 24 октября 19:54

    Сталин и слёзы Жукова

    На перроне Киевского вокзала8 июня 1940 г. генерал армии Жуков сел в поезд на Киевском вокзале Москвы и убыл на Украину – принимать командование Киевским военным округом. Победитель японцев на Халхин-Голе, в апреле он вернулся из Монголии и находился в Москве. 4 июня ему было присвоено воинское звание генерал армии, а 7-го он получил новое назначение.На вокзале его пр...
    112
    Олег Варягов Библия
    23 октября 22:42

    38 Разделяй, чтобы властвовать

    Стремление к мировому господству сопровождалось уничтожением предшествовавшей христианству языческой культуры. Уничтожению подлежали языческие храмы, которые в Риме, например, использовали в качестве каменоломен. Античные статуи предавались анафеме, саркофаги использовались в качестве лоханей или свиных кормушек, сжигались богатейшие библиотеки.По повод...
    110
    Олег Варягов Библия
    23 октября 22:08

    37 Конец света – морковка для осла

    С приближением нового, 1190 года, английский король Ричард Львиное Сердце решил поразить современников странным зрелищем: голый, с тремя пучками прутьев, король бросился к ногам епископов и архиепископов, собранных им, чтобы покаяться перед ними о «подлостях» своей жизни. Король решил исповедоваться, как для того, чтобы смыть грехи накануне праздника Ро...
    89
    Олег Варягов Библия
    23 октября 21:39

    36 Христианское учение

    «Закон Божий» Серафима Слободского учит, что жизнь человечества на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. Для этого каждый живущий человек должен выполнить своё назначение и получить вечное спасение. Оставим в стороне моральную сторону вопроса, в соответствии с которой выходит, что человек создан для того, чтобы, прожив краткий з...
    100
    Олег Варягов Библия
    23 октября 20:53

    35 Египетский след

    Однако назвав христианство новым учением, мы согрешаем против истины, ибо если взять не название, но суть этой религии, то о новизне её речь идти не должна.Действительно, начав с того, что идеологические корни христианства лежат в иудаизме и не содержат в себе ничего нового, кроме как обетования для иудеев достижения ими власти над язычниками, должными ...
    129
    Олег Варягов Библия
    22 октября 19:22

    34 Слово и дело

    В самом деле! Если христианином движет любовь и только любовь к Отцу и к Учителю, приходившему, чтобы обличить иудеев, то для того, чтобы жить в согласии с собственной совестью, достаточно было бы следовать указанию Иисуса о том, что человек оправдывается делами:«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, ...
    118
    Олег Варягов Библия
    22 октября 18:38

    33 В огне гонений

    Теперь наступило время, когда апостолы, опираясь на слова Учителя, создают общины, споря между собой, следует ли обращать язычников, и таким образом, не выходя пока ещё за рамки иудаизма, но лишь толкуя о том, что ветхозаветные пророчества осуществились, что Мессия пришёл, но его не узнали и убили. Так они говорят. В это время в реальности, как мы просл...
    121
    Олег Варягов Библия
    22 октября 16:51

    32 Падение Иерусалима

    Итак, откровение Иоанна Богослова не сбылось, во всяком случае, в его конкретно-исторической части в отношении судьбы Рима, преследовавшего христиан, ибо в суровой реальности пал именно Иерусалим. И именно в точном соответствии с пророчеством Учителя, обещавшего, как мы помним, не много не мало, как разрушить храм:– Видишь сии великие здания? Всё это б...
    116
    Олег Варягов Библия
    22 октября 16:31

    31 Новый мир

    Мы сейчас живём как бы в Ветхом Завете по отношению к грядущему. (А. Мень. Читая Апокалипсис, гл. 19.)А. Мень считает, что двадцатая глава Откровения является кульминацией – в том смысле, что показывает торжество Царства Божьего на земле. Эта глава, пишет А. Мень, вызывала наибольшие споры исследователей и толкователей Апокалипсиса, но она же и удивляла...
    84
    Олег Варягов Библия
    21 октября 10:48

    30 Армагеддон

    Эта загадочная книга… несомненно предназначалась как для церкви тех времён, так и для христиан грядущих столетий и, по-видимому, была достаточно приспособлена к условиям жизни её первых читателей, чтобы они могли получить помощь и утешение в своих скорбях. (Ф. Шафф. История христианской церкви. Т. 1, с. 260.)Но антихрист побеждён. Агнец собрал, на горе ...
    89
    Олег Варягов Библия
    21 октября 10:36

    29 По плодам их узнаете их

    Написано оно было, как доказано, после падения Нерона, а именно, когда ожидали его возвращения с Востока. (Т. Моммзен. История Рима. Том 5, книга 8, с. 553.)Иоанну Богослову показан храм. Внутри его верующие поклоняются у жертвенника, а снаружи храм осаждают язычники. Осада будет длиться сорок два месяца. Будут там два пророка, одетые во вретище, они бу...
    113
    Олег Варягов Библия
    21 октября 10:24

    28 Седьмая печать

    Апокалипсические видения, составляющие почти всё содержание Откровения, в большинстве случаев дословно взяты у классических пророков Ветхого завета и их позднейших подражателей, начиная с Книги Даниила. (Ф. Энгельс. Книга Откровения)Седьмая печать особенная. Её не снимал Агнец, но «иной» ангел принёс её, восходящий «от востока солнца». Четырём ангелам, ...
    88
    Олег Варягов Библия
    21 октября 10:10

    27 Будущее настоящее

    Большая часть Апокалипсиса расшифровывается при чтении Священного Писания Ветхого Завета, потому что автор не только жил и мыслил его понятиями и образами, но и знал наизусть. (Читая Апокалипсис. А. Мень. Введение)Дав наставления церквям, а точнее, пригрозив им карами за непослушание, тот же голос предложил Иоанну подняться в небо через открытую дверь, ...
    136
    Олег Варягов Библия
    20 октября 16:52

    26 А был ли мальчик?

    Возьмём, например, нашу Книгу откровения. Мы увидим, что это отнюдь не самая непонятная и таинственная, а, наоборот, самая простая и ясная книга из всего Нового завета. (Ф. Энгельс. Книга Откровения)Самим автором цель написания книги Откровения указывается с первых же строк: Бог решил показать рабам своим «чему надлежит быть вскоре», для этого передав и...
    99
    Олег Варягов Библия
    20 октября 16:12

    24 Страх плюс вера – равно власть

    Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Альтернатива спасению – неотвратимость «гнева божьего». Сама вера в Иисуса, смысл служения, надо понимать, заключается в ожидании пришествия Христа, о чём Павел пишет в послании к коринфянам:– Вы не...
    65
    Олег Варягов Библия
    20 октября 16:00

    23 О богах

    Вот что пишет Павел в первом послании Коринфянам:– Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. (Глава 8).Павел обращает людей, распространяя учение о едином боге. И вот это его заявлен...
    109
    Олег Варягов Библия
    19 октября 16:17

    22 Об Иисусе посреднике и о другом Иисусе

    В то же время доступ к благодати для язычников, вернее, неиудеев, лежит через веру в Иисуса:– Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. Но какова необходимость в этом посредничестве? И почему Закон, данный...
    71
    Олег Варягов Библия
    19 октября 16:01

    21 Кого обращать?

    Благовествование божие, пишет Павел, необходимо для того, чтобы дать спасение верующему, которых апостол разделяет следующим образом: прежде всего вера в Христа нужна иудеям, а затем и эллинам. Грехи, надо понимать, тех и других, Павел перечисляет ниже:«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во...
    83
    Олег Варягов Библия
    19 октября 15:44

    20 Послания Павла: раб и господин

    Н. Д. Тальберг, характеризуя роль Павла в становлении новой религии, приводит следующие слова из «Истории христианской Церкви» Евграфа Смирнова: «Одно перечисление путешествий этого великого апостола, которые он совершал почти постоянно после своего обращения в продолжение тридцати лет, говорит уже о том, что он был одним из ревностнейших и самых неутом...
    98
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика