С приближением нового, 1190 года, английский король Ричард Львиное Сердце решил поразить современников странным зрелищем: голый, с тремя пучками прутьев, король бросился к ногам епископов и архиепископов, собранных им, чтобы покаяться перед ними о «подлостях» своей жизни. Король решил исповедоваться, как для того, чтобы смыть грехи накануне праздника Рождества, так и под воздействием страха смерти, обусловленного с одной стороны, службой Ричарда в качестве паломника-крестоносца, с другой – конца света, который, как считал король, должен скоро наступить.
Правда, была ещё одна причина, которая могла объяснить поведение короля – это прибытие к нему Беренгарии Наваррской, его будущей жены, но мы сосредоточимся в этой истории на религиозной составляющей такого поведения Ричарда, по причине, которую укажем ниже.
Король Ричард находился в это время в Мессине, направляясь в Крестовый поход. Здесь он приказал привести к нему старца, Иоахима Флорского, чтобы тот истолковал ему смысл исторических событий.
Этому монаху было уже больше восьмидесяти лет, он имел дар предсказания, и самое главное и животрепещущее – мог расшифровать книгу Откровения Иоанна. Интерес к ходу истории, запрограммированному богом и изложенным в Апокалипсисе, буквально околдовал христиан того времени, и английский король не стал исключением.
В ходе дискуссии зашла речь о толковании 12-й главы Апокалипсиса, в которой, как мы помним, описывается женщина и угрожающий ей и её ребёнку дракон. Иоахим считает, что женщина – это Церковь, дракон – дьявол, а его семь голов суть семь преследователей Церкви. Легко понять, почему старец, разговаривая с предводителем крестоносцев, отправляющегося на борьбу с Саладином, перечисляет имена гонителей Церкви следующим образом: Ирод, Нерон, Констанций, … Магомет, Мельсемут, Саладин, – и сам Антихрист.
Ричард должен победить Саладина, притесняющего Церковь, учит пророк короля, Саладин скоро будет убит, а сам Ричард есть не что иное, как орудие божественного провидения, как исполнитель написанного в Откровении освобождения Церкви от власти дьявола:
– Это тебе Бог предназначил претворить в жизнь все эти пророчества, – обращается к королю Иоахим, – и он позволяет, чтобы они были выполнены тобой. Он даст тебе победу над всеми твоими врагами. И он прославит твоё имя в вечности.
Так вот оно что! Ричард не просто предводитель крестоносцев, он есть орудие божественного провидения, он и исполнит предсказанное в книге Апокалипсиса!
Ричард хочет подробностей, он спрашивает у старца, когда это всё произойдёт.
– Когда истекут семь лет после потери Иерусалима. – ответил ему пророк.
– Значит, мы прибыли сюда слишком рано?
– Наоборот, твой приход очень важен, так как тебе Бог даст победу над твоими врагами, и он вознесёт твоё имя над всеми земными правителями. – отвечал монах.
И теперь для Ричарда всё становится понятным: он избран Богом, чтобы срубить шестую голову дракона – Саладина. Это будет конец, ознаменованный приходом Антихриста. Правда, Иоахим считает Антихристом того, кто уже родился в Риме и в будущем захватит папский престол, а Ричард в этом вопросе опирается на другое толкование из эпохи X века, считая, что Антихрист должен родиться в Антиохии или Вавилоне и быть потомком Дана, следовательно, выйти из еврейской среды.
Т.о. имеются различные толкования времени и места появления врага Церкви, нам же в этом вопросе важно то значение, которое книге Откровения придают светские правители, а также роль, которую, опираясь на Апокалипсис Иоанна, духовные владыки играют в деле принятия решений владыками светскими.
Толкования разные, Иоахим связывает Антихриста с Римом, папством и мусульманами, а Ричард – с Иерусалимом и евреями. Но оба толкования сходятся в одном: победа над Саладином означает наступление конца света, того самого Судного дня, который описан в книге Откровения. А Ричард Львиное Сердце исполняет свою роль в пророчествах, срубая разящим мечом шестую голову дракона, и приближая таким образом Царство Божие.
И на этом фоне всё становится на свои места: и стремление к борьбе с врагами Церкви, и покаяние в ожидании конца света.
Опустившись теперь с высоты королевского трона до уровня простого народа, мы обнаружим, что «народная масса жила под страхом скорого пришествия Антихриста, близости конца мира и Страшного Суда. И действительно, условия жизни тогдашнего общества, терзаемого постоянными войнами и давимого тяжёлой пятой феодализма, были так ужасны, что у простого человека, естественно, являлась вера в близкое наступление царства Антихриста; всякое изменение общественного строя радостно приветствовалось им, так как оно могло лишь улучшить его жизнь, сделать же её более тяжёлой ничто не могло».
Такое настроение в среде простого народа как нельзя лучше соответствовало идеологии христианского учения, основой которого, как уже говорилось выше, есть идея Страшного Суда, который завершит течение этой жизни, осудит грешников на вечные мучения, и положит начало новой жизни, которой будут наслаждаться только праведные, избранные Судьёй.
Доказать этот тезис Церковь, разумеется, не может, поэтому её инструмент для внедрения указанной идеологии в массы, является ссылкой на откровение божие, изложенное в Апокалипсисе, призыв верить в догму о Страшном Суде, не пытаясь его доказать либо опровергнуть и наконец – периодическое возбуждение умов в связи с ожиданием Судного дня или конца света, буквально в ближайшие годы.
33-й; 666-й; 900-й гг. – вот перечень ранних дат конца света эпохи раннего христианства.
Автор Апокалипсиса как мы помним, дал пищу своим толкователям, в соответствии с которыми второе пришествие должно было состояться сразу после смерти последнего из 12 апостолов – ближайших учеников Иисуса. А после пришествия, разумеется, должен был наступить конец света.
156 год – эта дата назначена была в соответствии с пророчеством одного из первохристиан Монтана. Но конец света не наступил, и Монтан покончил жизнь самоубийством.
Прошёл также и 1000-й год нашей эры, когда должна было закончиться человеческая история, и тогда стало «ясно», что человечеству отмерен срок в тысячу лет от даты смерти Иисуса Христа. При приближении указанной даты, 1033 г., по всей Европе воцарились паника и ужас. Люди сутками отмаливали грехи в церквях, раздавали имущество, скрывались в монастырях.
Все крестовые походы осуществлялись под знаком близкого конца света. «Слова Deus lo volt! (Так хочет Бог!), выкрикнутые в Клермоне горсткой верующих, моментально стали известны по всей стране. Вскоре их стали повторять множество народных проповедников, таких как Пётр Отшельник».
Одним из важнейших стимулов людей той эпохи был страх перед божьим гневом и естественное желание избежать наказания. «Заслуга» Церкви в том и состояла, что она разжигала и поддерживала эти настроения, разумеется, в своих корыстных целях.
Вот как описывает ту эпоху один из авторов истории Крестовых походов: «Внешние побуждения, как падение государственных властей, военные тягости, голод, чума, а после 1000 года и далеко в глубь одиннадцатого века страх перед концом мира и наступление страшного суда – все и везде усиливали духовное движение. Миряне, как и духовенство, были все охвачены сознанием самой гнусной греховности».
Уровень религиозности в массе людей той эпохи был настолько велик, что к папским легатам, официально, от имени Ватикана проповедующих идею крестовых походов, присоединялись и так называемые свободные проповедники, близкие к хилиазму.
Вот ещё одно описание мотивации людей эпохи Средневековья: «Вера в близкий конец света, действительно, была почти всеобщей. Лишь немногие образованные монахи и церковные иерархи, ссылаясь на авторитет Писания, утверждающий, что дата Второго Пришествия скрыта от людей, пытались протестовать против этих взглядов, но им не слишком-то верили. Именно поэтому эсхатологические ожидания очень сильно отражались на всех явлениях тогдашней жизни. Люди массами шли в монастыри, отказываясь от мирской жизни и замаливая в преддверии Страшного Суда действительные или мнимые грехи. Кое-где даже прекращали обрабатывать землю и уходили нищенствовать. Развелось несметное количество юродивых и блаженных, призывающих к всеобщему покаянию перед гибелью мира. Взрыв эсхатологических представлений был настолько силён, что почти парализовал и без того малоразвитые хозяйственные связи, тем самым спровоцировав голод во многих местностях, что, в свою очередь, ещё более усугубило ожидание чего-то невероятно страшного. Гробовщики не успевали справляться с посыпавшимися на них заказами (поистине, «кому война, а кому мать родная»), и известно немало случаев, когда люди заранее ложились в гроб, отказываясь от пищи телесной в ожидании конца света».
Папа римский Иннокентий III неоднократно публично заявлял о конце света в 1284 году, в связи с истечением 666 лет после появления ислама.
И вот здесь стоит призадуматься. Сам Иннокентий III был далеко не глупый человек, фактически открывший новую страницу в истории папства. Получив начальное образование в Риме, он изучал затем богословие в Париже, юриспруденцию в Болонье и стал одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени.
Поэтому Иннокентий III просто не мог не знать Евангелия, и в частности, тех его мест, в которых говорится о сроках второго пришествия и следовательно, Страшного Суда. Не мог Иннокентий не читать Евангелия от Матфея, в котором, с одной стороны, речь идёт об эпохе современников Учителя, но никак не более чем о тысячелетии спустя, с другой – о том, что искомая дата неизвестна: «Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».
Тем не менее, проблема подчинения Церкви потребовала от Иннокентия предсказания скорого конца света, чтобы сделать действенным обещание простить грехи тем, кто послушно исполняет требования религиозного владыки.
Приняв папскую тиару, Иннокентий организовал борьбу против императора, он же заменил императорское господство над итальянскими коммунами господством Ватикана.
Но в его правление современник событий из города Кремона писал, что «Среди бедняков было много таких, которые умирали с голоду и которых приводили в ужас и возмущение несметные богатства церкви».
Не стоило поэтому удивляться, продолжал далее автор, что бедняки внимательно прислушивались к высказываниям представителей еретических течений, требовавших отказа церкви от мирских наслаждений, и возврата к временам, когда бедность считалась добродетелью. «Что же удивительного, – вопрошает современник, – в том, что городская голь шла в секту катаров и другие еретические секты и пополняла их ряды свежими силами?»
Естественно, Церковь вела ожесточённую борьбу с ересями, напрягая все силы за соблюдение «чистоты рядов».
Церковь вела войну, используя метод кнута и пряника, мечом искореняя альбигойскую ересь на юге Франции, и обещая райское блаженство тем, кто ей верно служит: всем участникам подавления катарской ереси папские легаты обещали полное отпущение грехов, как будто они совершили поход в Святую землю.
И вот здесь необходимо было не только обосновать необходимость избавления от грехов, но и показать актуальность сего действа, что папа и сделал.
Периодические слухи о скором конце света, указание конкретных дат, которые наступали и проходили, указывают на то, что фактически людей пугают этой страшной датой, а точнее событием, за ней стоящим, но при этом подобные слухи в свою очередь, служат доказательством того, что дата Судного дня неизвестна даже её предсказателям, и что неизвестно, наступит ли это событие вообще.
1500 г. Сандро Боттичелли на своей картине «Мистическое рождество» сделал надпись: «Я, Сандро, создал эту картину после всех смут в Италии, предсказанных Иоанном Крестителем, как период в три с половиной года, когда по земле бродит дьявол». Художник верил, что Апокалипсис не за горами.
Однако легко понять, что поскольку предсказанные сроки не сбывались, то и речь, следовательно, идёт не о предсказаниях, а о нагнетании страха.
18 октября 1533 года, согласно пророчеству монаха-математика Майкла Штифеля (1487 – 1567) из немецкого города Лохау, мир должен был рухнуть. По истечении указанного срока монаха побили земляки.
1603 год. Доминиканский монах, писатель и астролог Томас Кампанелла предсказал, что Солнце столкнётся с Землёй в 1603 году. Этого не произошло, что не мешало, однако, до конца его жизни, т.е. до 1638 года, считать монаха умелым предсказателем будущего!
Христофор Колумб, открывший Америку, написал ещё и «Книгу пророчеств», в соответствии с которой мир должен был погибнуть в 1658 году.
1666 год – дата такова, что как говорится, сам бог (или сатана?) велел назначить судный день. 666 – это знаменитое «число зверя».
9 октября 1814 года, объявила известная прорицательница Иоанна Сауткотт (1750 – 1814), она родит второго мессию по имени Шилох, и это событие станет концом света. Но она никого не родила, ввиду наличия отсутствия факта беременности. Через 10 дней после роковой даты прорицательница умерла.
1900 год. Начало XX века в России было омрачено ритуальным самосожжением 110 членов секты «Братья и сёстры Красной смерти». Более 200 лет сектанты верили, что конец света произойдёт 13 ноября 1900 года. Чтобы умилостивить бога, заставить его отложить намеченное, «братья и сёстры» принесли себя в жертву.
1908 год. Встреча Земли с космическим пришельцем – речь о Тунгусском метеорите.
1910 год. И снова паника: 18 мая 1910 года на Землю должна была упасть комета. Ходили слухи, что её хвост состоит из ядовитого газа цианида. Тут же нашлись предприимчивые люди, которые занялись продажей ампул – антидотов, благодаря которым можно было выжить в грядущей катастрофе.
1917 год – к власти в России пришёл «антихрист».
1937 год – в конце декабря Земля всего на пять с половиной часов разминулась с малой планетой, сошедшей с орбиты между Марсом и Юпитером.
1945 год – атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
1951 год. Прошло два с половиной года после образования в 1948 г. государства Израиль – здесь мы вспомним, что обретение иудеями родины предшествует концу света.
1961 год – запуск первого космического спутника.
1985 год. В 1978 году британский генерал в отставке Джон Хакетт написал книгу-пророчество «Третья мировая война: август 1985 года». Этот роман о столкновении СССР и США стал бестселлером. Но это предсказание «отменил» Михаил Горбачев, подписавший в Хельсинки «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».
1986 год – Наконец-то разгадана «тайна» числа 666! Это, вне всякого сомнения, имя правящего президента США Рональда Рейгана, в котором и зашифровано «число зверя», последствием чего становятся призыв «антихристом» на Землю кометы Галлея, которая в свою очередь, порождает Чернобыльскую катастрофу.
1991 год: сатанинское число 666, оказывается, заключено в имени Михаил Горбачёв.
1992 год: астероид номер 1990-МЮ, едва не угодивший в Землю, при регистрации в каталогах назван «Скала Апокалипсиса».
1994 г.: «астероидный поезд», проследовавший правда, не к Земле, а к Юпитеру.
1997 г.: комета Хейла-Боппа, обошедшая, к счастью, землю стороной.
2000 год. Опять год с тремя нулями – ну как тут не пройтись по теме конца света? В сентябре возле Земли промчался астероид номер 4179, названный Бог Ужас.
29 апреля 2007 года. Американский проповедник Пат Робертсон ещё в 1990 году на этот день «назначил» взрыв Земли.
23 декабря 2012 года. Каменный календарь майя. Почему он обрывается в 2012 году, никто не знает. Видимо, это связано с концом света. Что конкретно случится, не ясно.
13 ноября 2026 года. В 1960 году в авторитетном журнале Science была опубликована статья, перепечатанная потом многими изданиями. Известный математик – один из основоположников кибернетики Хайнц фон Ферстер – подсчитал, что в этот день население Земли достигнет такого уровня, что уже не сможет прокормить себя. Кстати, 13 ноября 2026 года будет пятницей.
2033 год. Две тысячи лет со дня распятия Христа. Чем не дата для конца света?
Однако христианская религия и в этом вопросе не была оригинальной.
В 634 году до нашей эры у римлян имела хождение легенда о том, что Ромул, основатель города, видел 12 орлов, которые показали ему будущее. Каждая птичка описывала 10 лет. Таким образом, время существования города Рима составляло всего 120 лет, а т.к. Рим был основан в 753 году до н. э., то дата конца света путём прибавления 120 лет указывала на 634 год до н. э.
Но есть и более древнее свидетельство: на глиняной ассирийской табличке, датированной 2800 годом до н. э., археологи прочитали следующую надпись: «…У меня чувство, что мир доживает последние дни. Повсюду царит взяточничество и коррупция…»
Но самым древним пророчеством конца света видимо, следует считать предсказание в «Авесте» – священной книге древнеиранской религии. В ней, согласно учению зороастрийцев, верховный бог и творец Ахурамазда определил время существования Вселенной в 12 тысяч лет.
Дьявол, ворвавшийся в мир, уничтожил первого человека, от которого, впрочем, осталось семя, из ДНК которого вновь возродился род людской.
Творец победил дьявола, заключил его под землю, откуда тот продолжает насылать на людей болезни, старость и смерть. Эта продолжающаяся борьба добра со злом должна закончиться катастрофой, миром будет править дракон, Земля погибнет и очистится в огне, при этом грешников в течение последних трёх дней будут пытать расплавленной бронзой, после чего мир вновь возродится, причём обретёт первоначальное состояние порядка.
В изложении конца света, данного в «Авесте», можно видеть много схожих черт с христианским учением, что даёт пищу для размышлений о едином источнике пропаганды Судного дня. Правда, в «Авесте» в последние три тысячи лет существования Земли перед концом света её посетят не один мессия, а целых три – это сыновья Заратуштры, который жил предположительно, в X в. до н. э.
И таким образом мы констатируем, что нескончаемый ряд назначаемых дат конца света инициировался отцами христианской церкви в силу господства её в умах людей, и что до распространения христианства имели место слухи о конце света, исходящие из других религиозных учений, господствовавших на тот момент в человеческом сообществе.
Страх наказания, как можно видеть из вышеперечисленных примеров, неизменно сопутствует проповеди священника о любви к богу и покорности власти, ибо без этого кнута будущего наказания за непослушание удержать паству в повиновении Церковь не в состоянии, что подтверждается падением её влияния в эпоху атеизма, т.е. неверия людей в учение Церкви, а следовательно, освобождения от страха неизбежности наказания.
Таким образом, можно констатировать, что насаждаемые – иначе не скажешь – пророчества о предстоящем конце света, монотонно повторяемые из века в век, являются не чем иным, как инструментом идеологии, требующей повиновения на основании страха наказания в день Страшного Суда, приход которого должен наступить «скоро». Именно скорое, близкое наступление конца света и позволяет удерживать власть над верующей паствой, которая в противном случае, не имея этого стимула дамоклова меча, постоянно висящего над головой и готового опуститься в любой момент, – без этой угрозы просто перестанет исполнять указания отцов церкви, начиная от взноса десятины и заканчивая расправами над еретиками, в виде Крестовых походов и аутодафе Инквизиции.
В то же время, идея о конце света не является монополией христианского учения, и взята из более древних религий, различных по форме, но единых по цели, каковой является достижение и удержание власти избранных, стоящих за спинами жрецов, над остальной массой человечества.
Олег Варягов.
Оценили 0 человек
0 кармы