Айвазовский: популярность и подделки

1 2952

Одно, как нетрудно догадаться, логично вытекает из другого. И вообще «как только стоимость картины превосходит затраты на материалы, из которых она сделана, появляются подделки».

Этой ехидной фразой комментируют ситуацию авторы только что презентованной в Москве в русском издании книги «Неизвестный Айвазовский».

В русском переводе — поскольку исходно авторы писали вовсе не на русском. Тандем при этом вышел любопытно интернациональный.

Один из соавторов — британец русского происхождения (из послереволюционных эмигрантов) Иван Самарин. (Некоторые мои читатели могут на это имя сделать стойку и будут правы: это внучатый — или правнучатый, не дай бог ошибиться — племянник Александра Самарина, мужа Веры Мамонтовой.) К теме Айвазовского пришел, работая в отделе русского искусства аукционного дома «Сотбис» — и утверждает, что еще до выхода на рынок, начиная с 90-х годов, коллекционеров из России Айвазовский все равно был одним из самых продаваемых русских художников.

Второй соавтор — итальянец Джанни Каффьеро. К Айвазовскому пришел и вовсе забавным образом. Как рассказывает сам Джанни, подростком он оказался в Турции, где его отец занимался строительством макаронных фабрик. А вот квартирной хозяйкой для семьи оказалась дама армянского происхождения — и как раз у нее в доме висела картина Айвазовского. К которому тогда подросток, а ныне эксперт международного уровня немедленно и проникся.

Короче, вместе соавторы написали об Айвазовском уже несколько книг (на известном обоим английском). Нынешнее же русское издание появилось весьма вовремя — как раз к выставке работ Айвазовского в Третьяковке.

«Неизвестный Айвазовский» — это прежде всего потому, что основана книга на материале, находящемся за пределами России и в основном в частных собраниях. Ну, а отдельная глава посвящена как раз подделкам.

В случае с Айвазовским ситуация, пишут авторы, вообще такова: число подделок значительно превышает число подлинников. Причем это подделки самого разного времени. И разного типа.

Вариант номер раз: работы других художников, на которых обманным образом нанесена подпись, имитирующая автограф Айвазовского. Эта группа наиболее многочисленна. Здесь берутся работы художников XIX века (что затрудняет техническую экспертизу — материалы совпадают по времени).

Вариант номер два: намеренно написанные поддельные работы. Их отслеживать проще — но и фальсификаторы не дремлют. Для того, чтобы исказить возраст работ, существуют всевозможные ухищрения. Это и подклейка старой подложки к новому холсту, и искусственное создание кракелюр. Был случай, когда автор акварелей «под Айвазовского» использовал раздобытую им где-то бумагу XIX века. Иной раз используют краски и материалы соответствующего времени.

Как распознавать подделки? И техническими методами (микроскоп с высоким разрешением позволит, например, определить, что автограф был добавлен позже), и работой экспертов (хотя тут неизбежен момент субъективности).

Ну, а фоном для презентации книги послужили три марины Айвазовского, предоставленные для показа частными коллекционерами.

«Спасибо, товарищ Бастрыкин»: скандал с барским подарком мэра Мытищ таджикам получил неожиданное продолжение

История с выделением в Мытищах (Подмосковье) сертификата на жилье многодетной семье Тахмины Самадовой и Рамазана Рахимова из Таджикистана, вызвавшая большой резонанс, получила продолжен...

За 24 часа: Путин предложил Европе изящный выход из украинского тупика
  • bezuhoff
  • Сегодня 08:24
  • В топе

© РИА Новости / Изображение сгенерировано ИИ Воцарение "невозможного" президента в Белом доме ввело евроатлантические элиты в звенящий нокдаун, но лихорадочное штампование Трампом нов...