7.09.2022
Лариса Чушикина
Римская государственность – отдельный тип государственности, в которой особым образом проявляется христианство, и которая имеет эсхатологическое значение для человечества.
Первый Рим – это и Рим как столица, и Римская империя, могучее развитое государство, владевшее многими колониями. В этом государстве воплотился Господь Иисус Христос, появились христиане.
Второй Рим – это и Константинополь как столица, и Византийская империя, развитое могучее государство. В этом государстве оформилась Православная Церковь, сформировалось Православное вероучение, догматы и каноны Церкви. Православная вера и Церковь из Византии распространялись среди других народов.
Третий Рим – это и Москва как столица, и Россия как Третий Рим.
Имея христианство главной сущностью, государства Римской государственности не могли быть тождественными.
Римская империя была государством языческим. В Первом Риме император обожествлялся, то есть был и царём, и богом.
В Византийской империи император был царём православного царства. Духовное устроение осуществляла Церковь. В Византии существовала Симфония Церкви и Царства. Термин «симфония» впервые употребил Юстиниан I в предисловии к своей VI новелле:
«Величайшие дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство (ιερωσύνη) и царство (βασιλεία), одно, служа божественному, другое о человеческом заботясь и управляя, – из одного и того же начала вышли, и привели в порядок человеческую жизнь. Поэтому ничто так не было бы весьма желанным царству, как величавость иереев, если бы только за него самого всегда они молили Бога. Ибо если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было бы подарено».
В основании этих империй были царства. В России ситуация оказалась совсем отличающейся и от Рима, и от Византии.
В Библии нет понятия монархия, есть царство и царская власть. В царстве живут на основании божественных установлений, и цари тоже, в зависимости от представлений о Боге. Цари даже себя обожествляли.
Основным свойством царства является Симфония Церкви и власти. Но истинная Симфония возможна только в православном царстве, в котором представления о Боге истинные, не ложные.
Монархия – это власть одного человека, монарха, она распространяется и на представления о Боге и Церкви. Монархия человекоцентрична, в монархии живут по повелениям монарха. В монархии Симфония невозможна по определению.
Вначале в России возникло царство, складывалась Симфония Церкви и Царства. Однако ставший царём Пётр Первый основал в России, по образцу западноевропейских монархий, абсолютную, самодержавную монархию как единовластную и единоличную власть монарха, отменил патриаршество и Соборы, ввёл Синод, управляемый светским лицом – обер-прокурором. Этим он подчинил Церковь государству. В результате исчезла Симфония Церкви и Царства, и Россия перестала быть царством и стала монархией. Затем Россия была объявлена империей. Империя в России возникла на основании монархии, но не царства. На Западе монархия была обычным явлением, монархи управляли и духовной жизнью подданных, общее окормление монархий осуществляла католическая церковь во главе с Римским папой. А в протестантских государствах церковь вообще раздробилась на непонятные осколки, и духовная жизнь полностью исказилась.
С упразднением Симфонии и царства Пётр Первый перестал быть царём. Но в своих законодательных актах он неправомерно отождествил царя и монарха.[1]
Петр Первый произвёл революционное преобразование Российской государственности и отверг Божественную миссию России.
Таким образом, в отличие и от Первого Рима, и от Второго Рима Российская империя была основана не на царстве, а на монархии. И монархическая сущность Российской империи и ложное отождествление царя и монарха оставались таковыми вплоть до её крушения. Империи на основании монархии по определению и деятельности – образования, смысл существования которых заключается в них самих. Не случайно в Российской империи никогда всерьёз не обсуждалась миссия России – Третьего Рима.
Это различие понятий монарха и царя можно почувствовать, если посмотреть, как будет выглядеть молитва Святому Духу, если считать царя и монарха тождественными: «Монарше небесный, Утешителю, Душе истины…» или (псалом 23), вместо «Царь Славы» будет: «Кто есть сей Монарх Славы? Господь сил, той есть Монарх Славы».
Можно продолжить примеры нелепицы отождествления некоторыми монархистами Царства и монархии.
Например, из Символа Веры: «…Его же Царствию не будет конца». – «…Его же Монархии не будет конца».
Или из молитвы Господней «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое...» – «Да приидет Монархия Твоя...»
В этом заблуждении тождественности царя и монарха современные монархисты пребывают до сих пор.
Однако у нас есть основания для возрождения Российского царства. В январе 1589 года в Москве проходил Освященный Собор «Великого Росийского и Греческого царствия», его решения были зафиксированы в Уложенной грамоте в мае 1589 года. В этой Уложенной грамоте от имени константинопольского патриарха Иеремии было заявлено:
«Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы – от безбожных турок – обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех».
Таким образом, России и миру была явлена Божественная миссия России – быть Третьим Римом и быть царством.
Уложенная грамота об учреждении патриаршества в России – важнейший церковно-государственный документ России. В нём определена сущность России:
Со стороны Церкви Москва является Третьим Римом как столица, как и Рим в Римской империи, и Константинополь в Византийской империи.
Со стороны государства Россия является Российским царством, Третьим Римом. Это должная государственность России.
Первоначальное Российское царство было упразднено. Российская империя прошла свой исторический путь и потерпела крушение. СССР тоже прошёл свой исторический путь и тоже потерпел крушение.
Это не значит, что и Российское царство, и Российская империя, и Советский Союз не имели в себе достижений. Первоначальное Российское царство, возникшее с объявлением Иоанна Четвёртого Грозного себя царём, и Российская империя создали пространство России, которое сохранил СССР. СССР создал материальное могущество России. Это была историческая миссия этих форм государственности России.
России необходимо вернуться к своей миссии быть Третьим Римом, быть Российским царством, могучим Оплотом Православия в мире.
Православное царство – государство теоцентрическое, но не теократическое и не клерикальное. Православное царство – государство симфоническое, в котором власть призвана обеспечивать достойную жизнь и безопасность граждан и возможность спасения их для вечной жизни.
Россия как царство должна быть устроена на принципе Симфонии Русской Православной Церкви, государственной власти и русского государствообразующего и системообразующего православного народа как члена и государства, и Церкви, определяющего духовную сущность России как Святую Русь, и братского проживания всех коренных народов в мире и согласии. Как государство, включающее многие коренные народы, Российское царство – это совместное мирное проживание дружественно настроенных народов, считающих Российское царство своим общим домом.
Если мы примем, что Россия есть Третий Рим, государство Римской государственности, Удерживающее мир от прихода антихриста, могучий Оплот Православия в мире, и станем его созидать, – перед нами откроются грандиозные цели и задачи: создавать Симфонию Церкви, Власти и Народа, строить соответствующую государственность, развивать науку, технику, технологии, адекватную времени систему защиты, осваивать свои недра, пространства земные, водные и подводные, осваивать космос, развивать культуру, образование, медицину, социальное устройство, основанное на патернализме и уважении к гражданам Третьего Рима. В международных отношениях предлагать сохранение общих для всех народов традиционных ценностей, мирное сосуществование государств, взаимополезную кооперацию государств для решения общих задач.
В пророчестве старца Филофея определяется, что Четвёртому Риму не быть. Это значит, что не появится больше на земле другой многочисленный православный народ и государство, удерживающее мир от гибели. И особенность России как Третьего Рима – это независимое существование государства Римской государственности, осуществляющее возможность спасения для всех, желающих спасения в наступившие последние времена, сколько бы они не продлились.
Миссию Россия – Третий Рим можно не принимать, отвергать, высмеивать, забывать, замалчивать, искажать, не исполнять. Но её нельзя отменить, сделать небывшей. Божественная миссия Россия – Третий Рим явлена миру, России и русскому народу.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Из Духовного регламента 1721 года:
«Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовныя всего общества правити, якоже частных стран, или Епархий дела управляют кийждо особ Епископи. Предлагаются зде важныя вины, которыя показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний Синод или Синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в Государстве Монаршеском, яковое есть Наше Российское.
Монархов власть есть Самодержавная, которым повиноватися Сам Бог за совесть повелевает; паче советников своих имеют не токмо ради лучшаго истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедует Монарх: то кольми паче в Церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем заповедуется, да не господствуют клиру.
Се же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха уставлено. Яве бо зде, что Коллегиум не есть некая факция, тайным на интерес свой союзом ложившаяся, но на добро общее повелением Самодержца, и Его ж с прочими разсмотрением собранныя лица.
Сия вся зде написанная, первее Сам Всероссийский Монарх, Его Царское Священнейшее Величество слушать пред собою чтомая, разсуждать же и исправлять благоволил 1720 года Февраля 11 дня. А потом по указу его Величества Преосвященныи Архиереи, Архимандриты, купно же и Правительствующии Сенаторы слушали же и, разсуждая, исправляли сего ж Февраля 23 дня. Таже в утверждение и в исполнение непреложное, по приписанию рук присутствующих Духовных и Сенаторских персон, и Сам Его Царское Величество своею Собственною рукою подписать соизволил».
Из присяги члена Духовной коллегии:
«Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовныя сея Коллегии, быти Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя Нашего Всемилостивейшаго. Клянуся и еще Всевидящим Богом, что вся сия, мною ныне обещаваемая, не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанныя зде слова чтущим и слышащим являют. Утверждаю клятвою моею, буди мне Сердцевидец Бог, обещания моего Свидетель, яко неложное есть. Аще же есть ложное и не по совести моей, буди мне тот же Правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».
Воинский Устав 1716 года, Артикул воинский с кратким толкованием:
«Божиею милостию, мы Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.
Артикул 20. Кто против Его Величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.
Толкование. Ибо Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять. И яко же о Его Величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о Его Величества Цесарской супруге, и Его государства наследии».
Благодатный Огонь
Оценил 1 человек
3 кармы