С распадом Советского Союза и падением железного занавеса мы устремились открывать для себя мир. С детской непосредственностью мы отказались от родных пейзажей ради миража заграничных курортов. Много было курьезного и трагичного при встрече двух миров... С тех пор немало воды утекло, и наши соотечественники в тени египетских пирамид или на пляжах Турции стали привычным зрелищем. Но в последние годы наметилось возрождение интереса к родной земле, к своим корням. Видать, досыта уже нахлебались мы заморской кока-колы, чтобы оценить вкус отечественного кваса. И это отрезвление касается всех сторон жизни - от политики до отдыха. Ну, о политике говорить не будем, и так уже оскомину набили эти дрязги, а вот о туризме почему бы и не поговорить? Благо, немало на Руси мест, которые стоит посетить.
В раннем средневековье иностранцы называли Русь страной городов. Названия некоторых из них известны всему миру, другие и не на каждой карте найдешь. Вот, например, кто из читателей слышал о Мышкине? А ведь этот город, расположившийся на берегу Волги в Ярославской области, очаровывает с первого же взгляда. Поверьте, более ухоженных улиц мне еще не приходилось видеть. Если верить легендам, то город получил свое название благодаря необычной истории. Давным-давно местный князь после охоты прилег отдохнуть на берегу Волги. Только он заснул, как по его лицу пробежала мышка. Проснувшийся князь рассердился и хотел зарубить мышь, но вдруг увидел подползающую к нему гадюку. Так маленькая мышка спасла князю жизнь. И в память об этом он основал здесь город, который так и стали называть — Мышкин. Несмотря на свой почтенный возраст, подлинного рассвета Мышкин достиг в девятнадцатом веке. Богатые местные купцы Ситцковы, Чистовы, Столбовы были известны по всей Российской империи. А уроженец деревни Каюрово Мышкинского уезда Петр Арсеньевич Смирнов прославился на весь мир как создатель русской водки. Дворянин Федор Константинович Опочинин создал в Мышкине прекрасную библиотеку, которая, по утверждениям современников, могла бы сделать честь любому губернскому городу. И дух того времени жив в городе до сих пор. Даже новые дома строятся с соблюдением классических традиций деревянного зодчества.
Сегодня Мышкин, все население которого составляет чуть больше шести тысяч человек, известен, прежде всего, своими музеями. Разумеется, центральным является музей Мыши, кстати говоря, единственный в мире. Но не уступают ему по привлекательности и музеи валенок и льна, Дом ремесел, музей «водочного короля» Петра Смирнова, музей семейных коллекций... Мышкинские музеи – действительно народные (то есть народом собранные и для народа созданные), и работают в них настоящие энтузиасты. О каждом музее можно написать целую книгу, но с позволения читателей я остановлюсь на одном, который произвел на меня самое сильное впечатление.
Музей льна
Сегодня, как и тысячи лет назад, льняная ткань по праву считается одной из лучших для пошива одежды. Ведь зимой лен хорошо согревает, а летом, наоборот, холодит тело. А вот какой путь проходит лен, чтобы превратиться из брошенного в землю семечка в рубаху, знают не все. Поэтому для многих открытием станет посещение мышкинского музея льна.
Во-первых, когда крестьяне (причем, только мужчины) начинали сеять лен, то на поле они выходили обнаженными. По словам экскурсовода, это делалось, чтобы природа, увидев, как крестьянин беден, гол и разут, пожалела его, дав богатый урожай. После того, как заканчивался сев, мужские руки ко льну больше не прикасались. Лен не косят, а выдергивают с корнем, чтобы сохранить всю длину стебля. После чего его привозили в овин, где начинали колотить вальком, чтобы добыть семена. Самые лучшие откладывали, а из оставшихся давили очень полезное льняное масло, которое было подспорьем хозяйке во время постов.
Затем лен опять вывозили в поле и там расстилали тонким слоем по земле, чтобы он основательно промок под дождями и росами. За это время оболочка вокруг волокон подгнивала, и с первыми заморозками хозяйки начинали мять лен, освобождая волокна. Затем лен трепали, а потом чесали специальной щеткой, сделанной из гвоздей. Когда через гвозди первый раз протаскивали пучок льна, на инструменте оставались самые грубые волокна – пакля, которую использовали для утепления домов. Следующий очес был помягче – из него делали прочные веревки. И самый последний очес делается с помощью мягкой щетинной щетки. В результате в пучке оставалась только самые тонкие и качественные волокна – кудель. Вот из нее то и можно было прясть нитки. Разумеется, больше всего пряли молодые девушки, ведь им нужно было готовить себе приданное. Девочек в крестьянских семьях начинали учить прясть в пять лет, поэтому к пятнадцати годам они уже были настоящими мастерицами. Зимними вечерами девушки деревни собирались вместе, чтобы прясть, а одновременно общаться, петь. Ребята же смотрели за тем, как работают их подруги, и выбирали себе невест. По тому, как девушка пряла, судили, какой она будет хозяйкой, так что девушки старались изо всех сил. К началу Великого поста вся пряжа превращалась в нити, и наступало время ткать полотно. В доме появлялся ткацкий станок, который все остальное время хранился в сарае. Самой трудной задачей в это время было заправить станок, т.е. натянуть все нити, которые станут основой будущего полотна. А таких десятиметровых нитей было до полутысячи. Из десяти километров нити получалось полотно длиной шесть-семь метров и шириной меньше метра. Этот кусок полотна – результат одной заправки ткацкого стана. Затем стан заправляли снова, и все повторялось. Кстати, мастерицы могли сделать не только простую ткань, но и узорную материю, украшенную рельефным орнаментом. Такую технику ткачества называли браньем, а ткани, соответственно, браными. Эта техника позволяла украшать ткань рельефным узором, который часто отличался цветом от основной ткани. Особенно популярны были красные узоры на белом фоне. Со стороны такую ткань легко принять за вышивку. Если честно, то узоры на нарядных полотенцах, висевших на стенах, я принял именно за вышивку. И только присмотревшись, понял свою ошибку. Но не только мастерство русских ткачих поразило меня. Главным элементом во всех узорах был коловрат – знак солнца, более известный нам как свастика. Специально поинтересовался возрастом рушников. Оказалось, что это работы еще позапрошлого века. Ведь коловрат в дореволюционной России был одним из наиболее популярных элементов орнамента. Полотенца эти непростые – их использовали только в обрядах на различных праздниках. Например, во время свадьбы девушка раздаривала несколько десятков полотенец родне жениха, чтобы показать, какая она мастерица. По качеству рушника делали вывод о будущей жене, так что рушники были настоящими шедеврами. Жаль только, что такая красота все больше становится исключительно достоянием музеев.
Учитывая, какой ценой доставалась ткань, ее берегли и использовали каждый кусочек. Старые вещи превращались в половички и коврики, а яркие лоскуточки - в детские игрушки, которые заняли целый стеллаж в музее. Интересная особенность русских кукол – они все были безликими. Это делалось, так как наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться душа. «А вдруг эта душа окажется злой и навредит ребенку?», – думали они, и оставляли игрушку безглазой.
Вот такая история. Кстати, экскурсовод говорил, что льняная рубаха может исправно прослужить своему хозяину до двадцати лет. Чтобы выяснить это, специально приобрел себе льняную рубаху. Через два десятилетия расскажу, сносилась она, или нет...
Музей валенок
Валенок… Сегодня он сохранился лишь в анекдотах да рассказах стариков. А ведь русский валенок - это один из самых узнаваемых наших брендов. Но кто из читателей сегодня может похвастаться, что носил эту удивительную обувь? Или хотя бы знает, как и из чего делают валенки? Восполнить этот пробел призван еще один мышкинский музей - «Музей валенка», открытый в 2000 году. То, что сегодня некоторые сограждане считают валенки устаревшими, объясняется всего лишь тем, что последние несколько десятилетий погода балует нас мягкими зимами. Но если вновь стрелки термометров начнут опускаться до минус тридцати, то ничего более удобного и теплого, чем валенок, найти не сможем. Не даром до сих пор валенки активно носят работающие на Севере русские газовики и нефтяники. Да и рыночные торговцы зимой вспоминают о валенках. Так что находят своего покупателя пять миллионов пар этой чудесной обуви, выпускаемые каждый год в России.
Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли далеко не все. Недаром же в деревнях признаком зажиточной семьи были собственные валенки у каждого домочадца. В большинстве же семей были только одни валенки на всех. Отсюда и поговорка: «Кто первый встал – того и валенки». Кроме того, валенок использовали девушки при гадании на суженного, а при переезде в новую избу, хозяева переносили домового именно в валенке.
Изначально валенки, или как их еще называли, пимы, были короткими, а их голенища шили из сукна. Именно такую обувь носил император Петр Великий и Императрица Екатерина Вторая. И только в восемнадцатом веке ярославские мастера стали валять их вместе с голенищем, и именно тогда валенки приобрели свой привычный вид. А в следующем веке валенки стали изготавливаться промышленным способом, и они заслуженно стали символом России. Во время Великой Отечественной войны для фронта было изготовлено около 100 миллионов пар валенок, причем для немцев они были желанным трофеем.
Итак, что же такое валенки? Согласно словарю - это традиционная русская обувь, теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти. В отличие от привычных видов обуви, валенки на левый и правый не разделяются, но во время носки они принимают форму хозяйской стопы. Достоинство валенка в том, что он делается без единого шва, потому мягкий, удобный, и ногу не натирает. Единственный недостаток, валенки боятся сырости, но эту проблему легко решали, пришивая на подошву кожаную подошву или галошу.
Как же делали валенок? Разумеется, сначала нужно было постричь овец. Шерсть вручную расчесывали, очищали от соринок и отправляли в шерстобитную машину, где она превращалась в своеобразное покрывальце. После чего ее вручную, наматывая слой за слоем, скручивали в кокон, который внешне напоминал большой мешок. Затем получившуюся заготовку кипятили в воде, для того чтобы шерсть «села» и стала плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку одевали на специальную колодку, которая могла быть из дерева или металла, и оббивали. Говоря проще, минут сорок били деревянной колотушкой со всех сторон, пока войлок не принимал форму колодки. Вот так получался валенок. Но еще сутки он проводил в сушилке, а потом его брили, чтобы он стал гладким и блестящим. Бреют валенки, потому что, во-первых, красиво, во-вторых, после бритья к ним не прилипает снег. Сегодня, естественно, процесс производства валенок максимально механизирован, но до сих пор 30-40% работы делается вручную. Энтузиасты подсчитали, что в процессе изготовления человеческие руки прикоснуться к валенку две тысячи раз. Вот такой он – русский валенок.
Оценили 0 человек
0 кармы