Война против истории: о "геноциде" русских большевиками

22 2443

«Геноцид Русских в XX веке 1917-1925 годы» называется короткометражное видео, которое я хочу разобрать. Это видео, на самом деле является фрагментом документального сериала «История России. XX век». В 2007—2013 годах этот сериал транслировался по историческому телеканалу «365 дней ТВ». Итак, какими откровениями «радовал» своих зрителей исторический телеканал?

Сначала видео:

Итак, в адрес вождей большевиков звучит обвинение в организации геноцида русского народа. Дескать, это и было целью Ленина, а вовсе не построение социалистического государства.

В описании к видео сказано:

«В мировой истории есть события, которые умышленно замалчиваются. Крупнейший в истории мири геноцид, осуществленный в период с 1917 по 1924 год, стал темой исследования авторского коллектива фильма. В предлагаемой зрителям серии речь пойдет об уничтожении различных слоев русского общества: гимназистов, священников, офицеров, инженеров, крестьян и рабочих. Авторы фильма прямо называют виновных в уничтожении миллионов русских людей.
Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
• убийства членов этой группы;
• причинения тяжкого вреда их здоровью;
• мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
• принудительной передачи детей;
• предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы».

Во-первых, написана ложь: авторский коллектив фильма приводит ссылки не на собственные исследования, а на чужие работы. О качестве тех работ я еще скажу позже. Во-вторых, из приведенного определения следует, что геноцид – это не просто массовые убийства. Геноцид – это намеренные массовые убийства на этнической или религиозной почве. Авторы заявляют о геноциде русского народа. Следовательно, для того, чтобы говорить о геноциде, они должны доказать намерение. Что ж, давайте посмотрим на аргументацию.

Первая иллюстрация в приведенном видео – это отсылка на материал так называемой Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Эта комиссия была создана при штабе Деникина в 1918 году, позже перешла под покровительство Врангеля. О беспристрастности этой комиссии вполне однозначно высказался доктор исторических наук Семенов Юрий Иванович:

«Главное обвинение, выдвигаемое против Ленина и большевиков всеми, включая Д. Волкогонова, — осуществление красного террора. Да, красный террор, бесспорно, имел место. Правда, он не был таким ужасающим, как это теперь рисуют, Ведь даже С.П. Мельгунов, автор книги «Красный террор в России», специально оговорился в предисловии, что не может ручаться за достоверность всех приводимых им сведений. Ну а что касается материалов созданной Деникиным комиссии по расследованию деяний большевиков, то данное учреждение менее всего было заинтересовано в установлении истины. Её цель — антибольшевистская пропаганда».

Обвинение в адрес комиссара Бронштейна, который, якобы, издал декрет о социализации женщин – это блестящий пример того, о чем говорит историк Семенов. Эту фальшивку подробно и с документами в руках разбирает блоггер shatsky в материале «Декрет о социализации женщин в Екатеринодаре: Из истории пропаганды времён Гражданской войны». Оказывается, у антисоветчиков концы не сходятся: они указывают несуществующие фамилии, путают должности большевиков. Эта фальшивка, которая была предназначена «на экспорт» - чтобы пугать западное общество ужасными большевиками и обеспечивать этим поддержку для белых.

Непонятно, что хотели показать апелляцией к этому материалу авторы фильма. Они заявляют о геноциде русского народа, но приводят иллюстрацию на тему изнасилований (причем даже не в целом по стране, а где-то в Екатеринодаре). Здесь нет никаких массовых убийств на этнической почве. Так что показать то хотели?

Следующий эпизод, который приводят авторы фильма – это расправы Михаила Сергеевича Кедрова над «детьми-шпионами» и «гимназистами». Я снова спрашиваю: что хотели показать авторы? Что примкнувший в юношеские годы к РСДРП потомственный дворянин, доктор по образованию Михаил Сергеевич Кедров намеренно убивал русских детей по заданию Ленина? И что это происходило повсеместно? А доказательства у вас имеются? Копии приказов, свидетельства, статистика погибших?

В качестве доказательств расправ над детьми авторы видео приводят ссылку на книгу Валерия Шамбарова «Оккультные корни Октябрьской революции». Но это, извините, все равно, что ссылаться на фэнтези. Валерий Шамбаров – это не историк, а публицист. Авторитетные историки, изучив Шамброва, пишут о нем, только как о мифологизаторе истории. Тут даже копать глубоко не надо - просто посмотрите википедию. Т.е. даже в отношении Кедрова авторы не могут привести заслуживающий доверия источник.

Мне лично неизвестны факты о намеренном убийстве детей большевиками в гражданскую войну. Мне известен другой факт: одним из учеников известного советского педагога Макаренко был Семен Афанасьевич Калабалин, который в своей автобиографии описал, как сколотил банду. В 1920 году его поймали и держали в камере смертников. Как главарю банды ему полагалась смертная казнь, но его не казнили, потому что до совершеннолетия ему оставался еще год. Казнить несовершеннолетних по законам того времени было нельзя.

Третий эпизод, который приводят авторы фильма – это иллюстрация на тему жестких законов, которые устанавливали большевики во время гражданской войны. Дескать, за нарушения закона – угроза расстрела. И снова я спрашиваю: в чем создатели фильма усматривают признаки геноцида русских? Если в Калужской области введена контрибуция с богатых – это геноцид русских? Если в Вятке вводится комендантский час после восьми – это геноцид русских? Угроза расстрела и расстрел - это разные вещи. Где статистика - сколько и кого расстреляли? Т.е. снова мы видим иллюстрацию ни о чем.

Источником сведений в этот раз выступил Сергей Петрович Мельгунов с его книгой «Красный террор» в России. 1918—1923». Мельгунов, как источник лучше Шамброва. Все-таки он жил в то время и был очевидцем того, что происходило в России. Тем не менее, материалы из книги Мельгунова ненадежны, и без дополнительной перепроверки использовать их тоже нельзя. Процитирую часть заметки «Критика на С.П.Мельгунова»:

«Доктор исторических наук П.А.Голуб в работе «Белый террор в России (1918-1920 гг)» (М.: Патриот, 2006) называет книгу Мельгунова «насквозь фарисейским опусом», обвиняет Мельгунова в «тиражировании большой паллетный лжи» (указ. соч., с. 349).

Д.и.н. А.Л.Литвин в книге «Красный и белый террор 1918-1922» (М.: Эксмо, 2004) пишет: «Он [Мельгунов] и сам полон этой «мести» и не скрывал своей цели показать миру, кто есть большевики и их власть, и был убеждён, что красный террор был ужаснее белого. Мельгунов был тенденциозен в своих писаниях и в силу остроты недавних личных переживаний, он не делал вывода о том, что любой террор является свидетельством остроты борьбы и беспомощности правителей иными способами добиться успеха, что жестокость в это общечеловеческая боль» (с.10).

Д.и.н. Ю.Н.Емельянов в предисловии к очередному переизданию книги Мельгунова (М.: Айрис-пресс, 2006) отмечает, что современные российские историки ставят под сомнение достоверность приводимых Мельгуновым фактов, что Мельгунов опирался на непроверенные источники, что факты из книги Мельгунова ещё требуют научной проверки. Он пишет также, что такие мнения были высказаны и в ходе прений по докладу об историографии красного и белого террора в ИРИ РАН. Емельянов, заметим, сам придерживается взглядов, сходных со взглядами Мельгунова. Поэтому он выводит его из-под критики сомнительным тезисом, что, раз Мельгунов сам оговаривался о том, что не знает, достоверны ли приводимые им сведения, то книга Мельгунова носит публицистический, а не научный характер, и поэтому нет смысла предъявлять к ней претензии относительно её ненаучности».

Последний эпизод-иллюстрация на тему расстрелов казачьего населения Петерсом также ссылается на Мельгунова.

Итак, обвиняющие большевиков в геноциде русского населения авторы фильма привели четыре иллюстрации. С научной точки зрения, эти иллюстрации основаны на фальшивках и недостоверных источниках. С точки зрения логики и здравого смысла, ни одна из этих иллюстраций не доказывает геноцида русских. Не доказано преступное намерение истребить русских, не доказано, что убивали по этническому принципу. Но это не мешает «экспертам» фильма повторять заклинания о геноциде русских по принципу «повторенная сто раз ложь становится правдой».

Помимо иллюстраций чужими материалами, есть еще один тезис авторов фильма: дескать, большевики не только стремились физически уничтожить русских, но целенаправленно и уничтожали науку и культуру. Этот тезис они ничем не подкрепляют, предлагая поверить на слово «специалисту по истории церкви».

Любой, кто сколь угодно серьезно изучал тот период отечественной истории подобного «специалиста» поднимет на смех. В реальности, советское государство считало необходимым системно работать над повышением культурного уровня населения страны: борьба с неграмотностью и необразованностью, популяризация научных знаний, создание разветвленной сети клубов, библиотек, домов культуры, приобщение широких слоев населения к произведениям высокой культуры. Все дело в том, что культурное просвещение большевики считали необходимым слагаемым борьбы за идеи коммунизма. Работа по культурному просвещению началась с первого же года провозглашения в стране советской власти и велась даже в условиях Гражданской войны.

Отношение партии большевиков к культуре и культурному просвещению зафиксировано в резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года: 

«Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».

Что на это ответит «специалист»? Что это решение не выполнялось? Так нет же, выполнялось. Большевики повсеместно создавали библиотеки - даже при воинских частях Красной армии. Красноармейцы, которые в большинстве своем были вчерашними крестьянами, охотно читали произведения русских классиков. А до этого они этих книг не читали, потому что подавляющее большинство крестьян (составлявших большую часть населения страны) не имели книг и были отчуждены от великой русской культуры. В Красной армии они получали возможность свой культурный провал восполнить. Интересовала их также научная литература, особенно все, что было связано с сельским хозяйством. Можно привести такой показатель: в 1921 году доля неграмотных красноармейцев составляет 5-7%, а в то же самое время неграмотных в целом по стране 50-60%.

Культурное просвещение бойцов было обязанностью войсковых комиссаров. Не только библиотеки, но и театры, музеи, картинные галереи посещали красноармейцы, когда у них была такая возможность. Кроме того, повсеместно создавались клубы, в которых занимались отнюдь не только политическим просвещением, но и культурным. В клубах читались научные лекции, проводились театральные постановки. Желающие учились рисованию или игре на музыкальных инструментах.

Пример подобного клуба описывает краевед Зорина Е.В. из города Котлас в статье «Клуб «Вооруженный пролетарий»». В статье описывается работа клуба для красноармейцев в городе Великий Устюг.

Из работы Зориной мы узнаем, что гарнизонный клуб «Вооруженный пролетарий» начал работу в октябре 1918 года. Его основателем был губернский военный комиссар И. Д. Соболев. В клубе проводились театральные постановки, работали курсы любителей сценического искусства. Для красноармейцев половина спектаклей была бесплатной. Также при клубе работали вокально-музыкальные классы, в которых преподавали известные в Великом Устюге музыканты. Для красноармейцев обучение было бесплатным. При клубе имелась библиотека с читальными комнатами. В 1919 году количество книг в библиотеке превышало 1400 книг.

Е.В. Зорина пишет:

«В 1919 году при клубе начали работать по контрактам профессиональные актеры, постепенно организовалась постоянная труппа. Еженедельно ставили по 3-5 спектаклей. Репертуар включал пьесы современных и классических авторов, соответствующие идеологическим требованиям. Это – «Дядя Ваня» и «Медведь» А.П. Чехова, «Василиса Мелентьева» Островского, «Шоколадный солдатик» Б. Шоу, «Рыцарь индустрии» А. Аверченко»

Это ли не культурное просвещение?

В качестве представителей культуры, которых притесняли большевики, «специалист» приводит Гумилева и Шаляпина. При этом, он врет о том, что Шаляпина большевики выгнали из страны. С Гумилевым другая история, но Гумилев, каким бы поэтом он ни был – это еще не вся российская культура.

Вот, что пишет Евгений Лежень в научной статье «Плакат как средство политической агитации в1917 –1930-е годы»:

«Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники, и русские импрессионисты (А.А. Рылов, К.Ф. Юон), и мирискусники (Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский), и участники объединения «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян), и сторонники «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов). Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В.В. Кандинский и К.С. Малевич.
...
Революция рождала новые направления. Русский революционный авангард «Уновис» («Утвердители нового искусства», 1919 – 1920 г.: К.С. Малевич, М.З. Шагал, Л.М. Лисицкий) объявил борьбу за «чистое» искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» («Новое общество живописцев») было близко к бубнововалетовцам. Пролеткульт предпринял попытку создания организации новой пролетарской культуры «на руинах прошлого», отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго».

Как же так получается? «Специалист» заявил, что с приходом большевиков к власти культурная жизнь в стране закончилась, а в реальности мы видим совсем другое. Что будет делать «специалист»? Объявит, что с большевиками сотрудничали только неправильные художники, писатели и поэты? Алексей Максимович Горький – неправильный писатель, Александр Блок – неправильный поэт, Казимир Малевич – неправильный художник, Константин Сергеевич Станиславский – неправильный театральный режиссер и т.д. А не много ли на себя берет «специалист по истории православия»?

По словам «специалиста» большевики не терпели «прежней культуры». А в курсе ли сей «специалист», насколько антибуржуазной по своей сути была дореволюционная культура? Не только А.М. Горький или А.А. Блок, но А.П. Чехов, В.А. Серов, Н.Г. Чернышевский и многие другие. Весь этот культурный пласт «специалист» предлагает выкинуть на помойку и забыть? При этом он будет прикрываться заботой о русских, которых, дескать, подвергли геноциду.

* * *

Подводя итог: представленное видео - это лживая антибольшевистская пропаганда качества ниже среднего. Разоблачать ее, тем не менее, необходимо. Во-первых, потому что этой лживой пропагандой полоскали людям мозги по респектабельному историческому телеканалу. Во-вторых, потому что, к сожалению, молодежь сейчас, зачастую, знает историю своей страны плохо, и лживая пропаганда вполне может подействовать. Если вы посмотрите, то у приведенного видео почти 50 тысяч просмотров и позитивных оценок гораздо больше, чем негативных.

Кроме того, это не отдельный выпад в адрес большевиков или Ленина. Это сериал с сотней и более похожих серий. Он написан одним и тем же автором (автор и руководитель сериала Михаил Николаевич Ширяев) с одними и теми же действующими лицами. Это полноценная война с отечественной историей. А если так, то этому врагу надо давать полноценный отпор.

Пять минут хорошего настроения. Часть 5

- А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

Обсудить
  • Спасибо за статью.
  • +++
  • Видел сериал! Производит сильное впечатление на не подготовленные умы. Раньше его просто замалчивали, теперь заговорили. Прорыв.
  • Ленин знал, что в случае прихода к власти большевиков, будет Гражданская война. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что и правые, и левые, и монархисты, и кадеты, и эсеры, и анархисты (конечно, по разным причинам), не придут в бешеный восторг от установленной диктатуры одной партии, с одним вождём во главе. И наплевать на их благие намерения, если в результате - горы трупов, умерших как от вооружённой борьбы, так и от голода-холода-эпидемий. А уровень трудящихся поднимали не только у нас, но и на Западе, что капиталисты, что "красная буржуазия" понимали выгоду от нанятых специалистов.