Алексей ШОРОХОВ
Очередное разочарование в Западном векторе развития возвращает нас к извечным русским вопросам о нашей самостоятельности.
И если с «нравственной самостоятельностью», о которой писал Аполлон Григорьев, всё сравнительно ясно — содомский Запад как цивилизация Антихриста нам ничего другого не оставляет как быть противоположностью ему: минимум библейской, максимум — евангельской. То с культурно-исторической самостоятельностью всё серьёзно запущенно.
Первое разочарование в Западе после нашествия европейских варваров во главе с Наполеоном и освободительного похода русских войск в Европу закончилось появлением Пушкина и славянофилов. И процитированного выше Аполлона Григорьева. Второе — вызванное либеральными реформами Александра II, подарило нам невиданное обилие почвеннической мысли: от Данилевского и Достоевского до Тютчева и Константина Леонтьева включительно. Третье — случилось после «догоняющего» революционного рывка на Запад в Революции 1917 года и созданного ею Советского проекта, не пережившего предречённого Распутиным обрусения («Россия переварила социализм»).
Это третье разочарование в западничестве подарило нам в 70—80 гг. ХХ века новую плеяду русских мыслителей и писателей-почвенников, «государственников»: от Кожинова и Белова до Шафаревича и Проханова включительно. Но так как они хотели обрусения системы изнутри без очередного революционного слома, то и воспринимались массами как часть этой самой системы. Робкая половинчатая попытка русифицировать Советский проект закончилась в 90-е годы прошлого века провалом и очередным интернациональным погромом с новым, уже «антикоммунистическим», либеральным поворотом на Запад. Я специально исключаю все «политические моменты» («англичанка гадит», «Ротшильды», ЦРУ, «агенты влияния», «план Даллеса»). Они, безусловно, были. И есть.
Но если бы этими людьми или даже целыми организациями определялась или управлялась история Русского мира и Русской цивилизации, то чего проще — взял ядерный чемоданчик и отправился в Лэнгли (Бэкингемский дворец, Ватикан или Брюссель). Увы, наше очарование Западом в ХХ веке, на этот раз Крайним Западом (то есть Вестерном), начиналось даже не с джинсов и «Плейбоя» в 70-е, а гораздо раньше. В «Новой Америке» Блока (1913 г.) и «Стране негодяев» Есенина (1924 г.) поэты уже отчётливо прозревали, что за всеми социалистическими чаяниями мыслящего сословия стояла именно мечта о Западе, на этот раз об Америке. Даже звезду ту же самую взяли, пятиконечную. Только покрасили в революционный красный.
Тут уместно будет вспомнить пророческое наблюдение Феофана Затворника о том, что офранцузившихся русских Господь излечил французами в 1812-м. Если продолжить логику Святителя Феофана (о чём я писал двадцать лет назад в «Дне литературы»), придётся признать, что онемечившихся немецким социализмом Маркса-Энгельса русских Господь излечил немцами в 1941-м; и обамериканившихся в 90-е тоже излечит, уже американцами. Что мы и наблюдаем сегодня. (Помню, какой-то либералишко то ли в «Знамени», то ли ещё где ужасался: «Как, он предлагает нам воевать с Америкой?». Сбежал сегодня, наверное. А может, затаился.)
Но не суть, главное, что надо понять: разочарование в Западном векторе не обозначает инстинктивного или даже рефлекторного поворота на Восток. Во-первых, уже было (Орда, Допетровская Русь). Во-вторых, на Востоке место занято, там стоит Китай. И в третьих — это совершенно ложная дихотомия, в рамках которой нам предлагают определиться: или Запад, или Восток. Правда, сегодня (с лёгкой руки Александра Дугина) стала весьма популярна химера с головой орла и туловищем дракона — Евразия и евразийство). Но её культурно-историческая жизнеспособность вызывает у меня большое сомнение.
Ряд современных русских философов (в частности Виталий Аверьянов) предлагают отказаться от кажущейся неизбежности, которую нам навязывают. И быть выше. В прямом смысле — географически и культурно-исторически выше, то есть севернее. Потому что Россия — это цивилизация Севера. Севернее нас никого нет, голову Русской Цивилизации венчает Снежная шапка Северного полюса. Москва — единственная мировая столица, которая находится за отрицательной изотермой января. Ни в Лондоне, ни в Берлине, ни в Осло или Стокгольме минусовые температуры в январе не являются обязательными. У нас минус обязателен. Но Север — явление не только географическое или температурное, это великая культурно-историческая общность, берущая своё начало в мифологической Гиперборее, описанной Геродотом:
Мне снились последние волки,
Они уходили во тьму.
Дымились их нежные холки,
И таяли в снежном дыму.
И вспомнилось резче во мраке:
У волка — хороший оскал!
Чего не прощают собаки,
Что сам никогда не прощал!
Что ты, моя нежная, вспомнишь,
Когда-нибудь в трепетном сне.
И если заплачешь — о том лишь,
Что встретила это во мне.
За нежность последнюю зверя,
За хищную преданность лап —
Мы любим тебя, гордый Север,
Где всякий чужой — только слаб!
За чёрной погибельной волей,
За верностью северных жён —
Сияет венец твой соболий,
В предвечную тьму погружён!
Недаром Гитлер пытался приватизировать эту идею в своём противостоянии и с Западом («западные демократии»), и с Востоком («жидобольшевики»). Больше того, русская пехота НАТО (ВСУ), зомбированная заокеанскими ЦИПСО в течение тридцати лет, которая отчаянно дерётся с нами сегодня на фронте — тоже одержима северным воинским духом, хотя и ложным (гитлеровский «нордический» косплей Севера). Все «южные» хохлы давно сбежали, кто в Европу, кто в глубь России. Воюют северяне, которых убедили, что они — не русские. Отсюда такое ожесточение...
Поэтому накануне нашего решающего цивилизационного самоопределения Провидение и послало нам: в живописи — Константина Васильева, в музыке — Георгия Свиридова, в литературе — великую русскую северную школу: Белова, Распутина, Астафьева, Абрамова... В нынешнем веке — это Личутин, Тарковский, Антипов...
Неслучайно, что и центральный университет России носит имя одного из самых глубинных мыслителей Русского Севера Михаила Васильевича Ломоносова. А Северный Морской путь называют центральной транспортной артерией XXI века, вокруг которой должна оформиться наша самобытная Арктическая цивилизация. Слишком многое указывает нам на наш путь. Самое время по нему пойти.
Оценил 1 человек
1 кармы