В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ ПЕРЕДАЧА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА РПЦ?

6 1165

Не будучи православным человеком, я являюсь сторонником живых музеев, в которых сохраняется не только архитектурный памятник, но и та деятельность, ради которой эти здания были созданы. Храм, оставленный, уже не храм. Иначе говоря, мне кажется полезным и уместным использование религиозных памятников по их прямому назначению, т.е. в церкви должна идти служба. В этом случае собор для верующих - храм Господний, а для туристов - живой памятник экзотической православной культуры.Не будучи верующим, я нередко посещаю православные храмы, где пытаюсь понять смыслы этой культуры, стоявшей у истоков культуры восточных славян. Для меня церкви интересны не как архитектурные памятники, а как музеи православной культуры. И без активной службы они таковыми быть не могут.

Однако данный тезис ни в коей мере не является оправданием массовой передачи РПЦ существовавших сто лет музеев. Передача - это тема собственности, а не сохранения традиционной культуры. В России возник вполне успешный компромисс, выгодный и музеям, и церкви: соборы-музеи в соответствии с графиком открываются для проведения богослужений. И верующие, и туристы органично уживаются в таком режиме. При этом и верующий, и турист имеют равные индивидуальные (!) права на памятник культуры, в котором каждый имеет возможность видеть свое. И в таком сосуществовании формируется терпимость поверх религиозных верований.

Однако практика передачи показывает, что идет борьба РПЦ не за права верующих молиться в старинных церквях, а за имущество (стяжательство как родимое пятно РПЦ). У РПЦ имущества уже гораздо больше, чем верующих которые его могут содержать. Это вопрос, который никак не связан с возможностью верующих молиться в храме.

Случай с передачей Исаакиевского собора РПЦ ярко иллюстрирует этот тезис.

По данным Союза музеев России, заимствованным у администрации музея, Исаакиевский собор - "один из самых посещаемых в стране (в прошлом году весь музейный комплекс посетили 3 847 000 человек, в том числе в Исаакиевском соборе побывали 2 382 000 человек) <...>

С другой стороны, за прошлый год в Исаакиевском соборе было проведено 640 богослужений, то есть почти каждый день проходили 2 богослужения, при этом, естественно, что прихожане на службы заходят в собор бесплатно. Благодаря прекрасно организованной системе контроля в музее можно точно сказать, что на одну службу в среднем приходит менее 30 человек, а общее количество верующих, пришедших на службы, составляет менее одного процента от всех посетителей собора".

Уже примерно сотню лет Исаакиевский собор был музеем, т.е. работал для туристов, а не верующих. Это более длинная история, чем его существование в качестве храма.

Схожая картина (правда, я не знаю статистики) имела место и в переданном РПЦ Смольном соборе, который использовался как концертный зал.

Если исходить из интересов верующих, то получается, что интересы 1 процента выше интересов почти 4 млн. туристов. И кто-то поверит, что передача осуществляется в интересах этих 30 прихожан?
источник: http://0-stranger.livejournal....

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • gaz33
    • 15 января 2017 г. 19:09
    Женщина – полная противоположность собаке. Собака все понимает, но ничего сказать не может… Вчера стоял,а ты пришла сегодня. Несмотря на то, что уже несколько миллионов лет женщина живет рядом с человеком, в ее поведении и образе жизни остается еще много загадочного и непонятного. Невменяемая женщина – женщина, которая в конце полового акта кричит “Не в меня!!!” Что посеешь – потом хрен найдешь
  • Так службы идут и в Казанском и в Спасе на Крови и в Исаакиевском, идут в Кремлёвских соборах. Этого мало? Интересно, а сколько Церковь потратила на содержание этих Храмов? Или....
    • ksv56
    • 15 января 2017 г. 19:45
    Не верю , по Станиславскому, что ОДИН золотой % , круче всех остальных !
  • Цифра 30 прихожан в день - следствие второстепенного положения прихода по отношению к музею. Приходу для полноценной жизни нужно не только разрешение отслужить 2-3 ч./день 6 дн/нед. Ему нужна еще инфраструктура для приходской жизни — трапезная, место для кружков, проведения различных мероприятий (хотя бы праздников). Можно посмотреть для сравнения на Казанский собор, который начинал тоже ютясь в углу музея, а сейчас там ежедневно служится 2 литургии (7:00 и 10:00) + вечерняя служба, и прихожан явно не 30 человек (только его группа в контакте насчитывает 1.5 тыс. чел). При нем мощный духовно-просветительский центр с хоровой и изо- студиями, лекторием, кинолекторием, молодежным клубом, социальными программами и т. д. Не знаю, как быстро Исаакиевский сможет дорасти до такого уровня (там метро чуть подальше), но горизонт такой. Нарушения интересов туристов в Казанском соборе я не вижу. Спокойно посещают и бесплатно смотрят. А тем, кому нужен музей религии и атеизма (который раньше там был), даже еще лучше стало — у музея отдельное здание, и он теперь вынужден активно заинтересовывать посетителей — устраивать выставки и лекции, вместо того, чтобы спокойно жить за счет демонстрации здания собора. При этом я не отрицаю возможности чьей-то корыстной заинтересованности в таких решениях. Просто на конкретном примере показываю, что интересы горожан и гостей города не обязательно при этом страдают.