Свое представление об истинной религии, которая может спасти человечество, Толстой выражал в таких художественных произведениях как «Крейцерова соната», «Воскресение», но окончательно оформил в книге «Путь жизни».
По сути, писатель создал еще один вид протестантизма, который отвергает многие церковные обряды, почитание икон, святых мощей и воскрешение Христа.
Приведу некоторые положения из «Пути»:
«Иные люди думают, что живут по-настоящему только они одни, что они – это все, а все другие – ничто. И таких людей много. Но бывают и такие люди, разумные и добрые, которые понимают, что жизнь других людей и даже животных так же сама по себе важна, как и ихняя. Такие люди живут не в одном своем «я», а и в других людях, даже и в животных. Таким людям бывает легко жить и легко умирать. Когда они умирают, в них умирает только то, чем они жили в себе; то же, чем они жили в других, остается. Тем же, которые живут только в одном себе, бывает и жить тесно, и умирать мучительно, потому что, умирая, такие люди думают, что в них умирает все то, чем они жили.»
«Я знаю в себе отделенное от всего духовное существо. Таким же отделенным от всего я знаю такое же духовное существо и в других людях. Но если я знаю это духовное существо в себе и знаю его в других существах, то оно не может не быть и само в себе. Вот это-то существо само в себе мы и называем Богом.»
«Не думай заслужить Богу делами; все дела перед Богом ничто. Нужно не заслуживать перед Богом, а быть Им.»
«Познать Бога можно только в себе. Пока не найдешь Его в себе, не найдешь Его нигде.»
«Нет Бога для того, кто не знает Его в себе.»
« … Волки, зайцы могут жить без религии, - писал Л.Н. Толстой в 1907г., - человек же, имеющий разум, такое орудие, которое даёт ему огромную силу – если живёт без религии, подчиняясь своим животным инстинктам, становится самым ужасным зверем, вредным особенно для себе подобных» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. – Т. 37. - С. 357.
Новое учение основывалось на Новом Завете и христианской морали в целом, оно не предполагало никаких обрядов и продолжения существования человека в каком-либо виде после смерти.
Довольно большое сообщество людей, исчисляемое тысячами и десятками тысяч своим сознанием это учение приняли, но мало кто мог его подтвердить своими делами. Нравственно страдать и улучшаться еще как-то смогли, но существовать в виде коллектива единоверцев на ограниченной территории в автономном режиме за счет своего труда тостовцы только пробовали. Положительных значимых примеров такой жизни не было.
Духоборы, которые ошибочно относятся к толстовцам, организовали свою общину более чем на сто лет раньше, чем Толстой определил постулаты новой религии. Самым известным толстовцем был, пожалуй, Махатма Ганди.
Его принципы ненасилия сыграли огромную роль в получении независимости Индии. Но в итоге и эта независимость вылилась в образование государств Индии и Пакистана, но это классические государства с аппаратом насилия, армиями и тюрьмами.
«Путь жизни» для меня была очень познавательной книгой, но всегда было ощущение неоправданной гордыни и высокомерия автора. Высокие интеллектуальность и эрудиция странным образом соединялись с невозможностью применения таких принципов на практике. Но вот в чем нельзя упрекнуть Льва Николаевича, так это в неискренности. Взгляды писателя менялись много раз в его жизни, но каждый раз он считал , что истина уже очень близко, еще чуть-чуть, и он поймет, как жить правильно.
Но каждый раз окончательная правильность ускользала, и начинался новый этап погони. В последний этап писатель надел одежду странника и пошел в свое последнее земное путешествие, но догнал ли он Истину?
Оценили 2 человека
7 кармы