О ХРИСТИАНСКОМ ПРОЩЕНИИ

1 346

Одним из самых важных понятий в христианстве, в том числе Православии, является понятие христианского прощения.

На нашем низком бытовом уровне прощение часто трактуется как восстановление прежних отношений, иногда восстановление отношений в самом идеальном виде, с высочайшим уровнем доверия простившего по отношению к прощенному.  Причем ответственность за восстановление отношений и обеспечение их качественного высочайшего уровня лежит на простившем человеке, иначе у прощенного уже и вопрос наготове, вопрос типа:

 - Ты что же, по-настоящему простить не можешь?

И вопрос этот в некоторой степени подразумевает, что простивший является человеком с очень сомнительными моральными качествами, а уж принадлежность его к христианам, чьи моральные качества должны соответствовать самым строгим критериям, также под большим сомнением. Если ситуация развивается таким образом, это уже явная манипуляция, когда человек сначала получает вред от агрессора, а потом еще и дополнительный моральный вред от того, что агрессор по "библейскому праву" полностью лишает этого человека возможности от этого агрессора защититься.

В итоге агрессор, по бытовым нашим понятиям, получает преимущество, нанося двойной ущерб прощающему человеку,  а тот, в свою очередь, выглядит достаточно глупо.

Именно такой исход во многом отвращает людей от привычки прощать, прощать в смысле несения ответственности за себя  и за прощенного.

Но наши устоявшиеся  современные бытовые понятия не всегда совпадают с понятиями людей, живших две тысячи лет назад в странах, где и возникло христианство.

Если обобщить те древние понятия о прощении, то под прощением тогда понималось оставление преступления или проступка без наказания, причем наказания, которое должно было последовать от того человека, по отношению к которому было совершено преступление.  Если выразиться коротко, прощение  - это отказ от мести, осуществляемой лично.  И  этот отказ не подразумевает, что преступник не должен быть наказан никогда и никаким образом.

Наказание могло быть осуществлено, но без личного пристрастия и по справедливым понятиям с обязательным условием независимого расследования причин преступления и соотнесением тяжести наказания со степенью вины.

Для многих людей, живших две тысячи лет тому назад отказ от наказания виновного, отказ от собственного вынесения  приговора и личного приведения  приговора в исполнение был равносилен потере лица, несмываемому позору.

Тогда вопросы задавались типа:

- Ты что, сам его зарезать не мог? Струсил?

И вот Христос провозглашает: 

-  Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.

То есть наказание за проступок не отменяется, но отменяется личное пристрастие  при определении и исполнении наказания.

При идеальном развитии дальнейших событий простивший и прощенный действительно могут иметь хорошие и доверительные взаимоотношения, но это не отменяет вынесения и исполнения наказания, просто это наказание должно быть справедливым в глазах обоих. Иногда искреннее раскаяние преступника могут наказание смягчить или отменить вовсе, но критерии раскаяния искреннего - вещь довольно сложная.


Итак, христианское прощение - это всего лишь отказ от личной мести.

Этот отказ не подразумевает обязанность простившего оказывать в дальнейшем безграничное доверие прощенному.

Прощение не обязывает простившего  заботиться  о прощенном в большей степени, чем заботиться о любом ближнем.

Прощение не обязывает простившего прилагать какие либо усилия во избежание наказания прощенного со стороны общества.

Прощая, человек не берет на себя обязанность отказаться от компенсации материального ущерба. 

Прояснение этого вопроса может снять неоправданно завышенные требования, бытующие в нашем представлении о христианском прощении, которые возникли от излишне рьяного отношения к понятиям великодушия.

В заключение приведу небольшой пример.

В конце 19-го начале двадцатого веков в Российской империи пышным цветом распустился террор, конкретно террор со стороны социалистов-революционеров.

Убивали чиновников, частенько вместе с членами их семей или случайно оказавшимися рядом людьми. 

И вот вдова убитого террористом генерала решила террориста простить.

Террорист к моменту прощения был арестован и заключен под стражу. Он был совершенно уверен в правильности своих действий и призывал следовать своему примеру.  Ни раскаяния, ни сожаления, ни желания помочь следствию и предотвратить подобные эксцессы,  и уж тем более не было просьбы в адрес вдовы о прощении.

Но вдова приехала к нераскаявшемуся убийце, принесла  ему передачу и торжественно его "простила", в том числе подала прошение о немедленном  освобождении этого преступника.

Является ли этот поступок примером христианского прощения?

- Нет.

На мой взгляд, она поощрила данного негодяя и его соратников к повторению актов террора, что ничего общего с христианскими представлениями о справедливости не имеет.

Милосердие не исключает чувства меры и внимательного изучения первоисточников.


Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • нет другого христианства кроме Православия.