Можно ли соединить религию и науку? Поможет ли в этом знание истории?

17 3506

У очень значительного числа современных людей при слове «религия» в сознании часто возникает понятие «манипуляция». На всякий случай напомню, что под манипуляцией понимается такое управление субъектом, в результате которого этот субъект несет материальный или психологический ущерб. Управление, в результате которого субъект получает материальную или духовную пользу, манипуляцией считаться не может.

Теперь, после определения понятий, следует задать себе простой вопрос:

- можно ли манипулировать людьми, используя знания из области психологии, медицины, математики и любых других областей науки? Если сами затрудняетесь ответить на этот вопрос, можно обратиться к С. Мавроди, вполне вероятно получить откровенный и адекватный ответ.

Если взять за объект исследования продающую опасные и вредные вещи рекламу, которую вполне законно можно назвать манипулятивной, то она очень редко (по крайней мере, в странах Европы) использует религиозные представления. То есть манипуляции на основе религиозных представлений в современном мире являются не самыми эффективными. Гораздо проще на данный момент манипулировать, используя самые примитивные магические (но никак не развитые религиозные )представления, социологию, статистику, историю и другие науки, основанные на объективных знаниях.

Если в представлении атеиста продажа предметов искусства или моды, сопровождающиеся заклинаниями о том, что эти предметы таинственным образом делают человека добрее, чище и совершеннее, не являются манипуляцией, то эту статью такому атеисту читать далее необязательно.

Но манипуляция не является темой этой статьи, я хочу рассказать об управлении собой с помощью религиозных воззрений, причем на языке, используемом атеистами.

Для значительного количества современных людей именно управление собой является серьезной проблемой. К этой группе людей не относится так называемый «офисный планктон», жизнь которого содержит минимальный процент риска, он не испытывает острейшего цейтнота времени, как например, летчик при посадке в темноте при сильном боковом ветре с отказавшим двигателем. Работники офисов всегда могут принять успокоительную таблетку, испорченный документ исправить и заново распечатать, а вот артист, идущий на решающую встречу с режиссером или вор –форточник, работающий на седьмом этаже, должны совершить правильные безошибочные действия с первой попытки. Для последних двух и аналогичных им категорий людей очень значим психологический настрой, внутреннее эмоциональное состояние. Именно такие люди используют для нужного настроя психологические приемы, которые удивительно напоминают приемы, применяемые верующими людьми.

При этом банальная система примет, которая очень проста и понятна, иногда эффективнее аутотренинга, но чаще всего правильно настроиться помогают традиционные религии, чьи приемы психологического настроя оттачивались веками и тысячелетиями.

Действительно, привести в норму частоту сердечных сокращений и уровень артериального давления гораздо экологичней с помощью молитвы, чем применяя медикаментозные средства, которые часто обладают побочными действиями. Используя самые примитивные приемы магии, можно тоже добиться быстрых результатов, но магия обладает сверхотрицательными побочными действиями, возможно, более отрицательными, чем у медикаментозных средств. Это связано с тем, что простота и дешевизна магических приемов подразумевает вероятность их использования конкурентами или просто злыми силами, которые в сознании верящих в магию обязательно постараются в чем-то навредить. Чья магия сильнее, человека или злых сил – вопрос всегда открытый.

Довольно просто и результативно решают такую проблему православные христиане. В дальнейшем я не буду подробно касаться способов управления собой, которые применяют представители других конфессий, так как имею достаточно достоверные сведения только о методах, которые практикуются православными верующими. Православие подразумевает существование Бога Отца, который , во-первых, могущественнее любых других потусторонних сил, злых или добрых, и во-вторых, как мудрый и добрый Отец, знающий, что является для его детей добром и злом, будет стремиться делать для них только добро.

Как ребенок, обращаясь к своему отцу, может высказывать любые просьбы с уверенностью, что мудрый отец различит в этих просьбах пользу или вред, так и православный верующий, вознося молитву, знает, что находится под защитой самого могущественного из могущественнейших, который по отношению к верующему может дать только добро.

Можно обратиться к психоаналитику, и он, скорее всего, поможет. Но, как минимум, две загвоздки - нужно постоянно отдавать за эту помощь значительные деньги и регулярно тратить драгоценное время. К тому же, если пациент очень благополучен в финансовом плане, квалифицированный психоаналитик сделает свою помощь постоянно востребованной, и человек становится зависимым от чужого представления о счастье, смысле жизни и путях их достижения.

Согласно атеистическим представлениям душевный дискомфорт – признак неблагополучного состояния подсознания, психоаналитик должен поработать с ним и навести там порядок.

Ситуация примерно аналогична той, когда у человека с качественным систематическим образованием на даче растут лишь сосны и газон, обеспечивающие чистый воздух и приятные визуальные образы , и при этом очень важным считается употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но вскопать землю и сделать грядки самому, посадить семена, поухаживать за растениями и собрать этот очень нужный экологически чистый урожай у материально обеспеченной части молодежи считается дурным тоном, ведь это значительно снижает мобильность и уменьшает возможность креативных действий. А сейчас весьма важно быть как минимум молодым в душе, и стандарты представлений о жизни, принятые у молодежи, превалируют у успешных людей любых возрастов.

Построение духовного мира – также ручной труд, иногда тяжелый, но лишь для немногих людей приятный душе и интеллекту. Результаты этого труда нельзя украсть, как яблоки из чужого сада, плоды построения духовного мира нельзя получить, поручив эту работу другому человеку. Результатом в изменении духовного мира можно считать только изменения в подсознании человека, в сознании бывают многие варианты, но они похожи на знания инструкций по вождению автомобиля. Инструкции можно знать очень хорошо, но отточенные навыки вождения находятся в подсознании человека. Если вы правша и ловко чистите картошку от кожуры правой рукой, попробуйте почистить левой. Скорость и качество чистки заметно изменились. А ведь знания процесса ничуть не изменились.

Сейчас существует много психотехник, воздействие которых аналогично воздействию религиозных обрядов, но заниматься ими атеистам вполне прилично, так как они не предполагают веры в Бога. При этом многие верующие люди достигают гораздо больших результатов, чем атеисты с помощью самых изощренных психотехник. Это связано с тем, что и психотехники, и религиозные обряды содержат в себе как минимум две составляющих:

- словесная и (или) образная формулировка осознанного желания;

- увеличение уровня стресса, в результате которого у человека увеличивается внушаемость и сформулированное желание проникает в подсознание. При очень высоком уровне стресса человеческое подсознание мгновенно отнимает управление у сознания, мы начинаем действовать на «автопилоте», подчиняясь интуиции. В такой ситуации осознанных, сформулированных вербально мыслей просто нет, некогда формулировать. При слишком низком стрессе сформулированное желание в подсознание не проникает (по аналогии с компьютером информация не пишется на диск без команды на сохранение, она остается лишь на экране дисплея и может многократно изменяться).

Определенный уровень стресса нужен для сохранения информации.

Именно вторая составляющая, следовательно, и воздействие на подсознание, у верующих людей имеет по целому ряду причин уровень, близкий к оптимальному.

Приведу несколько простейших примеров.

Произнося тост, люди осуществляют вербальную формулировку своего желания, с помощью мимики, жестов и интонаций создают визуально-аудиальный образ, с помощью алкогольного напитка успешно увеличивают стрессовую составляющую. Обжигающая в момент прохождения через гортань жидкость и длящаяся в течение нескольких десятков минут эйфория стресс гарантируют. Данная психотехника очень популярна у нас в России.

Человек, мысленно пропускающий через себя поток чистой энергии, создает как минимум визуально-кинестетический образ, но может добавить еще и аудиальное сопровождение. На уровень стресса влияет представление о величине и качестве пропущенной энергии, но это длится несколько десятков секунд, максимум несколько часов у очень продвинутого , тренированного человека. Не все могут понять, в чем состоит чистота этой энергии.

Участвуя в религиозном обряде, верующий произносит вслух или про себя слова молитвы (слова могут произноситься священнослужителем) – вербальная формулировка. При этом большинство религий сопровождают обряд визуальными (кумиры, иконы, свечи), аудиальными (удары в барабаны, общее хоровое пение, колокольный звон, органная музыка), кинестетическими (запах сжигаемой шерсти принесенного в жертву агнца или запах ладана, брызги святой воды) воздействиями.

Каких-то четыреста – пятьсот лет назад лет в Центральной Америке практиковались регулярные человеческие жертвоприношения для обеспечения должного уровня стресса.

В наше гуманное время такие вещи практикуют сатанисты и иже с ними.

Какой же комплекс стрессового воздействия практикует сейчас церковь, в частности Русская Православная Церковь?

Некоторые методы стрессового воздействия религиозных обрядов.

В современной психологии выделяется четыре канала информационного восприятия информации человеком:

- ВИЗУАЛЬНЫЙ;

- АУДИАЛЬНЫЙ;

- КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ;

- ДИСКРЕТНЫЙ (ДИГИТАЛЬНЫЙ).

РПЦ в своей каждодневной практике использует все четыре.

Визуальный – своеобразное облачение священников, роспись храма, иконы, горящие свечи и т. д.

Аудиальный – чтение молитвы вслух, колокольный звон.

Кинестетический - запах ладана и восковых свечей, кропление святой водой, купание в крещенской проруби и т. д.

Дискретный - знание Священного Писания и его толкование, а также знание и выполнение правил поведения членов общины. Этот канал воздействует на подсознание большей частью в случае нарушения верующим правил поведения. Именно нарушение создает состояние стресса. Поэтому существовала поговорка:

- не согрешивши – не покаешься, не покаявшись – не спасешься. Но идеальное знание Библии и неукоснительное выполнение правил поведения могут и взрастить гордыню, которую Церковь считает грехом.

Есть еще в Библии такие слова:

Но вам, слушающим, говорю: люби'те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31И ка'к хотите, чтобы с вами поступали люди, та'к и вы поступайте с ними.

Выполнение таких правил поведения обеспечивает стресс еще более высокого порядка, к тому же он вызывается постоянно при общении в повседневной жизни. Одна из заслуг Христианского учения состоит в том, что энергия ненависти автоматически преобразуется в энергию любви, энергия зла в энергию добра, и это происходит не только во время религиозных обрядов, но и в обычной жизни.

Наконец, у верующего человека представление о том, что рядом с ним находится вездесущий и всемогущий Бог, обеспечивает уровень стрессового воздействия не меньше, чем потоки энергии и т.п. при медитациях.

Таким образом, верующие люди имеют многократное преимущество по сравнению с атеистами хотя бы по времени стрессового состояния, во время которого и происходит проникновение сформулированных целей и желаний в подсознание, но только тех целей и желаний, которые проверены более чем тысячелетним опытом по различению добра и зла.

Если из чувства противоречия человек хочет отказаться от использования такого системного мощного комплекса воздействия на свое подсознание в своих же целях, будет ли это логично?

История показывает нам, что многие религиозные группы, в частности русские старообрядцы (древлеправославные, как они сами себя называли когда-то) достигали ощутимых положительных результатов в земной жизни ( которая в основном и интересует атеистов). Тот огромный комплекс самоограничений ( в том числе отказ от курения и употребления крепкого алкоголя) в соединении с сильной верой давали им огромные преимущества по сравнению с формально верующими людьми.

Трудно рассчитывать на то, что эта статья вызовет всеобщее понимание. Расчет лишь на то, что несколько свободно мыслящих людей могут задуматься и над такой темой.

Уже сейчас самоограничение как никогда стоит на повестке дня. Безудержное и неразумное потребление ресурсов Земли можно остановить лишь сознательно и добровольно выполняемыми запретами. Верующие занимаются таким выполнением уже десятки тысяч лет.

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Обсудить
    • Vasil
    • 4 марта 2017 г. 22:20
    Религия это ложь, извращение и безумие. Смысл ее существования в отсеивании душ дефективных идивидуумов с последующим уничтожением этого ментального религиозного мусора из сознания общества. Другое дело философия, которую старается подменить помоишная религия. Философия и наука на основе истории является безусловным будущим .
  • Религии и атеизму всё время приписывают то, чем они вовсе не являются ... И то и другое - всего лишь мировоззрение, взгляд на устройство мира. Только религия - это взгляд через призму веры, а атеизм - через призму науки. Что касается материального мира - позиция атеизма более прогрессивна. Что же касается психологии, то у религии (религий) на этом поприще гораздо более долгий опыт ... Но только опыт. Не подкрепленный теорией. Без попытки разобраться движущих силах ... Религиозные термины определены и зафиксированы в догматах и традициях на время из создания и исходя из социальной обстановки того времени ... Но эволюция свойственна не только в биологии, она свойственна и социуму ...
  • Винегрет какой-то. Автор, Вы начали за здравие, а закончили за упокой. Начали с манипулирования, приплели к этому атеистов, плавно переключились на "управление собой", и закончили это тезисом "ах какая славная религия, она против разграбления земных ресурсов" (не дословно, но смысл такой). Полная белиберда, мешанина мыслей, как сейчас говорят - "безумный поток сознания".
  • В дальнейшем я не буду подробно касаться способов управления собой, которые применяют представители других конфессий, так как имею достаточно достоверные сведения только о методах, которые практикуются православными верующими. - А я мог рассказать о том, какие методы используют другие религии, и о том кто именно стоит за ними.
  • Прежде всего, следует отметить, что в Православии содержится не только и не столько комплекс "ограничительных мер", закладываемых как в сознание, так и, при глубокой и повседневной вере, в подсознание человека. Православие дает человеку комплекс знания и мироощущения, который сводится к такому простому понятию, как СМЫСЛ ЖИЗНИ. В свою очередь, имея в себе понимание смысла жизни, у человека формируется и понимание смысла смерти как перехода из одного мира в мир иной - либо в Царствие Небесное, либо в "геенну огненную". И уже исходя из этого, главного, понимания, формируются все остальные. А всякие там прочие привходящие элементы типа "запахов", "визуальных образов" и прочая, чему такое большое внимание придает автор статьи, отнюдь не играют сколько-нибудь существенной роли для истинно верующих людей. Известны многочисленные примеры подвижников Божиих, которые молились, будучи слепыми, находясь в пустыне, в в лесу, в пещере,- и при этом являя чудеса молитвенной помощи и Божия благословения. Автор упускает из виду, что главное отличие Православия от всяких магических гадостей заключается в том, что оно формирует цельную личность с ясными, прочными и доступными знаниями и глубокими убеждениями. А вот "практики" - это сиюминутные действия на сиюминутную потребу, которые личность только разрушают.