Свастика НЕ является символом Солнца

0 3234

 

Именно в древних, хорошо  документированных и подробно изученных религиозных системах свастика НЕ является символом Солнца или атрибутом солнечного божества. Этот известный и легко проверяемый факт постоянно замалчивается пропагандистами псевдо-язычества. Более того, у них уже вошло в привычку утверждать ровно противоположное, вообще не утруждая себя доказательствами. Подобные заявления обычно делаются непререкаемым тоном и выглядят примерно так:

- На многих предметах, обнаруженных археологами, имеется изображение свастики или похожих знаков - очевидно, они  связаны с поклонением Солнцу, поскольку культ Солнца существовал в древности у всех народов.

Положим, для меня вовсе не очевидно то, что само собой разумеется для "альтернативно мыслящего" комментатора. Но для того и существует непререкаемый тон, чтобы отметать любые возражения.

В Сети уже публиковались материалы о малой распространенности знака свастики и о неправомерности расширенного употребления этого термина.  Но сейчас я предлагаю  обратить внимание на навязываемую псевдо-языческими пропагандистами связку "свастика=Солнце".

Возьмем, для примера, самую известную религиозную систему Древнего мира - греко-римский пантеон.  Именно из греко-римского культуры в современную жизнь пришли, например, петличные знаки военных медиков,

 эмблема Федеральной Таможенной Службы РФ

 

и логотип Торгово-Промышленной Палаты

Известна античная традиция изображения божеств - покровителей врачевания, Асклепия(Эскулапа) и Гигеи - со змеей, обвившейся вокруг посоха, и с чашей.

 

 

(Гигея - дочь Асклепия, внучка Аполлона)

Из дохристианских времен до наших дней также дошло немало изображений Меркурия (Гермеса), с жезлом-кадуцеем, в крылатом шлеме или крылатых сандалиях.

Другой пример -  молнии, атрибут Зевса (Юпитера) и символ власти. Они слишком известны, чтобы специально на них останавливаться, поэтому только замечу мимоходом, что вместе с молниями  в европейскую культуру Нового времени  из античности также пришли трезубец Нептуна, виноградная гроздь Диониса, свирель Пана и множество других атрибутов и символов, используемых в аллегориях и логотипах вплоть до настоящего времени.

(Совет богов: Психею встречают на Олимпе. Рафаэль Санти, начало 16 в. н.э. Фреска лоджии Психеи виллы Фарнезина, Рим).

(Вакханка. Дж.Колье, 1850)

 

(Пан со свирелью. М.А.Врубель, 1899)

У наиболее известных и почитаемых богов античности имелись и постоянные спутники, вроде орла Юпитера, павлина Юноны (Геры), совы Минервы (Афины). Существовали общепринятые, классические "стандарты" двумерного и трехмерного изображения каждого из богов - индивидуального и группового, в движении и в покое и т.п. Всё вместе - атрибуты, символы и "стандарты" представляло собой образную характеристику божества и позволяло его идентифицировать.

Каковы же были "знаки отличия" солнечных божеств греко-римского пантеона?

Если говорить об Аполлоне (Фебе), то это - лира (кифара) и лук со стрелами.

Аполлон иногда отождествлялся с персонификацией Солнца - Гелиосом, которому были посвящены такие животные, как петух (возвещавший рассвет) и белые кони (запряженные в небесную колесницу).  По логике псевдо-язычников,  оба этих божества должны быть буквально увешаны свастиками, как и посвященные им храмы, но ничего подобного доныне не обнаружено (желающие могут самостоятельно перебрать фото скульптур и храмов, их в Сети просто море).

Еще одно божество, тоже часто ассоциируемое с Солнцем, относится к поздне-римской эпохе и имеет иранское происхождение. Это - Митра, чей культ недолгое время бытовал среди легионеров. Вот его самое известное изображение:

(Митра убивает быка - символ тьмы)

Как видите, свастики нет и здесь.

Перейдем теперь к египетскому богу солнца Ра. По "компетентному" мнению известного юмориста Задорнова, это божество имело ключевое значение в дохристианских верованиях славян. Однако, типовые изображения Ра хорошо известны и многочисленны - это человеческая фигура с головой сокола, на которую опирается солнечный диск.

 

Атрибуты - посох, змея, символ жизни - "анх" (в левой руке).

Еще одно солнечное божество Древнего Египта - Атон, в виде диска с лучами.

 

Египетский иероглиф "солнце" :

 

И тут ни в одном случае свастики не наблюдается.

Впрочем, я не исключаю эпизодическое присутствие этого знака как декоративного элемента на каких-то росписях или рельефах периода эллинизма, на памятниках синкретических древних культур, вобравших в себя разные традиции Восточной и Западной Азии. Но постоянным, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ символом солнечных божеств греко-римского и древнеегипетского пантеонов свастика в любом случае не была.

(Только не надо приплетать здесь меандр - он украшает любые постройки, текстиль и керамику независимо от того, кто ими владел или кому они посвящались).

Переходим к "ведическим ариям".

Первое, что должен был сделать не забаненный в гугле "языческий волхв и носитель сакрального знания" - это набить в поисковике слово "СУРЬЯ"  и просмотреть картинки. Хотя бы для получения эстетического удовольствия.

Что мы видим?  Солнечный диск, лучи и упряжку белых коней, влекущих золотую колесницу по небу.

Если кому-то не нравится новодел, есть образцы постарше. Например, барельеф (маленькие зверюшки внизу - это кони):

Или статуэтки:

 

 

Здесь тоже - солнечный диск, лучи и упряжка.

Да, это очень похоже на античного Гелиоса, управляющего небесной повозкой:

А также - на Аполлона, представленного на многочисленных росписях вилл и дворцов 16-18 вв.

 Аврора указывает путь Аполлону. Гвидо Рени (1575-1642) )

Но "официальные ученые" и не возражают против исторического родства этих персонажей - один континент, как-никак. Вот только свастики нету ни тут, ни там. Даже если в подробностях рассмотреть всякую всячину, которую многорукий Сурья предъявляет своим почитателям.

Может, свастика присутствует на индийских храмах Солнца, воздвигнутых в честь бога Сурьи?

(Храм Сурьи в Гвалиоре)

Там же, вход крупным планом:

Лошади есть, свастики нет.

Другой храм Солнца, в Конараке:

Общий вид:

Вход, крупно:

Кони, запряженные в "небесную колесницу" есть. Свастики нет.

Еще, в Модхере (Гуджарат):

 

Вход, в подробностях.

 

Опять - никакой свастики.

Но, тем не менее, в быту и буддисты, и индуисты, используют этот знак, как благоприятный. Его  могут нарисовать на предметах домашнего обихода, на теле. Чаще всего - в форме, близко родственной символу "засеянное поле", известному со времен неолита (он - в центре):

Вот например, торговец едой выложил узор для привлечения покупателей:

Или женщина разрисовала ладони на праздник:

Свастику можно видеть также на воротах общественных зданий - как храмов (вне зависимости от божества-покровителя), так и гостиниц. В Индии и Непале она воспринимается, как пожелание удачи и доброе предзнаменование.

Но это и всё.

НЕПОСРЕДСТВЕННО В КУЛЬТЕ СОЛНЦА ДАЖЕ У ИНДУИСТОВ СВАСТИКА НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНА.

Поэтому как бы "сама-собой-разумеющаяся" связь этого символа с дневным светилом, солнечным светом, теплом и огнем является абсолютно ложной, выдуманной на пустом месте.

Кем? Беллетристами и философствующими демагогами позапрошлого века, которые увлеклись  экзотической культурой Востока и дополнили ее всевозможными домыслами. На тот момент нелепицы "ариософии" и подобных учений не слишком бросались в глаза. Для большинства европейцев Индия, Непал и Тибет были совершенно неведомым краем, местные языки - известны лишь единицам, а к серьезному изучению буддизма и индуизма наука тогда еще только приступала. Однако, почти двести лет путешествий, археологических раскопок и библиотечных исследований сделали свое дело - и сегодня мы можем получить вполне адекватные знания практически по каждой стране Востока.

Доступность туристических поездок, научных трудов и фотоархивов позволяет составить реалистичные представления о настоящем и прошлом Индии, Греции и  Египта, включая памятники культуры, язык и религии.

В этих условиях просто дикостью выглядит упорное насаждение псевдо-язычества под видом "восстановления родовой памяти". Ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что  убеждения псевдо-язычников основаны вовсе не на "чудом сохранившейся древней традиции", а на фантазиях европейских сочинителей, склонных  к мистицизму, расизму и в конечном счете - к колониальному милитаризму.

А европейский колониальный милитаризм, как известно, исторически был направлен в том числе и против России - вспомнить хотя бы Крымскую или Русско-турецкую войну 1877-78 гг. ...  наверное, можно не продолжать? Надеюсь, что более близкие по времени примеры читатели вспомнят и сами.

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...