Навязывающие нам упрощённую концепцию истории России на голубом глазу говорят, что большевики отняли веру у народа, запретили и пр. У народа богобоязненного, любившего царя-батюшку и своих пастырей, который не мог «пройти мимо малейшей иконы на улице без того, чтобы не остановиться, не снять фуражки и не осенить груди широким крестным знаменем».
Поэтому особенно интересно мнение служителей Церкви, современников тех событий.
«... Что мог взять народ от таких пастырей? Какой пример? Плохо воспитали мы сами народ свой, не заложили в него глубокий фундамент веры» – О. Арсений.
«... Говорите, что коммунисты верующих пересажали, церкви позакрывали, веру попрали. Да, внешне все выглядит так, но давайте посмотрим глубже, оглянемся в прошлое. В народе упала вера, люди забыли свое прошлое, Набросили многое дорогое и хорошее. Кто виновен в этом? Власти? Виноваты мы с вами, потому что собираем жатву с посеянных нами же семян.
Вспомним, какой пример давали интеллигенция, дворянство, купечество, чиновничество народу, а мы, священнослужители, были еще хуже всех.
Из детей священников выходили воинствующие атеисты, безбожники, революционеры, потому что в семьях своих видели они безверие, ложь и обман. Задолго до революции утратило священство право быть наставником народа, его совестью. Священство стало кастой ремесленников. Атеизм и безверие, пьянство, разврат стало обычным в их среде.
Из огромного количества монастырей, покрывавших нашу землю, лишь пять или шесть были светочами христианства, его совестью, духом, совершенством веры. Это – Валаамский монастырь, Оптина пустынь с ее великими старцами, Дивеевская обитель, Саровский монастырь, а остальные стали общежитиями почти без веры, а часто монастыри, особенно женские, потрясали верующих своей дурной славой.
Что мог взять народ от таких пастырей? Какой пример? Плохо воспитали мы сами народ свой, не заложили в него глубокий фундамент веры. Вспомните все это. Вспомните! Поэтому так быстро забыл народ нас, своих служителей, забыл веру и принял участие в разрушении церквей, а иногда и сам первый начинал разрушать их.
Понимая это, не могу я осуждать власть нашу, потому что пали семена безверия на уже возделанную нами же почву ...»
Отец Арсений / М. : Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1993. - 303 с.
*
Добавлю свидетельство о. Вениамина (Федченкова), духовника Врангеля, «епископа Армии и Флота».
О предреволюционном времени:
«... Но зато должен сознаться, что влияние Церкви на народные массы все слабело и слабело, авторитет духовенства падал. Причин много. Одна из них в нас самих: мы перестали быть «соленою солью» и поэтому не могли осолить и других»
– искреннее признание того, что пастыри уже не имели сил и авторитета, чтобы вести за собой народ.
Вера же в царя была подстрелена в 1905 году, – замечает о. Вениамин:
«Первая революция 1905 года началась для меня известным выступлением рабочих в Петербурге 9 января. Под предводительством о. Гапона тысячи рабочих, с крестами и хоругвями двинулись из-за Невской заставы к царскому дворцу с просьбой, как тогда говорили. ... Народ шел с искренней верой в царя, защитника правды и обижаемых. Но царь не принял его, вместо этого был расстрел. ... одно несомненно, что тут была подстрелена (но еще не расстреляна) вера в царя. Я, человек монархических настроений, не только не радовался этой победе правительства, но почувствовал в сердце своем рану: отец народа не мог не принять детей своих, чтобы ни случилось потом... А тут еще шли с иконами и хоругвями... Нет, нет, не так мне верилось, не так хотелось. И хотя я и после продолжал, конечно, быть лояльным царю и монархическому строю, но очарование царем упало. ... Пала вера и в силу царя, и этого строя».
Современные почитатели российской монархии образца начала ХХ века стараются обойти, замолчать этот расстрел, как и много других публичных расправ над рабочими и крестьянами.
А вот уже о времени Гражданской войны:
«Авторитет Церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом. Голос наш дальше храмовых проповедей не слышался. Да и все движение добровольцев было, как говорилось, патриотическим, а не религиозным. Церковь, архиереи, попы, службы, молебны – все это для белых было лишь частью прошлой истории России, прошлого старого быта, неизжитой традиции и знаком антибольшевизма, протестом против безбожного интернационализма. А горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных. Мы не вели историю, а плелись за ней, как многие иные, потому не имеем никаких оснований жаловаться на паству, по пословице: "Каков поп, таков и приход" и наоборот. <…> Ни гермогенов, ни палицыных среди нас не оказалось. И выписка митрополита Антония ничуть не помогла делу. Да, мы оказались бряцающим кимвалом, которого никто почти не слышал. Нечего нам сваливать вину лишь на других.»
Далее.
Журнал «Русское богатство» опубликовал в 1912 г. художественный очерк с названием «Без огня», где один из главных героев – сельский священник о. Михаил следующим образом описывал религиозную ситуацию в стране:
«Никогда не было такого ужасающе спокойного, молчаливого отпадения от Церкви, как ныне. Точно дух жизни угас в Церкви. Повторяю: не одна интеллигенция ушла – народ ушел … надо в этом сознаться, – я ведь, два года был сельским священником»
(см. Носова Е.В. Государственно-церковные отношения, с.6)
Из записки думского духовенства обер-прокурору Святейшего Синода А. Самарину (1915 год)
«Не только в образованных слоях, но и в сфере простого народа, искони бывшего верным началам Православия и церковности, замечается ныне охлаждение к Церкви, оскудение религиозного духа … Авторитет духовных пастырей … падает все больше и больше, так что даже самые лучшие, самые энергичные из них иногда в бессилии и как бы в отчаянии опускают руки … Народ все больше и больше удаляется от храма»
(Носова Е.В. со ссылкой на: Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции )
А вы говорите, – «большевики». Приехали несколько десятков (один вагон) неведомых большевиков и «выключили» веру у народа, как телевизор. Так не бывает, господа хорошие. Упрощая историю, вы упрощаете русский народ, сводя его к безмолвному покорному стаду, – тем оскорбляя его.
Оценили 73 человека
118 кармы