«Европейская мечта» идиота

24 10008

В мудрой, кстати европейской, сказке-притче «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа угольщик Питер Мунк загадал волшебнику желание «всегда иметь в кармане столько же денег, сколько у самого Иезекиила Толстого, когда он садится за игорный стол». А потом он «…с ужасом вспомнил о своем первом желании. Проклятый Стеклянный Человечек сдержал свое слово до конца: Петер хотел, чтобы денег у него было столько же, сколько в кармане у Иезекиила Толстого, и вот у Иезекиила Толстого нет ни гроша, и в кармане у Петера — ровно столько же!»

Мораль в том, что глупо загадывать чужой карман. Нужно загадывать то, что нужно тебе и в твоём кармане. Нужно стремится к своей мечте, а не лепиться паразитом к чужому успеху.

Всякий человек мечтает о грядущем счастье, о хорошей жизни для себя и детей, о светлом будущем. Конечно, и человек, одержимый «европейской мечтой» - не исключение.

Но, поскольку он глуп, как пробка, он не понимает разницы между ясным обладанием и смутным подобием: подобно Мунку, говорит: «хочу, чтобы в моём кармане было столько же денег, сколько у парижанина». Ну, а если завтра в этом кармане не будет ни гроша – тогда что?

Строительство счастливой жизни, как и любое другое строительство, требует этапности.

Возьмём простейший пример – строится дом. Он ещё не построен, жить в нём ещё нельзя, но мы видим: вот возник котлован, вот заложили фундамент, вот выложили нижние ряды кирпичей первого этажа… Исследуя этапы строительства, мы делаем вывод, что движемся в сторону своей мечты, собственного дома.

Думаете, строительство счастливой жизни – иное? Ничуть не бывало! Она не может сразу возникнуть в готовом виде, в каком мы её у кого-то подсмотрели, как дикари, не понимающие процессов сборки. Её строительство – это последовательность и поэтапность продуманной и защищённой деятельности.

Важнее всего – ежедневно сверятся: куда идёт процесс? Растёт ли дом нашего счастья, или стройка заброшена? А может, её разворовали и растащили даже то, что на ней вчера было?

Счастливое будущее складывается из ежедневной динамики улучшений.

Мы можем начать на пепелище, как наши деды в 1945 году – но видеть, что каждый год ситуация последовательно улучшается, и черпать свой оптимизм из этих улучшений. Можно, наоборот – стартовать с высочайших показателей комфорта, и скатится в каменный век.

Счастливое будущее складывается из поступательно и неизменно накапливающихся улучшений, прибавок, роста.

Именно поэтому в современном западном искусстве нет образа счастливого будущего. Книги, фильмы, даже компьютерные игры – все пророчат какой-то из видов апокалипсиса, антиутопии. Люди Запада гадают только об одном: с какой стороны придёт катастрофа…

Почему? Где их улыбчивые голубоглазые супермены из воображаемого будущего? Куда пропали? Я не отрицаю ни огромных достижений Запада, ни массы извращений практики в СССР. Но общий фон «пессимизма победителей», неожиданный для победителей – связан с утратой базовой составляющей человеческой цивилизации (по ОТЦ[1]).

Что же утрачено в зверином атавизме рыночной жизни? То, что в теории называется преемственностью, поступательностью цивилизационного накопления. Человек собирает, но не расточает собранного. Оттого постоянно и последовательно, от этапа к этапу, растут его возможности и благополучие. Это можно выразить формулой «стабильная сохранность достигнутого». Да, чего-то у меня ещё нет: но то, что уже есть – со мной навсегда!

СССР далеко не идеален, и рухнул именно по причине дефектов конструкции, но в нём это базовое требование социального прогресса выполнялось. Говоря библейским языком – «камни собирались, но не разбрасывались». Человек был спокоен за достигнутое: оно, мол, уже никуда не денется, пополнится новым, но навсегда останется со мной.

А вот Запад преемственность и поступательность развития принёс в жертву свободам рыночных стихий. И потому в нём ни за что нельзя ручаться: сегодня так, а как завтра будет – никто не скажет.

Вместо непрерывной линии, свойственной проектности (плановому хозяйству) мы попали в мир бесконечных обрывов и тупиков. Ведь проект ведём не мы, а стихии вокруг нас, и что они завтра выкинут – неизвестно.

Вместо идеологии возводимого проекта (библейским языком – «храмостроительства») – появилась идеология «мы просто живём». Поэтому вместо осмысленного пути – раз мы никуда не идём, а просто живём – хаотичное движение сразу во все стороны, в конечном итоге – в никуда.

То, что в теории ОТЦ называется «преемственностью и поступательностью дел»[2] - на практике выглядит как этапность.

Мы должны закончить текущий этап и с него начать следующий. Но даже в самой благополучной стране Запада – принципа этапности нет. Большинство стран с рыночной экономикой – ад кромешный, есть некоторые, неплохо устроившиеся, их по пальцам пересчитать можно… Но даже и в них, на вершине пищевой пирамиды мировых хищников – не видно никакого внятного будущего.

План (при всех минусах плановой экономики, на которые мы не закрываем глаза) – призван искать возможности для осуществления проекта. Рынок (при всех его плюсах, которые мы тоже видим) – подлаживается под имеющиеся возможности, а искать он «не обучен». Когда возможностей выпало много – рыночный человек живёт весьма неплохо (иногда). Но когда они «вдруг» пропали – он в растерянности, он не знает, что делать.

Потому что его мышление неспособно выстраивать жизнь, оно приспособилось только пользоваться ею.

+++

Умные люди – если бы такие были в СНГ – сказали бы, чего им нужно в режиме списка. Они бы сели на пенёк и пронумеровали свои потребности: номер первый – жильё, номер второй – автомобиль, номер третий… и так далее…

А люди глупые и опустившиеся вместо списка потребностей гомонят о каком-то мираже смутных аналогий: «хотим жить как в Европе»… А вы в курсе, как эта Европа жила вчера? И можете вы сказать с уверенностью – как она будет жить завтра? Да и про её «сегодня» много ли вы знаете, в лучшем случае повидавшие её туристами (а в худшем вообще вообразившие градом мечты, вроде Китежа)?

Человек, который знает, чего хочет – уже наполовину решил задачу. Имея список потребностей, можно уже оптимизировать этапы их удовлетворения. Контролируя процесс ежедневным улучшением положения! Ибо лекарство, которое не лечит – не лекарство!

Но если человек не знает, чего хочет – то даже Бог не поможет ему, при всём всемогуществе. О какой последовательности теории и этапности практики можно говорить, если ищешь «то, не знаю что»?

+++

Запад не может дать своей периферии того, чего сам и в ядре-то не имеет: ни поступательности развития, ни этапности строительства.

Между тем они – базовое требование цивилизованного образа жизни во все времена. Это и заставляет говорить о том, что современный Запад – антицивилизация, и от объёмов обжорства обывателя тут ничего не зависит.

Рыскающий хищник, даже если очень плотно покушал – всё же представитель дикой, а не культурной фауны. Рыскать из стороны в сторону по запахам наживы – совсем не то, что последовательно и постоянно, системно накапливая достижения, строить мега-проект.

+++

Всякий цивилизационный проект на протяжении тысячелетий связан не только с образом идеального будущего, сформулированным для поэтапного достижения. Бессмысленно говорить про образ идеального будущего, если не определиться с образом идеального человека.

Задача подвезти каждому «вагон сладких пряников» - сама по себе очень сложная, и её провалили все правительства «реформаторов» в нашем веке. Наверное, не случайно: ведь мировой либерализм свёл идеал человека к активному себялюбию (что является идеалом животного, зоологического, доисторического происхождения).

Даже если у вас будет «вагон сладких пряников», кому вы его подвезёте? Наркоману, лудоману, клептоману, алкоголику, содомиту, дебилу, «человеку-овощу»? Эгоистичному выродку или психопату? Ведь нельзя же говорить об идеальном будущем без образа идеального человека: творя свой мега-проект, цивилизация одновременно творит и человека под проект, с заданными человеческими качествами. Иначе же не бывает!

Ведь это же демагогия – говорить только о параметрах потребления, ни разу не задумавшись про духовный облик потребителя! Это и называется «потреблядством» и кончается как духовной гибелью человека, так и разрушением систем потребления, ради которых, вроде бы, всё сперва и затевалось…

Даже если гений создаст трёхмерный принтер, который все блага печатает из воздуха и работает тоже на воздухе – кому в руки в итоге этот принтер (скатерть-самобранка) достанется?

Если в руки злодея – то он превратится в инструмент адо-строительства. А если в руки дебила – то дебил его просто сломает, не сумеет поддерживать режимы его работы и профилактики…

+++

Нельзя совместить цивилизованные «восходящие» отношения – с зоологическими свободами произвола и вседозволенности. Понятно, что хочется: чтобы всё иметь, и при этом ни за что не быть обязанным никому. Делать, всё, что захочется, не напрягаясь – и при этом получать все блага, лишь протянув руку…

Вот эта дикая мечта о совмещении благ упорядоченности и благ первобытной безответственной свободы – породила западный либерализм и рыночные страсти. Она дикая и по своему происхождению (животная) и дикая по сути (полный алогизм).

Необходимо выбирать: или мы живём, отвечая за то, как мы живём, или мы живём, как попало, но тогда уж и питаемся, как попало.

Первый путь – цивилизация (возрастание точности и упорядоченности, как вокруг человека, так и в человеке, регламентация всего и вся), второй путь – дикость (бездумная нетребовательность к ближним и к самому себе).

Но есть и третий путь: антицивилизация. Это путь Запада, путь приватизаторов, путь воров, которые, в конечном счёте, воруют будущее у человечества.

Антицивилизация (Запад) – это гибрид цивилизации и дикости. Она, с одной стороны, использует высокотехнологичные средства, а с другой – преследует звериные, зоологические цели. Она всю техническую и научную мощь цивилизации бросает на то, чтобы эту цивилизацию угробить. Делает так, чтобы учёные превратились в могильщиков самих себя, сами себе отрыли могилу – отдав свои возможности разума одержимому Зверю.

Оттого западное искусство, да и научная футурология, видят в будущем только мрак. Может быть, футурологи, и тем более талантливые художники не понимают до конца анатомию цивилизации (в которой научный прогресс заставили служить духовной дикости) – но чувствуют бесперспективность всех линий с неизбежностью чуткой души.

Выводя человека из нищеты, окружая его доступностью бытового комфорта – вы с ужасом видите, как «спасённый» превращается в слабоумного тунеядца, криминального бездельника «сытых гетто», в ненасытного эгоиста, в наркомана, блудника и сумасшедшего… Как показывает опыт, например, Украины – вторичная нищета это не лечит, а только усугубляет дополнительными ужасами распада ума и личности «бывших людей»…

Ведь ОТЦ настаивает, что нужен образ будущего, который поэтапно строят по проекту, и образ человека, который неуклонно и последовательно воспитывают, начиная с младенчества.

Вы же исходите просто из нехватки бананов для обезьяны. Если вы дадите мартышке гору бананов, она человеком не станет. Но если отнимите бананы – тоже не станет.

Она в обоих случаях остаётся мартышкой – умирающей от пережора или от голода.

+++

Цивилизация сама по себе, изначально – требует проектного идеала и человеческого идеала. Только это и создаёт её восходящую динамику, в ходе которой появляется то, чего раньше не было.

Если же принять всё, как есть, и мир, и человека – то восходящая динамика сменится (уже сменилась) рысканьем хищников из угла в угол по охотничьим угодьям.

Духовное одичание человека неизбежно порождает деградацию управленческих систем и общественных институтов – просто потому, что они набиваются криминальной и эгоистической дрянью на всех этажах.

Этого не понимали коммунисты, пребывавшие в иллюзиях своего классового, формационного подходов и зацикленности на экономике, якобы основе всех процессов.

Но всякий процесс имеет истоки не в окружающих экономических реалиях, а в голове у человека. Нет такого совершенного производственного оборудования, которого нельзя было бы сломать – если хочется сломать.

Когда человек дичает – то и мир вокруг него дичает. Одичав, человек превращается в халявщика «европейской мечты», в ожидателя падающих с неба благ, происхождения которых он в принципе не понимает.

Таков не только пост-сосоветский человек, но и современный западный человек, давно утративший «протестантскую трудовую этику», выродившийся в избирателя Клинтон и Макронов, в халявщика, верящего в услаждающие уши болтовню.

Расплата за «качество человеческого материала» уже страшна, а будет ещё страшнее. Это и отражает предвидение бесконечного потока западной художественной фантастики и научной футурологии, рисующих пост-апокалипсисы с удручающей монотонностью.

У общества, которое не придумало себе лучшего будущего – будущего нет.

[1] ОТЦ – общая теория цивилизации.

[2] Действие начинается с окончанием предыдущего этапа, подводившего к нему. Она не может "заканчиться ничем". Она перетекает в следующий этап, в качестве подготовительных работ и причины.

Источник

Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

На Первом вышла очередная премьера Эрнста, которую просто невозможно смотреть. Чем зрителей взбесил ремейк фильма «Противостояние».

Есть такой старый анекдот, который как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня в отечественном кинематографе:С каждым годом я стал замечать, что советские актёры в советских ф...

Не знаю, зачем, но знаю, что зря

Этой фразой я могу прокомментировать само назначение Симоньян на должность главреда РТ. Кто её туда назначил? Зачем? Почему? И совершенно точно, что зря. Она же дура! Абсолютно профнепригодная! ...

Обсудить
  • У общества, которое не придумало себе лучшего будущего – будущего нет. (с) **** Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней. /А. П. Чехов/
  • СССР далеко не идеален, и рухнул именно по причине дефектов конструкции" ----------------------- Ложный посыл. Сознательный или от незнания.
  • :star2:
  • "...для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?"(с)
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: