• РЕГИСТРАЦИЯ
Очарованный странник
2 февраля 16:40 407 1 9.73

Инородцы: коренные жители Сибири

Никане, бороталы, кутумы, гурленцы, ламунуты, тайчиуты, урлюки, арели, алтыны и алтыры, учуги, теленбуты, далайкатуни, жёлтые мунгалы и чёрные калмыки, конные браты и оленные дауры, «трёх родов якуты, семи родов шаманы» и так далее – это перечень многочисленных сибирских народов из книги русского историка XVII в. Семёна Ремезова. Русские их всех называли инородцами.

Сибирь не была безлюдной пустыней. Русские пришельцы столкнулись здесь с представителями причудливых и разнообразных таёжных культур. Всех надо было понять. Со всеми ужиться. Иначе Сибирь не освоить.

Почти все аборигены Сибири жили общинно-родовым строем. Своя государственность, хотя и зыбкая, имелась только у татар: она пришла на Иртыш во времена тюркских каганатов и укрепилась исламом. На переходе к феодальному порядку находились манси, у которых были четыре княжества на реках Ляпин, Пелым, Сосьва и Конда, и ханты, у которых на нижней Оби сложилось шесть племенных союзов. Манси и ханты встретились с русскими ещё до Ермака, ещё в XV веке, – от них и узнали выгоды государственности. Но и в двадцатых годах XVIII века Василий Татищев писал, что инородцы Сибири «в единоравенстве пребывают», а их князья не имеют ни войск, ни власти.

Образ жизни аборигенов подчинялся условиям климата. Обитатели тундры кочевали со стадами оленей и устраивали себе временные стойбища с чумами. Обитатели степи летом гоняли скот по огромным угодьям и ставили юрты, а на зиму возвращались в селения с прочными жилищами. А таёжники – охотники и рыболовы – были оседлыми; они имели селения с общинными домами, однако зимой, когда мех у зверей богаче, а леса проходимы для лыжников, разбредались по дальним промысловым заимкам.

Инородцы не знали огнестрельного оружия. Например, сохранилась легенда, как на Ангаре буряты перебили отряд казаков и решили сжечь их тела и ружья, но ружья начали стрелять из костра, и буряты бежали даже от мёртвых русских. У инородцев было распространено многожёнство, и оно часто становилось главной причиной отказа от православия. И ещё в языческой Сибири существовало рабство. В рабы попадали «погромные ясыри» (как говорили русские) – военнопленные. Друг с другом инородцы жили немирно, и русским не раз приходилось прекращать междоусобицы аборигенов или защищать одних от других.

Но в целом коренные жители Сибири изумляли русских своей честностью и простотой. Татищев писал: «Хотя они в познании божьем глупы, несмысленны, однако притом от натуры справедливы и смиренны. Клятвопреступлений, воровства, блядовства, объядения, обманства и тому подобнаго весьма у них мало. Редко бывает, чтоб кто-нибудь в том изобличён был, да и то разве такой, который, пребывая между русскими, тому у них научился». Аборигены вели хозяйство очень экологично: не брали лишнего, не истребляли поголовно. Для инородцев мораль была едина и для людей, и для природы. Например, они неохотно продавали телят – потому что коровы тоскуют, жалко их. Или не брали из звериных припасов всё: считалось, если мышку или бурундука лишить заготовок, зверёк от горя удавится в развилке веточки.

У русских не было высокомерия по отношению к инородцам; многие казаки брали себе в жёнки местных девок. Но всё равно отношения между русскими и аборигенами складывались непросто. Для русских обычно самыми опасными были первые годы после возведения нового острога: сибиряки объединялись и пробовали изгнать пришельцев. Потерпев поражение, они смирялись, и жизнь входила в мирное русло – до тех пор, пока алчность чужих властей не поднимала инородцев на бунт.

У русских не было высокомерия по отношению к инородцам; многие казаки брали себе в жёнки местных девок. Но всё равно отношения между русскими и аборигенами складывались непросто, ведь русские отнимали угодья и облагали данью – ясаком. Инородцы упрямо сопротивлялись. Для русских обычно самыми опасными были первые годы после возведения нового острога: аборигены объединялись и пробовали изгнать пришельцев. Потерпев поражение, они смирялись, и жизнь входила в мирное русло – до тех пор, пока алчность чужих властей не поднимала инородцев на бунт.

Совсем иначе выстроило отношения с русскими Кодское княжество на нижней Оби. Кодский князь Алача принял русское подданство ещё от самого Ермака; поскольку Кода была бедна пушниной, ясак ей заменили воинской службой; из Москвы на Коду даже высылали хлебное жалованье. Дружина остяков-кодичей ходила в походы вместе с казачьими отрядами, подавляла мятежи вогулов на Пелыме и приводила к покорности тунгусов на Енисее. Но крещёные Кодские князья содержали при себе шаманов, плели заговоры против русских и обирали соплеменников. В конце концов остяки Коды восстали против своих владык; в 1643 году русские власти упразднили княжество, а князей сослали на вечное жительство в Россию. Опустевший Кодский городок, былая столица, был превращён в Кодский монастырь.

Русские не переделывали инородцев под себя: принимали их такими, какие есть, и старались получить от них выгоду, не нарушая их образа жизни. Русские понимали, что образ жизни инородцев обусловлен не «отсталостью», а суровыми условиями Сибири, и вторгаться в него – значит погубить. Никто не навязывал инородцам новых князей, никто не требовал переменить обычаи, не принуждал перейти от охоты к землепашеству и принять православие (хотя бы по той причине, что попов не хватало и самим русским).

Обычно отношения с аборигенами складывались так. Князья являлись к русским в острог и «давали шерть» – приносили присягу. Воеводы назначали ясак. Князья оставляли в остроге аманатов – заложников из своего рода; их поселяли в особых «аманатских избах». Время от времени аманатов меняли, и те, кто уже освоился у русских, переносили русские нормы в жизнь своего народа. Так осуществлялась «русификация сверху». А «русификация снизу» протекала на бытовом уровне, когда русские и аборигены, живущие бок о бок, перенимали друг у друга приёмы охоты и ведения хозяйства, осваивали язык и роднились через браки. Сближение народов было обоюдным.

Высшим свидетельством интереса русских к инородцам стала книга Семёна Ремезова «Описание сибирских народов». Ремезов завершил её в 1698 году. Увы, она не дошла до наших дней и известна только в цитатах. Ремезов составил обширный свод сведений о коренных жителях Сибири. Никто не заставлял его заниматься этим делом; книга Ремезова родилась из народного понимания ценности и равнозначности всех этносов этой земли.



Путешествуем по России

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Vladimir Parshakov Вчера 23:59

    Наказание за неверное предсказание

    Доктора и врачеватели XIX века мыслили, что атрофия половых органов формировалась от постоянной езды верхом и повергали в свидетельство подобную хворь татарских конников. Тем не менее, Энареи не были «больны». Они были профессионалами жреческой касты, спаянной с поклонением богини Афродиты — Аргимпасы, и ещё ворожеям. Как Геродот, говорил «искусство ворожбы дано и...
    -->
    94
    Сергей Сюрсин Вчера 10:30

    Откуда пошла Русь

    Написано очень давно, с точки зрения моего тогдашнего уровня знаний. На Мурмане в Хибинах есть загадочное озеро. Сейдозеро. Священное озеро. Там особая природа. Деревья толщиной в обхват и более, в то время как в остальных местах лес худосочный, полярный. Есть там скала, вырубленная в форме человеческого лица. Есть скала, расплавленная взрывом, по расчет...
    -->
    292

    Клим Жуков - Раскол Пыжикова. Татаро-монгольское иго, летописи, православие.

    Известный историк, профессор кафедры Новой и Новейшей истории России МГПУ А.В. Пыжиков выпустил недавно книгу «Славянский разлом: украинско-польское иго на Руси». (Пыжиков А. В. Славянский разлом. Украинско-польское иго в России. — М. : Концептуал, 2017) (прим. издательство создано сектой К.О.Б.). Название интригующее, интригует и содержание.Например, вводный абз...
    -->
    6523
    Судьба Русов 20 октября 18:48

    Старообрядчество Русского Севера как уникальная среда бытования духовного наследия - Часть II.

    На северо-востоке у р. Печеры, начиная с 1715 г., существовал Великопоженский скит в районе с.Усть-Цильма (в настоящее время Республика Коми). Эта община основывалась на поморско-выговском уставе, также была центром старообрядческой книжности.Главной темой произведений старообрядцев была эсхатология. Изначально представители поморского согласия были радикально настрое...
    -->
    480
    Валентин Дегтерёв 20 октября 02:22

    Древняя пирамида на Уктусских горах в Екатеринбурге?

    Много лет подряд люди говорят о том, что Уктусские горы в Екатеринбурге хранят древнюю тайну. Якобы, когда-то очень давно в этом месте стоял языческий храм, было древнее капище где поклонялись неведомым нам богам. Даже сейчас места эти посещаются различными сектами и религиозными группами. А с конца 80 годов минувшего 20 века, там обосновались немног...
    -->
    313
    Судьба Русов 19 октября 17:29

    Старообрядчество Русского Севера как уникальная среда бытования духовного наследия - Часть I.

    Русский север - огромная кладезь не только природного, но и книжного наследия. Огромное количество сведений доселе неизученных хранится в подстрочниках старых рукописных книг.  Именно о рукописных изданиях и их преимуществе как источнике, пойдет речь в сегодняшней статье. Книга всегда являлась элементом православной христианской культуры и пользовалась большим ав...
    -->
    883
    Sage 19 октября 17:43

    Что на самом деле означает выражение «Гой еси!»

    В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!».Слово гой - очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать».ГОЙ — ...
    -->
    4060
    Sage 19 октября 16:21

    Этруски – правда Тадеуша Воланского.

    Доподлинно неизвестно, когда точно этруски пришли на север Апеннинского полуострова и когда бесследно исчезли оттуда, и, что самое главное, почему? Они оставили после себя удивительные памятники и не менее удивительные легенды. Их культуру, науку, ремёсла, земледелие, государственное устройство, тактику ведения войн и даже сонм богов - почти без изменен...
    -->
    3111
    Игорь Кучерской 18 октября 19:32

    О русской гитаре замолвите слово

    Передо мной лежит старинный манускрипт, относящийся к временам расцвета катарского учения в Лангедоке Руссильон. Я сознательно не привожу его текст, поскольку он сейчас в процессе изучения и требует своего осмысления. Писан он на старорусском языке, латинскими буквами.Что это за документ? В нем автор, один из посвященных катаров Арагона и епископ, рас...
    -->
    1738
    Sage 19 октября 09:46

    Русы владели всей Центральной Европой всего 600-700 лет назад?

    Мало, кто из современных русских людей слышал, что их прямые предки русы заселяли ещё сравнительно недавно, по историческим меркам, всего 600-700 лет назад, всю Центральную Европу. Земли нынешней Германии, Австрии, Северной Италии. На географической карте современной Европе можно найти тысячи, десятки тысяч следов, что незримо говорят о страшной тра...
    -->
    4264

    КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ "РУССКИХ"? Разбор лже-исторического ролика.

    Что такое и кто такой "русский", и почему он считает белорусов и украинцев своими братьями? Почему доспехи русских царей украшены арабскими религиозными надписями? "Русский", это национальность или прилагательное? Почему текст "Слова о полку Игореве" написан не на "русском" языке? Где на самом деле находятся исторические скрепы российской государственности? Почему Але...
    -->
    2250
    GP 17 октября 18:53

    Как жили славяне до прихода Рюрика

    Лина миноваДавайте посмотрим, что представляли собой славяне к моменту появления в их истории Рюрика?1) Земледелие. Его орудия были развиты не хуже, чем у других народов. Применялась двупольная и трехпольная система севооборота, что повышало урожайность и степень ее гарантированности. Выращивались злаковые культуры (мягкая и твердая пшеница, рожь, просо, ячмень), бобо...
    -->
    298
    Sage 17 октября 17:48

    КАЗАЧИЙ СПАС. ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ КАЗАКОВ.

    Интервью писателя Юрия Сергеева о том, что такое Казачий Спас и Казачья Наука; как из детей отбирали будущих казаков-спасовцев, как они сражались, защищая свою Родину; как их обманывали и уничтожали коммунисты-троцкисты и спецслужбы… Эта боевая традиция, чудом сохранившаяся до наших дней, уходит корнями в глубокую древность. Юрий Сергеев не только смог р...
    -->
    6026

    Евгений Темежников - Что такое орда? Что такое ордынский ярлык? Зима. Война в лесу. Осадная техника.

    1. Что такое ордынский ярлык?Псевдоучёный Александр Бушков:Аналогов слова «ярлык» не найдено ни в монгольском, ни в татарском языках, зато в немецком их сколько угодно. «Jahriicke» – «вассальное обязательство», «jahriich» – «почетное звание», «jahriish» – «годичное ленное обязательство». В современном немецком «jahriich» до сих пор означает «годичный», «ежегодный...
    -->
    903
    Судьба Русов 17 октября 15:24

    Славяно-иранское взаимодействие: Божество Хорс - Часть II.

    Образ же самого петуха у восточных славян сложен и многогранен, порой – амбивалентен, то есть соединяет положительные и отрицательные характеристики. В язычестве петух изгоняет силы мрака и зла, во что продолжали верить и тогда, когда оберегом стал считаться крест. Так, шесть недель, т.е. обычное для восточных славян «пороговое» время, вещи умершего должны «опеваться»...
    -->
    732
    Артем 17 октября 13:58

    Гармония русского стиля

    Русский стиль — понятие очень широкое, охватывающее самые разные жизненные сферы. Складываясь на протяжении тысячелетий, он ярче всего отразился в народных ремеслах, песенном творчестве, зодчестве. Надежность, добротность, удобство, естественность – его основные особенности. На его формирование повлияла близость к Природе и стремление следовать ее ритмам, во всем опир...
    -->
    241

    "Битва на Воже-2018" (Часть 4)

    Из рядов ремесленных переходим в музейные ряды фестиваля "Битва на Воже-2018", что прошел 4 августа сего года в селе Глебового-Городище Рыбновского района Рязанской области.Оружие! Как же без него! Выбор большой, можно выбрать понравившееся и... подержать в руках. Здесь-же кольчуги.... .... и доспехи (со шлемами).  ...
    -->
    2127
    Sage 15 октября 17:40

    Таинственная древняя цивилизация в дальневосточной тайге.

    В начале июля 2005 года в глухой тайге случилось необычное природное явление. В сорока километрах от города Вяземского, у реки Подхоренок, в тайге было повалено несколько гектаров леса, как будто кто-то прошелся огромной палицей по земле, ломая, выворачивая с корнем вековые деревья. Как пояснили в Дальневосточном региональном центре МЧС России, только с...
    -->
    5677

    Евгений Темежников. Монголы европеоиды, рыжий Чингиз.

    1. БЫЛИ ЛИ МОНГОЛЫ МОНГОЛОИДАМИ?Псевдо-историк Александр Бушков:Самое интересное и загадочное в том, что ни один современник тех событий (или живший во времена довольно близкие) не в силах отыскать монголов! Их попросту нет - черноволосых, раскосоглазых людей, тех, кого, не мудрствуя, антропологи так и именуют "монголоидами". Нет, хоть ты тресни! А пока что обратим вн...
    -->
    2189
    water 15 октября 05:11

    Как Древнюю Русь превращают из каменной в деревянную

    Нам постепенно вбивают в головы, что русы были дикими людьми и жили в деревянных «берлогах» в то время, когда «просвещённый запад» массово проектировал, строил и жил в белокаменных дворцах, но факты говорят об обратном…  Украденное каменное зодчество Руси Мы смеёмся над стереотипами, прочно обосновавшимися в сознании иностранцах о России и о русских. И ...
    -->
    4026
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика