О чём поведали предки

35 1890

Долго вводил меня в недоумение вопрос - почему же сторонники альтернативной версии истории, так жаждущие открыть и изучить"всё наше русское, родное" протаскивают в это самое родное что угодно - ригведы, упанишады, авесту, и-цзин, старшую и младшую эдды, артуровский цикл, шумерские и ассирийские тексты, египетские гимны - но в упор не замечают русский эпос - былины, предания и исторические песни? Если историю они отвергают, считая её искажённой, то устное народное творчество альтернативщики и должны изучать в первую очередь, т.к. именно благодаря фольклорным обрядовым песням, заклинаниям и заговорам мы обязаны сведениям о язычестве. Все Лели и Полели, Дид Лады, Доли и Недоли оттуда. Кроме того, вряд ли над каждым певцом и сказителем стоял поп/жид/враг и говорил, что нужно петь, это вам не учебник истории переписать. И тем не менее наши родноверы обходят руссский фольклор глухим молчанием. А сегодня уже до Патанжали Йога-Сутры докопались))) Почему? Ответ находим в самих текстах. Разумеется я не предлагаю считать фольклорные тексты абсолютно достоверным материалом – они полны вымысла, мифологических представлений и следов более поздних наслоений. Но в них прекрасно отразились народные интересы и идеалы, и выражено народное сознание.

Так вот всё наше, действительно, родное и русское противоречит альтернативщине.

1. Иго – было или не было?

Что нам предлагают альтернативно одарённые взамен официальной версии:

Орда — не есть иностранное образование, захватившее Русь извне, а есть просто восточно-русское регулярное войско. Исторический период, который принято называть временем монголо-татарского ига, не был периодом террора, разорения и рабства. Да, властителям из Сарая русские князья платили дань и получили от них ярлыки на княжение, но это обычная феодальная рента. ОРДА пришла наказать виновников жестокого насаждения религии, пресекла гражданскую войну на почве насильственного крещения Руси и 300 лет сохраняла порядок в Державе. Этот период военного управления, когда верховным правителем являлся полководец царь-хан.

Что мы видим в текстах былин и песен:

        * * *

Взбунтовались-взвоевались

Злы татарченки,

Они били-разбивали

Вот Чернигов-град,

Они брали-насыпали золотой казны,

Увозили золоту казну во тёмный лес,

Рассыпали золоту казну на вороха.

Как ещё-то увозили раздушечку

Красну девицу.

      * * *

Не белая лебёдка в перелёт летит –

Красна девушка из полона бежит.

Под ней добрый конь растягается,

Хвост и грива у коня расстилаются…

Выбегала красна девушка на Дарью-реку,

Становилась красна девушка на крутой бережок…

Неоткуль взялся перевозчичек.

Возговорила она своим нежным голосом:

«Перевези-ка ты меня на ту сторону,

К отцу, к матери, к роду-племени,

К роду-племени, на святую Русь…

      

Как издалеча, из чиста поля,

Из того было раздольица широкого,

Шли-прошли собаки злы татарове.

За собой вели собаки много полону,

Много полону, много князей-бояр.

(Добрый молодец и татары)


Полоняночка

С Руси русская.

Она глазками

Лебедей стережёт,

А ручками

Кудель прядёт,

А ножками

Колыбель колышат.

Ох, качает дитя,

Прибаюкивает:

«Ты баю-баю,

Боярский сын!

Ты по батюшке

Зол татарченок,

А по матушке

Ты русеночек,

А по роду мне

Ты внучонок,

И моих черев

Ты урывочек:

Ведь твоя-то мать

Мне родная дочь,

Семи лет она

Во полон взята.

На правой груди в ней

Есть и родинка,

На левой ноге

Нет мизинчика!

Мне бить тебя –

Так грех будет;

Мне дитёй называть –

Мне вера не та…

(мать встречает дочь в татарском плену)


Ведь когда был обсажен да стольный Киев-град

И той неволею великою,

И злыми погаными татарами…

(Хотен Блудович)


А и Кунгур-царь Самородович

Научил тех ли татар поганыих:

Копати ровы глубокие

Заплетайте вы туры высокие,

А ставьте вы поторчины дубовые,

Колотите вы надолбы железные…

(Царь Саул Леванидович и его сын)


Воспроговорит его добрый конь:

«Мой ты, хозяин любимыий!

Ты отъедь от войска нечестивого,

Затекли мои очи ясные

Поганой кровью татарскою…

(Михайло Данилович)


Уж вы гой еси, два брата названные!

Поезжайте вы по городу ляховинскому.

Вы бейте татаровей со старого,

Со старого вы бейте и до малого.

Не оставляйте на семена татарские.

(Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру)


Как видим, здесь речь не идёт о воинской повинности, т.к. забирали в плен женщин – молодых и симпатичных для любви, остальных для работы. И монголо-татары ни разу не охранники – города они разбивали, сжигали и разоряли, людей топтали конями, кололи копьями и всячески истребляли, за что и звали их злыми и погаными. И да, опровергнуть битву на Калке или стояние на Угре нечем, но на это у наших находчивых есть картинки, где воины одеты одинаково.

2. Огнём и мечом ли?

В былинах мы можем видеть очень тёплое и трепетное отношение к вере и всему, что с ней связано, и только в более поздний период где-то с 17-18 в. народ уже позволяет себе шутки и пародии на религиозные темы.

Кабы тут-де старой да нынь расплакался:

«Ох ты ой есть, пресвята мать Богородица!

Ты почто это меня нынче повыдала?

Я за веру стоял да за Христовую,

Я за церквы стоял да за соборные.

(Бой Ильи Муромца с сыном)


Да крест-от кладут-де по-писаному,

Поклон-от ведут да по учёному,

Молитву творят да все Исусову.

Они бьют челом на вси четыре стороны,

А князю с княгиней на особинку…

(Алёша Попович едет в Киев)


А и гой еси ты, моя молодая жена,

Молода Марина Игнатьевна!

У тебя в высоких теремах

Нету Спасова образа,

Некому у тя помолитися,

Не за что стенам поклонитися.

(Добрыня и Маринка)

3. Пара слов о князе Владимире и императоре Петре. Альтернативщики не скупятся на бранные слова в их адрес, объявляют иудеями и приписывают каждому отменный послужной список вредных для России деяний от кровавого крещения до истребления амаранта и украденных лет. Так вот, во-первых, допущением насильственной смены веры и в упор не замеченной подмены царя наши предки ставятся в унизительное положение.  Во-вторых, взять на себя смелость осуждать их и высказываться о них в крайне бранных выражениях могут только невежественные и ущербные существа. Вместо того, чтобы почитать, что на самом деле было сделано и реформировано Петром в России наши экспонаты могут только сравнивать картинки с портретами - похож/непохож. Но это уже тема для отдельной статьи. Возвращаясь к былинам и историческим песням, оба русских правителя имеют устойчивые эпитеты, отражающие народное отношение:

Уж ты, солнышко Владимир стольнокиевский!


Во стольном -то городе во Киеве

Да у ласкового князя да у Владимира...


Как возговорит наш батюшка православный царь,

Всей ли же России, Пётр Алексеевич...


Государя-то царя белого,

Царя белого Петра Первого...


4. Заметки на полях или инвективная лексика. Встречается она, оказывается, не только в специальных жанрах (заветные сказки), а и в былинах тоже, правда, крайне редко  - 6 раз на 750 страниц текста, и там, где это мотивировано. Например, современное выражение "быть у жены под каблуком" звучало иначе, в смысле, быть под той частью тела, когда девочка сверху. Каблуки, видимо, ещё не получили распространения)))

Ну и обругать отрицательного персонажа, когда тот заслуживает, это само-собой:

Тут жила-была Маринка дочь Кайдаловна,

Она, б..., еретица была, безбожница.

(Глеб Володьевич)


Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Обсудить
  • Ну, и кто лучше народа правду свою выскажет? Как нравится, когда образно да ёмко и когда самую суть Вы высказываете! Спасибо.
  • Правда лохов разводить не помогает. Поэтому зачем родноверам народное наследие. Оно ведь неудобное такое. Толи дело веды, что нужно то и вписал.
  • ==протаскивают в это самое родное что угодно - ригведы, упанишады, авесту, и-цзин, старшую и младшую эдды, артуровский цикл, шумерские и ассирийские тексты, египетские гимны - но в упор не замечают русский эпос== Как вы правы! Не потому ли не замечают, что методички пишутся в тех краях, где артуровский цикл - хорошо известен, а понимание былин - затруднительно?
  • Верно!!! Вот где суть!!!
    • VersuM
    • 28 февраля 2016 г. 03:20
    Ох, и неблагодарной же вы работой занялись! Альтернативщики - они ж во всём альтернативны. Дурак - это не отсутствие ума, это такой ум. Альтернативный. Не убедите вы их :))