Башни молчания

32 13727

О существовании в древности таких башен я знала давно, но как оказалось, остатки их существуют до сих пор, а благодаря любопытным людям, которые путешествуют, фотографируют и выкладывают фотки в сеть, можно наглядно представить себе эти сооружения.


Зороастризм - одна из древнейших религий в мире, берущая начало в откровении пророка Заратуштры, которое тот получил от Бога — Ахура Мазды. Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К XIV в. остались только сообщества в останах Йезд и Керман. Также зороастризм является одной из малочисленных, но крайне важных религий, распространённых в современной Индии,  Пакистане и Шри-Ланке. Большинство людей, исповедующих зороастризм, именуют себя парсами. Парсы — потомки древних персов-зороастрийцев, бежавших от исламского гнёта в IX в.

Башни молчания (дакхмы) это – древние кладбища зороастрийцев. Непременным заветом которых является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.


Башни молчания обычно высотой около 6 м сооружаются из кирпича или камня на возвышенностях, чтобы никто не мог видеть, что там происходит. Она представляет собой увеличенную версию полой трубы – иногда круглой, иногда квадратной – без крыши и окон, однако с глубоким колодцем посредине. На решётчатых площадках на их вершине выкладываются мёртвые тела, которые расклёвывают затем птицы-падальщики. Вокруг колодца в три ряда идут «воздушные гробы», открытые всем ветрам и птицам. Первый ряд – для детей, поскольку они занимают меньше места. Второй – для женщин. Третий – для мужчин. Разумеется, зороастрийцы объясняли разницу между расположением покойников не рациональными, а религиозными причинами. Эти круги именовались рядами «добрых поступков, нежных слов и чистых помыслов». Других различий между умершими никто не делал. Освобождённые от плоти кости собираются затем в глубокий колодец в центре башни. В этих колодцах кости продолжают тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты распада не будут смыты дождевой водой.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями. Когда птицы склёвывали всё мясо, а кости под действием солнца полностью очищались, их сбрасывали в колодец, находившийся внутри башни молчания.

'Documenting a Dwindling Race' by Nishitha Nair Shrivastava, in Herald Review, Herald Goa, Sunday 17 August, 2014; Pix courtesy below Tower of Silence, Malabar Hill, by Bea Gomez 

Первый труп, принесенный в новую дакхму, должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти "мобеда" (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), ремесло коих наследственное и которым закон строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из Башни Молчания не произнося ни слова.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э. Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.) Слово «дакхма», восходящее к индоевропейскому корню, означающему «хоронить», изначально обозначало любую могилу, но с расцветом строительства погребальных башен стало применяться главным образом к ним.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей. 

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.


Фотогрфии башен молчания города Йезд, башни Чилпык к западу от Нукуса и башни в Мумбаи.

Источники - 

http://www.yaplakal.com/forum3...

https://meros.uz/ru/wonder/vie...

http://uritsk.livejournal.com/...

Доклад Чатем-Хаус как симптом вырождения британской разведки

Чатем-Хаус – это британский закрытый клуб, и одновременно ведущий мозговой центр для министерства иностранных дел, а также, не будем делать вид, что мы этого не знаем, для британской разведк...

Это мы в нищете живем? Да вы глаза то разуйте

На днях с трибуны Госдумы бессменный лидер КПРФ товарищ Зюганов устроил экономический бум в ЕС и загнал в "нищету" 100 миллионов (!) россиян, ничтоже сумняшеся обозначив порог нищеты в ...

Украина: светлый путь и осиновый кол

Если вы собираетесь охотиться на дикого вепря, но берёте с собой удочку и сачок, шанс вернуться (не победителем, а просто вернуться) у вас стремится к нулюВпрочем, несоответствие планов...

Обсудить
  • Как интересно... Совершенно иная культура погребения... Спасибо!:)
    • МДА
    • 4 августа 2016 г. 15:22
    Да, познавательно. Об этом обряде впервые узнал в связи со смертью Фредди Меркьюри. Как все-таки климатические и геологические условия влияют на религиозные обряды. Вероятно, в древние времена этот был наиболее оптимальным в пустынной, гористой местности.
    • paulus
    • 4 августа 2016 г. 15:45
    Эк Вас занесло... Интересно.
  • Тут ещё несколько смыслов видно -вернуть природе взятое у неё наиболее быстрым и экологичным образом , локализация мест захоронения - земля не выводится из с/х оборота под кладбища , не культивируется скорбь по умершим .
  • Совершенно безжизненное место. По ощущениям. Мертвое. Находится на окраине Езда. На современных могилах парсов , неподалеку, стоят мало распространенные ныне в Иране имена. Типа Джамшут . Надписи правда на фарси, поэтому для прочтения нужен местный проводник. Из центра добирались туда на такси