Ртутная киноварь – сульфид ртути HgS. Самый распространенный минерал ртути. Обладает очень живым и ярким красным цветом с оттенками от желтоватого до синевато-красного. Различие в оттенках обусловлено в большей степени размером частиц: светлые сорта имеют меньший размер частиц, темные – больший. Наряду с кристаллической формой красного цвета для сульфида ртути известна ещё и аморфная форма черного цвета. Под воздействием прямых солнечных лучей некоторые сорта киновари очень быстро чернеют на поверхности. Но это явление не химической природы, а результат преобразования кристаллической киновари в аморфную.
С древнейших времен (от 3 тыс. лет до н.э.) киноварь применялась в качестве основной и важнейшей красной краски: её наличие установлено в живописи Древнего Египта, Греции, Рима, Индии, Китая. У греков киноварь имела название «millos», у римлян - «minium». В Индии и Китае её называли «драконьей кровью».
Наряду с использованием в качестве пигмента, киноварь служила сырьём для получения металлической ртути. Несмотря на ядовитость соединений ртути, её сульфид в силу ничтожной растворимости в воде и устойчивости к действию кислот и щелочей мало ядовит. Однако, при нагреве или в процессе окисления могут образовываться другие, гораздо более ядовитые продукты разложения.
Известнейшие месторождения: «Альмаден» в Испании (самое богатое, до 75% мирового производства), «Идрия» в Крайне, «Мошельландсберг» в рейнской Баварии, «Новый Альмаден», «Новая Идрия» в Калифорнии, Китае, Японии. Наилучшим сортом киновари считалась китайская. Старейшие ртутные месторождения на территории бывшего СССР – «Хайдаркан» (Ферганская долина) и «Никитовское» (Донецкая область (ДНР), г.Горловка).
До XII-XV веков использовали исключительно природную киноварь. В XIII веке алхимики впервые научились готовить искусственную киноварь сухим способом – возгонкой. При таком способе ртути смешивают с необходимым количеством серы, с последующим нагреванием сухой смеси в закрытой реторте. Получаемый черный сульфид ртути затем возгоняют и, после конденсации, получают красную киноварь. Данный метод первоначально применялся в Голландии и, параллельно, в Китае.
При мокром способе также первоначально готовят сухую смесь. Но затем в неё вливают щёлочь и немного подогревают жидкую смесь. Мокрый метод стал использоваться в Германии в конце XVIII в. Оба способа производства искусственной киновари в дальнейшем претерпели значительные изменения. И природная и искусственная киновари имеют одинаковые химические и физические свойства, но искусственные сорта более яркие. Частицы киновари, полученной сухим методом, гораздо крупнее частиц пигмента, полученного мокрым процессом и, соответственно, темнее, имеют карминовый оттенок.
Учитывая, что жидкая ртуть и её растворимые в воде соли, крайне ядовиты, а любой контакт с ними чреват тяжёлыми отравлениями, использование киновари практически прекращено. Более того, с целью ограничения применения опасных веществ для обеспечения защиты здоровья людей и окружающей среды в соответствии с Европейской Директивой 2011/65/EU Directive RoHS2 устанавливается повсеместный запрет на использование ртути и её соединений.
Следует отметить, что в Средние века киноварь использовали как надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса.
Источники:
Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов.
Соловьев Ю.И. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
ну и Википедия, естественно.
Оценили 11 человек
22 кармы