Ковыряясь в «оцифрованных» архивах типа «Техническая энциклопедия, 1927» обнаружил ещё материалов в дополнение к предыдущим постам.
Минеральная желтая. По составу представляет собой обезвоженный основной сульфат ртути состава HgSO4·2HgO. Имеет лимонно-желтый цвет, нерастворим в маслах и водных средах. Обладает хорошей укрывистостью, однако на свету чернеет и разлагается в смеси с органическими красками.
Использовался, в основном в смеси с берлинской лазурью для зеленых красок. В ХХ веке уже практически не употреблялся.
Йодная киноварь. По химическому составу представляет собой синтетический йодид ртути – HgI2. Получали данный пигмент осаждением при смешивании растворов хлорида ртути и иодида калия. Вначале своего использования пигмент «скарлет» пользовался успехом, но позднее от него отказались, т.к. под действием света он разлагался и начинал желтеть, а потом чернеть. Выделявшийся йод действовал и на другие краски. На акварельной живописи «скарлет» оставлял белые пятна, т.к. йод и ртуть постепенно полностью улетучивались.
Первыми начали употреблять его в живописи англичане с, примерно, 1838 года (что можно геополитически связать с прекращением поставок киновари из Индии и Китая, вызванных «заварушками» со стороны «Ост-индейской компании). С начала ХХ века эта киноварь (наряду со своей сульфидной «сестрой») практически перестала применяться из-за своей высокой токсичности и нестойкости.
Пурпурная минеральная. (Красная пурпурная). Под эти «брендом» подразумевали хромат ртути HgCrO4 или хромат серебра Аg2CrO4. Получали их осаждением соответствующих растворимых солей ртути или серебра с хроматм/дихроматом калия. В соответствии с составом и способом получения оба данных пигмента можно также отнести к категории "кронов".
Первый употреблялся в декоративной живописи, а второй в миниатюре. Из-за своей нестойкости к любым воздействиям, в том числе из-за разложения под действием солнечного света данные пигменты не нашли широкого применения и сейчас не используются.
Оценил 1 человек
1 кармы