Пигменты на основе сурьмы.
Подобно меди и железу сурьма считается «доисторической»: дата и обстоятельства ее открытия затеряны в веках. Природный минерал «сурьмяный блеск», сульфид сурьмы (III), минерал антимонит As2S3 серого цвета с металлическим блеском – практически единственный сурьмяный минерал, который встречается в значительных количествах. Его применяли для окраски в черный цвет бровей и ресниц еще в Древнем Египте. Тюркское «сюрме» означает «чернить брови»; отсюда и русское название. В Древней Греции этот же минерал под названием «стиби» считался лекарством от глазных болезней; отсюда возникло латинское название сурьмы «stibium» и обозначение в таблице Менделеева. Алхимики позаимствовали арабское название «antimonium».
Официально считается, что такое название дал монах-алхимик Василий Валентин. Другая легенда, послужила Ярославу Гашеку сюжетом для рассказа «Камень жизни»: баварский монах Леонардус заметил, что добавка некоего камня ускоряет откорм свиней. Леонардус решил сдобрить им пищу своей монашеской братии, будучи в уверенности, что это и ей поможет быстрее обрести дородность. Но результат оказался противоположным: монахи в мучениях погибли, почему Леонардус и назвал камень «антимонием» – по-латыни «противомонашеский».
Сурьмяная киноварь. В то же время, свежеосажденная из холодных растворов сульфид сурьмы (III) окрашен в оранжево-красный цвет. Двойное соединение сульфида сурьмы (III) с примесями оксида сурьмы (III) раньше применялась в качестве пигмента под названием «сурьмяная киноварь». При длительном нагревании без доступа воздуха она превращается в серо-черную модификацию.
На Среднем Востоке еще до н.э. из металлической сурьмы изготавливали сосуды. Настоянное в этих сосудах вино использовали в медицине, как рвотное средство. Впоследствии было установлено, что при этом образуется двойная виннокислая соль калия и антимонила K[C4H2O6Sb(OH)2], обычно называемая «рвотным камнем» (Tartarus emeticus).
Белила сурьмяные представляют собой синтетический оксид сурьмы (III) или сурьмянистый ангидрид (Sb2O3). Получают окислением металла или вырабатываются путем обжига «сурьмяного блеска» на воздухе. Пары оксида сурьмы оседают в виде белого вещества. Белый порошок или игольчатые кристаллы; практически не растворим в воде. Термин "сурьмяные белила" используется как для чистого оксида, так и для смеси с оксидом цинка.
Неаполитанская желтая (сурьмяная желтая) была известна в Италии уже в XV столетии, под названием «giallolino». Краска блеклого светло-желтого цвета. Добывалась под Неаполем в застывших вулканических породах поблизости от Везувия. Из Италии она распространилась по всей Европе, причем сведения о составе ее и способах получения были весьма скудные. В России она стала известна в середине XVI в.; ввозилась из Италии и принадлежала к числу самых дорогих заморских красок. Предположительно она содержала окись сурьмы и представляла собой свинцовую соль сурьмяной кислоты [Pb2Sb2O7 (Sb2O3×2PbO)]. Синтетическое изготовление начато по итальянскому рецепту с XVIII в. Способ получения неаполитанской желтой заключается в сплавлении солей свинца (например, белил) и сурьмы (рвотного камня или сурьмяных белил) с последующих измельчением плава и промывкой водой. В зависимости от состава, неаполитанская желтая имеет различные оттенки: от светло-желтого до оранжевого, переходящего в розоватость, но ни один из них не обладает яркостью цвета. Основным применением данного пигмента является роспись керамики. Специальная масляная краска «неаполитанская желтая» была создана по заказу Эрмитажа для реставрации картины Рембранта «Даная». Помимо ядовитости сурьмы, неаполитанской желтой присущи и все недостатки свинцовых красок. Поэтому данный пигмент практически не употребляется из-за токсичности и под маркой «неаполитанская желтая» выпускаются синтетические органические красители.
Источники:
Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов.
Г. Реми. Курс неорганической химии.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
ну и Википедия, естественно.
Оценили 4 человека
7 кармы