Пигменты. Золото.

29 1849

Золотые скульптуры, статуи и прочие детали интерьера придавали богатый и роскошный вид любым интерьерам. Но, золото стоило (-ит) дорого, поэтому простейшим способом придать «богатство» интерьеру стало использование «имитации под золото».

Первоначально, для покрытия использовали непосредственно чистое золото. Его можно считать одним из самых дорогих пигментов. 

Известно две технологии нанесения золота.

Первая - Огневое золочение - древнейшая технология золочения. Она существовала еще в античные времена. Впервые об этой технике упомянул историк Плиний. Примеры работ античных мастеров, сделанные методом огневого золочения, дошли до наших дней. Огневое золочение считается самым стойким и долговечным. 

В Древней Руси этот метод получил наименование жжёного злата. Начало его широкого использования на Руси датируется IX веком. Метод состоит в предварительном получении сплава ртути с золотом (амальгамы) при температуре 150-200 град. Цельсия. При весовом соотношении золота к ртути 1:2 получается густой пастообразный состав, который равномерным слоем наносили на поверхность изделия, подвергаемого золочению (серебро, медь, латунь, бронза и т.д.). Дальнейшая обработка заключалась в постепенном нагревании данной амальгамы пока ртуть полностью не испарится и на поверхности не останется чистое золото.

Технология получила широкое распространение в архитектуре. Самое известное: 

• купола Исаакиевского собора. Санкт-Петербург. 1838-1841 гг. 

• шпиль колокольни Петропавловского собора. Санкт-Петербург. 1735 и 1744 гг.

• купола Успенского собора в Кремле. Москва. 1895 г.

Другим течением в использовании огневого золочения стала техника иконописи на металле. До наших дней дошел памятник этой технике иконописи - Златые врата Рождественского собора в городе Суздале.

Поскольку ртутные пары представляют собой сильнодействующий яд и угрожают при вдыхании их здоровью и даже жизни человека, то стадия нагрева амальгамы являлась очень вредной и опасной. Например, во время работ по золочению Исаакиевских куполов, до 60 работников погибли, отравившись смертоносными ртутными парами.

Другим способом имитации золота является т.н. «сусальное золото» - тонкие пластины драгоценного металла, раскатанные, благодаря очень хорошей пластичности чистого металла до тончайших пластинок: тоньше не только алюминиевой пищевой фольги, но и человеческого волоса (толщина тонкой алюминиевой фольги 10-12 мкм; человеческого волоса 80-100 мкм; толщина сусального золота 0,1-0,7 мкм или 100-700 нм, что тоже претендует на одну из древних нано технологий).

Первое отмеченное в истории получение и применение сусального золота приходится на китайскую провинции Лон Тан, (I век н.э.). В Киевской Руси сусальное золото начали использовать в начале X века для декорирования предметов быта, куполов и церковной утвари.

История происхождения

В первом столетии нашей эры в китайской провинции Лон Тан был выкован первый лист для золочения. В Киевской Руси сусальное золото начали использовать в начале X века для декорирования предметов быта, куполов и церковной утвари.

В старину выработка чеканного золота была трудоемким и длинным процессом. Сохранилось описание процесса производства на Киевской Руси: вырубался кусок золота примерно 20×5х1см, который затем расплющивался на наковальне. В процессе его плющения старались поддерживать одинаковую толщину по всей площади пластины, не допуская ни утолщений, ни разрывов. Затем лист складывали и снова плющили. Нарезали квадратами, прокладывали слои бычьими кишками и снова плющили; разрезали, складывали и плющили; разрезали, складывали и плющили... Вручную, молотами разного размера в течение длительного времени... Добиваясь нужной толщины по всей площади, взвешивая каждый лист после проковки...

Со временем на смену ручным молоткам пришли гидравлические и пневматические молоты, а человеку оставалось только перемещать листы и складывать их в "книги" для дальнейшей проковки. В современном мире роботизации весь процесс получения сусального золота полностью автоматизирован.

Весь цикл изготовления длится до 10 часов. Участие человека ограничивается лишь дистанционным управлением машинами и станками. (Если робот 10 ч, то сколько же человеко-часов вручную? Это вам не в смартфон тыкать, хотя точность должна быть соответствующая)...

При производстве сусального золота используются два вида стандарта. Материал российского стандарта собирается в книгу из 300 листов, размер каждого листа 91,5×91,5 мм. Весит она 5 г. Европейский стандарт рассчитан на 25 листов в книге. Размер листа 80×80 мм. Книги могут быть разной пробы (обычно 960, но для удешевления или придания разных оттенков добавляют и другие металлы). Из бруска в 100 г можно изговить примерно 1,35 кв.м сусального материала.

Процесс нанесения сусального золота на поверхность изделия, в данном случае любого, хоть дерево, хоть камень, хоть металл, заключается в предварительном нанесении клея (в Древнем Китае рыбного, в Древней Руси, вроде тоже) и последующем нанесении и разглаживании золота кисточками не грубее беличьей шерсти...

Сусаль сегодня выпускается и в виде трафаретного листа, представляющего собой шелковую бумагу с нанесённым золотом, которая удаляется после золочения.

Помимо традиционного метода придания богатого вида деталям интерьера, следует упомянуть и про пищевую добавку, краситель, Е175, например: японцы посыпают кофе, индусы заворачивают конфеты, а швейцарцы с казахами выпускают шнапс, водку и прочие крепкие напитки с хлопьями золота...

Из совсем современных можно отметить гальваническое золочение, позволяющее наносить слой золота какой угодно малой толщины (чем, кстати, покрыты контакты чипов SIM- и банковских карт)...

С целью удешевления используемого сырья (золота) стали применять т.н. «поталь» - хлопья металла (фольги) имеющего окраску, соответствующую «сусальному золоту», как правило, бронзы. Сейчас можно и целый рулон купить, пластиковые рамы обклеить, например.

С другой стороны, для достижения эффекта «позолоты», особенно в живописи стали использовать т.н. «Муссивное золото», представляющее собой буровато-жёлтые чешуйки с металлическим блеском дисульфида олова (SnS2). Получали его либо непосредственным сплавлением олова с серой, либо осаждением из растворов солей олова и сульфидов. Технологи получения в чём-то, идентична технологии получения киновари.

Следует отметить использование в живописи (особенно в иконописи) ещё одного природного пигмента, «имитирующего золото». Его так и назвали «аурипигмент» (от лат. “aurum” – золото, золотая краска; средневековое название минеральной краски — «королевская жёлтая»). По составу представляет собой сульфид мышьяка (III) – As2S3.

Уже давно для достижения эффекта «позолоты» дисульфид олова вытеснили «бронзовые краски», которые приготовляются измельчением отходов при механической обработке бронзы (сплава меди с оловом). При достаточной степени измельчения порошок бронзы (называемый «бронзовой пудрой») очень хорошо наносится на любое покрытие, обеспечивая характерный «золоченый» цвет. Ну, а ежели вдруг у читателей моего блога окажутся именные визитки с «золотым тиснением» - то знайте – это всего лишь бронза…

Ну, а если кто-то считает, что его часы/кольца/цепочки/сережки/запонки хоть и стальные, но покрыты 24-каратным золотом, то напомню ещё про наносимое термодиффузионным методом покрытие из нитрида титана…

Источники: основной – Wikipediя

З.Ы... когда про всё это писать начал, забыл упомянуть одного из Гуру: https://cont.ws/@sage/1109449, утверждающего, что 


Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Обсудить