Читая книгу о Карле Марксе, мне попалась интересная иллюстрация. Это аллегория на запрещение «Rheinische Zeitung» (Рейнской газеты), в которой Маркс был журналистом и редактором. Газета выходила в Кёльне в 1842 – 1843 гг. В ней жестко критиковалась прусская монархия. Как мы видим на рисунке, закрытие газеты образно представлено через миф о Прометее. Прометей здесь прикован цепями к печатному станку. Станок также скован цепями, его работа остановлена.
Образ Прометея как мы понимаем использован не случайно. Для Маркса образ Прометея был крайне важен. Недаром он в своей диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» написал, что Прометей «самый благородный святой и мученик в философском календаре».
Именно в это время для Маркса был крайне важен кружок младогегельянцев, называвшийся «Докторский клуб». Сергей Кургинян подробно разбирает в своих статьях «О марксизме и коммунизме», что не только для Маркса, но и вообще для членов этого кружка был важен образ Прометея. Например, близкий в то время к Марксу Фридрих Кеппен, сравнивал Просвещение с «Прометеем, который принес на землю небесный свет, чтобы просветить слепых, народ, мирян и освободить их от предрассудков и заблуждений».
Оценили 0 человек
0 кармы