Украина, кАнешно же, еврейское государство. А Одесса только немножко еврейский город, потому что на Украине есть еще топонимы «Жмеринка» и «Умань», «Гадяч», «ХаркИв» и «Жидачив»... И пусть в меня бросит камень тот шлимазл, который сможет оспорить пальму первенства самого еврейского города Украины у Днепрожи...
По-моему, еще Эдуард Ходос начал называть его Великим Ершалаимом-на-Днепре. Разве есть еще такой город на Украине, в котором бы исторический центр сместили в сторону новых грандиозных кварталов, спланированных евреями?
Если кто-то еще не знает, то Игорь (Беня) Коломойский, Генка (Квазимодо) Корбан, Вадик Ермолаев, Генка Боголюбов, Витя Пинчук, Генка Аксельрод и Шмуэль Каминецкий — это не Одесса...
За каждым этим именем тянется длинный шлейф тяжб, легенд и темных делишек. И о каждом можно снимать голливудский сюжет или писать новый сборник «Благородного жулика», которому бы позавидовал О. Генри. Иногда мне кажется, что одесский Мишка Япончик в наши времена в Днепре был бы банальным уличным гопником.
Но давайте всё-таки по порядку ...
На фото — исторический центр оккупированного бандеровцами русского города на Днепре. Между колоннами входа в парк Шевченко виден шпиль Спасо-Преображенского кафедрального собора, заложенного в торжественной обстановке во время таврического вояжа Екатерины II. Преображенский собор - творение великого русского зодчего эпохи классицизма, создателя прославленного Адмиралтейства в Петербурге Андреяна Захарова.
За спиной у фотографа, сделавшего этот снимок - старейшее в городе здание Потёмкинского дворца, строительство которого хоть и было начато позже Спасо-Преображенского собора, но закончено раньше. К слову, Потёмкинский дворец также построен по всем канонам русского классицизма.......
Жовто-блакитный символ украинской государственности над колоннами входа в парк Т. Шевченко, конечно же, никакого отношения к русскому классицизму не имеет. Как по мне, это такой знак оккупантского кича. Только и все остальные символы имперской столицы Новороссии — исторический музей им. Д.И.Яворницкого, Губернаторский дом и канцелярия генерала Инзова, в которой бывал Пушкин — это тоже уже артефакты ушедщей эпохи. Эти места пропахли музейной старожитностью. Не помню, кто это сказал:«В музеях едой не пахнет». Едой и выгодой пахнет в торговых рядах...
Кому, как не потомкам вечно голодных и гонимых изгоев знать, где строить торговые ряды?
Как мне кажется (может и ошибаюсь), новый деловой центр Днепропетровска начинался с истории сноса милого сердцу многих днепрян «Детского мира» на проспекте Карла Маркса. Это здание — произведение выдающегося советского архитектора Александра Леонтьевича Красносельского числилось в государственном реестре памятников архитектуры. Однако нашим благородным жуликам из непрозрачных структур (Аксельроду, Корбану и Филатову) удалось уговорить тогдашнего мэра города Ивана Куличенко, что «Детский мир» более не является архитектурным памятником, так как подвергался довольно существенной реконструкции и перепланировке. Хотя подавляющее большинство горожан было категорически против сноса и даже собирались устроить общественные слушания по этому поводу, но ... евреи всегда становились успешными благодаря воле Всевышнего. Особенно, когда шла речь о большой выгоде...
Так на месте «Детского мира» в Днепропетровске появился Торговый Комплекс «Пассаж». Это была победа, прорыв. Победа «европейского вектора развития» над отжившим «совком». Это был случай, служащий примером и основанием для принятия решений в похожих случаях в дальнейшем.
В начале 2000-х два днепропетровских еврея — Геннадий Аксельрод и Вадим Ермолаев — увлеклись идеей комплексной застройки, которая бы улучшила облик части родного города. Говорят, что сама идея принадлежала Аксельроду, а талантливый маркетолог Ермолаев искал новые сферы приложения для своих производств бетона, строительного камня, оконных систем, а также для своих транспортных и строительных компаний. Вадим Ермолаев по тем временам был уже известным меценатом, руководителем успешных проектов и миллионером.
Компаньоны «положили глаз» на большую площадку неподалёку от центрального проспекта города. Посредником между девелопером Ермолаевым и мэром города Куличенко стал духовный лидер Днепропетровской еврейской общины Шмуэль Каминецкий. Мэр города согласился выделить успешному бизнесмену несколько сот гектаров земли, но поставил несколько условий. Одно из них — улица, на которой собирался развернуть грандиозное строительство еврейский бизнесмен, должна стать пешеходным бульваром, который назовут Екатерининским. Так появились в нашем городе торгово-деловой комплекс «Босфор» и многофункциональный комплекс «Cascade Plaza».
Второй большой участок мэр города Иван Куличенко выделил Ермолаеву с условием переселить все семьи, обитавшие в одно- и двухэтажных трущобах возле съезда с Нового моста. Весь днепровский Гарлем в прибрежной части города, в котором даже не было канализации и в котором сортиры ветхих домишек находились на улице, снесли, а на их месте взметнулся ТРЦ «Мост Сити» и два круглых стеклянных небоскреба. Строители не тронули только небольшую старинную синагогу, находившуюся в этом квартале...
Как впоследствии признавался главный рейдер Украины Геннадий Корбан, у него с Ермолаевым было своего рода соревнование, хотя они и были партнерами. Они соревновались, кто лучше построит. "Конечно, мы все перестраивали центр города не только из патриотизма, - говорил Квазимодо. - Мы понимали, что там есть золотые метры, которые пока не работают, и делали все так, чтобы возле наших объектов было приятно ходить"
Но самый грандиозным по своим масштабам проектом стало строительство самого крупного в мире культурно-делового центра «Менора»...
Идея, которая заложена в этот проект, как говорил сам ребе Шмуль Каминецкий, состоит в том, что очень многие евреи стесняются своего происхождения. Еврейство — это было, как инвалидность. Они сами себя не уважали, они не были уверены в себе. Эти чувства и это отношение к жизни они передавали своим детям. Нужно было научить их уважать себя и научить гордиться своими близкими...
Комплекс состоит из семи башен, наподобие храмового золотого семисвечника. На первых двух этажах комплекса Menorah расположилась Галерея, объединяющая все семь башен здания и выполненная в старинном екатеринославском стиле. Особую атмосферу Галереи придает декор из мрамора и иерусалимского камня, символическое «продолжение» Стены плача.
Сердцем комплекса «Менора» является старейшая городская хоральная синагога, построенная 1852 г. и отреставрированная в 2000 г. Назвали её «Золотая роза». При строительстве комплекса синагогу встроили в общий комплекс культурного центра.
В день открытия «Меноры» 16 октября 2012 г. днепропетровский аэропорт принял 28 самолётов с несколькими сотнями зарубежных гостей. Прибыли самые уважаемые евреи мира, послы и представители международных организаций, а также руководители Днепропетровска и области.
Главный архитектор «Меноры» Александр Сорин во время открытия центра без всяких обиняков сообщил «Днепропетровск. Комментарии», что Менора является символом государства Израиль. Мы постарались передать этот символ – 7 башен разной высоты как символ семисвечника. Светящиеся фонари на кровлях загораются вночи и создают эффект свечения.
Здесь будет маленькое лирическое отступление. После разделов Речи Посполитой Россия получила земли, на которых проживали сотни тысяч евреев. Основной причиной бытового антисемитизма, распространенного среди местного населения, было то, что владевшая землей польская шляхта заниматься хозяйством не желала и сдавала свои земли в аренду евреям, а также нанимала их управляющими в своих имениях. Еврей без гешефта, всё равно, что моряк без моря и рыба без воды. Соответственно, непосредственным угнетателем посполитых гречкосеев воспринимался именно еврей. Он же был главным ростовщиком и банкиром. Наверное, корни негативного термина «жид пархатый» (т.е. еврей денежный) следует искать в те далекие времена.
Екатерининский указ 1772 г. о принятии в Российскую державу польских провинций уравнивал евреев в правах с христианами и сохранял за ними свободу вероисповедания и владения собственностью. Несмотря на формальные ограничения, евреи селились в российских губерниях, активно участвуя в организации промыслов и ведя бойкую торговлю. Это, конечно же, негативно воспринималось купечеством, видевшим в евреях серьёзных конкурентов. К тому же религиозная и культурная исключительность, а также кагальное самоуправление, способствовали восприятию их, как инородцев. В конце концов всё это привело к учреждению пресловутой «черты оседлости», положившей начало ряду ограничений и запретов, которые воспринимались самими евреями, как дискриминационные...
История местной еврейской общины начинается практически с момента основания города в 1776 году. Екатеринославская губерния была одной из пятнадцати российских губерний, в которых разрешалось селиться евреям в специально отведенных местечках.
В советские времена многие дискриминационные ограничения в отношении евреев ликвидировали. Советский Союз стал первой страной в мире, юридически закрепившей запрет на антисемитизм. Но советские власти также упразднили все еврейские общины, хедеры и ешивы, велась кампания по закрытию синагог. К 80-м годам XX века в Днепропетровске действовала всего одна синагога, которую посещали только пожилые евреи. И лишь по большим праздникам в ней собиралось заметное количество людей.
Как рассказывал харьковский еврей Эдуард Ходос, Шмуэль Каминецкий являлся посланником последнего любавичского ребе и прибыл в Днепропетровск в 1990 г. В том же году он был избран главным раввином Днепропетровска и Днепропетровской области. С приездом посланника любавического ребе в Днепропетровске начали открываться еврейские школы, еврейские благотворительные фонды, еврейский дом пожилых людей «Бейт-Барух», региональная миква, благотворительные столовые, налаживалась система социальной помощи нуждающимся евреям.
Одним из автором концепции создания еврейского культурного центра в Днепропетровске считается строительный магнат, миллионер и архитектор Геннадий Аксельрод. Непосредственно руководили воплощением в жизнь этого грандиозного проекта Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, ключевые фигуры попечительского совета Днепропетровской еврейской общины. Масштаб этого проекта был такой, что даже главный рейдер Украины Геннадий Корбан говорил, что весь город должен быть благодарен Аксельроду, который сделал для Днепропетровска больше чем все мэры вместе взятые. Наверное, не один Корбан так считал. Может поэтому в 2007 г. на углу Екатерининского бульвара появился прижизненный памятник Геннадию Аксельроду, дерзкому «прорабу» группы «Приват».
14 апреля 2012 г., в шаббат седьмой день недели в иудаизме, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работ, в центре Днепропетровска Геннадий Аксельрод подъехал к своему дому и ждал, пока откроются автоматические ворота. В это время в арку лихо влетели два велосипедиста в капюшонах, скрывавших лица.
Один из них достал ствол с глушителем и открыли огонь через лобовое стекло. Раненый бизнесмен вывалился из двери и попытался бежать в сторону центрального проспекта. Подруливший второй киллер выстрелил в затылок жертве. В несколько последующих мгновений велобайкеры скрылись...
До открытия «Меноры» оставалось« чуть более полугода.
Хотелось бы напомнить еще одно, как мне кажется, очень знаковое событие в жизни культурно-делового центра 'Менора'. 7 июля 2017 г. глава благотворительного фонда 'Солидарность', украинский меценат и филантроп Александр Петровский, в честь своего 45-летия подарил еврейской общине великолепную серебряную Ханукию – самую большую серебряную Ханукию ручной работы в мире, уникальное произведение искусства.
Вот что по этому поводу написали на официальном сайте еврейской общины Днепра:
Аплодисментами сотни участников встретили Александра Петровского и его семью. Главный раввин Днепра и региона Шмуэль Каминецкий отметил, как много добра для людей делает Александр Владимирович, и призвал всех присутствующих вместе с ним благословить его и его семью, попросив у Все-вышнего для них крепкого здоровья, благополучия, долголетия, семейного счастья и настоящий еврейский «мазл».
В лихие 90-е Александра Петровского (Нареклишвили) называли Сашей «Нариком». Сам он отрицает связь с криминалом, но многие в городе помнят, как в лихие 90-е группа Нарика занималась сначала наперстками, а потом гоп-стопом, вымогательством и рэкетом. В 93-м году группа Саши «Нарика» уже контролировала центр Днепропетровска. В поле зрения группировки входило несколько десятков баров и ресторанов, вещевой рынок на стадионе "Металлург", большая часть "Озерки", ставшего к этому времени центральным рынком города. Последний десяток лет в местной прессе идет кампания по «обеливанию» честного имени мецената и патриота.
В 2019 г. по данным некоторых источников Александр Петровский играл активную роль в создании ПЦУ, в частности на нем лежала задача по финансовому обеспечению этого процесса. Его также называют «отцом» украинского томоса.
Во время представления большой серебряной Ханукии в «Меноре» Петровский сказал, что для него, как для украинского патриота, очень значимо то, что еврейская община Днепра делала и делает для поддержки Украины, и хотя он не еврей, он считает, что украинцы и евреи в Днепре – единая общность, большая сплоченная семья, единая в своем многообразии.
Последние два штриха, характеризующие «единую общность в большой сплоченной семье», о которых хотелось бы вспомнить здесь — кровавые разборки в центре Днепра между украинскими нацистами и еврейскими «братками». Инцидент произошел в конце июля 2017 г. на проспекте Гагарина возле летней площадки кальянной «D.O.M.».
В результате перестрелки погибли два «киборга», ветераны АТО из 93-й днепровской механизированной бригады (в некоторых источниках пишут о 59-й бригаде) - Алексей Вагнер и Максим Иващук. Иващук умер от полученных огнестрельных ранений уже в больнице, куда его привезли с большой кровопотерей. Еще пять человек поступили в медицинское учреждение с ранениями живота и нижних конечностей. Как выяснилось позже, причиной конфликта был давний денежный долг одного из партнеров по строительному бизнесу.
Дело тёмное. Каждая сторона интерпретирует случившееся в выгодном для себя свете.
Одной из сторон конфликта оказался известный в еврейских кругах раввин, член Попечительского совета Днепропетровской еврейской общины, а также продюсер хора мальчиков при синагоге «Пирхей Украина», владелец звукозаписывающая фирмы "Резурекордс" и финансовой фирмы "Твой дом". Его оппонентами были братья Эдвард и Эдмонт Саакяны, которые должны были Нахшону 119 тыс. долларов. Бывший адвокат, участник АТО, один из лидеров армянской диаспоры региона Эдмонд Саакян прославился в 2016 г. фотографией, на которой позировал с отрубленной рукой. Сам он называл её «лапкой ополченца».
После произошедшего раввин со всей своей семьей сбежал из Украины в Израиль и оттуда записал обращение, в котором по сути признал свою причастность к кровавому инциденту — https://www.youtube.com/watch?...
Пострадавший боевик АТО Эдмонд Саакян признает, что Нахшон не какой-то там бандит и не криминальный авторитет. Но он нанял людей, а они действовали своими методами. Двое боевиков, нанятых раввином — Давид Калашников и Давид Пабилер, были гражданами Израиля. После перестрелки раненого Давида Калашникова в срочном порядке вывезли из больницы и отправили на родину.
История 43-летнего Давида Пабилера, имевшего непогашенную судимость, более забористая. Ему было выдвинуто четыре подозрения, в том числе пособничество в убийстве. Но в начале 2018 г. ему смягчили подозрение — соучастие в убийстве убрали из подозрений, его дело выделили в отдельное производство и передали в суд другого района города, где ему вменяли всего лишь легкие телесные повреждения (удар кулаком в челюсть Эдмона Саакяна). А в конце 2018 г. потерпевший отказался от обвинений. А потом суд постановил вернуть Пабилеру конфискованную у него машину и погасил его судимость 2016 г. В результате подозреваемый оказался чист перед украинским законом...
И напоследок! — Вишенка на тортике ...
В конце апреля прошлого года в пабликах появилось видео с израильскими наемниками, отдыхающими в днепровской «Меноре» и благодарящими за предоставленные аппартаменты Шмуэля Каминецкого ...
https://twitter.com/Cestlav277...
Хотелось бы спросить у Шмуэля:"Не получится ли так, что евреям снова придётся стесняться своего происхождения?"
Оценили 35 человек
44 кармы