Восстановительный перевод текстов Нового завета
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ
Апостол (Шауль)Павел до того, как стать учеником Учителя - Йешуа Помазанника (по гречески Иисуса Христа) был членом иудейской секты фарисеев, которая проповедовала имя Йеховаха - Бога Израиля по всей Римской империи, как этого требовал Моисеев закон, и строила синагоги - места где для изучения Писания собирались люди, чтобы изучать Закон заповедей, данных Йеховахом народу Израиля. Поэтому с проповедью о пророке Йешуа, как спасителе Йеховаха, Павел побывал во многих синагогах и городах, в которых жили потомки всех колен Израиля, как потомки Иудеев, обрезанные по Моисееву закону, так и неиудеев из других колен Израиля, называемых язычниками. Дело в том, что после того, как Царство Израиля распалось на два Царства: Северное и Южное, в каждом их которых правил свой земной царь, в храме Йеховаха, для поклонения Богу Израиля появилось два двора, как двор обрезанных, так и двор неиудеев или язычников, которые не имели права, как нечистые по Моисееву закону, приближаться к святилищу Храма. Поэтому апостол Павел проповедовал о Христе не столько Иудеям, или обрезанным, сколько язычникам из неиудейских колен Израиля. Поэтому он и называет себя апостолом, или посланником к язычникам Израиля, чтобы собрать овец из обоих дворов Израиля в одно стадо, согласно словам своего Наставника Йешуа.
С этой целью он пишет письмо в Рим, адресуя его отнюдь не людям, не знающим кто такой Йеховах - Бог Израиля, а адресуя его тем, кто служит этому Богу. Но одни из них служат Йеховаху по Закону Моше, а другие по Закону веры в Помазанника Йеховаха по имени Йешуа, как примирителя для всех потомков Израиля, причем не только потомков по плоти, но прежде всего потомков по духу. Вот как постол Павел пишет об этом примирении для всего Израиля с Йеховахом в другом своем послании: 2 Коринфянам 5:20 Итак мы - апостолы от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Йеховахом.
Авторский перевод Сергея Христосенко с английского издания Неbraic Roots Bible, (3-rd Edition) выполнен с учетом текстов, записанных пророками древнего Израиля в Ветхом завете и Еврейских переводов Нового завета и не связан с учениями ни одной из придуманных людьми религий. Цель перевода восстановить первоначальный смысл текста Нового завета , дошедшего к нам через две тысячи лет после его написания на греческом языке, которым жители Иерусалима и его окрестностей практически не пользовались.
Письмо иудеям и язычникам Израиля в Риме (Послание Римлянам)
Глава 1
1 От Шауля, служителя Помазанника Йешуа, призванного и избранного к роли посланника доброй вести от Йеховаха,
2 который обещал эту весть спасения для Израиля ранее, через своих пророков.
3 В ней идёт речь о его Сыне, который потомок нашего царя Давида по плоти;
4 но, который, данной ему силой божьего духа, ясно показал всему Израилю, что он стал духовным Сыном Бога, посредством своего воскресения из мёртвых, и потому он есть Йешуа Помазанник, наш Наставник.
5 Через него мы, живущие по Закону Моше, приняли божье благословение и возможность стать посланниками от его имени, чтобы распространять среди неиудеев – язычников, примирение с Богом нашим через веру в Помазанника Йешуа,
6 среди которых находитесь и вы, призванные Помазанником Йешуа.
7 Всем пребывающим в Риме, возлюбленных Богом, всем признанным святыми во имя Йешуа: Благословение вам и мир от Йеховаха - Отца нашего, и от Учителя нашего - Йешуа Помазанника.
8 Прежде всего, я благодарю Бога моего через Йешуа Помазанника за всех вас, поскольку весть о вашей вере распространяется по всему миру.
9 Свидетель мне Бог, которому я служу в духе пророческом, неустанно провозглашая добрую весть о его Сыне, что я часто вспоминаю о вас
10 в своих молитвах всегда молюсь о том, чтобы при случае, сейчас или в будущем, я смог по воле божьей прийти и навестить вас.
11 Так как я желаю увидеться с вами, дабы поделиться духовным дарованием, которое могло бы укрепить вас,
12 или, иными словами, чтобы благодаря моему пребыванию у вас, мы могли бы ободрить друг друга нашей общей верой.
13 Хочу, чтобы вы знали, братья, что хотя до настоящего времени мне не удалось побывать у вас, я часто намеревался навестить вас, чтобы иметь среди вас некий плод, подобный тому, который я имею среди других язычников.
14 Я в долгу, как перед цивилизованными греками, так и перед нецивилизованными варварами, перед образованными, и перед невеждами;
15 поэтому горю желанием провозглашать добрую весть, также и всем неиудеям, пребывающим в Риме.
16 Ибо я не стыжусь доброй вести о Йешуа, так как она является действенным божьим средством для спасения всякого человека, в первую очередь иудеев, из колена Йехуды, но в равной мере и неиудеев - язычников, из других колен Израилевых, а также иудейским прозелитам, которые не обрезаны, и не живут по закону Моше.
17 Ведь в этой вести открывается путь спасения, с помощью которого Бог делает людей праведными в своих глазах; как записано об этом в Танахе - посланиях пророков к 12 коленам Израиля, как иудеям, так и неиудеям: «Но праведник будет жить верою». (Аввакум 2:4)
18 И вот, божий гнев с небес открывается на всякое беззаконие и обман людей, которые лживостью своей упрямо подавляют истину,
19 несмотря на то, что все что можно узнать о Боге, доступно им, так как Йеховах, сделал эти сведения доступными для их восприятия.
20 Поскольку от самого сотворения Вселенной все его незримые качества, и его вечная сила, и божественное происхождение всего мироздания были явными для человеческого ума. Потому нет им никакого оправдания.
21 Ведь, несмотря на то, что они знают Йеховаха, они не прославляют его как Бога всевышнего, и не благодарят его. Напротив, мышление их стало примитивным, как у животных, а их сердца, неспособные к распознанию, утратили возможность видеть светлое.
22 Претендуя на мудрость божью, они стали глупцами!
23 Они заменили славу неизменного Бога всякими суетными образами, подобными человеку, или птицам, животным или пресмыкающимся!
24 За это Бог предал их отвратительным желаниям их собственного ума, чтобы они сами бесчестили свои тела.
25 Они подменили истину божью своей ложью, и стали служить и поклоняться всякому творению вместо того, чтобы поклоняться Творцу.
(Пс. 106:19-20)
26 Именно поэтому Бог предал их всяким страстям, ведущим к вырождению. Женщины их заменили нормальные половые отношения противоестественными;
27 подобно этому и мужчины, отказавшись от нормальных отношений с противоположным полом, разжигаются страстью друг к другу, вступая в постыдные отношения с другими мужчинами, и получая в самих себе наказание, за свои извращения.
28 Поскольку они не захотели осмысливать заповеди Йеховаха в своем разуме, то он отдал их во власть извращенного ума, направляющего их творить свои беззакония перед ним с ненасытностью.
29 Они наполнены злобой, жадностью, блудодеяниями, пороками всякого рода, наполнены завистью, желанием убивать, враждовать, обманом и противлением тому, что праведно для Бога.
30 Они сплетники, лжецы, ненавидящие Бога, они самонадеянные и хвастливые наглецы, которые строят коварные планы, и не повинуются даже своим родителям;
31 они глупцы, неверные, бессердечные и безжалостные.
32 Они прекрасно знают о праведном суде Йеховаха, что творящие подобные дела заслуживают вечной смерти, из которой для них не будет воскресения, однако не только делают их, но и поощряют совершать других.
Глава 2
1 Потому, нет никакого оправдания людям, которые судят своим судом при религиозных общинах других. Потому, что таща на свое судилище других, они осуждают самих себя, творя те же беззакония перед Богом, за которые они судят других.
2 Мы знаем, что в отличие от суда религиозных общин, есть и божий суд, который в отличие от суда людей, беспристрастен и обрушивается на тех, кто творит беззаконие.
3 Неужели ты, человек, осуждающий тех, кто совершает свои беззакония перед Богом, но при этом поступающий так же, избежишь божьего суда?
4 Или, может быть, ты презираешь полноту его доброты, снисходительности и терпения, потому что не осознаёшь, что доброта Йеховаха для того и проявлена, чтобы спасти тебя от твоих грехов, ведущих тебя к вечной смерти?
5 Однако из-за своего упрямства, из-за своего нераскаявшегося сердца, ты собираешь на свою голову проклятия, когда в День гнева будет явлен праведный суд божий;
6 ибо «Бог оплатит каждому служителю своему по делам его». (Псалом 61:13, Притчи 24:12)
7 Тем, кто добивается славы, чести и бессмертия, настойчиво творя добрые дела, он оплатит вечной жизнью.
8 Но тем, кто упрям, кто не повинуется истине, но предается лжи, он оплатит яростью и гневом. (Рим 6:23)
9 Да, Он отплатит страданием и болью всякому человеку, творящему зло, в первую очередь иудею, из колена Йехудина (Йехуда – славящий Йеховаха), затем и неиудею - язычнику, из других колен Израиля, и всякому обращенному в народ Израиля.
10 но славой и почётом и миром с Богом, всякому, кто непрестанно творит добро, в первую очередь, иудею, затем, и неиудею – язычнику, не живущему по закону Моше, но причисленного к Израилю.
11 Ибо Бог нелицеприятен.
12 Все находящиеся вне территории действия заповедей Моше, вне заповедей Моше и погибнут, а все живущие на территории действия заповедей Моше, то есть в Иудее и окрестностях Йершалаима, будут осуждены по заповедям Моше.
13 Поскольку Бог считает праведными не тех, кто только живет на территории заповедей Моше, в окрестностях Йершалаима, и слушает их, а праведными в глазах Бога будут только те, кто безукоризненно исполнил все заповеди Моше, без всякого исключения.
14 Ибо, когда неиудеи, живущие вдали от Йершалаима, где находится Храм Йеховаха, не имеющие обязательств строго соблюдать закон заповедей Моше, стараются все же исполнять их, являясь три раза в год на поклонение в его Храм, то таковые, несмотря на то, что они не под законом, сами по себе есть закон!
15 Они показывают таким образом, что закон Моше записан на скрижалях их сердец, о чем свидетельствует совесть их, и мысли, обвиняющие одну из них, и оправдывающие другую.
16 Посему придет день, когда Бог произведет суд над тайными, то есть неявными для окружающих, делами людей, через своего Помазанника Йешуа, согласно провозглашаемой мною доброй вести. (Мф 25:31-33)
17 Но если ты называешься иудеем и полагаешься на заповеди закона Моше, и хвалишься Богом,
18 и знаешь Его волю, и одобряешь праведное, потому что ты был научен законом Моше (Торой);
19 и ты убеждён, что ты поводырь слепых, и ты есть свет во тьме, который не гаснет,
20 наставник духовных невежд и учитель младенцев в истине, и ты обладаешь воплощением всего познания и истины в законе Моше;
21 тогда объясни, как ты, учащий заповедям божьим других, не учишь этому себя? Проповедуя другим: "Не кради", крадешь сам? (Исх. 20:15, Вт. 5:19)
22 Говоря: "Не прелюбодействуй" прелюбодействуешь сам? Отвращая других от идолов, сам занимаешься идолопоклонством?
(Исх 20:14, Втор. 5:18)
23 Ты, так гордящийся знанием божьих заповедей, не бесчестишь ли Бога тем, что нарушаешь эти заповеди? -
24 «Вот имя Йеховаха бесславится среди неиудеев -язычников через дела ваши, как записано у пророка Исаии» (Ис. 52:5; Иез. 36:20)
25 Ибо обрезание по закону Моше имеет ценность только тогда, когда исполняются заповеди закона Моше. Но если ты нарушитель заповедей Моше, твое обрезание стало необрезанием!
26 Потому, если необрезанный исполняет праведные заповеди закона Моше, и три раза в год приходит на поклонение в Йершалаим, в храм Йеховаха, не будет ли его необрезание зачтено ему как обрезание?
27 И посему, необрезанный человек, который исполняет заповеди Моше, станет осуждением тебе, обрезанному по закону Моше, и имеющему заповеди Моше, но нарушившему их!
28 Ибо настоящий иудей - не тот, кто обладает наружным свидетельством иудейства, поскольку подлинное обрезание выражается не в буквальном удалении крайней плоти, а в духовном обрезании.
29 Только тот настоящий иудей, кто по духу таков, и истинное обрезание есть обрезание сердца, то есть духовное, а не буквальное обрезание; потому и похвала ему исходит не от людей, но от самого Бога. (Втор. 10:12-21)
Глава 3
1 Тогда какое же преимущество быть иудеем? В чем польза обрезания по закону Моше?
2 Великая польза, во всех отношениях! И прежде всего в том, что иудеям было вверено Слово Йеховаха. (Втор. 4:8)
3 И если кто-то из них и не был верным, что из того? Неужели неверность иудеев отменяет верность Бога?
4 Да не будет такого! Бог будет прав, даже если все остальные окажутся лжецами! Ибо записано в книге Израильских пророков:
" Ты, Боже, праведен в Слове своём, и победишь в суде твоём". (Пс. 50:6; Пс. 116:11)
5 Итак, если на фоне нашей неправедности ярче видна праведность Божья, что же скажем? Неужели Бог не прав, навлекая на нас гнев свой? - говорю так, как по-человеческому рассуждению.
6 Да не будет этого! Иначе как же Йеховаху судить мир?
7 "Но, к примеру, скажешь ты, так: Если благодаря моей лживости Божья истина укрепляется и приносит Ему большую славу, то, как можно судить меня лишь за то, что я простой грешник?"
8 И в самом деле! Почему бы не сказать, как нас несправедливо обвиняют некоторые в том, что мы якобы учим:«Давайте делать злое, чтобы из этого вышло что-нибудь доброе»? В отношении таких людей суд божий праведен!
9 Итак, что же? Разве есть преимущество иудеев перед судом божьим?. Никакого! Все люди, как иудеи, так и неиудеи -язычники, одинаково находятся во власти греха.
10 Поэтому у древних пророков записано так: «Нет ни одного праведного, ни одного! (Екл. 7:20)
11 Нет разумеющего, нет ищущего Йеховаха,
12 все отвернулись, и стали бесполезными; нет ни одного, кто делает добро, ни одного! ( Пс 13:1-3; 52:1-3)
13 Их глотки, как вырытые могилы, языками вводят в заблуждение (Пс 5:10). Змеиный яд под губами их. (Псалом 139:4)
14 Их рот полон проклятий и желчи. (Пс 9:28)
15 Их ноги торопятся пролить кровь,
16 Разрушение и муки на путях их,
17 И путь мира они не знают. (Ис. 59:7-8; Пр. 1:16)
18 Нет страха божьего пред очами их» .(Пс 35:2)
19 Более того, мы знаем, что все, что записано в Законе Моше, относится к тем, кто живет по заповедям Моше; чтобы можно было затворить уста любого человека и показать всему миру, что он виновен перед Богом (Пс. 11:2)
20 Ибо никто в его глазах не может стать праведным лишь благодаря законническому исполнению заповедей Моше, поскольку с помощью заповедей Моше лишь познается грех.
21Но божий путь оправдания людей в его глазах был явлен независимо от Закона, хотя и заповеди Моше, и книги пророков тоже свидетельствуют о нём
22 и это оправдание приходит от Бога через веру в Помазанника Йешуа ко всем, кто верит в него, без всякого различия между иудеем, и не иудеем -язычником,
23 поскольку все согрешили и не сумели заслужить похвалы от Йеховаха.
24 По божьей доброте, незаслуженно, всем была дарована праведность перед ним, благодаря поступку, искупающему нас от рабства греху, совершённому Помазанником Йешуа.
25 Йеховах предоставил Йешуа в качестве жертвы за наши грехи, благодаря его верности в жертвенной смерти с пролитием крови. Таким образом, была явлена праведность божья, ибо в снисходительности своей он прошёл мимо грехов, совершённых людьми в прошлом; (Лев. 16:11)
26 и таким образом доказана Его праведность в настоящем веке тем, что он сам праведен, и что именно он делает людей праведными на основании их веры в Йешуа.
27 Итак, уместно ли здесь бахвальство соблюдением заповедей Моше? Никак! Какой Закон исключает его? Основанный на законническом соблюдении заповедей? Нет, его исключает Закон, основанный на доверии Богу.
28 Потому мы приходим к заключению, что человек будет оправдан Богом на основании веры в Помазанника Йешуа, а не на основании Закона заповедей.
29 Разве Бог является только Богом иудеев? Не Бог ли он и неиудеев, то есть язычников? Конечно, он Бог и язычников, ведь у Израиля было 12 сыновей, а не один лишь Йехуда, от которого произошли все иудеи.
30 потому что, как вы знаете, Бог один, как для иудеев, и неиудеев (Второзаконие 6:4). Потому и обрезанных, то есть иудеев, он сочтёт праведными на основании веры в Помазанника Йешуа, а также и необрезанных, то есть неиудеев, посредством той же самой веры.
31 Значит ли это, что мы устраняет Закон Моше верой в Помазанника? Никак! Напротив, мы укрепляем Закон!
Глава 4
1 Тогда, что же, скажем, Авраам, наш отец, достиг праведности своими собственными усилиями?
2 Ибо если Бог признал Авраама праведным на основании его дел, тогда у него есть причина гордиться. Но в глазах Бога все иначе!
3 Ибо что говорят Писания пророков (Танах)? «Авраам поверил Йеховаху, и это зачтено ему как праведность» (Быт. 15:6).
4 Итак, наемному работнику причитается платить не из жалости, но по долгу.
5 Однако тому, кто не работает по найму, но верит в того, кто нечестивых делает праведными, тому вера зачитывается как праведность.
6 Так же, и благословение, которое высказано Давидом, обращено к тем, кому Бог засчитывает праведность независимо от следованию Закону заповедей:
7 «Благословенны те, чьи преступления прощены, чьи грехи покрыты;
8 Благословен человек, чей грех Йеховах не вменяет ему». (Пс. 31:2)
9 Относится ли это благословение только к обрезанным? Или же оно, и для необрезанных? Ведь мы говорим, что вера Аврахама была зачтена ему как праведность.
10 Когда это было ему зачтено? До обрезания или уже после обрезания? Не по обрезанию, но до обрезания!
11 По сути дела, он принял обрезание как знак, как печать праведности, вмененной ему благодаря вере, которую имел, до обрезания. По сему, он стал отцом всякого необрезанного, который верит Богу, и эта веру вменяется ему в праведность;
12 и в то же время стал отцом всякого иудея, не только имеющего обрезание, но и следующего по стопам веры, которой обладал Авраам, ещё не будучи обрезанным.
13 Ибо и обещание, данное Аврааму и его потомкам, как семени его о том, что он унаследует землю, было дано не на основании Закона, но благодаря праведности, через веру. ( Бытие 15:3,5)
14 Ибо если наследниками становятся благодаря Закону, тогда вера бессмысленна, а обещание бесполезно.
15 Ибо закон приносит и наказание, за его преступление. А там, где нет закона, нет и преступления.
16 Обещание основано на вере для того, чтобы быть безвозмездным даром, обещанием, на которое могло бы опереться все потомки Авраама: не только те, кто живут по заповедям Моше, но и те, кто обладают верой, подобной вере Авраама, который всем нам отец.
17 Это согласуется с книгами пророков, где записано: «Я поставил тебя отцом многих народов», пред Богом, которому он поверил, что Бог возвращает мертвых к существованию, и призывает уже несуществующее к жизни.
18 Ибо ему не на что было надеяться, однако он верил с надеждой, что на самом деле станет отцом многих народов, согласно записанному о нём: «Таким же многочисленным будет потомство (семя) твое» (Бытие 15:5)
19 Его вера не поколебалась, когда он размышлял о своем старом теле, от которого пользы было, как от мертвого, поскольку ему было уже около ста лет, или когда он размышлял о том, что чрево Сары тоже мертво.
20 Он не поколебался в вере в обещания Бога, из-за недостатка веры. Наоборот, он был силен в своей вере, за что он славил Бога, (Евр. 11:12-13)
21 ибо он был глубоко уверен, что Йеховах исполнит то, что обещал.
22 Посему это зачлось ему как праведность. ( Бытие 15:6)
23 Но слова "это зачлось ему в праведность" были написаны не только для него одного.
24 Они были написаны и в расчете на нас, которым тоже зачтется, поскольку мы верили тому, кто воскресил нашего Учителя Йешуа из мертвых,
25 Йешуа, который был предан смерти за наши грехи и возвращён к жизни, чтобы сделать нас праведными через веру.
Глава 5
1 Итак, поскольку мы теперь считаемся праведными перед Богом благодаря нашей вере, будем пребывать в мире с Богом через нашего Учителя Помазанника Йешуа.
2 Через него и благодаря нашей вере, мы имеем доступ к той благосклонности, в которой стоим; поэтому будем хвалиться надеждой на участие в Божьей славе.
3 Но, не только этим, давайте же хвалиться и нашими страданиями; поскольку знаем, что страдания вырабатывают терпение,
4 терпение вырабатывает стойкость характера, а стойкость характера вырабатывает надежду;
5 и эта надежда не устыдит нас, потому что божья любовь к нам уже излита в наши сердца посредством силы духа божьего, данного нам.
6 Ибо когда мы были бессильны, в нужное время, Помазанник умер за неправедных людей.
7 Трудно найти того, кто отдаст свою жизнь даже за праведника, хотя, возможно, ради по-настоящему доброго человека кто-нибудь и решится умереть.
8 Однако Бог проявил свою любовь к нам в том, что Помазанник умер ради нас, когда мы все были грешниками.
9 Потому, если сейчас мы признаны праведными благодаря его жертвенной смерти с пролитием крови, то тем более будем освобождены через него от гнева Божьего суда!
10 Ибо если мы примирились с Богом посредством смерти его Сына, когда мы были врагами, тем более, будем избавлены посредством его жизни, когда мы примирились!
11 И не только будем избавлены в будущем, но уже сейчас прославляем Йеховаха за свое спасение через нашего Учителя и его Помазанника Йешуа, через которого мы получили примирение с ним.
12 И как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех вошла смерть, то смерть перешла ко всему человечеству, поскольку в Адаме все согрешили.
13 Грех был в мире еще до того, как был дан Закон, но грех не считается таковым, если нет Закона.
14 Однако, смерть господствовала от Адама до Моше, даже над теми, чьи прегрешения были не такими серьезными, как Адамово преступление прямой заповеди. Поэтому Адам стал прообразом того человека, который должен был прийти и принести себя, как выкуп.
15 Но безвозмездный дар не таков, как преступление. Ибо если за преступления одного человека стали умирать все люди, то насколько божий дар, подаренный им через Помазанника Йешуа, избавляет многих!
16 Нет, безвозмездный дар не таков, как последствия согрешений одного человека; ибо через одного грешника начался суд, принесший осуждение для всех; а безвозмездный дар дан после многих преступлений и несёт оправдание для всех.
17 Ибо если за преступления одного человека смерть стала царствовать через этого одного человека, насколько же более принимающие преизбыточный дар праведности через веру, будут царствовать в жизни через одного человека -Помазанника Йешуа!
18 Другими словами, как через одно преступление все люди попали под осуждение, так, через один праведный поступок все люди могут быть оправданными.
19 Ибо подобно тому, как через непослушание одного человека многие сделались грешниками, так же через послушание другого человека, многие сделаются праведными.
20 Закон заповедей появился позже, и через него преступления стали умножаться; но там, где умножается грех, ещё более умножается и благосклонность.
21 Всё это произошло, чтобы подобно тому, как грех царствовал над людьми посредством смерти, так и благосклонность Бога могла воцариться, становясь причиной праведности людей, чтобы им иметь вечную жизнь через Помазанника Йешуа, нашего Наставника.
Глава 6
1 Что тогда скажем? Давайте грешить и дальше, чтобы увеличилась благосклонность божья к нам грешникам?
2 Да не будет так! Как те, кто умертвил свои тела для греха, может жить в нем?
3 Разве вы не знаете, что те из нас, которые погружены в воду во имя Помазанника Йешуа и стали его учениками, погружены в его смерть?
4 А через погружение в его смерть мы были похоронены вместе с ним, чтобы подобно тому, как через славу своего отца Помазанник его был воскрешен к жизни, так и мы смогли иметь новую жизнь, в которой уже нет смерти.
5 Ибо если мы едины с ним в смерти, то будем объедины с ним и в воскресении из мертвых
6 Мы знаем, что прежние наши тела были пригвождены к позорному столбу, как нарушители Закона, вместе с ним, чтобы погибло все тело греха, и мы больше не пребывали в рабстве у греха.
7 Потому что умерший освободился от греха.
8 А поскольку мы умерли с Помазанником, то верим, что и жить будем вместе с ним.
9 Мы знаем, что Помазанник воскрешен из мертвых, чтобы уже никогда не умирать, так как смерть более не имеет над ним власти.
10 Ибо он умер для греха, чтобы жить для Бога.
11 Потому и вы относитесь к себе как к мертвым для греха, чтобы и вам жить для Бога, посредством вашего единства с Помазанником Йешуа.
12 По этой причине не позволяйте греху царствовать в ваших смертных телах, чтобы он не подчинил вас своим похотям.
13 Не отдавайте ни одной части своего тела греху в качестве инструмента нечестия. Напротив, предоставьте себя Богу как людей, воскресших из мертвых, а различные части своего тела Богу в качестве инструмента праведности.
14 Посему грех не будет иметь власти над вами, так как вы не под Законом заповедей, а под милостью божьей.
15 Какой вывод? Будем грешить, потому что мы не под Законом, а под милостью божьей? Да не будет этого!
16 Разве вы не знаете, что если попадете к кому в рабство, то становитесь рабами того, кому подчиняетесь, либо греху, влекущему вас к смерти, либо послушанию, влекущему вас к праведности?
17 По милости божьей вы, бывшие ранее рабами греха, подчинились всем сердцем тому учению, которому теперь научены,
18 и освободившись от рабства греха, вы стали рабами праведности.
19 Я говорю как человек, знающий о слабости нашей человеческой плоти. Подобно тому, как вы ранее предоставляли различные части своего тела в рабство лжи и беззакония, теперь предоставьте все части вашего тела в рабство праведности, ведущие вас к делам праведным.
20 Когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности.
21 Какой плод вы имели тогда, которого и сейчас стыдитесь? Плодом ваших прежних дел была смерть.
22 А сейчас, освободившись от греха, и став рабами Бога, вы имеете плод святости, и как результат жизнь вечную.
23 Ибо результат греха есть смерть, а вечная жизнь в Помазаннике Йешуа, нашем Наставнике, есть результат послушания Богу, как безвозмездный дар Йехохаваха всем любящим его.
Глава 7
1 Разве вы не знаете, братья, я обращаюсь к тем, кто понимает Закон Моше, что Закон заповедей имеет власть над человеком лишь до тех пор, пока он жив?
2 К примеру, замужняя женщина связана Законом со своим мужем лишь до тех пор, пока он жив. Если же муж умрет, она освобождается Законом от своего замужества.
3 Поэтому, если она при живом муже выйдет замуж за другого мужчину, будет считаться прелюбодействующей. Если муж ее умрет, то она свободна от Закона, и не совершит прелюбодеяния, если она выйдет замуж за другого мужчину.
4 Так и вы, братья мои, умерли для Закона заповедей, включая и десять заповедей, записанных на каменных скрижалях, посредством тела Мессии, чтобы принадлежать другому, тому, кто был воскрешён из мёртвых, чтобы приносить плод Богу.
5 Когда мы жили по плоти нашей, то страсти и грехи обнаруживаемые посредством Закона заповедей, работали с частями нашего тела, чтобы приносить плод смерти.
6 Теперь мы освободились от наказания по Закону заповедей, и умерли для него, чтобы служить не по букве Закона, а по духу.
7 Что на это скажем? Закон ли делает нас грешниками перед Богом? Никак! Роль Закона заповедей была в том, что без него я не знал, что такое грех. Мог бы я не осознать, что такое похоть, если бы в Законе не было записано: «Не пожелай». (Исх 20:17, Втор 5:21)
8 Но грех, пользуясь возможностью, предоставленной заповедью, произвел во мне все возможные неправедные желания, а вне Закона Моше грех мертв.
9 Ранее я жил вне Закона. Но когда для меня появилась заповедь, то грех ожил,
10 и я умер. Заповедь, которая должна была дать мне жизнь, стала несущей смерть!
11 Ибо грех, пользуясь возможностью, предоставляемой заповедью, обольстил меня, а посредством заповеди грех умертвил меня.
12 Посему Закон свят, и заповедь Закона свята, справедлива и добра.
13 Неужели добрым источник стал приносить смерть? Никак! Грех производил во мне смерть посредством доброго Закона, чтобы с помощью заповеди Закона, я осознал свою безграничную греховность.
14 мы знаем, что Закон дарован нам духом божьим, но я имея тело из плоти, продан в рабство греху.
15 Поэтому я не делаю того, что хочу делать, а вместо этого, делаю то, что делать не желаю!
16 Итак, если я поступаю так, как не хочу поступать, то я соглашаюсь с тем, что Закон добр.
17 Но уже не я поступаю так, но грех, поселившийся во мне.
18 Я знаю, что нет внутри меня ничего доброго, то есть в моей плоти. То есть я желаю делать добро, но не могу!
19 Я не творю добро, как желаю этого, а творю зло, которого не желаю!
20 Но если я делаю то, чего не хочу делать, то уже не я это делаю, а грех, поселившийся во мне.
21 Потому я наблюдаю действие правила: когда мне хочется творить добро, вместо него делаю злое!
22 Итак, внутри себя я нахожу удовольствие в Законе Моше.
23 но в членах своего тела я вижу другое правило, которая противостоит Закону Моше в моем разуме, и делает меня рабом греха, действующей в разных моих частях.
24 Как же я жалок! Кто спасет меня от этого тела, приговоренного к смерти?
25 Благодарю Йеховаха, моего спасителя, который показал мне путь спасения своего, через Помазанника Йешуа, нашего Наставника!
Умом я раб Закона заповедей божьих, но по своей плоти я раб греха.
Глава 8
1 Посему не может быть никакого осуждения тем, которые в Помазаннике Йешуа живут, не по плоти, а по духу.
2 Почему? Потому что закон духовный, который есть жизнь в Йешуа Помазаннике, освободил меня закона греха и смерти.
3 Итак, то что не смог сделать сам по себе Закон заповедей, не имея силы привлечь слабую плоть к повиновению, сделал Бог, послав своего Сына, как жертву, для искупления наших грехов, и осудил уже не нас, а грех, который лежит в нашей плоти.
4 чтобы справедливые требования Закона исполнились в нас, живущих не по плоти, но согласно духу божьему, если этот дух живет в нас.
5 Те люди, которые отождествляют себя со своей плотью, занимают разум заботами угождения своей плоти, а те, кто считает себя духовными, занимают свой разум тем, что от духа божьего.
6 И потому разум руководимый плотью приводит к смерти, а разум руководимый божьим духом ведет к жизни вечной.
7 Так как разум, руководимый плотскими желаниями враждебен к Богу, поскольку он не покоряет себя божьему закону, и не способен на это.
8 Потому, люди, живущие по закону плоти, угодить Богу не могут.
9 Вы же отождествляйте себя не со своей плотью, а с духом, если только дух Йеховаха вмещается в вас, так как всякий, не имеющий духа Помазанника, не принадлежит Помазаннику.
10 Но, если Помазанник в вас, то тело ваше мертво для греха; то дух жив для вашей праведности.
11 И если дух Йеховаха, который воскресил Йешуа из мертвых, живет в вас, тогда воскресивший Помазанника Йешуа воскресит к жизни вечной вашим мертвые тела посредством живущего в вас его святого духа.
12 Итак, братья, мы ничем не обязаны нашей плоти, чтобы жить по плоти.
13 Если вы живёте по плоти, то несомненно умрете; но если вы живете по духу и непрестанно умерщвляете дела плоти, тогда вы будете жить.
14 Все водимые божьим духом, становятся сыновьями Бога, который им этот дух посылает через Йешуа для спасения.
15 Итак, вы получили не дух рабства, чтобы снова жить в страхе, за свою жизнь, но вы получили духа, усыновляющего нас, благодаря которому мы взываем: «Авва! Папочка!»
16 И дух божий свидетельствует духу нашему, что мы являемся детьми Йеховаха. (Гал. 4:6-7)
17 а если мы дети, то мы и наследники, подлинные наследники Бога, сонаследники с Помазанником, если только мы страдаем вместе с ним, чтобы вместе с ним и прославиться.
18 Не думаю, что страдания, которые мы сейчас переносим, сопоставимы с той славой, которая откроется нам в будущем.
19 Все творение с нетерпением ожидает откровения сынов божьих.
20 Потому что все творение покорилось своей безысходности не по своей воле, а по воле покорившего его в надежде,
21 что и оно будет освобождено от ярма смерти и насладится свободой, сопутствующей славе детей божьих.
22 Мы знаем, что до сего дня все творение плачет, и мучится;
23 и не только творение, но и мы сами, имея первые плоды духа, живем внутри в постоянном ожидании того момента усыновления, то есть времени, когда всё наше тело будет искуплено и освобождено.
24 Именно в этой надежде мы видим свое спасение. Однако, если мы видим то, на что надеемся, то это уже не надежда, а знание; кто же надеется на то, что он уже видит?
25 Если мы надеемся на то, что не видимо, то терпеливо ожидаем исполнения нашей надежды.
26 Подобным образом, дух помогает нам, в чем мы слабы; ведь мы не знаем, о чем нам молиться. Но дух божий ходатайствует за нас стенаниями, которые невозможно выразить словами;
27 и только тот, кто исследует сердца, точно знает, о чём помышляет его дух, потому желания дух божьего, живущего в нас, совпадают с тем, чего желает Бог.
28 Кроме того, мы знаем, что Бог делает так, что все происходящее содействует благополучию тех, кто любит его,
29 поскольку тем, кого он заранее знал, он предопределил преобразоваться по образу своего Сына, чтобы и он мог стать первенцем, как и его братьев;
30 а тех, кого он предопределил, он и призвал, а призванных он оправдал; а оправданных прославил!
31 Что же все это означает? Если Йеховах за нас, то кто может быть против нас?
32 Тот, кто не пожалел собственного Сына, но отдал его ради нашей пользы, то возможно ли, что отдав нам своего Сына, он не даст нам и всего остального, что связано с ним?
33 Кто обвинит избранников божьих, если Йеховах их правдывает?
34 Кто осудит их, если Помазанник Йешуа умер за них, и теперь, после своего воскресения ходатайствует за них, находясь правую руку от Бога?
35 Кто отделит нас от любви Помазанника божьего? Бедствия? Трудности? Гонения? Голод? Нищета? Опасность? Война?
36 Как записано у пророков: «Ради тебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания». (Пс. 43:23)
37 Но, среди всего этого мы более чем победители, потому что он возлюбил нас.
38 Ни смерть, ни жизнь, ни вестники с неба, ни правители, ни армии, ни все существующее ныне, ни то, что будет существовать,
39 ни власти небесные, ни власти земные, и ни какое-либо другое творение не сможет отлучить нас от любви Йеховаха проявленную через его Помазанника Йешуа.
Глава 9
1 Я говорю истину в Помазаннике, и не лгу, о чем совесть моя ведомая духом святым свидетельствует мне,
2 что велика моя печаль и боль, не покидающая моё сердце,
3 что я желал быть отлученным от Помазанника, если бы это помогло моим братьям, родным мне по плоти и крови,
4 то есть народу Израиля, которому принадлежит усыновление и слава, и заветы, а так же служение и обещания, данные Богом в Законе Моше;
5 их патриархи, и от них произошел, и Помазанник Йешуа по плоти. Да вечно прославляем Бог, который стоит за всем этим. Да, будет так!
6 Это не означает, что Слово Божье не исполнилось.
Ибо не всякий потомок Израиля по плоти является частью Израиля духовного.
7 Потому что не все потомки Аврахама являются его названным семенем, потому что "ибо в Йцхаке (Исааке) наречется тебе семя. (Быт. 21:12; 2Пар. 20:7, Пс. 104:6)
8 Это означает, что не все потомки Аврахама становятся детьми Бога, но только те, к которым относится обещание называться его семенем,
9 А в обещании Бога записано так: «В назначенный срок буду я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». (Быт. 18:14)
10 Еще более примечателен случай Ривки(Ревеки); ведь оба ее ребенка были одновременно зачаты от Йцхака(Исаака), нашего отца;
11 но прежде, чем они родились, и прежде чем они сделали хорошее или плохое, чтобы усмотреть в них правого на основании их дел, божий замысел осуществлялся вне зависимости от их поступков, а по усмотрению самого Бога,
12 и зависел не от дел, а от призывающего их, ей было сказано: «старший будет служить младшему» (Быт. 25:23).
13 Это соответствует написанному: « и однако же я возлюбил Иакова,
а Исава возненавидел» (Мал. 1:2-3).
14 Неужели, мы должны сказать, что Бог поступает несправедливо? Никак!
15 Потому что он говорит Моше: «и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.» (Исх 33:19).
16 Итак, это не зависит от желания людей или от их усилий, но от Бога, обладающего милостью.
17 Ибо Писание говорит фараону: «но для того я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу мою, и чтобы возвещено было имя мое по всей земле. (Исх. 9:16)
18 Итак, он милосерден к тем, к кому хочет, и ожесточает тех, кого хочет.
19 Возможно вы скажете мне, тогда почему он недоволен нами? Кто может противиться его воле?»
20 Кто ты, человек, чтобы оспаривать Бога? Скажет ли изделие о сделавшем его: «Зачем сделал меня таким?»(Ис. 29:16, 45:9)
21 Неужели гончар не вправе сделать из одного куска глины вазу для красивых цветов, а из другого куска ночной горшок?
22 Что с того, что Бог, пожелал показать свой гнев и обнародовать свое могущество, тем не менее, был терпелив и снисходителен по отношению к людям, которые заслуживают наказания и достойны гибели?
23 Что с того, если он делал это, чтобы показать богатство славы своей тем, к кому обращена его великая милость, и кого он предназначил для славы -
24 то есть нам, призванным не только из числа иудеев, но и из числа не иудеев, или язычников?
25 Вот как Бог говорит через пророка Хоше (Осию): «и помилую непомилованную, и скажу не моему народу: «ты мой народ», а он скажет: «ты мой Бог!» (Ос. 2:23, 1:10)
27 Пророк Йешаягу(Исаия), обращаясь к Израилю, взывает: Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песка морского, лишь остаток его спасется.
28 Йеховах сдержит свое слово на земле без промедления.» (Ис.10:22-23)
29 И пророк Йешаягу сказал ранее: «Если бы Йеховах Цваот (Иегова Саваоф) не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. (Ис. 1:9)
30 Итак, мы должны сказать, что неиудеи, или язычники, хотя и не стремились к праведности от Закона заповедей, обрели эту праведность по вере.
31 Тогда как народ Израиля, хотя и продолжал следовать Закону заповедей, предлагающей праведность, так и не достиг законной праведности.
32 Почему? Потому что они пытались достичь праведности не по вере, а исполняя дела Закона, и закономерно, споткнулись о камень преткновения. «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.» (Ис. 8:14)
33 Вот как об этом записал пророк:» Посему так говорит Йеховах Бог: вот, я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.» (Ис. 28:16).
Глава 10
1 Братья, глубочайшее желание моего сердца и моя молитва к Богу о спасении Израиля.
2 Могу подтвердить, что они ревностны к Богу. Однако ревность эта основывается на неверном понимании.
3 Они игнорируют праведность, которую желает Бог, а вместо него изобретают собственную праведность, не подчиняясь божьей праведности.
4 Именно Йешуа Помазанник это цель всего Закона заповедей Моше, который позволяет стать праведным, каждому верующему в него.
5 Ибо Моше пишет о праведности, основанной на Законе заповедей: «Соблюдайте постановления мои и законы мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Йеховах.» (Лев. 18:5)
6 А праведность от веры Богу говорит:«Не говори в своем сердце кто взойдет на небо, чтобы заявить, что Помазанник не попал на небо к Богу», как праведник.
7 Не говори, кто сойдет в шеол (могилу), заявляя, что Помазанник не воскрес из мертвых как праведник. (Вт. 30:11-14)
8 Но что говорит Писание? «близко к тебе слово, на твоих устах и в сердце твоем». Это есть слово, которое мы провозглашаем:
9 если ты проповедуешь устами, что Йешуа твой Учитель, и веришь в сердце своем, что Бог воскресил его из мертвых, как праведника, то будешь спасен.
10 Потому что сердцем веруют, что каждый верующий в него будет объявлен праведником, и всякий кто проповедует о нем своими устами будет жить.
11 «Посему так говорит Йеховах Бог: вот я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: всякий верующий в Йешуа не будет осужден» (Ис 28:16)
12 Это означает, что между иудеем и язычником, как называют законники неиудеев, нет различия, Йеховах Бог один и тот же для всех, щедрый ко всякому, призывающему Его,
13 «И будет: всякий, кто призовет имя Йеховаха, спасется.» как иудей, так и неиудей. (Иоил. 2:32)
14 Но как можно взывать к тому, кому не поверили? Как можно поверить в праведность того, о ком не слышали? И как можно услышать, если никто не проповедует о нем?
15» Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир с Йеховахом через Помазанника, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Йеховах Бог твой!» (Ис 52:7)
16 Но не все послушались доброй вести от Бога. Ибо Йешаягу (Исаия) говорит: «Йеховах, кто поверил услышанному от нас?» (Ис.53:1)
17 Итак, вера приходит от услышанного, а услышанное от Слова Бога.
18 Но быть может, они не слышали, спрашиваю я?" Напротив, возражает Писание: «По всей земле проходит голос их, и до пределов вселенной слова их.» (Пс 18:5).
19 Но, может быть, Израиль не понял, спрашиваю я? «Я возбужу в вас ревность, не народом, вызову у вас гнев народом непонимающим» (Втор 32:21).
20 Пророчество Йешаягу (Исайи) гласит: «Я открылся не вопрошавшим обо мне; меня нашли не искавшие меня» (Ис 65:1)
21 А Израилю он говорит с упреком: «Всякий день простирал я руки мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям»
(Ис 65:2).
Глава 11
1 Я спрашиваю тогда, неужели Бог отрекся от своего народа? Никак! Ведь и я сын Израиля, от семени Авраама, из колена Биньямина Вениамина.
(2 Пар20:7; Пс104:6)
2 Бог не отрекся от своего народа, который он знал наперед. Разве вы не знаете, какой ответ дает Бог своему пророку Элиягу (Илии), когда тот жалуется Богу на Израиль: (Ис.12:22, Пс. 93:14)
3 "Йеховах, пророки твои убиты и жертвенники твои разрушены, лишь я один остался, а теперь и меня хотят убить!» (3Цар19:10, 14)
4 Божий ответ гласит: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом». (3Цар19:18)
5 То же самое и в нынешнее время: есть остаток, избранный из милости.
6 Но, если из милости, то значит, не на основании Закона Моше, иначе милость перестала бы быть милостью.
7 Это значит, что Израиль не достиг цели, к которой стремился. Но избранные, по милости божьей, достигли её, но остальные сделались жестокосердными, как Каин стал жестокосердным к его брату Авелю, и убил его.
8 Как записано в Писаниях пророков Израиля (Танахе): «Йеховах дал им дух усыпления — глаза невидящие, уши неслышащие вплоть до сего дня» (Втор. 29:4, Ис29:10)
9 И Давид духом божьим изрек: «Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их западнею;
10 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда.» (Пс. 68:23-24)
11 Тогда спрашиваю я, не споткнулись ли они, чтобы отпасть навсегда? Никак! Но благодаря тому, что они преткнулись, избавление пришло к неиудеям, то есть язычникам, чтобы возбудить ревность в иудеях.
(Втор 32:21)
12 Теперь, когда их преткновение обогащает мир, а их осуждение дает преимущество неиудеям, то есть язычникам не живущими по Закону Моше, тем больше возможностей для восстановления всего Израиля, как колена Иуды, так и языческих колен.
13 Однако вам, язычники, я посланник, направленный к язычникам, как называют вас иудеи, говорю вам в убеждении, и
14 в надежде, что мне удастся возбудить ревность у родственников из моего народа по плоти, и спасти некоторых из них!
15 Ведь если отвержение Йешуа с их стороны несет примирение с Богом остальному миру, то что же принесет принятие Йешуа, кроме жизни из мертвых!
16 Далее, если первые плоды маслины святы, то и весь корень маслины свят. А если корень маслины свят, то и ветви святы.
17 Но, если некоторые из природных ветвей отломились, а ты, как дикая маслина, была привита посреди них, и стала наравне с природными ветвями пользоваться богатством святого корня маслины,
18 то не хвались, будто ты лучше природных ветвей! Но, если ты хвалишься, помни, что не ты поддерживаешь корень, а корень поддерживает тебя.
19 Может быть, ты скажешь: «Ветви отломились, чтобы я привился.»
20 Хорошо! Они отломились из-за своего неверия Богу. А ты держись веры Богу. Не будь самонадеян, но бойся!
21 Если Бог не пожалел природные ветви, то, не пожалеет и тебя!
22 Потому внимательно приглядись доброте и строгости Бога. Это строгость по отношению к отломившимся ветвям, и доброта по отношению к тебе, лишь, если ты сам хранишь себя в этой доброте! В противном случае и ты будешь отсечен!
23 Ну, и те ветви, если не станут упорствовать в неверии Богу, привьются, потому что Бог силен привить их снова.
24 Ибо если ты был отрезан от дикой маслины и привит, вопреки природе, к культурной маслине, насколько же проще эти природные ветви привьются назад к своей маслине!
25 Я же, братья, хочу, чтобы вы осознали истину, которую Бог прежде хранил в тайне, но теперь открыл, чтобы вы не думали, что знаете больше того, что есть на самом деле. Жестокосердие, нашло на Израиль до тех пор, пока не войдет полное число неиудеев (язычников). (Быт 48:17-19)
26 и что именно таким образом все колена Израиля будут спасены. Как записано пророкам: « И придет искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Йеховах. И вот завет мой с ними, говорит Йеховах... когда я прощу им грехи их» (Ис. 59:20-21, 27:9 ).
28 В отношении доброй вести они ненавидимы ради вас. Но в отношении избрания, они любимы ради патриархов,
29 поскольку божьи дары и его призвание не подлежат пересмотру.
30 Подобно тому, как вы сами прежде были непослушны Богу, но теперь помилованы из-за непослушности Израиля,
31 так и Израиль непослушен сейчас, чтобы быть помилованным Богом, если вы проявите к нему ту же милость, которую Бог проявил к вам.
32 Ибо Бог заключил всё человечество в непокорности, чтобы проявить милость ко всем.
33 О глубина богатства, мудрости и познания Бога! Как непостижимы его суды! Как неисследимы пути его!
34 «Ибо кто познал ум Йеховаха? Кто был Ему советником?» (Ис 40:13)
35 Или, кто давал ему что-нибудь, чтобы он должен был возвратить?»
(Иов 41:3)
36 Ибо от него и через него и для него все происходит.
Ему принадлежит слава вовеки! Истинно так!
Глава 12
1 Потому призываю вас, братья, ввиду божьего милосердия, принесите себя в жертву, живую и угодную Богу, которое и есть, нынешнее храмовое служение ваше.
2 И не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуйтесь через обновление вашего ума, чтобы достичь познания, того, что есть добро, и что радует, и что совершенно для Бога.
3 На основании оказанной мне милости, говорю каждому из вас, не будьте о себе слишком высокого мнения. Трезво оценивайте самих себя на основании той веры, которую Бог уделил каждому из вас.
4 Подобно тому, как многие из членов составляют одно тело, но каждый из членов тела выполняет свою функцию;
5 так и мы, все вместе составляем одно на всех тело Помазанника Йешуа, и каждый из нас служит членом этого общего тела.
6 Но дары духа божьего у каждого разные, и поэтому каждый пользуется своим талантом по дарованной ему божьей милости. Если имеешь дар пророчества – пророчествуй, в соответствии с твоей верой,
7 если умелый проповедник – пребывай в проповеди; если способный учитель – пребывай в учении,
8 если можешь утешать - утешай, со всей искренностью, если можешь управлять - управляй с прилежанием, если имеешь дар милосердия, проявляй свой дар с радушием.
9 Любовь ваша да не будет лицемерной. Отвращайтесь от зла и прилепляйтесь к добру.
10 Любите друг друга братской любовью, опережая друг для друга в проявлении уважения.
11 Будьте усердны и ревностны в своем служении Наставнику.
12 Утешайтесь надеждой, проявляйте терпение в испытаниях и настойчивость в молитвах.
13 Делитесь в нужде со святыми, и будьте к ним гостеприимны.
14 Будьте милостивы к преследующих вас, проявляйте к ним милость, а не проклинайте!
15 Радуйтесь с радующимися, и плачьте с плачущими.
16 Сочувствуйте друг другу, не будьте тщеславными, сотрудничайте со смиренными. Не будьте мудрыми в глазах своих.
17 Не отвечайте злом за зло, но старайтесь делать добро перед всеми.
18 В той мере, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми людьми.
19 Не ищите возможности отомстить, возлюбленные, но дайте возможность проявиться божьему гневу, как написано у пророков: « У меня отмщение и воздаяние» - говорит Йеховах (Втор 32:35)
20 Писание так же говорит: " Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая это, ты собираешь горящие угли на голову его, и Йеховах воздаст тебе.» (Пр. 25:21,22)
21 Посему, не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром.
Глава 13
1 Каждый из вас да будет послушен высшим властям, и поскольку нет власти, которая не была бы от Бога, а все существующие власти установлены Йеховахом.
2 Всякий, кто противится властям, противится установленному Богом, а противящиеся навлекут на себя осуждение.
3 Правители не страшны для тех, кто делает добро, а страшны для тех, кто поступает плохо. Хочешь не опасаться человека, облеченного властью? Тогда делай добро, и получишь его одобрение,
4 Правитель это божий слуга, ради твоего блага. Но если делаешь зло, бойся его! Потому что не напрасно в его руках сила власти, которую он имеет как божий слуга, чтобы наказывать делающих злое.
5 Посему повиноваться власти следует не только из страха наказания, но и по совести.
6 Потому вы и налоги платите властям, что они являются служащими Богу, постоянно исполняющие свои обязанности,
7 платите всем, кому вы должны, тем что должны: сборщику налогов -платите налоги; сборщику таможенных сборов - таможенный сбор; платите страхом, платите уважением, платите почестями, тем кому вы должны.
8 Не оставайтесь ни перед кем в долгу, за исключением любви друг ко другу; потому что тот, кто любит ближнего своего, исполнил Закон Моше.
9 Ибо заповеди: «Не прелюбодействуй, не убивай, не воруй, не пожелай (чужого)» (Исх. 20:13-14, Втор. 5:17-18), и остальные, заключены в одном правиле: «Люби ближнего своего, как самого себя» (Лев.19:18)
10 Любовь не причиняет вреда ближнему, а потому любовь это исполнение Закона Моше.
11 Кроме того, вы знаете, что пора пробудиться ото сна, поскольку окончательное избавление ближе к нам, чем когда мы уверовали.
12 Ночь почти прошла, и рассвет дня уже близко. Посему отложим дела тьмы и вооружимся светом.
13 Будем вести себя достойно, как ведут себя люди в дневное время, не пиршествуют и не пьянствуют, избегают безнравственности и распутства, не ссорятся и не завидуют.
14 Подражайте Наставнику вашему Помазаннику Йешуа, и не тратьте время напрасно заботясь о греховных желаниях плоти.
Глава 14
1 Помогайте слабым в вере, не осуждая их в мыслях своих.
2 Так один из вас уверен, что можно есть всякую пищу, тогда как другой, чья вера слаба, ест только овощи.
3 Потому тот, кто есть любую пищу, не должен быть высокомерен к воздерживающим от нее; а воздерживающийся не должен осуждать того, кто ест всякую пищу, поскольку Бог принял их обоих.
4 Подумай, кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Это перед своим хозяином он либо выстоит, либо падет, и будет восстановлен, ибо хозяин в силах поднять его.
5 Один из вас полагает, что некоторые дни важнее, чем другие, а другой полагает, что все дни одинаковы. Пусть каждый из них поступает согласно своего мнения.
6 Тот, кто выделяет важный день, делает это, чтобы почтить Наставника. И тот, кто ест любую пищу, ест, чтобы почтить Наставника, и благодарит за нее Бога. А то кто воздерживается от пищи, чтобы почтить Наставника, тоже благодарит за нее Бога.
7 Никто из нас не живёт только для себя, и никто из нас не умирает для себя;
8 Если мы живем, то живем для Бога; а если умираем - умираем для Бога. Итак, живём ли мы или умираем, мы принадлежим Богу -
9 ведь именно по этой причине Помазанник умер и ожил, чтобы Йеховах через его жертву, мог быть, не только Богом живых, но и Богом мертвых.
10 В таком случае, почему ты осуждаешь своего брата? Или почему смотришь свысока на своего брата? Ведь все мы предстанем перед престолом Помазанника, который будет судить нас;
11 как написано в Писаниях: «Жив я, говорит Йеховах, из уст моих исходит правда, слово неизменное, что предо мною преклонится всякое колено, мною будет клясться всякий язык» (Ис 45:23)
12 Итак, каждому из нас даст ответ за себя перед Богом.
13 Поэтому не будем осуждать друг друга, а лучше согласимся с суждением , что не следует ставить камень преткновения на пути у брата.
14 Я знаю, точнее, Наставник Йешуа убедил меня, что ничто не является нечистым само по себе. Но если кто-либо считает что-то нечистым, как это записано в Законе Моше, тогда для него оно нечисто;
15 и если твой брат огорчается из-за пищи, которую он считает нечистой по Закону Моше, а ты ее ешь, значит, ты поступаешь не по любви. Не губи ради своих предпочтений в пище того, за кого умер Помазанник!
16 Избегайте, чтобы то, что хорошо для вас, воспринималось как плохое;
17 поскольку царство Йеховаха заключается не в еде и питье, а в праведности, мире и радости в силе божьего духа.
18 Всякий, кто подобным образом служит Помазаннику, тот угождает Богу и заслуживает похвалу от людей.
19 Итак, давайте стремиться делать только то, что приводит к миру и взаимному назиданию.
20 Не разрушайте божье дело из-за пищи. Любая пища чиста, даже пища с кровью, хотя Закон Моше запрещает есть кровь. Однако плохо, когда твоя пища становится преткновением для брата твоего.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, что заставляет твоего брата споткнуться.
22 Ты имеешь веру? Тогда имей ее перед Йеховахом! Свои же убеждения о подобных вещах сохрани между собой и Богом. Счастлив человек, который не осуждает себя в том, что он сам выбирает!
23 А сомневающийся, навлекает на себя осуждение, если ест, то, что считает есть нельзя, поскольку его действия не основаны на вере. А всё, что не основано на вере есть грех.
Глава 15
1 Итак, мы, сильные, обязаны сносить слабости малосильных, а не угождать себе.
2 Каждый из нас должен помогать своему ближнему и заботиться о его благополучии, укрепляя его.
3 Поскольку и Помазанник не угождал себе, но, как говорит Писание:
4 «Злословия злословящих тебя падают на меня» (Пс 68:10). Ибо всё, что было написано пророками Йеховаха прежде, написано для того, чтобы научить нас, дабы слова Писания помогали нам терпеливо держаться нашей надежды.
5 И пусть Бог, источник утешения и терпения, даст вам такое отношение друг ко другу, каким обладал его Помазанник Йешуа,
6 чтобы вы могли единодушно, единым голосом прославить Бога и Отца нашего Наставника Йешуа Помазанника.
7 Итак, принимайте друг друга дружелюбно, подобно тому, как Помазанник принял вас в божью славу.
8 Ибо я говорю, что Помазанник стал слугой обрезанных, чтобы подтвердить верность Бога в исполнении обещаний, данных патриархам,
9 и чтобы показать его милосердие, побудив неиудеев, то есть язычников Израиля, прославлять Йеховаха, как записано в Писании: «Потому я признаю тебя среди язычников, и восхвалю твоё имя».(2 Цар 22:50, Пс 17:50)
10 И ещё написано: «Возрадуйтесь, язычники, вместе с его народом».
(Вт 22:43)
11 И ещё: «Восхвалите Йеховаха, все язычники! Да хвалят его все народы!»
(Пс 116:1)
12 И ещё, Йешаягу говорит: «Корень Йишая грядёт, тот, который подымается, чтобы править язычниками; язычники возложат надежды на него» .(Ис 11:10)
13 Пусть Бог, источник надежды, наполнит вас радостью и миролюбием. Вы же продолжайте верить ему, чтобы силой божьего духа вы были преисполнены надежды.
14 Я же убеждён, братья мои, что вы полны великодушия, преисполнены знаний и вполне способны дать друг другу совет.
15 Но чтобы напомнить вам о некоторых вещах, я написал вам о них прямо, ввиду благоволения, оказанного мне Богом,
16 быть слугой Помазанника Йешуа для язычников и исполнять священнический долг распространения божьей вести, чтобы не только иудеи, но и язычники стали приемлемым приношением, святым, благодаря силе божьей.
17 Потому, будучи в Помазаннике Йешуа, я имею все основания гордиться своим служением Богу;
18 ибо я не отважусь говорить о чём-либо ином, кроме того, что Помазанник совершил через меня, через мои слова и дела, чтобы привести язычников к послушанию,
19 силой знамений и чудес, силой духа божьего. Так что везде, от Йершалаима, и его окрестностей, и до Иллирика, и других Балканских провинций Римской империи, где повсюду были рассеяны дети Израиля, я провозгласил во всей полноте весть для них о Йешуа.
20 Я взял себе за правило провозглашать весть там, где о Йешуа Помазаннике Йеховаха ещё не слышали, чтобы не строить на чужом основании,
21 но вместо этого, как говорит Писание: «Те, кому о нём не говорили, увидят, и те, кто не слышали, поймут». (Ис 52:15)
22 Это ещё одна причина, по которой мне так часто не удавалось навестить вас.
23 Но теперь, когда нет уже ни единого места в этих областях, где я был бы нужен, а также поскольку в течение многих лет я хотел приехать к вам,
24 я надеюсь навестить вас по пути в Испанию, чтобы вы могли проводить меня туда, после того, как я немного побуду с вами.
25 А сейчас я направляюсь в Йершалаим чтобы послужить святым, живущим там,
26 так как Македония и греческий Пелопоннес решили собрать пожертвования для бедняков среди святых в Йершалаиме.
27 Они сделали это с радостью, а на самом деле, они в долгу перед ними. Ведь если неиудеи, так называемы язычники Израиля, примирились через Йешуа, и приняли участие с иудеями в их духовных нуждах, тогда очевидно, что они обязаны помочь иудеям и в их материальных нуждах.
28 Итак, когда я исполню это поручение и удостоверюсь, что они получили этот плод усердия, я отправлюсь в Испанию и по пути зайду к вам;
29 я знаю, что когда приду к вам - приду с полной мерой благословений Помазанника.
30 А теперь я умоляю вас, братья, через Наставника нашего Йешуа Помазанника, и любовью духа божьего, присоединитесь ко мне в моей борьбе, молясь обо мне Богу,
31 чтобы я спасся от рук неверующих в Йехуде, и чтобы служение моё Йершалаиму было принято там святыми.
32 Тогда, если будет на то божья воля, я приду к вам с радостью и отдохну у вас.
33 И да пребудет с вами всеми Бог мира. Истинно так!
Глава 16
1 Представляю вам нашу сестру Фиву, которая служит в собрания в Кенхрее,
2 так что примите её радушно в нашем Наставнике, как и подобает святым, и окажите ей всяческую помощь, какая потребуется от вас, так как она приходила на помощь многим, в том числе и мне самому.
3 Передайте привет Прискилле и Аквиле, трудящимся вместе со мной в Помазаннике Йешуа.
4 Они рисковали своей жизнью, чтобы спасти меня; их благодарю не только я, но также все собрания не иудеев, то есть язычников Израиля.
5 Также передайте привет от меня собранию, встречающемуся у них дома.
Передайте привет моему дорогому другу Епинету, который первым во всем греческом Пелопоннесе уверовал в Йешуа, спасителя Йеховаха и его Помазанника.
6 Передайте привет Мирьям, которая усердно трудится для вас.
7 Привет Андронику и Юнии, сроднившимся со мною в Помазаннике Йешуа, и бывшим со мною в тюрьме. Среди посланников они хорошо известны, кроме того, они уверовали в Помазанника Йешуа раньше меня.
8 Привет Амплию, моему дорогому другу в Наставнике нашем.
9 Привет Урбану, нашему помощнику в Помазаннике, а также моему дорогому другу Стахию.
10 Привет Аппелесу, чья вера в Помазанника была испытана и засвидетельствована. Поприветствуйте всех из дома Аристовула.
11 Поприветствуйте моего родственника Иродиона.
12 Поприветствуйте Трифену и Трифосу, женщин, усердно работающих в нашем Наставнике. Поприветствуйте дорогого мне друга Персию, ещё одну женщину, которая сделала много полезного в нашем Наставнике.
13 Поприветствуйте Руфа, избранного в нашем Наставнике, и его мать, которая была матерью и мне.
14 Поприветствуйте Асинкрита, Флегонта, Гермеса, Патрова, Гермаса и всех братьев, находящихся с ними.
15 Поприветствуйте Филолога, Юлию, Нирея и его сестру, также Олимпана и всех избранных, находящихся с ними.
16 Поприветствуйте друг друга святым поцелуем. Все собрания Помазанника посылают вам свои приветствия.
17 Настоятельно советую вам, братья, остерегаться тех людей, которые приносят разделения и расставляют преграды, противоречащие учению, которому вы были научены, сторонитесь их.
18 Поскольку такие люди служат не нашему Наставнику Мессии, а своему животу, и с помощью приятных слов и лести они вводят в заблуждение наивных слушателей.
19 Все слышали о вашем послушании, и поэтому я радуюсь за вас. Однако хочу, чтобы вы были мудрыми в отношении к доброму, и простыми в отношении к злому.
20 Бог же, источник мира, вскоре повергнет Врага к вашим ногам.
Пусть пребудет с вами благодать нашего Наставника Йешуа.
21 Тимофей, мой спутник, посылает вам свои приветствия; также и Луций, Ясон, и Сосипатр, породнившиеся со мною в Помазаннике.
22 Я, Тертий, пишущий это письмо, приветствую вас в нашем Наставнике.
23 Приютивший меня Гай, в доме которого собирается наше собрание, приветствует вас. Эраст, городской казначей, и брат Кварт, приветствуют вас.
24 Богу же, могущему укрепить вас в соответствии с моей доброй вестью, в полном согласии с откровением тайной истины, которая состоит в провозглашении Мессии Йешуа и которая была сокрыта на протяжении многих веков
25 теперь, открыта через пророческие писания, в соответствии с заповедью вечно живущего Бога, и провозглашена всем неиудейским коленам Израиля, чтобы воспитать в них послушание веры
26 чтобы и им, язычникам по отношении к закону Моше, стать мудрыми для Йеховаха и навсегда стать его прославленными детьми через Йешуа Помазанника.
27 Благословление нашего Наставника Йешуа, да предудет со всеми вами! Да будет так!
Оценили 0 человек
0 кармы