Информационная ситуация вокруг Украинской Православной Церкви складывается таким образом, что любой повод и даже малейшая деталь, которая косвенно касается УПЦ, могут послужить для её дискредитации. Другими словами – враги Церкви однозначно ищут причины, к чему придраться.
Как говорится – был бы человек, а статья найдётся. Так случилось и в этот раз, когда тернопольская интеллигенция предъявила требования к Украинской Православной Церкви о снятии анафемы с Ивана Мазепы. В принципе, нельзя сказать, что это что-то новенькое, ведь маргинальные слои населения всегда считали анафему Мазепы безосновательной. Но так ли это на самом деле? Более того, исходя из требования к УПЦ, открываются другие интересные детали, на которых хотелось бы сосредоточить внимание.
За что Мазепу-то?
Большинство наших современников вскользь слышали о таком человеке, как Иван Мазепа. А уж об анафеме гетману вообще говорить не приходится. Ясное дело – было и было. Однако, если вопрос время от времени тормошится в националистической среде, ответ необходимо напомнить.
Часто в контексте обсуждаемого вопроса звучит обвинение в том, что анафема гетману Мазепе имела политический характер. Нужно согласиться – не без этого. Но! Оснований церковных на анафематствование было более чем достаточно.
Прежде всего – нарушение клятвы, что является довольно таки весомым аргументом. Далее – принесение присяги иноверцу – шведскому королю Карлу ХІІ, в следствие чего украинские земли подверглись нападению шведов. Были разорены храмы, осквернены святыни, убиты люди. И последнее – гетман, посредством своего предательства, хотел низвергнуть существующий государственный строй.
Даже по сегодняшним меркам преступления Мазепы весьма тяжкие. Не смотря на то, в какую эпоху была произнесена анафема, актуальность их не утрачена по сей день. Поэтому, говорить о том, что гетмана обрекли ни за что, по меньшей мере, вздорно.
Нестыковки интеллигентов
Разумеется, что требование к Церкви о снятии анафемы с Мазепы несут исключительно политический характер. Но в данной ситуации интересно другое, – оказывается, что «московская церковь», как сейчас называют УПЦ, неожиданно возымела вес в среде украинских националистов. Как иначе объяснить требование от УПЦ о снятии анафемы с гетмана?
Представим себе интеллигенцию Тернопольщины: в своём подавляющем большинстве это – либо «филаретовцы», либо униаты. С каких это пор эти слои населения начали считаться с указаниями и предписаниями «клятых москалей»? Ну даже если и так! Считаются с Церковью, – значит не всё ещё потеряно.
Но тут нестыковка получается. Если признаёте существование анафемы Мазепе (а исходя из требования, так оно и есть), значит должны согласиться и с анафемой Михаила Денисенка. Логично? Абсолютно! А если и Филаретова анафема имеет место быть, почему же тогда этот человек имеет вес в вашей среде? Анафема – значит анафема. Можно, разве что, представить, как ваши последователи через 200-300 лет будут требовать снять с Денисенка анафему, как вы сейчас сетуете по Мазепе. Словом – определитесь!
Вадим Задорожный
Оценили 7 человек
17 кармы