Русские монахи на Афоне

13 3595

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

(Мф. 16:24)

Почему мы взяли цитату из евангелия от Матфея в качестве эпиграфа? Потому что в этой статье речь пойдет о монахах. И не о простых монахах, а о настоящих подвижниках, которые прославили Христа всей своей жизнью. Всех их обьединяет одно – Святая Гора Афон.

Стоит отметить тот факт, что Православный мир в 2016 году отмечает тысячелетнее присутствие монашества из Руси на Святой Горе. Впервые присутствие таких монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.

В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы. Примечательным есть то, что первой Покровительницей русcких афонитов стала именно Богородица, которая считается игуменьей Святой Горы.

Полуостров Афон – это 60 километров береговой линии, посередине – гора высотой до двух километров. На сегодняшний день – это место, где спасаются миллионы людей. Одни обретают веру, живя там. Другие – глядя на великих подвижников современности.

Мы подготовили Вашему вниманию подборку из жизнеописаний нескольких афонских старцев – выходцев из территории исторической Руси, которые оставили свой след в истории Православия.

Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620)

По происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня (современная Львовская область). Биографические данные о Вишенском весьма скудны. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.

Приблизительно в 70-х годах XVI века, из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой, стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Литературную деятельность начал одновременно с острожской группой полемистов, в частности, Василием Суражским.

В 1621 года Киевский Собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Русь. О том, посетил ли Иоанн Русь, ничего не известно. Умер около 1630 года, оставив после себя добрую память среди афонитов.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

Родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства желал стать монахом, но по настоянию отца поступил на военную службу. Уволившись с нее, отправился в 1892 году на Афон, где был пострижен в русском монастыре св. Пантелеимона. В 1911 году принял схиму с именем Силуан.

Согласно его биографии, составленной его учеником архим. Софронием (Сахаровым), с самого начала послушничества стяжал дар молитвы. В то же время испытал и многочисленные искушения. Его воспоминания, размышления были заботливо сохранены о. Софронием и изданы им. Скончался старец в 1939 году, прославлен в 1988 году Константинопольским Патриархатом.

Архминдрит Софроний (Сахаров) (1896 – 1993)

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв, здоровье его стало поправляться.

В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.

Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.

Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, вдали от Святой Горы Афон.

Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «...я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге...».

Преподобный Паисий Величковский (1722 - 1794)

Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г., в возрасте 36 лет, был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Афонский Казак Пантелеимон

На завершение этого обзора мы хотели бы оставить для Вас что-то интересное. В нашем понимании, «Афонский Козак Пантелеимон» – это такой себе собирательный образ, в котором сочетались все известные и неизвестные монахи, пришедшие с территории исторической Руси.

Совсем недавно украинскими исследователями на Афоне был обнаружен старинный скит «Черный Выр». Как показывают документы, эта община была основана запорожскими казаками (!) в 1747 году.

На сегодняшний день ведутся исследования этого воистину сакрального для наших соотечественников места. Это память, это история, этот монастырь – настоящий свидетель духовности запорожских казаков. Верим, что в скором времени этот скит будет восстановлен и наполнен историческими потомками первых жителей этой святой обители.

 Диакон Тарас Футрук

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Обсудить
  • Не было отродясь русских монахов , тем паче афонских.
  • Спасибо 3а подборку!!!! Есть 3аветная мечта-хоть одним гла3ком увидеть Афон,хоть и3дали!! Ра3 женщинам нель3я посещать Афон, то хоть и3дали просто посмотреть!!!!
  • +++)