Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение.
Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (Правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение
До начала ХХ века Николай было одним из самых популярных имён. Почему же так случилось, что слава о святителе разнеслась по всему миру? Может быть потому, что его жизнь была настолько известна и популярна, что память о ней сохранилась через века? Нет, братья и сёстры, о его жизни, вплоть до последнего времени, было мало что известно. В древних жизнеописаниях есть большая путаница в отношении биографии Николая Чудотворца. Житие Николая Мир Ликийского и Николая Пинарского (Синайского) перепутались друг с другом, т. к. оба жили в одно время, оба были из Ликии, оба – архиепископы и оба почитались как чудотворцы. Эти совпадения привели ко многим заблуждениям и просуществовали не один век. Церковные историки знают эту проблему. Серьёзные научные исследования биографии Николая Чудотворца появились сравнительно недавно.
Жизнь и слава Николая Мир Ликийского – пример того, что истинная святость не нуждается в документальном биографическом подтверждении. Она, сама по себе, является самодостаточным и очевидным фактом. Мы почитаем святых не потому, что читали о них и знаем их биографию. А потому, что они здесь и сейчас находятся рядом с нами: помогают, молятся, заступаются за нас, участвуют в нашей жизни. Участие в жизни христиан святителя Николая было, есть и остается столь очевидным для многих поколений христиан, что не нуждается в каком-либо ещё дополнительном подтверждении.
В 1953 году были проведены анатомо-антропологического исследования святых мощей Николая Чудотворца. Исследованиями занимался известный профессор Луиджи Мартино.
Он сделал заключение и о болезнях святого. Повреждённые суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенёс святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.
Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.
Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провёл в темнице около двадцати лет).
По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.
В результате чего был воссоздан внешний лик великого святого
Немаловажен тот факт, что этот образ практически полностью совпадает с прижизненным изображением святителя Николая
В результате исследования жития святого открылось ещё множество малоизвестных фактов его биографии.
Например, святитель Николай спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Он поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили Литургию. И когда во время таинства святой произнёс: "Святая святым!" – все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию и накинул на солнечный луч, чтобы тот не ослеплял правителя. Мантия не упала, а повисла в воздухе! Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.
Для человека, не понимающего величие замыла Божия о нас, эти факты кажутся не более, чем забавной сказкой. Но мы забываем о том, что законы физики, термодинамики, причинно-следственные связи, которые теперь управляют нами, на самом деле, должны быть нам подвластны. И в состоянии обожения человек управляет ими, а не они ним. То, что нами воспринимается как чудо, является естественным свойством человека, облачённого в благодать.
Святитель понимал, что император может передумать, и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Архиепископ Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в неё царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом оказался на родине святителя – за сотни миль. В ту же ночь святитель явился во сне одному священнику из Мир, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать её народу. Через три дня, под давлением придворных, Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашён, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл. После того, как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божью и оставил своё решение в силе. Эти подробности жизни святителя Николая были найдены в четырёх древнейших греческих манускриптах.
Кто-то из циников, наверное, подумает, – да всё это – поповские сказки. Нет, не сказки это! Сила действия благодати Божией не имеет границ и пределов возможностей. То, что мы и сейчас по молитве к святому получаем просимое, только лишний раз подтверждает это высказывание. А снижение налога подтверждается историческими документами.
Бог и при жизни, и после отшествия святителя Николая на небо всегда оказывал ему покровительство и защиту. Когда мусульмане в 792 году, по приказу халифа Харун Ар-Рашида, послали начальника флота Хумейда уничтожить гробницу и мощи святителя Николая, то, вместо раки святого, они разбили другую, рядом стоящую гробницу, и только они успели это сделать, как на море поднялась такая буря, что все суда Хумейда были разбиты в щепки.
Зная силу и славу святого у Бога, сатана делает всё возможное, чтобы как можно больше поглумиться над его святостью. И нужно сказать, что ему это удаётся. Первоначально от имени святителя Николая дарились подарки детям 6 декабря (19 по новому стилю) в Европе. Однако в период Реформации, когда протестанты выступили против почитания святых, святой Николай был заменен на абстрактного Санта Клауса, а у нас – на Деда Мороза. Красная архиерейская мантия превратилась в неуклюжий наряд, а возвышенный лик святителя – в гламурненького смешного старикашку.
Всё это безобразие стало беспощадно комерциализироваться, так что наши дети уже давно не знают и не понимают, кто такой святитель Николай Чудотворец. Безграмотные школьные учителя поддерживают миф о «Николайчике», как будто речь идёт о каком-нибудь персонаже голливудских мультфильмов – о Бэтмэне или Человеке-Пауке.
Сатана не мог ничего другого придумать, как нарисовать в развращённом обезбоженном мире антипод, карикатуру на великого и славного святителя. Но слава святителя Николая Чудотворца от этого не умалятся, так как Бог поруганным не бывает. Для нас же с вами пример святителя Николая – это образ того, как велик и глубок человек в замысле Божием о нём.
Протоиерей Игорь Рябко
Оценили 17 человек
23 кармы