В параллельном развитии русской и европейской цивилизаций каждая накопила свой багаж ценностей. Ценности Европы известны - они широко пропагандируются, они предлагаются, они доступны для изучения. Что же предлагает "Святая Русь”?Мысль о том, что таких ценностей не было вовсе, следует оставить русофобам. Ведь русская государственность старше многих европейских, даже без учета мнения сторонников новой исторической концепции, ведущий отсчет аж с 2395 года до н.э. Во всяком случае, первые документально зафиксированные упоминания государства "Рос" приходятся на время образования старейшей из европейских монархий - Английского королевства, то есть на VIII век. Такие страны как Венгрия, Кастилия, Португалия, Литва, которые ныне гордятся своими родовыми замками, стали королевствами позднее эпохи Владимира Красное Солнышко. На рубеже первого тысячелетия самыми крупными городами мира были Константинополь, Кордова и Киев – столица русов (Гумилев). В 14 веке уровень грамотности среди женщины в Новгороде был выше, чем во Флоренции (Зализняк), между прочим, пребывавшей на вершине итальянского Возрождения, а в 15 веке "Русия" (с этого времени в официальном названии страны фигурирует этническая принадлежность) находится в числе государств, где действовало единое законодательство (в этот клуб, например, не входили такие страны как Англия или Франция). И что интересно, об уровне государственных институтов, зафиксированных в московском кодексе (речь идет, конечно, о Судебник Ивана III), говорит такой элемент как наличие состязательного суда.
Кто тут может говорить об "историческом отставании" русских?
Тезис о том, что Россия не сумела создать свою философскую концепцию, так же не выглядит разумным, так как игнорирует сам факт многовекового напряженного творческого развития практически изолированной от Ойкумены цивилизации. Ну не могли русские без понятной и привлекательной идеологии построить одно из величайших в мире царств! Значит, были слова, понятия, идеи, которые помогали им соединить воедино сотни народов. Где эти догмы? Почему мы не изучаем их в школе? Почему не конкурируем с ними в мире? Ведь "сумрачный германский гений", доминировавший в Евразии, начиная с Реформации, привел планету к катастрофе. Оказалось, гуманистические установки, поставившие во главе угла права человека, - это дорога в Ад. Обратной стороной "европейского универсума" стало тотальное уничтожения дикой природы. Если верить ученым, этот процесс завершится на глазах текущих поколений, и сейчас человечество в оцепенении ждет чудовищного финала.
Или чуда. Причем источником последнего на Западе считают все тот же "Хардленд" - тысячелетнюю альтернативу и вековечного оппонента Запада под названием Россия. Правда есть проблема. За последние три века эта ветвь цивилизации настолько ослабела, настолько оказалась ошельмованной и обобранной, что даже ее представители говорят сами о себе не иначе как в терминах западной историографии. Единственное, что у русских осталось – это язык.
Дело в том, что всякий язык – это программа, по которой развивалась судьба данного народа. Например, латынь позволила создать Римскую Империю. Карл Великий, пытаясь воссоздать институты канувшей в Лету империи, требовал от своих подданных знания латыни. Он понимал, что Рим могут построить люди, говорящие и думающие как римляне - в варварских языках нет понятий, которыми можно выразить образ и дефиниции имперского государства. С русским языком та же история. Он позволил создать целую цивилизацию в рамках единой государственности. С учетом последних откровений относительно гаплогруппы R1a1 и санскрита, русский язык выглядят как системный. Во всяком случае, есть все основания считать его стволовым языком Древней Европы, поэтому морфемы русского языка можно рассматривать как сейфы со смыслами, раскрывающими утраченное наследство.
Кто его знает, может в них – код другой судьбы человечества?
Собственно, идея по-новому взглянуть на реликтовый слой некоторых значений современного русского языка пришла на фоне плачевного состояния отечественной науки о происхождении слов. Оно таково, что русские этимологи до сих пор не видят связи между такими словами как "спасение”, "паства”, "опасность”, "запас”. С точки зрения официальной науки наши бедные пращуры заимствовали латинское слово "pastor”, чтобы обозначить один из видов деятельности в своем древнеславянском скотоводстве. Поэтому в предлагаемом этимологическом экскурсе мы будем двигаться по целине. Не взирая на критику любителей попкорна, мы будем рассматривать слова как этнокультурные памятники. Снимая наслоения веков, мы будем пытаться открывать то, что Потебня называл "внутренней формой слова” – мир, каким видели его наши древние предки. Нам это важно, потому что мы хотим знать, какими представлениями руководствовались русские, когда их цивилизация доминировала в мире?
Начнем с Вещего Олега, который, как известно, собирался "отмстить неразумным хазарам”. "Вещий”, как гласят толковые словари, это "мудрый”, но внутренняя форма этого термина другая. Достаточно выстроить парадигму из «вещать», «вещество», «вещь», "весть", «известить», «освещать», «свет», «совет», «просвещение», «вечность», «вече», «привечать», «привет», «навет», «повесть», «совесть», как становится очевидным, что в основе слова «вещий» лежат «вещь» и «вещество». Слово «вещь» в данном контексте - это «название, имя», а «вещество» - «то, что названо». В другом варианте «вещество» так и произносится: как «вестество» или привычное нам «естество» (согласная редуцируется так же как в случае с «восемьнадцать» и «осемьнадцать»).
Значит ли все это, что древний носитель русского языка видел факт семантики в том, что мы сегодня определяем как физическую материальность? Как бы фантастически это не звучало, но, похоже, что так оно и было. Возможно, речь идет о мировоззрении катаров-богомилов, с ученьем которых, по мнению историка Льва Гумилева, на Русь пришло христианство. Они отрицали материальный мир.
Подозрение в причастности наших пращуров к «ереси богомильства» подтвердится, если рядом со словом «вещий» мы поставим столь же древний, сколь и всеохватывающий философский термин «сущий» (или «существующий»). Посредством суффиксально-префиксального словообразования создаем смысловой ряд: «существо», «суть», «судьба», «сутки», «присутствие», «осуществление», «счастье» (редуцированное «сущестие»). Мы видим, что современное понимание слова «существо» («животное», «тварь») никак не укладывается в его «внутреннюю форму»! В исходном значении слово «суть» - это «восприятие, понимание». Соответственно, «существо» - это «то, что воспринимается, понимается».
В одном ряду с «веществом» и «существом» мы поставим слово «кощество» - «качество» (звук Щ преобразуется в звук Ч, так же как в "привечать”, которое образуется от слове "вещий” через "весть”). Сказочного Кощея Бессмертного помните? Так вот, однокоренной ряд здесь выглядит как «кощунствовать», «кость», «косный», «коса», «искушать», «искусство», «околеть». Отсюда следует, что вышедшее из употребления значение современного слова «кость» - это «мертвое, труп», а «качество» («кощество») – это «то, что состоит из мертвого, мертвечина».
Как говорится, комментарии излишни. Богомильская брезгливость к материально-предметному миру на лицо. Древние русские презирали всякое ремесло, которое называли «искусством» («работа с мертвым материалом, мертвое дело»), что подтверждается и странными колебаниями в развитии ремесел на Руси, и знаменитой длиннорукавной одеждой бояр, и народными сказами, где всегда воспевались "белы руки” и никогда – любовь к труду.
Катарское мироощущение позволяло нашим предкам воспринимать реально существующим все, о чем они мечтали (аналогичное мироощущение наблюдается у современных шерпов, аборигенов Тибета), и в этом была сила русской цивилизации. Например, способность верить в семантику как в материальность позволило русским освоить Сибирь в три раза быстрее, чем североамериканские пионеры освоили аналогичную по площади и условиям Канаду. (Землепроходцы искали Беловодье, которое для них было абсолютной реальностью). По этой же причине «призрак коммунизма» материализовался совсем не там, где «бродил». Только русские могли воспринять фантазию немецких любителей пива как «объективную реальность», что и было доказано всем ходом мировой истории 20 века.
Как можно видеть, краткий экскурс в происхождение нескольких философских понятий позволил нам открыть один из секретов того, что Достоевский назвал загадкой "русской души". Если посмотреть через этот "магический кристалл" на будущее планеты, то рецептом спасения Земли окажется боярский кафтан, не позволяющий работать. Ведь планета уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев, и только русские живут в "сущем” мире Илюши Обломова, где имеют значение одни бесплотные образы мечтаний.
Разве не этот взгляд закодирован в древних значениях русского языка? Ругаемая всеми "русская лень" - это альтернатива идеи воздержания, которая все шире распространяется как еще одно заблуждение западного мира. Страх алкоголика, которому зашили смертельную «торпеду», - это не то, из чего можно соткать привлекательное будущее. Нужен благодатный и непротиворечивый взгляд на мир, который содержится только в системе русских философских ценностей. Наверное не случайно, само слово "мир" здесь означает одновременно и планету, и отсутствие войны, и человеческое сообщество. В других языках эти понятия катастрофически разъединены.
© Федор Григорьев, генеральный директор компании АОС «БЮРО ПРОПАГАНДЫ» (1991 год начала деятельности), Новосибирск.
Оценил 1 человек
1 кармы