Искусство всегда идет рука об руку с городским человеком, скрашивая его непростые будни из бетона, стекла и микроволнового излучения. Одним из важнейших для нас до сих пор, как еще 100 лет назад сказал товарищ Ленин, является кино. Домашнее, выходное, трагическое, смешное, оно незаметно, за хохотом и слезами на диване, стало нашим другом, отправив книги пылиться на полку. Лично мне хочется здесь посокрушаться и привести десятки аргументов, почему книги не заслуживают пыльного небытия, но я сегодня не об этом…
А о том, что, став нашим близким информационным другом, кино превратилось в мощный инструмент влияния на массовое сознание, по своей эффективности порой на порядок превосходящий рекламу, новостное телевидение и другие средства, которые говорят тебе «делай так и будешь счастлив!». Ведь кино как основной в нынешнее время источник художественных образов, проникает в сознание любого, даже самого семи пядей во лбу человека, и становится руководством к образу жизни, качеству мысли, яркости чувств и, главное, способам выражения этой троицы.
Только задумайтесь, какие аудитории собирают продукты голливудской киноиндустрии, какие ресурсы вкладываются в их создание. Учреждаются кинофестивали с красными ковровыми дорожками, кинопремии, и читая новостную ленту, вы прежде всего узнаете, что у Анджелины Джоли насморк, и лишь после ознакомитесь с результатами Давосского форума.
Не секрет, что визуальный образ информации – самый доступный для восприятия и подражания. И таким образом, посредством картинки на экране легко заложить любые понятия, иногда прямо противоположные здравому смыслу. Причем эта картинка влияет не только на то, как мы думаем, но и на то, как выражаем себя. Недавно один друг нашей семьи вернулся из рабочей поездки в США и делился с нами впечатлениями. Одним из самых ярких было то, что выражение лица и эмоций у американцев стало одинаковым, как под кинокопирку. То есть если человек хочет выразить презрение, он изображает на лице определенную, часто гипертрофированную до клоунской гримасу, виденную им много раз на экране, и его тут же понимают те, кто тоже не раз видел такое в кино – код считан. Если же ты захочешь выразить презрение по-другому, своим личным способом – тебя могут просто не понять.
В качестве примера силы влиянии кино на обычную жизнь человека я могу привести резкий всплеск моды на кофе и вино. Сегодня на каждых 100 метрах городского пространства есть по кофе-пятачку, а в каждом спальном районе огромный винный магазин. Откуда? Вдруг все резко стали гурманами и ценителями? Посмотрите голливудские фильмы последних лет – в КАЖДОМ из них главный положительный герой, за которого у зрителя сердце болит, в любой смысловой или интеллектуальной паузе обязательно пьет кофе или вино. Так режиссеры зачастую заполняют фильм, где смысла или бюджета не хватает на полтора часа. Но это низший уровень воздействия киноиндустрии на поведение людей – влияние на их потребительские привычки. А есть и большое количество других уровней, это вам подтвердит любой PR-менеджер, и они уже касаются построения мыслей, выработки реакций, а зачастую вторгаются и в святая святых: чувства человека. И вы думаете, что за такой мощный рекламный инструмент никто не платит?
А что происходит в нашем белорусском кино сегодня?... Пока это просто площадка для российских кинопродуктов, которая, как завод, работает на давальческом сырье, без собственного оригинального производства. А на международные кинофестивали, за которыми весь мир следит и составляет свое впечатление о стране, едет Влада Сенькова со своей мрачной, полной безысходности и угрюмых лиц картиной, снятой на частные деньги. Везде грязь, лужи, злость и мрак, как будто главные герои-подростки живут в постапокалиптическом мире, а не в нашей цветущей Родине. Между прочим, они усиленно изучают польский язык и мечтают уехать в Польшу. Разве это не скрытая деструктивная пропаганда для нашей молодежи? Мол, поедем туда, научимся демократии и, вернувшись, раскрасим белорусскую действительность шестью цветами радуги, по дороге из дома домой потеряв один цвет.
И средний западный буржуа, на кинофестивале получая такую картинку белорусской действительности думает: «Ох, какой ужас там, в Беларуси творится!.. Поддержим, не оставим, спасем!». И тут как раз белый радостный протест, сердечки, милые женщины с улыбками в объективах камер журналистов, численность которых зачастую превышает число самих протестующих.
И на мой взгляд, мы легкомысленно упускали рычаги киноискусства, которыми нужно двигать белорусов, особенно молодое поколение, вперед. Так что, уважаемый министр культуры, теперь надежда только на вас, нового человека со свежим взглядом. Ведь поле перед вами непаханое. Осталось выбрать, чем пахать: современной 12-корпусной машиной или деревянной сохой, как по старинке…
Оценили 0 человек
0 кармы