• РЕГИСТРАЦИЯ



Переезд Крыма в Россию и изменение реальных доходов на полуострове

Я уже как-то привык к тому, что жители Крыма и Севастополя обычно являются горячими сторонниками присоединения их полуострова к России. Но бывают и исключения. На днях у меня состоялся разговор с одним из наших новых студентов, который приехал к нам из Севастополя. Он готов согласиться с тем, что большинство севастопольцев были за присоединение к нашей стране. Но сейчас, по его словам, уже появилось немало разочарованных, к которым, по всей видимости, относится и он сам. Он это объясняет тем, что от вхождения в состав России люди ожидали гораздо большего по сравнению с тем, что они фактически получили. Большинство людей были уверены, что их реальные доходы вырастут. Но, по наблюдениям моего собеседника, номинальная зарплата зачастую остается прежней, тогда как цены сильно поднялись, т.е., вместо того чтобы вырасти, реальные доходы упали. Отсюда он делает вывод о том, что "может быть, и не стоило нам менять страну".

В этих взглядах вполне можно утвердиться, если познакомиться с иностранной прессой, в которой выходят статьи с заголовками типа "Крым: население живет в нищете". В этой и других подобных статьях говорится, что зарплаты в Крыму те же, что и были, а цены сильно выросли. Последние региональные данные Росстата также, кажется, подтверждают такой взгляд. Согласно этим данным, по среднедушевым доходам Крым сейчас находится на 82 месте среди 85 регионов, тогда как рост цен там самый высокий среди российских регионов.

В наших же СМИ зачастую наоборот говорят, мол, Крым теперь в шоколаде, но конкретного анализа данных я в них пока не нашел. Например, в статье на РБК приводятся очень приблизительные оценки динамики покупательской способности по Крыму, при этом не делается никаких сравнений с покинутой Украиной.

Поэтому для меня оставался открытым вопрос, выиграло ли сегодня население Крыма от его переезда в Россию? Ответом на этот вопрос можно считать изменение реальных доходов за период времени между 2013 и 2015 гг. (в качестве "сегодня" я беру 2015 г., т.к. это самый поздний год, за который можно найти данные в наших и украинских статистических службах).

Но одних данных об изменении реальных доходов в Крыму недостаточно. Чтобы выяснить, была ли бы динамика реальных доходов в Крыму лучше, останься он в составе Украины, нужно сравнить эту динамику с аналогичной динамикой по Украине. Иными словами, для ответа на вопрос можно воспользоваться методом разности в разностях, широко используемым в медицинской статистике.

Скажем, мы лечим пациентов, а их состояние ухудшается, но, чтобы сделать вывод об эффективности нашего лечения, нужно сравнить протекание болезни у тех, кого мы лечим, с изменениями в состоянии здоровья тех, кого мы не лечим. И даже если состояние наших пациентов ухудшается, но это ухудшение менее серьезно сравнительно с ухудшением у тех, кого не лечат, можно говорить о том, что наше лечение имеет желаемый эффект.

Изменение реальных доходов можно вычислить с помощью данных Росстата и Укрстата. В сборниках "Регионы России" и "Регионы Украины" имеются сведения о номинальной зарплате по регионам этих стран. Номинальная зарплата в обеих странах сильно менялась, поэтому, чтобы оценить изменение реальных доходов, эту зарплату нужно перевести во что-то более стабильное на рассматриваемом отрезке времени. Стандартное решение в таких случаях – перевести в доллары, чтобы оценить динамику доходов в этой валюте. Для этих целей я использовал курсы валют по состоянию на 1 июля 2013 и 2015 гг., взяв данные для гривны и рубля. Затем нужно вычислить динамику зарплаты в долларах для Крыма, Украины, а также (для справки) для России. Соответствующие результаты приведены в таблице ниже.



Итак, что мы видим в таблице. Из-за обесценения гривны и рубля в обеих странах и их столицах наблюдается падение доходов при их пересчете в доллары. Гривна обесценилась, поэтому и падение долларовых доходов на Украине оказалось более значительным: за два года сокращение более чем вдвое, тогда как у нас – почти на треть. Украинские регионы пострадали в разной степени. Например, в Луганской области (в ее части под контролем Украины) долларовый доход составляет менее 40% от их уровня в 2013 г. В столицах обеих стран эта отрицательная динамика оказалась чуть менее выраженной.

Теперь мы подходим к ответу на основной вопрос этой заметки. Какова динамика долларовой зарплаты в Крыму и Севастополе? В обоих случаях мы видим рост на 15% и 2%, соответственно. В Крыму долларовые доходы выросли, в то время как на Украине они упали, повторим, более чем в два раза. Если мы сравним индексы для Украины и Крыма, получится, что динамика долларовых доходов в последнем является почти на 70% более благоприятной.

Таким образом, если считать в долларах, от переезда в Россию Крым выиграл – и выиграл очень существенно. Крым – единственный участник перераспределения территории, который получил чистый выигрыш в результате этого процесса. Еще более существенным является его относительный выигрыш сравнительно как со страной, куда он переехал, так и, в особенности, со страной, которую он покинул. До переезда долларовая зарплата в Крыму и Севастополе не достигала даже среднего уровня по Украине. После же переезда заработки и в Крыму, и в Севастополя стали более чем вдвое выше среднего для Украины. Также их заработки теперь значительно выше, чем в богатейшем украинском регионе – Киеве.

Такие изменения за два года позволяют говорить о взрывном росте относительных долларовых доходов Крыма после его присоединения к нам. Это как раз иллюстрирует график, вынесенный в начало этой записи.

Когда-то Порошенко говорил, что крымчане могли бы захотеть вернуться в состав Украины, если бы увидели для себя в этом возможность жить лучше, чем они живут в России. Но приведенные цифры показывают, что на данный момент для того чтобы обеспечить крымчанам доходы в долларах, хотя бы аналогичные тем, что они имеют в России, необходимо сделать нечто, что переместило бы Крым с 13 места по средней зарплате по Украине, на котором он находился в 2013 г., на первое место. Причем Крым на первом месте по доходам должен был бы опережать Киев с очень приличным отрывом. Готов ли и способен ли Порошенко уделить столь непропорционально много, сравнительно с другими регионами Украины, внимания Крыму?

http://asskorobogatov.livejour... - цинк

PS. Стоит отметить один важный момент, который упущен в данном исследований. В 2014 году, после перехода Крыма и Севастополя в рублевую зону, в регионе были введены рублевые зарплаты, которые были среднероссийскими, при этом цены несколько месяцев оставились на уровне украинских (при старом курсе гривны), что создало своеобразный и столь редкий эффект, когда рост зарплат и реальных доходов значительно опережал рост цен. Но продлилась эта ситуация недолго и уже осенью 2014 года после обвала рубля, цены начали подтягиваться к уровню зарплат, достигнув среднероссийского уровня по всем основным показателям к 2015 году. Это в свою очередь создало обратный эффект, когда после резкого роста зарплат и доходов, последовал обратный процесс, когда зарплаты практически не росли, а цены подтягивались до российских. Кратковременная лафа закончилась.

Так же не стоит забывать про то, что статистика вещь лукавая и некоторые знакомые бюджетники (в медицине, судоременте) резонно жаловать, что у них зарплата не поспевает за ростом цен. С другой стороны, знакомые военные как правило всем довольны, но эта тенденция отмечалась еще до Крымской весны.

В остальном же, сравнительные замеры ценников из магазинов Севастополя которые мы сверяли с читателями из разных регионов России показали, что в среднем, продукты у нас стоят примерно так же как "в среднем по России" (плюс/минус 20-25%), хотя по последнему посещению Москвы создалось субъективное впечатление, что Севастополь по целому ряду параметров подтягивается к столичному уровню цен. Но тут как правильно заметил автор, надо рассматривать Севастополь не как сферического коня в вакууме, а то что получилось за 2014-2016-й год, с тем, что могло бы получится, останься Севастополь на Украине до сих пор. Тут на мой взгляд вывод вполне очевиден.

Не пропускайте новые статьи автора Colonel Cassad, просто зарегистрируйтесь на Конте. Подробнее

Будущее российской армии?

А что ты знаешь о нем?
Войти через соцсети
Вводя свой адрес электронной почты Вы проходите первый шаг регистрации на Конте, что позволит Вам стать полноценным пользователем ресурса, формировать свою ленту интересов, комментировать и общаться.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

41
комментарий
Что Вы об этом думаете?

  • Злой Русский Империалист 20 марта 20:37
    И ещё один немаловажный момент: всё таки оценивать настроения по студентам - очень плохая идея. Студенчество - вещь в себе, они часто недовольны тем, чем довольны их родители чисто из чувства противоречия.
  • Виктор Иванов 20 марта 20:40
    Интересный студент. У него, оказывается, был чисто шкурный интерес. Но он необоснованно распространяет его и на других. Ну, не думаю, что недовольных стало больше. Даже самый ярый жлоб оценит спокойную жизнь в Крыму, по сравнению с тем, что происходит в Донбассе.
    • Гена,не крокодил. » Виктор Иванов 21 марта 09:24
      Вот именно! +100500!

      "Таким образом, если считать в долларах, от переезда в Россию Крым выиграл". Считать так, оставляя за бортом "АТО" "Азов" и пр. ,верх бесчеловечности и непрофессионализма.
  • Рыжий кот 20 марта 20:47
    Пускай Студент едет жить в Укрынистан
  • Mustafa 20 марта 20:48
    Мне всегда интересно как некоторые товарищи оценивают целесообразность присоединения Крыма исходя исключительно из меркантильных соображений. О каких, мля, доходах может идти речь? Мы - ДОМА! Это главное! А это студенческое недоразумение, которое, извиняюсь, ещё вчера каплей на конце болталось, будет рассуждать о судьбах миллионов людей и территории обильно политой русской кровью.
    • shmelev » Mustafa 20 марта 22:10
      Не надо забывать и о тех сотнях миллиардов рублей, которые выделены Крыму на развитие инфраструктуры: энергомост, газопровод, дороги, школы, больницы, электростанции и керченский мост. А в придачу к инвестициям есть огромный Российский рынок и оборонные заказы крымским заводам. И про 146 миллионов потенциальных туристов в Крым забывать не надо. Думаю, что у Крыма хорошее будущее.
      • boba48 » shmelev 21 марта 08:13
        Рассуют всё по карманам и попросят ЕЩОООООО....
        • shmelev » boba48 21 марта 08:18
          Расскажите нам, лапотникам, как можно рассовать по карманам дороги, больницы, электростанции и мосты?
    • Landrunner » Mustafa 21 марта 03:12
      А мне показалось, что так и продолжает болтаться на том же месте.......
    • Гена,не крокодил. » Mustafa 21 марта 09:24
    • CandleJack » Mustafa 21 марта 16:03
      Согласен. Вообще, все эти постоянные соц.опросы и бесконечные рассуждения о "плюсах и минусах", навязывают крымчанам "комплекс самозванца" и образ каких-то "неопределившихся перебежчиков", а не полноправных граждан государства.
  • Иван Грозный 20 марта 20:48
    Еще раз повторю одну цитату...
    "Чтобы пожить как при Брежневе, надо поработать как при Сталине". (с)
    • Тарассий Орлушин » Иван Грозный 20 марта 20:56
      Это тоже жизнь при Брежневе: https://ru.wikipedia.org/wiki/...

      Верно, её устраивали пламенные сталинские соколы.

      И сейчас в нашей оборонке (и не только оборонке) мы её расхлёбываем полной чашей.
      • navaron » Тарассий Орлушин 20 марта 21:03
        О святая и непогрешимая Wiki, модерируемая не скажу какими людЯми!
      • Иван Грозный » Тарассий Орлушин 20 марта 21:08
        Ссылка не открывается. Да и пиздикипедия не авторитетный источник )))
        • Тарассий Орлушин » Иван Грозный 20 марта 21:18
          Как инсайдер я, к сожалению, всё это подтверждаю, поскольку своими глазами наблюдал. Плюс люди уровня директора академического НИИ (неевреи!), которых эти же деятели задели, рассказывали. Прилетало походя и немцам, и татарам, и прибалтам -- возможно, потому что в больных мозгах товарищей Понтрягина и Виноградова везде виделись евреи. Даже в лице академика Андрея Николаевича Колмогорова, вятско-ярославского дворянина.
          • Иван Грозный » Тарассий Орлушин 20 марта 21:44
            Я не люблю жидов. Может быть и есть нормальные евреи, но их единицы. Жидов еще с царских времен не любили. Видимо не за просто так.
            • Тарассий Орлушин » Иван Грозный 20 марта 22:11
              Жыдов среди математиков не бывает -- не выживают в такой среде, где всё прозрачно и открыто. Как раз евреи -- математики и физики -- люди нормальные настолько, насколько человек вообще может быть нормальным. (Чудачество Перельмана -- это чудачество, а не жыдовство.) Я, увидев уже во взрослом состоянии евреев-предпринимателей, ужаснулся и понял, что такое "жыды".

              Думаю, что всё же за Виноградовым и Понтрягиным кто-то стоял. Возможно, Суслов или кто-то из его людей. Иначе невозможно было бы губить вверенную тебе отрасль науки.
        • Тарассий Орлушин » Иван Грозный 20 марта 21:25
          Ссылку перезалил и проверил. Теперь всё открывается.

          Насчёт википедии вообще -- да, всякого хватает, но данная статья на 100% достоверна, за исключением того, что, возможно, за Понтрягиным и Виноградовым могли стоять партийные или КГБшные чины, которые до сих пор не вычислены. Впрочем, иппонутости на голову у обоих этих деятелей хватит на взвод активистов из команды Арайса, достаточно почитать автобиографию Понтрягина в УМН.

          При всём при этом БЕЗДАРНЫХ евреев, в отличие от талантливых, на математические факультеты таки брали, хотя и не везде и не слишком охотно. Вот этого мне никак не понять. (((((((
  • ГогМагог 20 марта 20:50
    Если мерять приобретения крымчан через желудок, то вопрос- А почему в Ялте на рынке продукты дороже, чем в Москве? "Вхождение" здесь не виновато-так было всегда. Но вопрос остается.
  • hohner 20 марта 21:04
    Не корректно путать следы,когда выгодно сравнивать 2013г,когда нет 2015г.Укропы воюют и 5% ВВП(больше чем в РФ) тратят на армию.Но в целом крымнаш конечно выиграл в номинальной з/п но потерял в перспективе.До 2014г значительная часть крымнаш вообще не работали и жили с сезона.Сейчас лафа закончилась.Еще нужно было привести данные по малому и среднему бизнесу.Сколько осталось,какие доходы,перспектива.Если есть вопросы-предлагаю загуглить цитаты на эти темы патриотов Чалого и блогера Горного.Уж эти то точно не 5-я колона.А если без эмоций подвести итог--Укропы избавились от дотационного иждивенца с враждебным уклоном,психология которого сводится к одному--им все должны.В Украине они были АРК в россии превратились в район юж.округа с центром в Ростове и в очереди за Калмыкией.Ренесанс закончен и последние дары кремля--это мост и трасса Керчь-Симферополь.А дальше в очередь за Калмыкией.
    • Тарассий Орлушин » hohner 20 марта 21:26
      > Укропы воюют и 5% ВВП(больше чем в РФ) тратят на армию.

      Можно было не отменять Закон о региональных языках, тогда бы воевать не потребовалось.
      • hohner » Тарассий Орлушин 20 марта 21:31
        Ага !! Значит Бандеры ехали резать русскоязычных уже не актуально ? Что то ваши мысли не совпадают с трактовкой путина.
        • Тарассий Орлушин » hohner 20 марта 22:07
          Если бы закон не был отменён, вероятность того, что кто-то куда-то поехал бы кого-то ассимилировать, была бы существенно меньше.
  • Василий 20 марта 21:17
    Нет, прямо удивительное рядом;
    Этот соплист и Ко таких же олухов, как он, не подумали, в каком состоянии в Россию вошёл Крым и Севастополь.
    Сколько времени, сил и средств нужно для восстановления новопришедших до нормального!!! состояния, отрывая от себя!!!
    А ведь Россия ещё борется за Донбасс, Луганск и помогает им!!
    А еще Россия борется за своё будущее в Сирии и помогает восстановить Сирию!!
    ----
    Ну когда избавятся отдельно взятые крымчане и неуважаемые укробеженцы от
    хохляцкой шкурной местечковости!!!????
    Боюсь, очень не скоро!!!!!!
  • Михаил Севастополь 20 марта 21:23
    Сие деньгами не оценивается. Представляю, что бы было. Кровь бы лилась рекой.
    • Дормидонт Сигизмундович Зингельшухер » Михаил Севастополь 20 марта 22:21
      Ну есть вариант, когда бы не текла - стали бы самозабвенно скакать как кастрюлеголовые, никто бы их не тронул.
      Но я, всет-таки, надеюсь, что в подавляющей массе крымчане не уровнем доходов измеряют правильность присоединения!
      • Михаил Севастополь » Дормидонт Сигизмундович Зингельшухер 20 марта 23:07
        Вариант "скакать" в севастопольцами не рассматривался. К тому же было много заинтересованых столкнуть русских с татарами и украинцами (за которых тут же вписалась бы Турция и весь, так называемый "демократический мир"). И России отступать не вариант. Уверен, что так и планировалось.
  • Mikhail Yurkov 20 марта 21:42
    Ещё надо учитывать сколько вливается средств в инфраструктуру, транспорт, медицину, образование и т.д. и тоже сравнить.
  • Grook 20 марта 23:02
    В комментариях тяжело развернуть тему.
    Вкратце.
    В РФ курс $ тоже в два раза ушёл вверх против трёх у Укр. вместе с коммуналкой взлетевшей в разы.
    Продукты (Свои!) у укров всегда были дешевле. Борхес экстра вёрджин вы в Киеве купите по той же цене, как в Москве)))
    Не надо лукавить на продуктах! для борща!
    ЗП растут, соответственно и цены. Чтоб было на что потратить заработанное. КапитализЬм!
    Чего-то иного ожидали?)
  • Михаил Севастополь 20 марта 23:13
    При этом Украине помагает весь "цивилизованный мир", как они себя называют. И они же активно гадят России.
  • anatkor 20 марта 23:53
    А это жлобье не пробовало работать???
    И сейчас еще не поздно свалить в Эуропу!
    Чем больше этих жлобов свалит - тем лучше!
  • Сергей Барановский 21 марта 00:26
    Считать в долларах неправильно - т.к. цены разные. Поэтому нужно хотя бы привести к ППС, можно взять данные из той же вики:

    Украина в 2015 ВВП (номинал) = 90,5 млрд$, а ВВП (ППС) = 340 млрд.$, итого k = 3,76
    Россия в 2015 ВВП (номинал) = 1326 млрд$, а ВВП (ППС) = 3725 млрд.$, итого k = 2,80

    Таким образом цифры по РФ нужно умножить на 2,80, а по Украине на 3,76 (т.к. у них цены пока все же ниже на товары и услуги), ну или просто умножить цифры хохлов на 1.34.

    Получается 195 (з/п по Укриане) *1.34 = 262 $ в ППС, а в Крыму получается 400 $ в ППС! Т.е. в сопостовимых затратах на товары и услуги, в Крыму люди живут лучше в 400/262 = 1 .5 раза.

    В
    • ChombaBarabanshik » Сергей Барановский 21 марта 07:12
      ППС - хорошо. Это первая итерация. Но доход можно разделить на Обязательные платежи (квартира, дпрога до работы и т.д.) и Хотелки. Интересно было бы сравнить по Хотелкам. Т.е. сколько можно потратить на себя любимого.
  • Андрей 21 марта 01:33
    "Но продлилась эта ситуация недолго и уже осенью 2014 года после обвала рубля, цены начали подтягиваться к уровню зарплат, достигнув среднероссийского уровня по всем основным показателям к 2015 году."

    - Ну, осенью они уже были россияне и просто "платили" за присоединение Крыма, как платили и ВСЕ россияне (санкции-шманкции и всё прочее), ибо ничего не даётся бесплатно!
  • Ango 21 марта 10:18
    Всегда был сторонником временно снижения доходов после смены власти с выдачей подъемных всей пожелавшей свалить мутоте.

    Очень оздоравливает госаппарат и экономику.
  • barmaley 21 марта 16:22
    А где автор нашел зарплату в Севастополе аж в 22 тыщ рублей? ГДЕ? Подскажи автор. Я своей сестре расскажу. На данный момент средняя и ОСНОВНАЯ зарплата по Севастополю 15000 рублей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Akbar Сегодня 16:04 0 0.00

Все оттенки союзничества: о чем договорились Путин и Роухани

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, для РИА Новости В третий раз за четыре года в России 27-28 марта побывал с визитом президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани. На переговорах он и его российский визави Владимир Путин пытались дать одинаковое определение слов...
Tay Сегодня 16:06 812 7.21

Почему у Навального получилось. Лев Щаранский

Падение режима неизбежно. Конец Путина все ближе в устах Славы Рабиновича. Мирная антикриминальная революция стремительным домкратом смоет прогнившую коррупционную власть жуликов и воров, приведя к власти людей и геев с хорошими лицами. В барбершопах уже начались пересуды о грядущем назначении Михаила Касьянова премьер-министром. Он вам не Димон. В Жан-Жаке в меню поя...
alexman Сегодня 15:49 275 2.12

Инвестор Джим Роджерс назвал Россию любимым развивающимся рынком

Глава Rogers Holdings инвестор Джим Роджерс объяснил в интервью Bloomberg, почему ему нравится вкладываться в российскую экономику. В ответ на вопрос журналиста о любимом развивающемся рынке Роджерс сказал, что на текущий момент это Россия. Пока что инвестор не покупает никаких ценных бумаг из РФ, но, как только падение цен на нефть остановится, он надеетс...
ПРОМО
Ростислав Ищенко Вчера 15:59 35725 467.78

Почему не выходит у Навального

Провалилась очередная попытка организации российского майдана. Днём раньше в жалкое душераздирающее зрелище вылился широко разрекламированный «день свободы» в Минске Лёгкость, с которой власти России и Белоруссии справляются с майданными технологиями, уже породили десяток теорий заговора. Самые популярные из них: «Путин и&n...
Служба поддержи

Яндекс.Метрика