"Творческая интеллигенция" - диагноз или приговор?

1 665

"Творческая интеллигенция" - диагноз или приговор?

По следам очень интересной дискуссии в ветке http://cont.ws/post/203694

Интересная дискуссия выросла из, в общем-то, проходной статьи. Отчего те, кого мы любили, на песни и стихи которых равнялись, чьи экранные образы десятилетиями висели на стенах, вдруг пошли против масс? Против тех, в чьих интересах они всю жизнь служили?

Думается мне сложившаяся ситуация ясно показывает, каково государству без Идеи. Любое государство должно иметь и часто имеет государственную идею. В Штатах - великая Американская Мечта, на которой выросли несколько поколений, в послевоенной Европе - гуманистические идеи пан-европы от моря до моря, без границ и ограничений. В Союзе - сами, наверное, помните. И только в России я пока не вижу такой идеи, в векторе которой должны служить все эти "деятели культуры и искусств". Долгое время нам навязывали идеи либерализма, изжившие себя, как государственная идея, еще в начале прошлого века. Сегодня мы имеем в области идеи полный вакуум. Оттого и разные «культурные подавальщики» напоминают классических лебедя, раку и щуку, когда они начинают вещать исходя из собственного понимания этих идей.

Прошу заметить, в Штатах никому не запрещается иметь мнение, отличное от государственной идеи. Но те, кто желает плыть против течения, автоматически попадают в разряд маргиналов. Их перестают снимать, издавать, записывать, приглашать на концерты. Они перестают зарабатывать. Но никто не препятствует им иметь и даже пропагандировать свое мнение. Свобода слова потому что. Только супермаститые сверхзвезды типа Оливера Стоуна могут позволить себе нелицеприятные высказывания об американской мечте. Иногда и вскользь. В России ряд представителей «творческой интеллигенции» откровенно пошли вразнос. Над ними сегодня нет политической цензуры, нет цензуры коммерческой, нет цензуры идеологической, а самоцензура у них отсутствует от слова «совсем». Помню, как меня ударило по мозгам пресловутое «Письмо 44-х» в незабвенном 93-м годе. Группа совписателей и совартистов, всю жизнь вкусно и сытно кушавших с рук СССР, вдруг смачно харкнула в физиономию всем тем, кто их взахлеб читал, слушал и обожал, на чьи спектакли билеты можно было купить только с рук и втридорога. Я тогда долго ломал голову над тем, как в их мозгах благополучно укладывалась животная ненависть ко всему советскому, и сытая жизнь за его счет. Как можно, получая Госпремии, проживая на бесплатных госдачах и госквартирах (впоследствии преспокойно приватизированных), отовариваясь в спецбуфетах и отдыхая по спецпутевкам, неистово поливать грязью ту руку, что тебя же и кормит? Да, многие из них состоялись и в нынешней России, многие стали богатыми, многие востребованы и на Западе. Но отчего все это потребовало таких фонтанирующих выплесков фекалий?

Хочу провести некую параллель. Творческий интеллигент, лишенный внешнего управления превращается в неуправляемого паяца, ибо идеологический стержень у него отсутствует по определению. Его и не должно быть, ибо артист – мастер перевоплощений. В противном случае получается как сегодня – артист в состоянии хорошо сыграть только себя самого, хамоватого, высокомерного, много о себе понимающего ремесленника. Кого бы он ни играл, о каких бы высоких материях ни пел, его истинное мурло просвечивает в любом разе.

Хорошо сказал об этом свойстве артистов Гафт. Артист – существо публичное, и он не имеет права на «собственное мнение». Иначе он должен перестать быть артистом и начать заниматься чем-то иным, бизнесом там, или политикой. Но тогда и пользоваться своим артистическим образом он не имеет права, ибо образ этот ему не принадлежит.

Резюме. Для товарищей «творческой интеллигенции», за очень малым исключением, нужен глаз да глаз. Некий вид внешней цензуры. Нужна Идея, в русле которой он и будет творить нечто общественно полезное.

…..Недавно в каком-то итальянском городишке с помпой прошла выставка некоего очень современного и продвинутого фотохудожника. Основная тематика его высокохудожественных фоторабот – мужской анус сверхкрупным планом. Сегодня Европа уверена, что эти сортирные пособия для проктологов тоже творчество и тоже имеют право быть….

Сегодня от «права на собственный взгляд на текущую современность» до банальной порнухи на сцене – один шаг. И мы рискуем пройти его незаметно.

Часть 1. Кириенко, психопат-экстремист Дворкин и "голубое лобби" РПЦ. Что у них общего?

Прошлую публикацию я закончил фразой: “Ну а РАЦИРС, к слову, очень щедро спонсирует Сергей Кириенко, не иначе как из наворованных у граждан России миллиардов.”Что же это за организация,...