Demaskator24 (Польша): на переговорах с россиянами у Польши сейчас слабые карты

1 740

29.01.2020

Дорота Абрамович (Dorota Abramowicz)

Интервью с историком, сотрудником Католического университета в Люблине Рафалом Внуком (Rafał Wnuk).

Demaskator.24: Вас удивляет, что история вновь становится инструментом политической борьбы?

Рафал Внук: В этом нет ничего нового, ведь история — одна из самых политизированных наук. Ее использовали в политических целях с момента ее появления. И в случае Геродота, и в случае Галла Анонима она применялась для того, чтобы легитимизировать шаги властителя и доказать верность намеченных ориентиров. Лишь в XIX веке с появлением критической истории, создание которой связывают с именем Леопольда фон Ранке (Leopold von Ranke), начали говорить об объективизме и о том, что обязанность историка состоит в критическом подходе к событиям, поиске максимально объективной правды.

— Сейчас историю использует Россия, чтобы дискредитировать Польшу и обвинить ее в развязывании Второй мировой войны, сотрудничестве с Гитлером, истреблении евреев. Можно ли с этим бороться?

— Мы имеем здесь дело с разным пониманием истории. То, чем занимается сейчас Москва, а также руководство Польши, это инструментальный подход к исследованиям. Политики обращаются к историческим трудам и открытиям историков не для того, чтобы добраться до правды, рассказать, как все было, а для того, чтобы достичь своих текущих политических целей. На международной арене историческая политика служит для формирования политического капитала, а внутри страны позволяет легитимизировать власть. Россия хочет, чтобы в международном дискурсе ее версия истории стала основной. Но скажите мне, какая страна этого не хочет?

— Почему она этим занимается?

— Есть внешне- и внутриполитические цели. Во внутриполитической сфере у России есть проблемы с собственной идентичностью. Россиянам нужно ответить на вопросы, кто мы, какова наша историческая политика?

— На чье наследие опираться: Ленина или царей?

— Вы обратили внимание на важный аспект. «Наследие Ленина» стало в России с 1990-х годов неактуальным. Ни одна серьезная российская сила уже себя с ним не связывает, равно как и с Октябрьской революцией. В итоге даже перестало использоваться название «Октябрьская революция», сейчас говорят «великая российская революция» или просто «российская революция». Новое понятие обесценивает дату 7 ноября: «российская революция» начинается в феврале 1917 и продолжается до 1922 года, таким образом становясь одним из элементов истории страны, а не переломным моментом, началом новой эпохи. Во всем плохом обвиняют Ленина и его окружение.

Здесь мы подходим ко Второй мировой войне и Сталину, а его образ сильно менялся. В первые годы после перестройки Сталина однозначно осудили, но вскоре стало ясно, что российское общество нуждается в мифе. Оказалось, что Вторая мировая война (россияне называют ее Великой Отечественной) — это основное событие, которое формирует самосознание россиян, выстраивая его на положительном фундаменте: они чувствуют себя частью народа, который победил самое страшное мировое зло — нацизм.

Изначально ее исход старались показать, как результат усилий всего народа, без Сталина. Это, однако, не сработало, так что Сталин вернулся. Уже не в качестве коммунистического лидера, а в качестве эффективного менеджера, который смог подготовить страну к самой страшной войне в истории человечества. И хотя общество заплатило огромную цену, жертва была оправданной.

— Россияне не помнят о сталинских чистках, лагерях, Голодоморе на Украине?

— Голодомор не относится к элементам российской исторической памяти. А лагеря, процесс создания масштабной промышленности и чистки — да, но все чаще их трактуют как необходимую цену, которую нужно было заплатить за позднейшую победу над Гитлером. Россияне искали образец пусть не идеального, но эффективного лидера и нашли Сталина. Созданный в середине 1990-х музей Великой Отечественной войны показывает, как менялся подход российских властей. Сейчас он стал более консервативным, просталинским, чем 20 лет назад, а миф Великой Отечественной войны превратился в один из элементов, на которых строится российское самосознание.

Об Октябрьской революции уже забыли, а попытка заменить ее Днем народного единства, отмечающегося в годовщину изгнания поляков из Кремля в 1612 году, провалилась. В крупных городах, в свою очередь, можно заметить возвращение к «золотым» годам XIX века и более ранним временам: эпохам царствования Петра I и Екатерины II, то есть к мифу о великой стране, занимавшей сильную позицию на международной арене. Вы видим соединение имперской традиции с памятью о Великой Отечественной войне. Это находит отражение даже в названиях: первая Отечественная война была в 1812-1813 годах, когда на Россию напал Наполеон, вторая — в 1941-1945 годах. Гордость за победу над захватчиками — это для простого россиянина святой Грааль.

— Польша мешает России создавать ее миф?

— Польша мешает ей в нескольких аспектах. Неудобной темой остается Катынь, так как это преступление сложно оправдать. С одной стороны, существует советская традиция отрицания вины СССР, перекладывания ответственности на Германию, но с другой — историки, связанные с властью, стараются найти польский «аналог» Катыни.

Освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков

Мы видим усиленные попытки доказать, что по вине поляков в ходе польско-большевистской войны погибли 20 тысяч советских военнопленных. Этот мотив звучит постоянно. Самая болезненная для россиян тема — памятники и могилы. Я напомню, что в годы войны погибли от 8 до 10 миллионов советских военных. Сейчас в России возмущенно говорят: «Освобождая Польшу, погибли 600 тысяч советских солдат, а вы уничтожаете наши монументы и захоронения». Сидя однажды в московском ресторане, я слышал, как люди за соседним столиком повторяли эти тезисы. Такие разговоры могут касаться деда, дяди, тема затрагивает почти каждого россиянина. И это факт, который следует осознать нашим властям, нельзя проводить историческую политику, делая вид, что его не существует.

— Может, стоит начать разговор на эту тему?

— Для разговора нужно двое участников. Российская сторона мыслит категориями подчинения исторической политики целям властей, Польша тоже. Мы не готовы начать дискуссию по существу.

— Российский и польский историк не найдут общего языка?

— Профессиональные историки постоянно ведут диалог, но что из наших выводов становится частью публичного дискурса, зависит не от нас. Пробиться с информацией нелегко: нужно иметь доступ к центральным СМИ или инвестировать огромные деньги, это по силам только государственным организациям.

Есть еще один интересный момент. В последние десять лет, когда историки из двух стран встречались, российские политики говорили: «Оставьте эту историю, нужно говорить об актуальных вопросах, экономике, культуре». Польская сторона настаивала, что нам все-таки стоит обсудить некоторые вещи: не только катынское преступление, но также «Польскую операцию» НКВД, пакт Молотова — Риббентропа, депортации и так далее. Россияне чувствовали, что это неудобные для них темы, и старались избежать разговора.

— Что-то изменилось.

— Изменилась ситуация. Сейчас у Польши гораздо более слабые карты, и поэтому россияне предложили нам обсудить историю. Обратите внимание на слова главы российского МИД Сергея Лаврова, который подчеркнул, что польские власти распространяют пропаганду, между тем Россия хочет заниматься наукой, а не политикой. Вслед за этим россияне опубликовали документы и предложили историкам с ними поработать. Это язык, который в западном мире воспринимают хорошо. В свою очередь, Польша реагирует очень нервно и объявляет, что россияне нас провоцируют. На внутриполитическом уровне это работает, но как российская, так и западная аудитория наше послание не поймет. Варшава предстает в образе стороны, которая не хочет обсуждать факты и рассекреченные документы, а занимается пропагандой. Короче говоря: Россия исполняет музыку, а мы под нее танцуем. Впрочем, это видно по самой теме нашей с вами беседы.

— Эта тема волнует многих поляков. Значит, россиянам удалось нас спровоцировать?

— Если бы Путин ранее пять раз не упоминал о пакте Молотова — Риббентропа, наша реакция наверняка не была бы такой нервной. Российские дипломаты работают отлично. Они выбрали подходящий момент: годовщину освобождения Аушвица, а Холокост и Аушвиц — это символы, которые понимают во всем мире. Кроме того, Польша сейчас ослаблена. Переломным моментом стало принятие злополучного закона об Институте национальной памяти в январе 2018 года (после вмешательства иностранных дипломатов Польша отказалась от пункта, предусматривавшего наказание за обвинение польского народа в преступлениях или соучастии в преступлениях, — прим. Demaskator.24). Сейчас мы пожинаем плоды.

Мы подмочили собственную репутацию в очень важной сфере исследований Холокоста. При этом польские власти, совершенно справедливо выдвигая в своем историческом наступлении на первый план польских Праведников народов мира, сосредоточили внимание практически исключительно на рассказе о положительных польских героях, а одновременно агрессивно нападали на исследователей, которые занимаются менее славными эпизодами истории польско-еврейских отношений. Когда мы стараемся скрыть за фигурами Сендлеровой (Irena Sendlerowa) и Пилецкого (Witold Pilecki) погром в Едвабне, мы наносим удар по собственной репутации.

— Каковы эффекты?

— Из-за того, что мы проводим несбалансированную историческую политику (прежде всего это касается темы Холокоста), нас перестают понимать и уважать в мире. Давайте вспомним, что произошло, когда пару недель назад послы Польши и Израиля на Украине написали совместное письмо, в котором звучала критика ОУН (запрещенная в РФ организация, — прим.ред.) и Степана Бандеры. «На ковер» вызвали только польского дипломата. Украинцы готовы наказывать Польшу, а Израилю про тот же самый документ они не напоминали. В сфере исторической политики мы испортили отношения не только с израильтянами, но и с нашими ближайшими восточными соседями, Литвой и Украиной, а кроме того, оказались в изоляции в ЕС. Россиянам прекрасно об этом известно, поэтому они в подходящий момент объявили, что Варшава вместо истории занимается пропагандой, а они предлагают дискуссию профессионалов. В имиджевом плане российская сторона в итоге выглядела лучше польской.

— Как вы оцениваете решение президента Анджея Дуды (Andrzej Duda), который не воспользовался приглашением и не поехал в Израиль на мероприятия, посвященные 75-й годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау?

— Президент оказался в очень сложной безвыходной ситуации. Вариантов было два. Первый выглядел так: на крупнейшем мероприятии, посвященном Холокост, собираются несколько десятков президентов, канцлеров и премьеров со всего мира, но представителя Польши, страны, на территории которой немцы создали Аушвиц, там нет. Второй: Дуда присутствует на мероприятиях, слушает выступление Путина, атакующего нашу страну, но не может ответить, поскольку ему не предоставили права голоса. Это тоже ужасная ситуация. Я бы не хотел оказаться на месте нашего президента. Если бы не избирательный календарь и президентская кампания, то поехать в Израиль ему стоило.

— Даже не имея возможности выступить после Путина?

— Он мог бы обратиться с мощной речью к журналистам, созвав пресс-конференцию минут через 20 после выступления Путина. Я уверен, что приличные информационные агентства рассказали бы не только о речи Путина, но и о словах Дуды. Однако в связи с внутриполитической обстановкой, то есть в контексте борьбы действующего президента за переизбрание, ситуация, в которой все мировые СМИ показывают, как он, стиснув зубы слушает российского лидера, была бы ударом под дых. Дуда избрал стратегию отказа от боя, с точки зрения текущих политических целей это имело смысл.

— Это не навредит имиджу Польши еще больше?

— Проблема в том, что наши дипломаты и правящая команда со своей исторической политикой работают не на то, чтобы поправить имидж Польши, а на то, чтобы выиграть очередные выборы. Внешняя и историческая политика подчинены внутриполитическим целям. За это приходится расплачиваться.

— Как изменить эту неблагоприятную тенденцию?

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий

— Нужно изменить подход. После выступления российского министра иностранных дел следовало сказать: «Отлично, что вы добрались до этих документов, присылайте российских ученых, у нас есть свои хорошие специалисты, мы не увиливаем, а, напротив, хотим это обсудить, давайте устроим научную дискуссию». Нужно было показать, что мы готовы к диалогу.

— Действительно ли содержание документов из российских архивов было для Польши настолько неудобным?

— Я их просмотрел и могу с уверенностью сказать, что они не имеют особого значения. Обратите, однако, внимание: в день, когда их рассекретили, ни у кого не было времени их внимательно прочесть. Невозможно за три часа тщательно проанализировать примерно сто страниц текста, а именно через такой отрезок времени после выступления российской стороны у нас по поводу этих бумаг, которые никто не прочел, поднялся шум. Что с нами стало? Как легко мы позволяем выводить себя из равновесия и загонять в ловушки, которых мы могли бы без проблем избежать! Вместо желания анализировать и дискутировать Польша продемонстрировала возмущение. Таким образом мы только подтвердили расхожее мнение о нашей болезненной русофобии, нерациональности, склонности «размахивать шашкой».

— Нам нужно менее эмоционально реагировать на связанные с историей темы и устраивать больше научных дискуссий?

— Да. Есть еще один момент. До сих пор Россия нам проигрывала, поскольку у нас было много научных центров, занимающихся историей и говорящих разными голосами. Сегодняшняя историческая политика нашего государства заключается в том, что мы должны говорить в один голос и иметь один центр, делающий официальные заявления. Но в науке, как и в дипломатии, это не работает. Если мы располагаем всего одним каналом, а не множеством, то когда его заблокируют, у нас не останется альтернатив.

— Что это за канал?

— Основным инструментом в Польше выступает сейчас Институт национальной памяти. Мы сами пострадали от того, что перестали играть на нескольких инструментах. Нам следует отказаться от подхода, в рамках которого закрывают или отодвигают на второй план культурные и научные организации, кажущиеся нашему руководству излишне независимыми, представляющие альтернативные подходы к истории и политике памяти. В этой сфере необходимо разнообразие, переход к централизации и ручному управлению — тупиковый путь.

— Помимо России в Европе, например, на Балканах есть другие страны, которые раздули свою историческую политику до невероятных размеров, создавая мифическую историю своих давних достижений и побед.

— В итоге обычно страдают они сами. Это народы, травмированные событиями последних нескольких десятков лет, и, пожалуй, мы не хотим на них равняться. Если общество подсаживается на «исторический наркотик», а потом не хочет лечиться, оно обрекает себя на разложение. Нас это тоже касается.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

https://inosmi.ru/politic/2...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
    • mondi
    • 29 января 2020 г. 18:10
    Какой скользкий пшек... Якобы за неполитизированную сторию, а сам вбросил Катынь. У там-то явно "пованивает". Да и Путин в Израиле по Польше так и не прошедся. Хотя, может и стоило.