Кому не выгодно хоронить принцессу Укока

1 842

               "Для одного наука — возвышенная небесная богиня,

                для другого — дойная корова, обеспечивающая его маслом".

                (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер)


С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Давным-давно, более двух с половиной тысяч лет назад, в земле обетованной, Алтаем ныне именованной, прародительница алтайского народа, хранительница покоя Ак-Кадын (белая госпожа) принесла себя в жертву и тело свое приказала мумифицировать по всем обрядам и обычаям. Охраняли покой усопшей шесть коней, положенных на дно могильной ямы, в два ровных яруса, по тамошним обычаям. Несколько тысячелетий тело принцессы Кадын мирно покоилось в земле, защищая народы Алтая от землетрясений и наводнений, от зла людского и гнева небесного. Алтайцы в святыню свою веровали, легенду эту рассказывали и детям, и внукам своим.

КОНЕЦ ЛЕГЕНДЫ

В начале 90-х годов прошлого века Сибирское отделение РАН проводило Северо-Азиатскую комплексную экспедицию. В ходе раскопок на плато Укок в кургане было обнаружено захоронение "принцессы".

Останки женщины решили исследовать, и с этой целью вывезли в Новосибирск, в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. В результате исследований ученые заключили, что болела принцесса остеомиелитом, и онкологией, на последней стадии которой умерла, последние месяцы жизни была парализована, брила череп налысо и носила парики, одевалась в рубахи китайского шелка, курила коноплю.

С каждым годом о жизни принцессы народу открывались все новые и новые факты, подлежащие всеобщей огласки. Будто обращались ученые к тубаларам с теленгитами (1) и говорили: "Никакая ваша святыня не принцесса, а обычная женщина! Напрасно верите в силу ее великую, в мощь ее неземную!".

Оскорбляли такие заявления веру представителей малочисленных народов Алтая, но силу духа они не теряли и терпели до поры до времени. Видимо, надеясь, что по логике научной умершее тело обычного человека, после всех научных экзекуций, будет предано земле. Захоронят вновь Алтайскую принцессу на плато Укок. И все пойдет по-прежнему…

У НАУКИ БЫЛО СВОЁ МНЕНИЕ

Вера и моральные ценности – вещи не обозримые, исследованиям научным не подвластные. В 2012 году принцесса как "биообъект" была передана во временное хранение Национальному музею им. Анохина Республики Алтай. Насколько временно такое хранение было непонятно: срок состоявшейся передачи стороны не оговаривали и в документах не закрепляли. Да и вообще те документы с точки зрения закона – бумажки не важнее туалетной.

Де-юре на манипуляции с передачей мумии ни институт, ни музей прав не имели. Ведь останки принцессы были собственностью России и позднее включены в состав Музейного фонда РФ. Но только в июле 2015 г.(2) , поскольку алтайские республиканские власти не сразу занялись выполнением предписаний закона.

Де-факто в управлении института, а тем более оперативном, мумифицированные останки в 2015 году уже не находились, институт ими вообще не владел уже. В суде представители института по этому вопросу позднее выступили, что, дескать, знать ничего ни о каком приказе Минкультуры не знали, научный штат института находился в экспедициях, и руководство в то время у них менялось.(3) То есть, никаких прав у института на мумию нет, и никаких обязанностей теперь также. Умыли руки.

Гражданский кодекс, видимо, наши археологи не чтут, и что такое оперативное управление понимать им не хочется. А между тем, как следует из приказа Минкультуры России, ответственность за мумию возложена именно на Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. А институт уже ею и не владеет, потому, что отдал в музей. Без разрешения Российской Федерации в лице министерства. И выходит, музей им. Анохина мумией тоже владеет без законных оснований, то есть фактически она у музея, а юридически на музей никто никаких обязанностей и не возлагал. Музей мумию никому и не показывает, его и не проверить. Прокуратура попробовала – не получилось.

КТО ОТВЕТИТ ЗА ПРОПАЖУ ПРИНЦЕССЫ

Получается, что Алтайская принцесса передана музею, у которого никаких обязанностей по ее сохранности нет. Институт от своего статуса - права оперативного управления, отказывается, в суде заявляет, что его вопрос о нахождении мумии не касается, и надлежащим ответчиком по делу он не является.

Мнение коренных малочисленных народов Сибири при этом вообще никем не учитывается. Законы, они, видимо, не для науки писаны.

ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА - ЭТО НАПАДЕНИЕ

А народы Алтая забеспокоились. Оно и понятно: пропадет принцесса - и с кого спросишь потом? Ведь никто ни за что не отвечает. Передают тело усопшей как эстафетную палочку, оскверняют святыню, а виноватых потом не найдешь.

В истине, вложенной в уста простого народа, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Наталья Михайловна Екеева разумела следующее: "Мы не должны политизировать данный вопрос, нельзя устраивать спекуляции вокруг Принцессы Укока, позволять отдельным псевдодеятелям выступать от имени всего народа, манипулируя при этом стихийными бедствиями. Мы уважаем мнение десятков тысяч людей, которые высказываются за захоронение мумии, но необходимо также услышать мнение государства и науки".

А наука уже все сказала и о сенсациях, и о выделенных средствах. О мнении науки и культуры "от первого лица" высказалась Римма Михайловна Еркинова, заместитель директора Национального музея им. Анохина. "Не стоит забывать о том, — сказала Римма Еркинова, — что благодаря Принцессе Укока были выделены огромные деньги на реконструкцию музея, возросло количество экскурсантов. Стоит отметить, что разговор ученых не ограничивался только этими темами, они не ставили перед собой задачу вынести решение о захоронении или незахоронении Принцессы, речь шла о ценном биологическом объекте, который еще до конца не исследован и является наследием огромного мира…".

Выходит, музей завладел мумией по "филькиным грамотам", и богатеет с тех пор. Иными словами, грабьте народные святыни, граждане-экспедиторы, и сальдо, как говорил Остап Бендер, всегда будет в пользу музеев! Вот только российских ли?

Принцесса-то, по мнению руководства музея, является не достоянием народов Алтая, а "наследием огромного мира". Так, может, завтра примут решение вывести останки в Европу или в США? Передадут на "временное", а точнее бессрочное пользование. А лет через десять забудет мировая культура, откуда принцесса родом. И станут останки святыни Алтая экспонатом Музея Рипли в Сан-Франциско или Британского музея в Лондоне.

Долго шли дебаты между представителями из народа и науки, пока исконные жители Алтая не собрались обратиться в суд за защитой своих конституционных прав. И простому народу, в отличие от музеев, денег никаких не надобно. Но и обратиться всем им в наш суд не просто, слишком много сложностей для "надлежащего оформления" их соединённой воли. Потому выбрали одного, Акая Кине – он и пошёл.

Сам из коренных, алтаец, значит, право имеет. Просит за народ, чтобы святыню захоронили в прежнем месте, на плато Укок. Два десятка лет изучали учёные достояние народа – пора уже и вернуть, что взяли, на свои места.

Позиция же назначенного ответственным научного института, была заведомо понятна, и подтвердилась первым же отзывом. И проста она, как шум пьяного быдла: "А ты кто такой?". Добротная позиция. Это ведь мусульман у нас трогать не рекомендуется. И из Иерусалима, например, никто не осмеливается утащить ничего в музеи. А народы Сибири - и не евреи, и не мусульмане. И российские учёные считают себя вправе обижать их без оглядки на закон, но в интересах "огромного мира". Акай Кине – алтаец, кто он такой? Это Израиль за каждого еврея готов начать боевые действия, а кто будет защищать алтайца? Они давным-давно попросились под защиту России, но Россия теперь и мумию бесценную защитить не в силах, вон, как её лихо упёрли институтские с музейщиками, что и концов не сыскать.

Ну, а спор о сохранении останков Алтайской принцессы в месте её первоначального упокоения сейчас рассматривается в Горно-Алтайском городском суде. Решение, вынесенное по результатам рассмотрения этого спора, безусловно, будет являться яркой иллюстрацией того, как именно соблюдаются права коренных малочисленных народов в нашей стране. У чеченцев, например, есть Рамзан, а у алтайцев - Акай. А разницу в отношении к малым народам покажет нам Россия в лице своей судебной власти.

1. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 25.08.2015) тубалары и теленгиты включены в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

2. Приказом Минкультуры от 29.07.2015 № 2113 останки принцессы были признаны федеральной собственностью и переданы институту в оперативное управление.

3. В производстве Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай находится дело по иску Кине А.К. о признании мумифицированных останков памятником и о восстановлении целостности памятника в виде отдельного захоронения. Решение по делу еще не вынесено.


тэги: [ Принцесса Укока ], [ Алтай ], [ Акай Кине ], [ ученые ], [ собственность ].

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...