Тайная религия доллара: как деньги на самом деле влияют на вашу жизнь (Александр Жвакин)

0 707

«Да, есть такие люди, которые, если дать им подержать в руках пачку новеньких долларовых купюр, начнут в буквальном смысле пускать на них слюни. Они становятся растерянными и обескураженными, как собака Павлова, у которой наблюдается обильное слюноотделение при звоне не того колокольчика». (Алан Уотс) 

У многих из нас возникают противоречивые чувства при виде денег. 

Нам не нравится влияние, которое они оказывают на нашу жизнь. Однако мы прекрасно понимаем, что застряли в системе, в которой деньги нужны нам для того, чтобы выжить. Мы видим, что деньги становятся причиной жестоких войн, но они также помогают исцелиться больным людям. Они – то, с чем мы сталкиваемся каждый день, однако, кажется, что мы никогда не сможем постигнуть их суть. 

Приведённая выше цитата Алана Уотса касается наших неправильных ценностей. Люди стали принимать деньги за счастье, а само их накопление превратилось в главную цель жизни. 

В данной статье мы рассмотрим: 

• историю возникновения привязанности к деньгам; 

• заблуждения, связанные с ними; 

• влияние денег на нашу культуру; 

• как мы можем освободиться от их влияния. 

Неужели деньги заменили Бога? 

«Главная причина, по которой люди ненавидят Америку, заключается в нашей религии. Мы, американцы, поклоняемся деньгам. Школа отделилась от Бога, работа отделилась от Бога, правительство отделилось от Бога, однако на наших деньгах написано, что мы верим в Бога. Всю свою жизнь я ищу Бога, а, оказывается, Он у меня в кармане! Американцы поклоняются деньгам. Банкомат стал нашей новой церковью». («Крис Рок: Никогда не пугаюсь») 

В ХХ веке наблюдалось резкое снижение религиозного влияния, с которым люди прежде никогда не сталкивались. 

Дома многие люди по-прежнему практиковали свои убеждения, однако им не хватало твёрдой уверенности в Боге и целостной философии. К примеру, само понятие божественности перестало занимать первостепенное место в нашей жизни, как это было раньше. Миллионы людей в Западном мире, казалось, сохраняли свою религиозную принадлежность больше по культурным, нежели духовным причинам. 

Однако, с идеологической точки зрения, этого было недостаточно; в нашей культуре образовалась огромная брешь. Человек нуждается в мифе, который позволил бы ему построить собственную систему убеждений таким образом, чтобы она не перегружала его психику. 

Нарратив, который занял место традиционных иудео-христианских ценностей в западной культуре, основывался на идеалах, возникших вместе с капитализмом. Одно из главных базовых убеждений заключалось в том, что мужчины имели возможность контролировать собственную судьбу, а также должны были строить, добывать и распоряжаться плодами своего индивидуального труда. 

Причины произошедших изменений являются предметом горячих споров, однако большинство склоняются к тому, что они были обусловлены научной революцией и появлением свободных рынков, которые не хотели быть скованными теологией. В Соединённых Штатах американская мечта – стремление к счастью – была неразрывно связана с этими понятиями. Изначально она была скромным идеалом, связанным с предоставлением основных свобод и финансовой стабильностью. Тем не менее, изменения, произошедшие за последние пятьдесят лет, породили культуру, одержимую потреблением и расточительством. 

Культурные заблуждения, связанные с деньгами 

«Несмотря на то, что монокультура естественным образом олицетворяет проблемы, связанные с деньгами, экономическая история представляет собой гораздо более тонкий и коварный гобелен верований и постулатов, которые делятся на три категории: кем вы, как человек, являетесь, каков мир вокруг вас и как вы с ним взаимодействуете». (Майкл Ф. С. «Монокультура: как одна история меняет всё») 

Наша нынешняя модель капитализма отражает организованную религию. Это выражается в том, что она является иерархической по своей сути. Смятение и неразбериха процветают, поскольку рынки перешли на спекуляцию, а банкиры взяли на себя роль священников. Среди мирян широко распространена экономическая безграмотность, поэтому неудивительно, что богатство сконцентрировано в руках «избранных». В данной статье мы не будем глубоко проникать в истинную природу экономики, банковской деятельности, мировой торговли и финансовых рынков. Мы остановимся лишь на нескольких важных культурных заблуждениях, которые разделяет большинство из нас. 

1. Накопление денег – главная цель 

Чувствуете ли вы чрезмерное возбуждение, когда сумма на вашем банковском счёте увеличивается, или крайнюю подавленность, когда происходит обратное – даже если вы расходуете деньги с пользой? Или даже если вам не нужно ничего покупать либо вы не нуждаетесь в деньгах в данный момент? Это результат этоса, который превращает накопление денег в главную цель. Вы прекращаете рассматривать их как инструмент, при помощи которого можно получить то, что вам действительно хочется – как правило, определённый опыт. 

2. Ценность денег всегда фиксируется 

Ценность денег – как по отношению к рынку, так и по отношению к нашей личной ситуации – следует рассматривать как нечто гибкое и преходящее. Мы по-разному будем воспринимать одну тысячу долларов – в зависимости от того, что происходит на рынке, и нашей жизненной ситуации. Однако мы больше не замечаем того, что приписываем валюте жёсткие, неизменные физические свойства, которые служат лишь для того, чтобы увести нас ещё дальше от её истинного, податливого характера. Деньги – это обмен продуктивной энергией между двумя лицами или организациями. Ценность, которую мы придаём валюте, постоянно меняется. Мы не должны привязываться к деньгам. Позвольте им легко приходить и уходить из вашей жизни. Когда мы не придерживаемся данного принципа и придаём божественные качества деньгам, это вызывает тревожную привязанность к их количеству в нашем кошельке или на банковском счёте. Таким образом, маркетингу и материализму становится легче нами манипулировать. 

3. Деньги – корень всех зол 

Деньги – не корень всех зол. Это всего лишь способ, облегчающий обмен. Это властный этос дефицита, которым движет индивидуализм и вера в то, что другие не поймают нас, если мы упадём – это вынуждает человечество делать ужасные вещи. Именно этот страх заставляет нас думать, будто мы почти ничего не имеем, даже если на самом деле у нас денег больше, чем у всех остальных людей вместе взятых. Результатом всего этого является культура, из-за которой одна половина населения планеты борется с ожирением, а другая страдает от голода. 

4. Больше денег = больше возможностей = больше счастья 

Согласно экономическому нарративу, деньги дают нам свободу выбора. А что может быть лучше этого?! Как потребитель, вы обладаете наибольшей свободой, когда имеете возможность покупать всё, что захотите. И хотя мы устроены так, что способны справляться с ситуациями, когда оказываемся перед выбором, и развили дар принятия адекватных решений, мы всё равно далеки от того, чтобы регулировать уровень возможностей, доступных в современном мире. Сегодня мы наблюдаем аномально высокие показатели распространённости депрессии среди молодых людей, что может быть связано с таким психологическим феноменом, как «паралич анализа». Да, большее количество денег может дать вам больше свободы, однако маловероятно, что это приведёт к увеличению счастья в вашей жизни. 

5. За деньги счастья не купишь 

И хотя я только что согласился с тем, что больше денег не обязательно означает больше счастья, я признаю: в некоторых случаях они действительно могут помочь человеку. Я не люблю избитое клише «За деньги счастья не купишь», потому что оно чрезмерно упрощает и саму идею денег, и саму идею счастья. Это способствует развитию чёрно-белого мышления. Это обобщение. Я считаю, что счастье является продуктом трёх вещей: воли, мудрости и обстоятельств. Теоретически вы можете быть счастливы, обладая одной или двумя вещами из этого списка. Однако на практике отсутствие одной из них может помешать вашему счастью. 

Например, вы можете прочитать все книги о том, как стать счастливым. Вы можете обладать необычайной силой воли, которая помогает вам упорно двигаться по направлению к своей заветной цели. Однако если вы попадёте в суровые обстоятельства, то вряд ли будете чувствовать себя счастливым человеком. Также вы можете оказаться в благоприятных обстоятельствах и обладать достаточной мудростью, однако если у вас не хватит силы воли, чтобы отказаться от вредных привычек, которые портят вам жизнь, то вы вряд ли станете счастливым. Роль денег в данном уравнении заключается в том, что они способны помочь вам улучшить один из трёх критериев – если у вас нет денег на книги или образование, значит, вам будет трудно получить возможности заниматься тем, что делает вас по-настоящему счастливым. Деньги также могут изменить некоторые элементы ваших жизненных обстоятельств, например: если у вас имеются серьёзные проблемы со здоровьем. Что касается силы воли, то её дневной запас ограничен, однако деньги могут смягчить обстоятельства, которые мешают вам сосредотачиваться на собственном счастье. 

Неужели деньги действительно заставляют мир вертеться? 

Влияние, которое экономический нарратив оказывает на нашу культуру, является настолько глубоким, что оно затрагивает буквально все сферы нашей жизни, начиная от политики и заканчивая чувством идентичности, глубиной отношений, здоровьем и местом искусства и творчества в нашем существовании. Этот нарратив, по сути, представляет собой ряд взаимосвязанных идей, отношений и поведений, которые ограничены рамками капитализма. Я знаю, в этом трудно разобраться, поэтому я лучше приведу несколько конкретных примеров. Данный список отнюдь не является полным и упорядоченным – это просто идеи, которые засели в моей голове. 

Миф индивидуализма 

«Американцы цепляются за миф индивидуализма, как будто он является единственным нормальным образом жизни; они не осознают, что о нём было известно ещё в эпоху Средневековья (за исключением отшельников), а в Древней Греции тех, кто ему следовал бы, сочли бы за психов». (Ролло Мэй «Призывание мифа») 

Индивидуализм как идеология предположительно возник из-за одинокой природы первых дней существования Америки – наверное, благодаря какому-нибудь рейнджеру с Дикого Запада. Однако именно капитализм и гиперконкурентный характер стяжательства помогли укрепить в дальнейшем нашу разделённую культуру. Результатом стало появление трансакционных отношений: дома, на работе и внутри общин. 

Самоопределяющиеся одномерные идентичности 

Если люди в значительной степени идентифицируют себя со своим потенциальным доходом, то это неизбежно приведёт к возникновению общества, большая часть членов которого будет вынуждена иметь дело с неудачами. Когда дети растут, мы постоянно твердим им, что они особенные. «Мэри так хорошо рисует». «Джон отлично играет в футбол». «У Брайана проявляются естественные способности к математике». Но что происходит, когда Мэри, Джон и Брайан достигают двадцати-тридцатилетнего возраста? 

Мэри перестаёт рисовать, потому что она должна сосредоточиться на своей карьере. Джон не достаточно хорош, чтобы стать профессионалом, а банк, где он работает, мало хвалит и поощряет его за те годы, которые он потратил на то, чтобы отточить своё мастерство. Между тем, Брайан работает в средней бухгалтерской фирме; у него всё прекрасно получается, однако ему кажется, что он застрял на одном месте. Если вы определяете успех количеством дохода, то на Земле лишь небольшой процент людей может считаться действительно успешным (как правило, это самые богатые люди в своих социальных кругах). Многие из тех, кто не попадает в данную категорию, могут считать это несправедливым, бесчеловечным. Чёрно-белый взгляд на мир не позволяет вам взять себя в руки после очередной неудачи и сказать: «Да, я не заработал много денег в этом году, однако я сделал то, о чём давно мечтал – написал роман, поэтому всё нормально». 

Узкие области знания 

Утверждение, что наши философские и духовные идеалы почти не изменились за последние 2000 лет, является болезненной иронией. Прежде чем вы начнёте спорить о свободе слова, демократии и прочих вещах, я хочу отметить, что многие из этих идей были распространены ещё в Древней Греции. Между тем, те области, которые непосредственно связаны с накоплением богатства, совершили немыслимый скачок вперёд. Нет, я не собираюсь подрывать великие научно-технические открытия прошлого века, однако наша одержимость потребительскими товарами может показаться бессмысленной перед лицом многих реальных проблем. 

Капитализм сохранил идею о том, что наш прогресс как человеческой расы является линейным, то есть цивилизация всегда движется вперёд. Мы с трудом можем представить себе, что наша молодёжь может быть менее умной, чем молодые люди, которые жили сто лет назад. Тем не менее, если мы отбросим в сторону узкие определения, основанные на коэффициенте умственного развития, и начнём сравнивать их по таким критериям, как эмоциональный интеллект, духовный разум, жизнестойкость и способность к выживанию, то наше поколение может оказаться далеко позади. 

Поклонение ложным идолам 

Ассоциирование денег с чем-то священным заставляет нас верить в то, что в их накоплении существует определённая магия. Как результат, мы все являемся язычниками и поклоняемся ложным идолам в лице миллионеров и семейства Кардашьян. Разбогатеть и достичь просветления либо стать ведущим мировым физиком-теоретиком или мастером боевых искусств – это не одно и то же. Шансы и обстоятельства – постоянно в игре, и, в конечном счёте, мы предпочтём следовать тем, кто умеет развлекать, нежели просветителям. Первые могут многому научить нас, однако зачастую ими оказываются люди, которые лучше всего умеют вызывать шок или увековечивать драму – то, что оказывает на нас непосредственное влияние. 

Обесценивание творческой природы человека 

Капитализм привёл к обесцениванию искусства и творчества. Творческий успех определяется тем, насколько человек преуспевает на рынке – за какую сумму была продана его картина на аукционе, сколько записей он реализовал в течение первой недели и так далее. Это полностью подрывает цель искусства, поощряет погоню за трендами и губит оригинальность. 

Переоценка окружающей среды 

Деньги не уничтожают вес ценности; они просто меняют их. В то время как в древних религиях (например, анимистические культуры) Земля ценилась превыше всего, при капиталистическом строе большее значение придают бесконечному потреблению, нежели окружающей среде. Так, генеральный директор лесозаготовительного предприятия не выступает против окружающей среды; просто он оказался в таких условиях, в которых считает, что сохранение природы менее важно, чем финансовая выгода. Природный мир сегодня ценят вовсе не из-за его уникальности и бесценности, а потому, что он приносит прибыль. 

Но разве всё это нормально? Не является ли капитализм выражением нашей эгоистичной природы? 

Один из наиболее часто употребляемых аргументов в пользу безжалостного капитализма звучит так: «Человечество эгоистично по своей сути». 

Реальность такова, что существует очень мало вещей, которые можно считать «свойственными» человеческой природе. Человек – это не фиксированная конструкция. Мы много говорим о природе человека, однако если бы вы делали выводы, судя по тому, как мы сегодня живём и ведём себя, то вы бы увидели, что мы похожи на льва, который выступает в цирке на трёхколёсном велосипеде. Наше окружение, по большей части, является искусственно созданным, наши движения вялые и ограниченные, а большинство наших действий бессмысленны с точки зрения эволюции. 

Реальность такова, что различные общества действовали по-разному на протяжении всей человеческой истории. Одни общества основывались на господстве, другие – на партнёрстве, третьи – на индивидуализме, четвёртые – на сотрудничестве. 

Упрощённую версию истории обычно представляют следующим образом: люди всегда были и будут жадными. Однако правда ли это? Суть заключается в том, что в книжках по истории обычно пишут о завоевателях, а не миллиардах людей, которые вели спокойную жизнь, основанную на взаимодействии. 

Сегодня наука и большой бизнес идут рука об руку, однако это далеко не новое явление. Некоторые историки считают, что Дарвину заплатили за создание определённых положений теории эволюции. Другой, менее известный учёный Альфред Рассел Уоллес писал о роли сотрудничества и мирной адаптации в природе, что на культурном уровне полностью противоречило убеждениям, необходимым для поддержания британской имперской системы. Я хочу сказать, что предполагаемому приоритету конкурентоспособности в человеческой природе (если сравнивать его с сотрудничеством) не хватает чёткости и ясности. То же самое касается роли природы, воспитания, эпигенетики и бесчисленного множества других культурных явлений. 

В мире живёт много активных моральных абсолютистов. Крайне правые считают, что мы должны придерживаться текущей модели капитализма, что мы заслуживаем всех плодов своего труда и что любая приверженность какой-либо более широкой причине является формой профессионального рабства. Данная позиция часто основывается на заблуждении о справедливом мире – то есть предположении о том, что если вы бедны, значит, вы это заслужили. Они совершенно недооценивают влияние расы, социального статуса и прочего на способность процветать в капиталистической системе. 

Крайне левые верят в то, что мы должны перейти к совершенно иной форме коммунизма, социализма, анархии, трайбализма или ряду самодостаточных общин, однако на данном этапе развития нашего сложного и глобализованного мира, в котором всё взаимосвязано, это не представляется возможным. Также они не признают того, что капитализм в целом, несмотря на свои недостатки, был одним из величайших в истории человечества креативных инструментов, способствовавших социальному сотрудничеству. 

Возникновение этого сотрудничества связано с тем, что капитализм является конкурентоспособным, и для того чтобы обойти конкурента, вы должны иметь сильную команду или сообщество, стоящее за вами. Наряду с укреплением команд и сообществ, происходит развитие рынков: мы начинаем искать новые возможности, ресурсы и инновации. В результате, в течение последнего столетия мы наблюдаем открытие глобальных шлюзов, позволяющих созависимым предприятиям наживать капитал. 

То, будем ли мы сотрудничать на альтруистических началах, является вопросом коллективной воли. Великие войны ХХ века стали причиной сотрудничества между людьми, направленного на обезвреживание непосредственной угрозы. Единственная проблема заключается в том, что мы не признаём угрозы, связанные с нашим личным и общественным благополучием и вызванные текущей моделью капитализма. 

Итак, как мы можем изменить всё это? 

Первое, что нам нужно сделать – это признать религию доллара реальной угрозой нашему благополучию, интеллекту, творчеству, самоуважению и отношениям. 

Сделав это, вы на индивидуальном уровне начнёте принимать на себя ответственность за то, что являетесь винтиком огромной экономической системы. Это означает понимание того, что хотя вы и живёте в обществе, которое поклоняется деньгам, у вас есть выбор действовать независимо от установленных рамок. 

Только постоянно подвергая сомнению статус-кво и переоценивая собственные ценности, вы можете освободиться от своей привязанности к деньгам. Религия доллара будет растрескиваться по швам, если мы придём к пониманию того, что: 1) это миф; 2) для того чтобы достичь благополучия, нам не нужно полагаться на этот миф. В данной статье я попытался объяснить первое. Второе зависит уже от вас. 

Стать свободным от денег не так просто, как бездумно потреблять. Это означает, что вы должны всегда осознанно относиться к покупкам. 

Возрождение стоицизма и минимализма в последние годы свидетельствует об отрицательной реакции на шквал гедонистического потребления в господствующей культуре. Сторонники этих движений считают, что время от времени нам следует практиковать искусство экономной жизни. И тогда через какой-то период вы заметите, что ваш ум стал открытым идее о том, что на самом деле вы можете быть счастливы, обладая намного меньшим количеством вещей. 

«Будьте умеренными, чтобы вкусить радости жизни во всей полноте». (Эпикур) 

Вопрос не в том, какими капитализм и деньги являются по своей природе – хорошими или плохими. 

Вопрос в том, что произойдёт с нашей культурой, если она станет на путь наименьшего сопротивления и откажется от религии доллара. 

Что произойдёт, если мы будем приобретать только прибыльные идеи, образование, искусство, науку и отношения? Возникнет несбалансированное, больное общество потребителей, как в произведении Джорджа Оруэлла «1984». 

Я не знаю, смогу ли я застать систему, которая затмит нынешнюю. Скорее всего, нет. Но если мы начнём с себя, то мы определённо сможем создать предпосылки для развития более устойчивого, процветающего и справедливого общества. 

США настаивают на продолжении банкета. Чем их можно по-настоящему напугать

Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла незамеченной – неприятная для нас, но вполне ожидаемая.Маленькая негритяночка, с францу...

Почему "Орешнику" не требуется взрывчатка для тотального разрушения объекта

Насколько я понимаю нет пока данных объективного контроля что и как там разрушил "Орешник". Однако на словах уже многие сообщили, что "им сообщили, что там все в труху". Ну как...

Австрийцы наказали "Газпром" в суде, но не ожидали, что произойдёт с их страной на следующий день
  • pretty
  • Вчера 16:20
  • В топе

КОТ  КОСТЯНХороший прецедент получился, но только запоздалый. Возможно, если бы эта история произошла на пару лет раньше, европейские энергетики и политики стали бы сговорчивее. И не разрушили по...